Файл: Эффективность менеджмента организации (Понятие и сущность современного менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Взаимосвязь стратегического и оперативного управления, их влияние на качество и эффективность менеджмента

Существует три этапа управления: стратегическое управление, оперативное управление, контроль. Для каждого из них закреплены определенные виды деятельности.

Стратегическое управление - это разработка целей управления, прогнозирования (научное обоснование будущего состояния и развития организации).

Своевременные изменения в организации, отвечая вызовам со стороны окружающей среды и позволяя добиться конкурентоспособности. преимущества, которые в целом позволяют организации выжить и достичь цели.[30]

Контроль включает в себя анализ результатов на пути к достижению цели, проверку неиспользованных производственных запасов.

Оперативное управление принципиально отличается от стратегического управления.[31]

Все это определяет долю риска, которая компенсируется прибылью.

Руководство направлено на снижение доли риска не только в настоящем, но и в будущем, поэтому руководителям предоставляется право на независимость при принятии решений в меняющейся среде.

Стратегическое планирование часто фокусируется на стратегическом планировании. Стратегическое планирование - это набор управленческих действий и решений, которые ведут к разработке конкретных стратегий, призванных помочь организации достичь своих целей, прежде всего, обеспечить инновации в организации. Стратегия обычно разрабатывается старшими менеджерами, но все уровни управления вовлечены в ее реализацию.[32]

Целью стратегического плана является разработка программы действий на будущее, которая дала бы возможность повысить эффективность работы организации во всех сферах ее деятельности.

Установлена ​​прямая связь между стратегическим планированием и эффективностью организации. Крупные и мелкие организации, занимающиеся долгосрочным планированием, имеют более высокую отдачу от инвестиций и более высокие темпы роста, чем те, кто этого не делает.

В процессе оперативного управления может происходить, в частности, оптимизация сетевого графика с целью приведения его в соответствие с установленными сроками и поиска способов их сокращения. Это приводит к улучшению организации труда за счет перераспределения ресурсов и интенсификации задач.


2.3 Эффективность управления и направления её повышения

Общую эффективность организации следует учитывать в составе двух компонентов:

* эффективность внешних возможностей;

* эффективность внутренних.

Исходя из этого, можно провести разграничительную линию с целью обеспечения максимальных продаж продукции и управления как особая деятельность, превращающая неорганизованную толпу в эффективную, целеустремленную и продуктивную группу, которая должна решать задачи, определяющие рыночную политику предприятия.[33]

Повышение внешней эффективности должно отражаться в своевременном удовлетворении рыночных требований путем предоставления потребителям необходимых товаров и услуг - это область «классического» маркетинга.[34]

Оценка внутренней эффективности (управление организацией) - один из самых сложных разделов экономической теории, обусловленный тремя обстоятельствами: - результаты аппарата управления проявляются в результатах всего персонала предприятия;

- существуют некоторые трудности как в оценке результатов управления, так и в учете затрат на достижение этих результатов;

- влияет фактор времени: результат может быть как мгновенным (на операционные решения), так и развивающимся во времени (на стратегические решения).[35]

Конкретные области, которые способствуют повышению эффективности:

- распределение функций;

- структурные изменения в сфере управления;

- инвестирование в человеческий капитал (совершенствование кадровой политики, использование современных форм мотивации работников);

- комплексное и эффективное использование методов управления (экономических, социально-психологических), административных (организационных);

- внедрение информационных технологий; адаптация эффективных зарубежных форм управления (управленческий учет, контроллинг, реинжиниринг и т. д.);

- совершенствование нормативной базы, усиление экономической, правовой ответственности менеджеров за последствия управленческих решений.[36]

В настоящее время существует множество способов повышения эффективности менеджмента, каждый из которых направлен или на самого руководителя, его личные и профессиональные качества, или на какой-либо элемент управленческой деятельности.

Рассмотрим наиболее общие пути повышения эффективности управления:


  1. Совершенствование структуры управления, максимальное ее упрощение, децентрализация большинства функций, определение полномочий руководства с учетом квалификаций и личных качеств.
  2. Выработка стратегии развития организации на основе анализа ее сильных и слабых сторон, разработка философии и политики организации, охватывающей все ее функциональные области.
  3. Разработка информационной системы организации, обеспечивающей эффективную коммуникационную связь между сотрудниками и подразделениями.
  4. Разработка системы принятия решений, правил и процедур управления, системы стимулирования.
  5. Система постоянного повышения квалификации работников на основе обучения, переподготовки, развития инициативы, творчества.
  6. Разработка системы подбора, обучения, оценки и перемещения руководящих кадров, планирование карьеры руководителей,применение стиля руководства, адекватного внутренним и внешним факторам, воздействующим на организацию.
  7. Применение наиболее эффективных методов подбора персонала, его оценки, формирование работоспособного, совместимого состава работников, создание максимально благоприятного социально-психологического климата.
  8. Работа по созданию культуры организации, выработке совместных ценностей, признаваемых и одобряемых сотрудниками .8

Рассмотрим более детально некоторые из путей повышения эффективности менеджмента.

В современных рыночных условиях для эффективности управленческого процесса необходимо, чтобы любой менеджер не только имел глубокие и разносторонние знания, но и отличался оперативностью и деловитостью, обладал чувством нового, постоянно проявлял инициативу.[37]

На развитие эффективности трудовой деятельности работника, в том числе и в сфере управления, можно воздействовать. Важным стимулом квалификационного роста руководящего работника и развития его инициативы является систематическое продвижение по службе. Менеджер должен твердо знать, что вопрос о его продвижении подлежит обязательному периодическому рассмотрению.

Продвижение менеджеров может осуществляться в форме:

  1. перемещения в рамках той же должностной категории и размеров заработной платы, но с расширением выполняемых функций;
  2. повышения заработной платы без повышения в должности;
  3. продвижения его по ступеням должностной лестницы

Росту эффективности менеджмента способствует система повышения квалификации с отрывом и без отрыва от производства. Повышение квалификации направлено на совершенствование и углубление знаний, умений и навыков работника в конкретном виде деятельности.[38]


Стимулирующая роль в повышении эффективности труда руководящих работников выполняет их периодическая аттестация. Основная цель аттестации – выявить, на что способен тот или иной работник, чего он заслуживает. Но при этом проявляется и ее вторая сторона. Чувство ответственности перед предстоящей аттестацией побуждает менеджера к более полному использованию своих способностей, к достижению лучших результатов в труде.

Одним из наиболее действенных путей повышения эффективности управления является мотивация.

Мотивация – стимулирование к деятельности, процесс побуждения себя и других к работе, воздействие на поведение человека для достижения личных, коллективных и общественных целей.

Существует определенная система мотивов к труду. В нее входят мотивы: содержательности труда, его общественной полезности; статусные, связанные с общественным признанием плодотворности трудовой деятельности; получения материальных благ; ориентированные на определенную интенсивность работы.[39]

Важную роль в обеспечении эффективного управления играет делегирование, которое означает поручение выполнения определенных задач подчиненным.

Преимуществами делегирования являются:

– высвобождение руководителя для выполнения наиболее важных работ;

– расширение объема выполняемых организацией заданий;

– развитие у подчиненных инициативности, умения и навыков, профессиональной компетенции;

– расширение уровня принятия решений.

Делегирование – это не способ уйти от ответственности, а форма разделения управленческого труда, позволяющая повысить его эффективность.

Эффективность или неэффективность управления в значительной степени определяется организационной структурой менеджмента на предприятии. От правильного выбора организационной структуры зависят быстрота и экономичность принятия решений, результативность выполнения поставленных руководством задач, а, следовательно, и общая эффективность менеджмента на предприятии.

Процесс деления организации на отдельные блоки, связанные с организационным выделением и обособлением групп сложных работ называют департаментизацией.

В настоящее время существуют следующие виды организационных структур управления:

1. Линейная департаментизация – характеризуется простотой, одномерностью связей (только вертикальные связи) и возможностью самоуправления; эффективна при выполнении организацией однотипных работ без дифференциации специалистов (например, в низовых производственных звеньях, семейном и малом бизнесе и т.д.)


2. Функциональная департаментизация – процесс деления организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную задачу и обязанности. Целесообразно использовать в организациях, выпускающих ограниченную номенклатуру продукции, действующих в стабильных внешних условиях.

3. Департаментизация по продукту (продуктовая) – выделяются блоки, связанные с производством и реализацией какого-либо продукта.

4. Традиционная департаментизация основана на комбинации линейной и функциональной департаментизации. Основой этой структуры являются линейные подразделения, осуществляющие в организации основную работу и обслуживающие их специализированные функциональные подразделения.

5. Девизиональная организация – сочетание централизованного планирования наверху и децентрализованной деятельности производственных отделений; эффективна в условиях много продуктового производства или многонациональных компаниях с большой территориальной разобщенностью.

6. Матричная организация комбинация функционального и продуктового подходов, где функциональная часть матрицы ответственна за обеспечение работы спецификациями, техническим руководством и т.д., а продуктовая – отвечает за выполнение работы, управление и оценку результатов, выполнение рабочих операций, достижение целей.[40]

Выбор оптимальной организационной структуры (в зависимости от особенностей и специфики деятельности предприятия) может в значительной степени повысить эффективность менеджмента и результаты деятельности в целом.11

Существует большое количество по обеспечению эффективности коммуникаций на предприятии, например:

– создание единой компьютерной сети на предприятии;

– возможность доступа сотрудников к информационным базам данных, отчетам и иным материалам, связанным с деятельностью фирмы в различных областях, в том числе и инновационной;

– регулярная организация специальных конференций для персонала разных уровней;

– визиты специалистов компании в передовые подразделения для обмена опытом и т.д.[41]

Для создания эффективной информационной системы на предприятии можно использовать различные способы, но важно понимать, что только системный подход к информационному обмену позволяет гибко управлять работой фирмы.

Повысить эффективность управления можно также, применяя различные методы непосредственно к менеджеру, например, увеличить уровень его квалификации, получить дополнительное образовании и т.д.