Файл: Индивидуальное предпринимательство (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 388

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Понятие правового статуса индивидуальных предпринимателей, его структура

1.2. Основные особенности правового статуса индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации

1.3. Особенности возникновения и прекращения статуса индивидуального предпринимателя в Российской Федерации

Выводы по первой главе

2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Влияние правового статуса индивидуального предпринимателя Российской Федерации на подведомственность судебных споров

2.2 Меры правовой ответственности индивидуальных предпринимателей

2.3 Права и обязанности индивидуальных предпринимателей

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Отдельным моментом, ограничивающим деятельность индивидуальных предпринимателей, можно назвать лицензирование некоторых видов деятельности, когда возможность заниматься определенной деятельностью требует специального разрешения. В п. 1 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование характеризуется как «деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования». Получив лицензию, индивидуальный предприниматель может заниматься лицензируемыми видами деятельности (п. 3 ст. 23, п. 3 ст. 49 ГК РФ). И в то же время, некоторые виды такой деятельности могут осуществлять исключительно юридические лица, но не ИП, что сильно ограничивает свободу предпринимательства. Представляется, что данные ограничения введены из-за особой значимости определенных видов деятельности для гражданского общества, однако, российским законодательством упущена из внимания повышенная гражданская ответственность ИП и, исходя из этого, наибольшая возможность привлечь его к возможному причинению ущерба.

Есть определенные особенности и в осуществлении деятельности частных предпринимателей, которые значительно отличают их от юридических лиц:

1) при регистрации ИП не нужен уставной капитал, в то время как для коммерческих организаций он обязателен;

2) отсутствие учредительных документов при регистрации;

3) индивидуальный предприниматель может вести только налоговый учет, но не требуется бухгалтерский;

4) в отношении частного предпринимателя при взыскании налогов применяется судебный порядок, с юридических же лиц можно взыскать налоги вне суда;

5) на индивидуального предпринимателя не распространяются ограничения Центрального Банка, которые действуют для юридических лиц при расчете наличными средствами;

6) так же облегчен переход на систему налогообложения, являющуюся упрощенной.

Вместе с основными особенностями, Волгин В.В. выделяет «творческий подход индивидуального предпринимателя».

Данные особенности можно отнести к преимуществам ИП перед юридическими лицами. Но в то же время, риск частных предпринимателей порой гораздо выше юридических лиц. Имущество индивидуального предпринимателя не является обособленным, как это происходит в юридических организациях. Обращая внимание на данный вопрос, мы понимаем, что все трудности связанны с вышеуказанными законами ГК РФ, которые определяют двойственность правового статуса субъекта. Это подтверждается п. 3 ст. 23 ГК РФ, когда индивидуальный предприниматель, являясь одновременно физическим лицом, на которое распространяется имущественное положение как гражданина, и предпринимателем, чья деятельность регулируется нормами гражданского законодательства о юридических лицах, «если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения» [3]. Данная проблема, касаемо статуса индивидуального предпринимателя и его имущественного положения, остается одной из самых дискуссионных. И в научной литературе есть различные мнения, которые призывают законотворцев более пристально отнестись к этому вопросу. Например, М.Д. Шапсугова в своих работах говорит о том, что «надо предусмотреть обязательное наличие обособленного имущества используемого для занятия предпринимательской деятельностью, либо, в случае его отсутствия, - обязательное страхование гражданско-правовой ответственности индивидуальных предпринимателей» [31, с. 9].


Так же к отрицательным сторонам малого предпринимательства можно отнести то, что не все юридические лица, работающие из-за рубежа готовы вести совместную деятельность с российскими предпринимателями, из-за того, в определенных случаях они освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость, что создает некоторые неудобства заграничным партнерам. Кредитование индивидуальных предпринимателей так же гораздо более ограниченно по сравнению с юридическими лицами, так как субъекты частного предпринимательства несут большие риски для банков, что так же является существенным минусом, так как возможности развития бизнеса и его расширения будут тоже ограниченны.

1.3. Особенности возникновения и прекращения статуса индивидуального предпринимателя в Российской Федерации

«Приобретение физическим лицом статуса субъекта предпринимательской деятельности без образования юридического лица является одной из наиболее значимых процедур, непосредственно влияющих на экономику государства» [15].

Точкой отсчета для начала предпринимательской деятельности считается государственная регистрация гражданина как индивидуального предпринимателя. «Процедура государственной регистрации индивидуального предпринимателя как субъекта предпринимательской деятельности, имеет конститутивное значение» [20, с. 82]. То есть правовой статус частных предпринимателей возникает только после свершившегося факта регистрации. И все же данное значение слегка ослабло после принятия первой части Гражданского Кодекса, где в п. 4 ст. 23 говорится о том, что если физическое лицо не было зарегистрировано как субъект предпринимательства, но при этом вело такую деятельность, то он не вправе ссылаться на это.

Регистрация индивидуальных предпринимателей регулируется федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ и соответствующих нормативно-правовых актов. Субъекты РФ не могут создавать новые законодательные нормы для того, чтобы регулировать отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией. Первоочередная задача, которую осуществляет данный закон – это регулирование тех правоотношений, которые появляются после регистрации субъектов предпринимательства после их создания или ликвидации, либо реорганизации и внесении различных изменений в их учредительную документацию.


Каждый гражданин РФ, лица, не имеющие гражданства и граждане других стран, собирающиеся начать вести предпринимательскую деятельность в России, обязаны зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель. Пройти такую регистрацию могут те, кому вести данную деятельность закон не запрещает.

В статье 1 Закона о регистрации говорится, что «государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом» [12].

Как указано в п. 1 Общих положений Постановления Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (ред. от 03.10.2018) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей уполномочена осуществлять Федеральная налоговая служба, в порядке, который установлен российской Конституцией и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

Определение порядка регистрации граждан как частных предпринимателей так же описано в Законе о регистрации. Регулирование данных отношений так же необходимо в «связи с ведением государственных реестров – единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей» [26, с. 384.].

На сегодняшний день регистрация ИП происходит в большинстве случаев в заявительном порядке. Отказ в регистрации происходит, как правило, по формальным основаниям, например, из-за неполного комплекта документов, их несоответствия или предоставление их в неуполномоченный орган, заполнение недостоверных сведений в данных документах и т.д. Полный перечень причин, по которым в государственной регистрации физическому лицу в качестве индивидуального предпринимателя может быть отказано, приведен в п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019).

Регистрация начинающих предпринимателей производится регистрирующим органом по месту их жительства.


Затем в регистрирующий орган заявитель должен предоставить документы, список которых приводится в «ст. 22.1 Закона о регистрации, а именно:

1) Заявление, подписанное заявителем по форме, утвержденной Правительством РФ;

2) копия паспорта заявителя, в случае, когда он является гражданином РФ;

3) если заявитель – гражданин другого государства, то необходима копия документа, который установлен законодательно либо признается международным договором;

4) если же заявитель вовсе не имеет гражданства, то необходима копия документа, так же установленного федеральным законом либо признаваемого международным договором РФ как удостоверяющий личность лица без гражданства;

5) копия свидетельства о рождении физического лица необходима, если представленный документ не содержит сведений о дате и месте рождения заявителя;

6) так же нужна копия документа, подтверждающего право проживать на территории РФ на временной или постоянной основе, если заявитель иностранец либо не имеет гражданства;

7) подлинник или копия документа, в котором содержаться сведения об адресе места жительства заявителя, если такие сведения не содержаться в основном документе;

8) Согласие законных представителей заявителя, не достигшего восемнадцатилетия, заверенное нотариально, либо копия свидетельства о браке, либо копия решения органов опеки о признании лица дееспособным;

9) документ, подтверждающий уплату пошлины;

10) справка об отсутствии у заявителя судимости и (или) факта уголовного преследования либо о его прекращении по реабилитирующим основаниям, если он собирается осуществлять предпринимательскую деятельность, связанную с несовершеннолетними детьми, по перечню, установленному Правительством РФ;

11) решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, о допуске к предпринимательской деятельности в сфере, связанной с несовершеннолетними, если обвинение в сторону заявителя было прекращено по нереабилитирующим основаниям, и судимость было по преступлениям небольшой тяжести» [12].

Под данную статью не попадают совершеннолетние лица, ограниченные судом в дееспособности, хотя формально у них есть право с согласия попечителя регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Исходя из этого, хочется порекомендовать дополнить данную статью «согласием попечителя, заверенным у нотариуса для осуществления государственной регистрации совершеннолетним лицом ограниченно дееспособным судом» [26, с. 380].


По факту регистрации делается запись в государственном реестре. Внесение данной записи в реестр считается моментом совершения государственной регистрации индивидуального предпринимателя. Регистрация субъекта предпринимательства проводится по месту жительства заявителя в течение трех рабочих дней со дня предоставления необходимых для регистрации документов. В качестве подтверждения о свершившийся регистрации, индивидуальному предпринимателю выдается Лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Выдача его происходит по запросу, составленному в произвольной форме на бесплатной основе.

Единственно верным фактором, который позволяет установить место проживания гражданина для проведения регистрации как предпринимателя, является его регистрация по месту жительства. Законодательно место регистрации предпринимателя и место осуществления им коммерческой деятельности никак не связаны. Именно поэтому если физическое лицо имеет прописку не в том населенном пункте, где будет осуществляться деятельность ИП, его государственная регистрация будет производиться по месту жительства.

Здесь вскрывается двойственность такого положения, в которое ставит индивидуального предпринимателя наше законодательство, т.к. место, где гражданин проживает, определенным образом индивидуализирует его, ведь с ним связаны определенные правовые действия, такие как уплата налоговых обязательств, подача заявлений в судебные инстанции и т.д. И в то же время, ст. 27 Конституцией РФ определено, что «каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства» [1]. Отсюда получается, что данная привязка регистрации предпринимателей к их месту жительства нарушает гражданские права предпринимателей и ограничивает их.

В разных источниках предлагают разные варианты решения данной проблемы. Некоторые исследователи предлагают «добавить в ст. 20 ГК РФ определение, которое бы помогло однозначно установить место жительства физического лица для регистрации в качестве субъекта предпринимательства» [30, с. 23]. Другие предполагают, что правильнее было бы «сделать правки в п. 3 ст. 8 Закона о регистрации, которые бы позволили регистрироваться предпринимателям не только по месту их жительства, но и по месту регистрации» [22, с. 15].

В ст. 23 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», приведен перечень, согласно которому в регистрации предпринимателям могут отказать. Решение об отказе выносится в тот же срок, который предусмотрен для регистрации, и в течение одного для после принятия решения направляется заявителю. В данном отказе должны быть указаны основания со ссылкой на нарушения. Заявитель имеет право обжаловать это решение в судебном порядке.