Файл: Влияние сексуальной информации на сознание, поведение школьников..pdf
Добавлен: 28.04.2023
Просмотров: 175
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1.Влияние информации сексуального характера на детей.
1.2.Особенности полового воспитания школьников.
Глава.2 Экспериментальная работа по исследованию полового воспитания школьников
2.1.Характеристика констатирующего эксперимента.
2.2.Характеристика формирующего эксперимента.
2.3.Итоговая диагностика и сравнительный анализ результатов.
16 чел. (61%) заявляют о себе косвенно (сестра, дочь, подруга, добрая, спокойная), что говорит о знании специфики определенного репертуара полоролевого поведения, которое может быть: широким (если включает в себя несколько половых ролей); узким (если включает в себя только одну-две роли).
У 21 чел. (80%) пересекаются прямое и косвенное обозначение пола. Наличие такого варианта ответов говорит о сформированности позитивной половой идентичности, возможном многообразии ролевого поведения, принятии своей привлекательности как представителя пола, и позволяет делать благоприятный прогноз относительно успешности установления и поддержания партнерских взаимоотношений с другими людьми.
5 чел. (20%) в своих ответах не определяют себя ни к какому из полов. Отсутствие обозначения пола констатируется тогда, когда написание всего текста идет через фразу: «Я человек, который…». Причины этого могут быть следующими:
1. отсутствие целостного представления о полоролевом поведении на данный момент времени (недостаток рефлексии, знаний);
2. избегание рассматривать свои полоролевые особенности в силу травматичности данной темы (например, вытеснения негативного результата сравнения себя с другими представителями своего пола);
3. несформированность половой идентичности, наличием кризиса идентичности в целом (рис. 2).
Рисунок 2. Обозначение пола
Делая вывод по данному пункту методики, можно сказать, что подростки, в своей большей части, уже соотносят себя с полом. Для них это стает одной из важных частей жизни, потому что именно в этом возрасте дети пытаются построить гармоничные взаимоотношения между полами.
На следующем этапе использована Анонимная анкета для учащихся (Приложение 2).
Цель анкеты – получить информацию относительно знаний учащихся в области половых отношений. Респондентам нужно было выбрать один из вариантов ответов или предложить свой. Всего было 15 вопросов.
На первый вопрос «Что вы понимаете под словосочетанием «половые отношения»?» респонденты в большей части не давали ответов. Несколько человек решили, что «половые отношения – это такие отношения, которые отличаются от деловых и бытовых», «близкие отношения», «отношения в сексуальной сфере». Причем секс упоминается в 30% ответов, то есть у 7 чел.
Половые отношения представляют собой одну из важных сторон жизнедеятельности человеческого организма и прежде всего это выражение любви по отношению друг к другу. Ученики 9 «а» класса не понимают значение этого словосочетания. Это является серьезной проблемой для общества в целом, потому что такие знания не способствуют развитию правильного полового поведения.
О половых отношениях молодежь узнает в первую очередь из разговора со сверстниками – 9 чел. (40 %), потом из телепередач – 6 чел.(23 %) и чтения специальной литературы – 5 чел.(19 %). 4 чел. (14 %) могут побеседовать на эту тему с родителями и только 2 чел. (4 %) узнали об этом 62 от педагогов. Очень маленький процент детей узнали о половых отношениях от педагогов. Это очень низкие данные (рис. 3).
Рисунок 3. Источники знаний о половых отношениях
Дети считают, что молодежь начинает раннюю половую жизнь, чтобы казаться взрослее – 8 чел. (29 %), из любопытства – 6 чел.(25 %), под воздействием алкогольных, наркотических и токсических средств – 5 человек (19%) или случайно - 7 чел. (27%), а это является ложной мотивацией (рис. 4).
Рисунок 4. Причины ранней половой жизни
Ранняя половая жизнь может причинить вред, считают 14 учащихся (55 %), а 12 чел. (45 %) думают, что от этого нет никакого вреда. К причинам вреда они относят: нежелательную беременность; последствия аборта; дальнейшее бесплодие; заражение венерическими заболеваниями и СПИДом; физическая, психологическая и духовная неподготовленность; нехватка опыта; суицид.
Но если молодые люди во время предохраняются и в их отношениях доминирует любовь, то это не принесет никакого вреда, а наоборот пользу для организма. Хотим отметить, что встречаются, и такие ответы как необходимость социальной зрелости и возможность принять ответственность за себя и другого человека.
С какого возраста следует начинать половую жизнь, подростки считают, что с 16 – 17 лет – 9 чел. (38 %), с 18 лет – 6 учащихся (25 %) и с 14 – 15 лет – 5 чел. (18 %), личный выбор каждого – 6 чел. (19%) (рис. 5).
Подростки считают, что в школе вопросами нравственно - полового воспитания с ними не занимаются. И специальный курс по этой теме 13 учащимся (50%) не нужен, а остальные затруднились ответить. Вопросами нравственно-полового воспитания с детьми должны заниматься родители – 9 чел. (40%), учителя – 2 чел. (5%), специалисты – 7 чел. (20%), психологи – 8 чел. (35%) (рис. 6).
Рисунок 5. Возраст начала половой жизни
Рисунок 6. Люди, занимающиеся нравственно-половым воспитанием
Далее вопросы анкеты затрагивают тему брака. Люди вступают в брак, потому что любят друг друга – 7 чел. (35%), по традиции – 5 чел. (20%), потому что выгодно – 2 чел. (4%), потому что доверяют друг другу – 5 чел. (20%), из-за детей – 4 чел. (15%), боятся остаться одни – 3 чел. (6%) (рис. 7).
Абсолютно все дети считают, что брак должен продолжаться всю жизнь. 20 чел. (76%) категорически против однополых браков и 6 чел.(24%) относятся к ним нейтрально. 24 чел. (92%) хотели бы иметь детей, при условии, что дети будут расти в семье, 2 чел. (8%) – не хотят иметь детей вообще.
Рисунок 7. Почему люди вступают в брак?
Анкетирование позволило сделать вывод, что проблема полового воспитания среди школьников стоит очень остро и нуждается в ее решении.
На третьем этапе использован «Психотест на определение гендерной идентификации и сексуальной ориентации» (Приложение 3).
Цель данной методики: определить социально-активную роль человеческой личности в гендерной среде и принадлежность индивида к определенной половой категории. Для этого школьникам было предложено 10 вопросов, на которые они должны были ответить не задумываясь. Вопросы зачитывались, для ответа на каждый из вопросов давалось не более 5 секунд. 66 Результаты методики отслеживались по блокам.
Первый блок – выявление предрасположенности к тому или иному гендерному признаку или сексуальная ориентация. Один из четырёх компонентов сексуальности (три других компонента: биологический пол, гендерная идентичность и социальная гендерная роль), определяемый как более или менее постоянное эмоциональное, романтическое, сексуальное или эротическое (чувственное) влечение индивида к другим индивидам определённого пола. Результаты методики показали, что подростки заинтересованы и увлекаются только людьми противоположного пола (гетеросексуальность). Такая предрасположенность является наиболее правильной для поведения человека.
Второй блок методики – выявление принадлежности к тому или иному полу по ощущениям подростков. А это значит, причисляют ли себе женские качества девочки и мужские качества – мальчики. Например, женственность, доброта, чувственность у девочек, а ответственность, самостоятельность, сила воли у мальчиков. 24 чел. (89%) ощущают принадлежность к своему полу, что говорит о гармоничном развитии в их возрасте. 2 чел. (11%) приписывают себе качества противоположного пола. Это говорит о неправильном воспитании ребенка в период с 2-7 лет, когда у него формируется половая идентификация. С такими детьми необходимо проводить тесты, анкеты или беседы, с целью выявления данного отклонения от нормы. Это не так страшно, как кажется.
Третий блок методики – выявление чувственного или рационального отношения к жизни. Отношение к себе. 13 чел. (50%) рационалисты, другие 50% учитывают в первую очередь свои чувства и эмоции. Это не плохо и не хорошо, просто в будущем детям придется немного пересмотреть свою жизненную позицию. Как подростки относятся к себе? Абсолютно все 26 человек ответили, что всегда критикуют себя, страдают этим.
Четвертый блок – выявление у испытуемого отношения к своему социальному положению, и такому же положению других. Так в ответах подростков прослеживалось отсутствие агрессии к людям, которые ниже их по социальному статусу. Но при всем при этом, к статусу выше своего, половина подростков (50%) относится с негодованием. Это можно объяснить особенностями возраста. И для этого необходимо занятие, которое покажет подростку способы отреагирования на проблемы их возраста.
Пятый блок методики – выявление проблем в интимной среде, что означает, например, недостаток личной жизни, чувств и эмоций, которые бывают от отношений с противоположным полом. Девятиклассники отмечают, что такие проблемы имеются в 79% случаев из 100%. У 15 человек имеются такие проблемы, их можно объяснить неумением подростков общаться друг с другом именно в плане отношений.
2.2.Характеристика формирующего эксперимента.
Цель формирующего эксперимента: разработать социально-педагогическую программу нравственно-полового воспитания подростков в условиях средней общеобразовательной школы и экспериментально проверить ее эффективность.
Программа «Он, она, они» разработана на основе анализа теории и практики, данных констатирующего эксперимента, целью которого являлось выявление и расширение уровня знаний подростков о нравственности, о самих себе, о семье и браке, формирование гигиенических навыков.
Программа была реализована на базе МАОУ «Средняя образовательная школа №61» г. Перми.
Срок реализации программы: 1 год.
Цель программы – содействие нравственно-половому воспитанию подростков, через проведение воспитательных мероприятий, ориентированных на формирование представлений у подростков о моральных нормах, o своем и противоположном поле, о семье и браке, о способах преодоления трудностей, связанных с их возрастом.
Заявленная цель может быть достигнута через выполнение следующих задач:
Обучающие:
1. Расширить знания подростков о нравственности, морали, этике;
2. Сформировать знания учащихся о понятии «нравственно-половые отношения»;
Развивающие:
1. Создать условия для развития у подростков своей осознанной роли в будущей семье;
2. Оказать помощь в создании условий для осознания подростком собственного поведения и воспитать ответственность за свои поступки;
Воспитывающие:
1. Формировать навыки преодоления трудностей, связанных с возрастным периодом;
2. Способствовать воспитанию ценностных ориентиров;
3. Формировать гигиенические навыки подростка.
Принципы разработки и реализации программы:
- принцип гуманности - гуманное отношение к личности, уважение его прав и свобод, доведение до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания, при реализации программы;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей на всех мероприятиях программы;
- принцип наглядности – предусматривает использование компьютерных презентаций, иллюстраций, брошюр и раздаточных материалов. Принцип будет использоваться на каждом занятии программы.
- принцип конфиденциальности - данные об учащихся, полученные в процессе нашей работы на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению вне согласованных условий.
Программа состоит из двух разделов.
Первый раздел – «диагностический», включает диагностические методики, которые использовались: в ходе констатирующего эксперимента, в процессе проведения всех мероприятий программы; при проведении итоговой диагностики по окончании реализации программы, для определения уровня знаний подростков о нравственно-половых отношениях, а также для определения уровня сформированности нравственных качеств.
Второй раздел – «деятельностный», он включает в себя 11 занятий, направленных на формирование у подростков нравственных качеств воспитание ответственности за собственные поступки и установления разумного отношения к вопросам пола. Одно занятие было проведено с родителями для того, чтобы они увидели важность нравственно-полового воспитания именно в подростковом возрасте.
2.3.Итоговая диагностика и сравнительный анализ результатов.
После проведения формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика с помощью трех методик.
Цель эксперимента - определить уровень знаний подростков о нравственно-половом воспитании, проверить значимость и обоснованность реализованной программы по нравственно-половому воспитанию подростков в условиях средней общеобразовательной школы.
Методика «Анонимная анкета для учащихся».
На первый вопрос «Что вы понимаете под словосочетанием «половые отношения»?» на этапе констатирующего эксперимента респонденты в большей части не давали ответов. Сейчас же подростки считают, что «половые отношения – это отношения между мальчиком и девочкой, которые подразумевают не только интимную сферу, но и любовь», «половые отношения – это общение между полами, это когда мужчина и женщина любят, ценят, уважают и доверяют друг другу».