Файл: Влияние сексуальной информации на сознание, поведение школьников..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Известно, что первые два этапа психосексуального развития протекают на относительно «спокойном» гормональном фоне. На третьем этапе постепенно возрастают функции эндокринной системы, активизируются половые железы. Развитие детей характеризуется формированием личности, социального сознания, адекватной оценки своих способностей. Происходит некоторое отдаление от семьи, вырабатывается собственное мировоззрение, развиваются высшие эмоции. Хорошее понимание этого процесса, разумное половое воспитание поможет родителям не только оценивать поведение детей, но и всегда быть готовым оказать им адекватную помощь[4].

При отсутствии взаимопонимания в семье подросток только в неформальной группе сверстников может получить интересующую его информацию, обсудить волнующие его вопросы. Более того, это может способствовать различным нарушениям становления сексуальности. Этапу формирования психосексуальных ориентаций обычно свойственны смена влюбленностей и идеалов, порой наличие сразу нескольких увлечений, которые взрослые оценивают как ветреность и легкомыслие.

Опыт показывает, что «любовь с первого класса», либо длящаяся годами безответная любовь чаще являются показателем трудностей сексуальной адаптации, что проявляется очень узким, ограниченным индивидуальным выбором, затрудняющим формирование зрелой сексуальности. Очень важно, на наш взгляд, учитывать половозрастные особенности подростков, так как они предопределяют эффективность нравственно-полового воспитания, от которого зависит гармоничное развитие подрастающего поколения и полноценное формирование полового поведения и детородной функции. Эффективность нравственно-полового воспитания зависит не только от учета индивидуальных особенностей, а еще и от того как ребенок понимает процесс этого воспитания, с какой стороны рассматривает, как относится к нему

1.2.Особенности полового воспитания школьников.

Нравственно-половое воспитания – это триединство духовно-нравственного, сексологического и медикo-гигиенического воспитания и образования. С. Андреева подчеркивает, что вопросы нравственно-полового воспитания – одни из наиболее трудных в воспитательном процессе. В семейном воспитании их тоже часто стремятся обходить, замалчивать, полагая, что ответы на все вопросы, связанные с полом, дети и подростки получат «у жизни». Такое отношение к проблеме объясняется многими причинами, в первую очередь, религиозными и культурными традициями общества, ведь почти все, связанное с полом, всегда было табуизировано. В обществе до сих пор даже не выработались языковые средства для названия половых органов, полового акта. Используется либо медицинская терминология, либо грубые, часто непристойные слова[5].


Как утверждают Д. Н. Исаев и В. Е. Каган, половое воспитание как процесс систематического, сознательно планируемого и осуществляемого, предполагающего определенный конечный результат направленного воздействия на психическое и физическое развитие мальчика (мужчины) и девочки (женщины) с целью оптимизации их личностного развития и деятельности во всех, связанных с отношениями полов, сферах жизни. В этом смысле половое воспитание, как и вообще воспитание, предполагает наличие осознаваемых целей, соответствующих им программ и методов, конкретных ответственных исполнителей[6].

В конечном итоге все это способствует формированию нравственного идеала семьи, пониманию ее ценности и необходимости для человека, преодоления жизненных трудностей, сохранения здоровья. В процессе нравственно-полового воспитания у школьников должно формироваться понимание и сознательное отношение к представителям другого пола, умения организовывать полоролевое взаимодействие на основе взаимопонимания и взаимного уважения, оценивать свое душевное и физическое состояние.

Большой вклад в рассмотрение проблемы нравственно-полового воспитания внес В. Е. Каган в книге «Воспитателю о сексологии». Он рассматривает процесс полового воспитания в культурном контексте. Нравственно-половое воспитание – путь передачи психосексуальной культуры из поколения в поколение, формирующий массовое и индивидуальное половое сознание. Нравственно-половое воспитание, таким образом, это влияние общества на психосексуальное развитие и формирование человека[7].

Нравственно-половое воспитание надо начинать с раннего возраста, когда ребенок начинает понимать окружающие его явления. Тогда понимание половых отношений останется у него на всю жизнь[8].

В вопросах нравственно-полового воспитания решающими являются не какие-либо отдельные способы, специально предназначенные для нравственно-полового воспитания, а весь общий вид воспитательной работы. Значение нравственно-полового воспитания нельзя недooценивать. Оно очень велико. Необходимо в подростке развивать личностные качества и помогать правильно развиваться в половом отношении. Чем грамотнее объяснять подростку, что такое нравственно-половые отношения, тем лучше будет результат, который необходим, прежде всего, ему самому.

Необходимо серьезно задуматься о необходимости нравственно-полового воспитания, так как это может предотвратить многие семейные проблемы и проблемы самой личности. Нo отдельно половое воспитание не будет эффективным. Его нужно связать с нравственным аспектом, тогда положительных результатов не придется долго ждать. Подростку будет намного проще выстраивать отношения в браке, если он уже знает все то, что его ожидает, владеет теми практическими советами, которыми с ним поделились, хотя бы его родители. А главное, если подросток сумеет воспользоваться ими[9].


Нравственно-половое воспитание - неотъемлемая часть нравственного воспитания. Все, что воспитывает целостную личность - определяет цели нравственности полового воспитания. Онo должно помочь развивающейся личности освоить роль мальчика или девочки, юноши или девушки, а в дальнейшем роли не только мужчины или женщины, но и мужа или жены, отца или матери в соответствии с общественно-моральными принципами и гигиеническими требованиями[10].

Для осуществления этих задач необходимо формирование у самих воспитателей и родителей правильного отношения к вопросам пола. Основой этого должны быть психолого-педагогические, психологические и морально-этические принципы, а также знание возрастных анатомо-физиологических и психических особенностей детей и молодежи, правил личной гигиены, организации рационального питания и режима учебы, труда и отдыха. Получаемые подрастающим поколением постепенно, в соответствии с возрастом, правильные сведения о проявлениях пола, будут способствовать уменьшению невежественности, постыдности, запретности, таинственности в вопросах, касающихся этих проявлений[11].

Выводы

Родители, учителя и другие специалисты, вовлеченные в воспитание ребенка, обеспокоены тем, что ребенок может получить доступ к материалам сексуального характера, а также тем, какое влияние увиденные материалы могут оказать на психическое и сексуальное развитие ребенка. Большая часть сведений, которые мы получаем из средств массовой информации, стремится нормализовать оскорбительное сексуальное поведение.

Информация сексуального характера может оказать следующее влияние на ребенка: создание ценностей и отношения к сексу, а также формирование сексуального поведения; возникновение раннего или преждевременного сексуализированного поведения у ребенка; возникновение экспериментирования с вызывающим сексуальным поведением; формирование мнения, что вызывающее поведение приемлемо; формирование неправильного представления об отношениях, внешнем виде и поведении; создание условий для возникновения риска стать жертвой насильника, поскольку границы отношений могут быть размыты; увеличение риска для здоровья (инфекции, передающиеся половым путем, сексуальное использование); увеличение риска проблематичного сексуального поведения ребенка по отношению к другим детям; создание препятствия для здорового сексуального развития.


В этой связи важно половое воспитание, которое направлено на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека с представителями другого пола.

Глава.2 Экспериментальная работа по исследованию полового воспитания школьников

2.1.Характеристика констатирующего эксперимента.

Исследование по половому воспитанию школьников проводилось в МОУ СОШ №61 г. Перми.

Цель констатирующего эксперимента – выявление исходного уровня знаний подростков о моральных нормах, o своем и противоположном пoле, семье, браке.

Задачи:

1. Выявить исходный уровень знаний подростков о моральных нормах, o своем и противоположном поле, семье, браке.

2. Изучить мероприятия по половому воспитанию, которые проводятся в школе.

3. Составить программу мероприятий по половому воспитанию подростков.

Для эксперимента была выбрана группа ребят учащихся в 9 «а» классе, в количестве 26 человек.

В исследовании использованы методики:

1. Опросник «Кто я?». (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т. В. Румянцевой)

2. Анонимная анкета для учащихся (Аралбаева М.)[12]

3. Методика «Психотест на определение гендерной идентификации и сексуальной ориентации» Барабанов Р. Е.

На первом этапе использован опросник «Кто я?» (Приложение 1) для выявления роли гендерных характеристик в структуре Я-концепции личности, а также для изучения содержательных характеристик идентичности личности.

Детям предлагалось ответить всего на один вопрос «Кто я?». Нужно было, чтобы они написали как можно больше ответов. Опросник предполагает, что человек более рефлексивный, дает в среднем больше ответов, чем человек с менее развитым представлением о себе. Первым пунктом этой методики была самооценка подростков. Самооценка — компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков[13].


Адекватная самооценка является необходимым условием формирования уверенного полоролевого поведения. 2 чел. (5%) имеют заниженную самооценку. Количество отрицательно оцениваемых качеств по отношению к положительно оцениваемым составляет 50-100%, то есть человек отмечает, что у него или нет достоинств, или их число достигает 50%.

Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могут достигнуть, преувеличивая значение неудач. Ведь низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности, которые обусловлены недооценкой своих успехов и достоинств. При заниженной самооценке человек характеризуется другой крайностью, противоположной самоуверенности, – чрезмерной неуверенностью в себе. Неуверенность, часто объективно не обоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, «комплекс неполноценности» (рис. 1).

Рисунок 1. Самооценка

Самооценка подростка зависит от многих факторов, главные из которых межличностное взаимодействие, влияние социума и представления подростка о самом себе. Подростки уже умеют адекватно оценивать сами себя, поэтому в их возрасте самооценка стает адекватной. И чаще всего самооценка подростка не меняется от чьего–то мнения. Они стараются рефлексировать мнения о себе других и стараются выработать собственную позицию по отношению к своей же самооценке.

Следующим аспектом этой методики стало определение половой идентичности. Половая (или гендерная) идентичность – это часть индивидуальной Яконцепции, которая происходит от знания индивидом своей принадлежности к социальной группе мужчин или женщин вместе с оценкой и эмоциональным обозначением этого группового членства.

Особенности половой идентичности проявляются, во-первых, в том, как человек обозначает свою половую идентичность. Во-вторых, в том, на каком месте в списке идентификационных характеристик находится упоминание своей половой принадлежности.

Обозначение своего пола может быть сделано: напрямую, косвенно отсутствовать вовсе. Мы выяснили, что прямое обозначение пола (девушка, молодой человек) дети практически не используют. Только 5 человек (19%) из 26 употребляют это обозначение. Наличие прямого обозначения пола говорит о том, что сфера психосексуальности в целом и сравнение себя с представителями своего пола в частности являются важной и принимаемой внутренне темой самосознания.