Файл: Politologia_Kurs_lektsy_Reshetnikov_2005.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2019

Просмотров: 9043

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

116 

 

структурных  подразделений  (например,  в  Италии,  Испании, 
Великобритании). 

Федерация и конфедерация 

Федерация

 – это сложное, союзное государство, состоящее 

из  государственных  образований,  обладающих  определенной 
политической самостоятельностью (штатов, кантонов, республик, 
земель  и  т.п.).  При  верховенстве  общегосударственной 
(федеральной)  власти  и  общегосударственного  (федерального) 
права государственные образования – члены федерации – имеют 
собственные  конституции,  законодательство,  гражданство, 
высшие органы власти. 

По 

своему 

замыслу 

федеративный 

принцип 

государственного  устройства  призван  обеспечить  свободное 
объединение  и  равноправное  взаимодействие  общностей, 
обладающих 

значительными 

этническими, 

историко-

культурными, 

религиозными, 

лингвистическими 

и 

др. 

особенностями, 

создать 

оптимальные 

возможности 

для 

выражения  региональных  и  других  интересов.  Федерации 
формируются  как  на  территориально-административной  основе 
(США,  ФРГ,  Канада,  Мексика,  Бразилия,  Бельгия  и  др.),  так  и 
национально-территориальной (Российская Федерация). 

Хотя  в  некоторых  федерациях  встречаются  элементы 

асимметричности  (т.е.  правовой  статус  ее  членов  может 
различаться),  тем  не  менее  один  из  важнейших  принципов 
федеративного  устройства  –  это  равноправие  всех  субъектов 
федерации.  Члены  федерации  в  большинстве  случаев  не 
обладают правом одностороннего выхода (сецессии) из союзного 
государства,  т.к.  это  не  только  подрывает  целостность  и 
стабильность федерации в целом, но и может нанести серьезный 


background image

 

 

117 

 

ущерб  интересам  других  субъектов  федерации  (Конституции 
США, ФРГ, Индии, Швейцарии и др.). 

Жизненность федерации зависит во многом от взвешенного, 

сбалансированного  распределения  компетенций  между  ее 
субъектами  и  центром.  Использование  федеративной  формы 
лишь  для  прикрытия  унитарной  централизованной  структуры 
вызывает  центробежные  тенденции  и  в  конечном  счете  может 
привести  к  распаду  государства,  что  и  произошло  с  СССР, 
Югославией и Чехословакией. 

Конфедерация

  –  союз  юридически  и  политически 

самостоятельных 

государственных 

образований 

для 

осуществления  конкретных  совместных  целей.  Государства  – 
члены конфедерации – сохраняют государственный суверенитет, 
самостоятельное  гражданство,  независимую  систему  органов 
власти, свое законодательство и передают в компетенцию союза 
лишь  решение  ограниченного  числа  вопросов,  чаще  всего  в 
области  обороны,  внешней  политики,  транспорта  и  связи. 
Решения  по  общим  для  союзных  государств  вопросам  не 
обязательно  действуют  на  территории  каждого  входящего  в 
конфедерацию  государства,  т.к.  их  органы  власти  обладают  в 
ряде  случаев  нуллификацией,  т.е.  правом  неприменения  акта 
конфедеративного органа на своей территории. 

Конфедерация  –  неустойчивая  форма  государственности  и 

обычно либо эволюционизирует в федерацию, либо распадается. 
Конфедерации  имели  место  в  США  (1776-1787  гг.),  Швейцарии 
(1291-1848 

гг.),  Германии  (1815-1867  гг.),  Сенегамбии 

(объединение Сенегала и Гамбии в 1982-1989 гг.). Не исключено, 
что  черты  конфедерации  могут  сложиться  в  ходе  дальнейшего 
развития СНГ. 

Помимо  названных  трех  основных  форм  государственного 

устройства,  в  истории  имели  место  и  некоторые  другие 


background image

 

 

118 

 

специфические формы – протектораты, унии, империи. 

Империи

 

– государственные образования, отличительными особенностями 
которых  являются  обширная  территориальная  основа,  сильная 
централизованная  власть,  асимметричные  отношения  господства 
и  подчинения  между  центром  и  периферией,  разнородный 
этнический  и  культурный  состав  населения.  Для  империй 
характерна  захватническая  политика,  угнетение  и  эксплуатация 
подчиненных  и  зависимых  народов.  Империи  существовали  в 
различные  исторические  эпохи,  –  достаточно  назвать  Римскую, 
Британскую или Российскую империи. 

Протекторат

  –  формальная  опека  слабого  государства 

более  сильным  государством.  Как  правило,  протекторат  ведет  к 
потере 

самостоятельности 

слабого 

государства, 

может 

сопровождаться  оккупацией  его  территории  или  оккупация 
предшествует  протекторату.  Так  Великобритания  оккупировала 
Египет 

в  

1882 году, а в 1914 году установила над ним протекторат. Иногда 
протекторат 

является 

переходной 

формой 

к 

полному 

присоединению зависимого государства. 

Уния

  представляет  собой  тесный  союз,  объединение 

нескольких  государств.  Это  объединение  может  происходить  в 
форме  персональной  унии  –  объединения  двух  монархических 
государств  под  властью  одного  монарха,  при  этом  каждое 
государство  сохраняет  свои  властно-управленческие  структуры. 
Реальная  уния  предусматривает  не  только  общего  главу,  но  и 
объединение  важнейших  органов  власти  и  управления, 
позволяющее  проводить  единую  внешнюю  политику  двух 
государств.  В  истории  существовали  Кальмарская  (1397  г.)  и 
Утрехтская (1579 г.) унии, уния протестантских князей в Европе 
(1608  г.).  Известны  исторические  примеры  личной  унии, 
обусловленной  династическими  связями  или  приглашением  на 


background image

 

 

119 

 

новый  престол  короля,  императора  из  другой  страны  при 
сохранении им прежнего государственного статуса. 

§

3. Правовое государство и гражданское общество

 

Понятие правового государства 

Концепция 

правового 

государства 

имеет 

глубокие 

исторические  и  теоретические  корни.  Идея  господства  права, 
верховенства  закона  в  жизни  общества  высказывалась  еще  в 
древности.  Платон  подчеркивал:  "Я  вижу  близкую  гибель  того 
государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо 
властью.  Там  же,  где  закон  –  владыка  над  правителями,  а  они  – 
его рабы, я рассматриваю спасение государства и все блага, какие 
могут даровать государствам боги" (Платон. Сочинения. – Т. 3. – 
Ч. 2. – М. – 1972. – С. 188-189). 

Теория  правового  государства  в  ее  целостном  виде 

разработана 

Д.Локком, 

Ш.Монтескье, 

Т.Джефферсоном, 

И.Кантом  и другими представителями  либерализма. Сам термин 
"правовое государство" утвердился в XIX веке в трудах немецких 
юристов  
К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др. Существенный вклад в развитие 
правового  государства  внесли  русские  мыслители  А.Радищев, 
А.Герцен, 

Н.Добролюбов, 

ученые-юристы 

Б.Чичерин, 

С.Котляревский, 

П.Новгородцев, 

Б.Кистяковский. 

Значительными  вехами  на  пути  к  правовому  государству  стали 
Конституция  США  1787  г.  и  Конституция  Франции  1791  г., 
впервые 

закрепившие 

некоторые 

положения 

правовой 

государственности.  Решающими  факторами  создания  правового 
государства  стали  успехи  в  формировании  гражданского 
общества  и  общее  социально-экономическое,  культурное 
развитие  общества,  его  новых  цивилизационных,  технических, 
научных основ. 


background image

 

 

120 

 

Правовое  государство

  –  это  государство,  ограниченное  в 

своих  действиях  правом,  защищающим  свободу  личности  и 
подчиняющим  власть  воле  суверенного  народа.  Право  есть 
система 

общепризнанных, 

формально 

определенных, 

гарантированных  государством  норм,  т.е.  правил  поведения 
общего  характера,  выступающих  в  качестве  регулятора 
общественных 

отношений. 

Право 

является 

средством 

организации государственной власти. Посредством юридических 
норм  государство  осуществляет  необходимые  функции,  делает 
свои веления общеобязательными для всего населения. 

В 

правовом 

государстве 

функционирует 

режим 

конституционного 

правления, 

существует 

развитая 

и 

непротиворечивая  правовая  система  с  эффективным  контролем 
политики  и  власти.  Осуществление  внутренней  и  внешней 
политики  государства,  деятельность  его  органов,  должностных 
лиц  связаны  правовыми  нормами  и  подчинены  им.  Концепция 
правового  государства  обосновывает  правовое  равенство  всех 
граждан,  приоритет  прав  человека  над  законами  государства, 
невмешательство государства в дела гражданского общества. 

Отличительные признаки правового государства 

Теория  и  практика 

правового  государства

  позволяет 

выделить следующие его отличительные признаки: 

Суверенитет 

народа

конституционно-правовая 

регламентация государственного суверенитета. Это означает, что 
именно  народ  является  конечным  источником  власти, 
государственный  же  суверенитет  носит  представительный 
характер. 

Верховенство  закона

,  выражающего  правовые  принципы 

общества.  Законы  правового  государства  опираются  на 
Конституцию страны и обладают наивысшей обязательной силой