ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2019
Просмотров: 9043
Скачиваний: 6
116
структурных подразделений (например, в Италии, Испании,
Великобритании).
Федерация и конфедерация
Федерация
– это сложное, союзное государство, состоящее
из государственных образований, обладающих определенной
политической самостоятельностью (штатов, кантонов, республик,
земель и т.п.). При верховенстве общегосударственной
(федеральной) власти и общегосударственного (федерального)
права государственные образования – члены федерации – имеют
собственные конституции, законодательство, гражданство,
высшие органы власти.
По
своему
замыслу
федеративный
принцип
государственного устройства призван обеспечить свободное
объединение и равноправное взаимодействие общностей,
обладающих
значительными
этническими,
историко-
культурными,
религиозными,
лингвистическими
и
др.
особенностями,
создать
оптимальные
возможности
для
выражения региональных и других интересов. Федерации
формируются как на территориально-административной основе
(США, ФРГ, Канада, Мексика, Бразилия, Бельгия и др.), так и
национально-территориальной (Российская Федерация).
Хотя в некоторых федерациях встречаются элементы
асимметричности (т.е. правовой статус ее членов может
различаться), тем не менее один из важнейших принципов
федеративного устройства – это равноправие всех субъектов
федерации. Члены федерации в большинстве случаев не
обладают правом одностороннего выхода (сецессии) из союзного
государства, т.к. это не только подрывает целостность и
стабильность федерации в целом, но и может нанести серьезный
117
ущерб интересам других субъектов федерации (Конституции
США, ФРГ, Индии, Швейцарии и др.).
Жизненность федерации зависит во многом от взвешенного,
сбалансированного распределения компетенций между ее
субъектами и центром. Использование федеративной формы
лишь для прикрытия унитарной централизованной структуры
вызывает центробежные тенденции и в конечном счете может
привести к распаду государства, что и произошло с СССР,
Югославией и Чехословакией.
Конфедерация
– союз юридически и политически
самостоятельных
государственных
образований
для
осуществления конкретных совместных целей. Государства –
члены конфедерации – сохраняют государственный суверенитет,
самостоятельное гражданство, независимую систему органов
власти, свое законодательство и передают в компетенцию союза
лишь решение ограниченного числа вопросов, чаще всего в
области обороны, внешней политики, транспорта и связи.
Решения по общим для союзных государств вопросам не
обязательно действуют на территории каждого входящего в
конфедерацию государства, т.к. их органы власти обладают в
ряде случаев нуллификацией, т.е. правом неприменения акта
конфедеративного органа на своей территории.
Конфедерация – неустойчивая форма государственности и
обычно либо эволюционизирует в федерацию, либо распадается.
Конфедерации имели место в США (1776-1787 гг.), Швейцарии
(1291-1848
гг.), Германии (1815-1867 гг.), Сенегамбии
(объединение Сенегала и Гамбии в 1982-1989 гг.). Не исключено,
что черты конфедерации могут сложиться в ходе дальнейшего
развития СНГ.
Помимо названных трех основных форм государственного
устройства, в истории имели место и некоторые другие
118
специфические формы – протектораты, унии, империи.
Империи
– государственные образования, отличительными особенностями
которых являются обширная территориальная основа, сильная
централизованная власть, асимметричные отношения господства
и подчинения между центром и периферией, разнородный
этнический и культурный состав населения. Для империй
характерна захватническая политика, угнетение и эксплуатация
подчиненных и зависимых народов. Империи существовали в
различные исторические эпохи, – достаточно назвать Римскую,
Британскую или Российскую империи.
Протекторат
– формальная опека слабого государства
более сильным государством. Как правило, протекторат ведет к
потере
самостоятельности
слабого
государства,
может
сопровождаться оккупацией его территории или оккупация
предшествует протекторату. Так Великобритания оккупировала
Египет
в
1882 году, а в 1914 году установила над ним протекторат. Иногда
протекторат
является
переходной
формой
к
полному
присоединению зависимого государства.
Уния
представляет собой тесный союз, объединение
нескольких государств. Это объединение может происходить в
форме персональной унии – объединения двух монархических
государств под властью одного монарха, при этом каждое
государство сохраняет свои властно-управленческие структуры.
Реальная уния предусматривает не только общего главу, но и
объединение важнейших органов власти и управления,
позволяющее проводить единую внешнюю политику двух
государств. В истории существовали Кальмарская (1397 г.) и
Утрехтская (1579 г.) унии, уния протестантских князей в Европе
(1608 г.). Известны исторические примеры личной унии,
обусловленной династическими связями или приглашением на
119
новый престол короля, императора из другой страны при
сохранении им прежнего государственного статуса.
§
3. Правовое государство и гражданское общество
Понятие правового государства
Концепция
правового
государства
имеет
глубокие
исторические и теоретические корни. Идея господства права,
верховенства закона в жизни общества высказывалась еще в
древности. Платон подчеркивал: "Я вижу близкую гибель того
государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо
властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они –
его рабы, я рассматриваю спасение государства и все блага, какие
могут даровать государствам боги" (Платон. Сочинения. – Т. 3. –
Ч. 2. – М. – 1972. – С. 188-189).
Теория правового государства в ее целостном виде
разработана
Д.Локком,
Ш.Монтескье,
Т.Джефферсоном,
И.Кантом и другими представителями либерализма. Сам термин
"правовое государство" утвердился в XIX веке в трудах немецких
юристов
К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др. Существенный вклад в развитие
правового государства внесли русские мыслители А.Радищев,
А.Герцен,
Н.Добролюбов,
ученые-юристы
Б.Чичерин,
С.Котляревский,
П.Новгородцев,
Б.Кистяковский.
Значительными вехами на пути к правовому государству стали
Конституция США 1787 г. и Конституция Франции 1791 г.,
впервые
закрепившие
некоторые
положения
правовой
государственности. Решающими факторами создания правового
государства стали успехи в формировании гражданского
общества и общее социально-экономическое, культурное
развитие общества, его новых цивилизационных, технических,
научных основ.
120
Правовое государство
– это государство, ограниченное в
своих действиях правом, защищающим свободу личности и
подчиняющим власть воле суверенного народа. Право есть
система
общепризнанных,
формально
определенных,
гарантированных государством норм, т.е. правил поведения
общего характера, выступающих в качестве регулятора
общественных
отношений.
Право
является
средством
организации государственной власти. Посредством юридических
норм государство осуществляет необходимые функции, делает
свои веления общеобязательными для всего населения.
В
правовом
государстве
функционирует
режим
конституционного
правления,
существует
развитая
и
непротиворечивая правовая система с эффективным контролем
политики и власти. Осуществление внутренней и внешней
политики государства, деятельность его органов, должностных
лиц связаны правовыми нормами и подчинены им. Концепция
правового государства обосновывает правовое равенство всех
граждан, приоритет прав человека над законами государства,
невмешательство государства в дела гражданского общества.
Отличительные признаки правового государства
Теория и практика
правового государства
позволяет
выделить следующие его отличительные признаки:
Суверенитет
народа
,
конституционно-правовая
регламентация государственного суверенитета. Это означает, что
именно народ является конечным источником власти,
государственный же суверенитет носит представительный
характер.
Верховенство закона
, выражающего правовые принципы
общества. Законы правового государства опираются на
Конституцию страны и обладают наивысшей обязательной силой