Файл: Politologia_Kurs_lektsy_Reshetnikov_2005.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2019

Просмотров: 8833

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

111 

 

системы.  Поскольку  сравнительный  анализ  политических 
режимов  был  дан  в  предыдущем  разделе,  остановимся  здесь  на 
знакомстве с формами правления и государственного устройства. 

Под 

формой  правления

 

понимается  организация 

верховной  государственной  власти,  структура  и  порядок 
взаимоотношений 

высших 

государственных 

органов, 

должностных  лиц  и  граждан.  Различают  две  основные  формы 
государственного правления: монархию и республику

Монархия 

Монархия

  (от  греч.  monarhia  –  единовластие)  –  это  форма 

правления,  при  которой  власть  полностью  или  частично 
сосредоточена  в  руках  единоличного  главы  государства  – 
монарха (короля, императора, шаха, царя и т.п.). Власть монарха, 
как  правило,  передается 

по  наследству  и  считается 

непроизводной  от  какой-либо  другой  власти,  органа  или 
избирателя.  Глава  государства  занимает  пост  на  определенный 
срок и не несет юридической ответственности за свои действия. 

Существуют неограниченные (абсолютные) и ограниченные 

(конституционные) 

монархии. 

Абсолютная 

монархия

 

характеризуется  всевластием  главы  государства.  Монарх 
выступает  единственным  носителем  суверенитета,  обладает 
широкими  полномочиями  в  законодательной,  исполнительной  и 
судебной  сферах.  Дух  этой  формы  правления  ярко  выражен  в 
знаменитой  фразе  Людовика  XIV  "Государство  –  это  я". 
Неограниченная  монархия  типична  для  рабовладельческого  и 
феодального  общества.  В  настоящее  время  практически  не 
встречается,  за  исключением  нескольких  стран  –  Саудовской 
Аравии, Катара, Омана. 

Отличительной 

особенностью 

конституционной 

монархии

 является ограничение власти монарха парламентом. В 


background image

 

 

112 

 

зависимости  от  степени  такого  ограничения  выделяют 
дуалистическую  (двойственную)  и  парламентскую  монархии. 
При  дуалистической  монархии  (Иордания,  Кувейт,  Марокко) 
полномочия 

главы 

государства 

ограничены 

в 

сфере 

законодательства, но достаточно широки в сфере исполнительной 
власти.  Монарх  вправе  назначать  правительство,  которое 
ответственно перед ним. 

При 

парламентской  монархии

  власть  главы  государства 

практически  не  распространяется  на  сферу  законодательства  и 
значительно  ограничена  в  сфере  исполнительной  власти. 
Правительство  формируется  парламентским  большинством  и 
подотчетно  парламенту,  а  не  монарху.  Тем  самым  "монарх 
царствует, 

но 

не 

правит". 

Сегодня 

конституционная 

парламентская  монархия  имеет  место  в  Великобритании, 
Швеции, Дании, Испании, Бельгии, Японии и др. странах. 

Республика

  (лат  respublica  от  res  –  дело  и  publicus  – 

общественный)  –  это  форма  правления,  при  которой  глава 
государства  является  выборным  и  сменяемым,  а  его  власть 
считается  производной  от  избирателей  или  представительного 
органа.  Республиканская  форма  правления  была  известна  еще 
рабовладельческому  и  феодальному  обществам,  но  наибольшее 
развитие  и  распространение  получила  в  эпоху  капитализма. 
Выделяют  три  основных  разновидности  республики  – 
президентскую, 

парламентскую 

и 

смешанную 

(полупрезидентскую). 

Президентская республика 

Президентская  республика

  характеризуется  значительной 

ролью президента в системе государственных органов. Президент 
является  одновременно  и  главой  государства,  и  главой 
исполнительной власти. Он избирается независимо от парламента 


background image

 

 

113 

 

либо  прямым  голосованием  избирателей,  либо  коллегией 
выборщиков.  Президент  сам  формирует  правительство,  которое 
ответственно  перед  ним,  а  не  перед  парламентом.  Члены 
правительства  обычно  назначаются  из  состава  партии, 
победившей  на  президентских  выборах,  в  результате  чего 
возможно  несовпадение  партийного  состава  правительства  и 
парламентского большинства. 

Отличительной  чертой  президентской  республики  является 

жесткое  разделение  законодательной  и  исполнительной  ветвей 
власти.  Парламент  не  может  вынести  вотум  недоверия 
правительству,  но  и  президент  не  вправе  распустить  парламент. 
Отношения между парламентом и президентом основываются на 
системе сдержек и противовесов, взаимозависимости. Парламент 
может  ограничивать  действия  президента  с  помощью  законов  и 
через утверждение бюджета. Президент обычно обладает правом 
отлагательного  вето  на  решения  парламента  и  правом 
законодательной инициативы. 

Классический  пример  президентской  республики  – 

Соединенные  Штаты  Америки,  где  и  была  впервые  введена  эта 
форма  правления.  В  странах  Западной  Европы  президентская 
республика  не  получила  распространения,  но  она  преобладает  в 
странах  Латинской  Америки  (Аргентина,  Бразилия,  Венесуэла, 
Боливия и др.). Здесь, так же, как и в ряде стран Азии и Африки с 
длительными  авторитарными  традициями,  эта  форма  правления 
нередко предстает в виде "суперпрезидентской" республики. 

Парламентская республика 

В 

парламентской  республике

  правительство  формируется 

на  парламентской  основе  и  ответственно  перед  парламентом. 
Парламент  может  выразить  вотум  недоверия  правительству,  что 
влечет за собой отставку правительства либо роспуск парламента 


background image

 

 

114 

 

и  проведение  досрочных  выборов.  В  большинстве  стран  с 
парламентской  формой  правления  членство  в  правительстве 
совместимо  с  сохранением  депутатского  мандата.  Глава 
правительства  (премьер-министр,  канцлер)  реально  является 
первым  лицом  в  политической  иерархии.  Президент  же 
фактически  занимает  в  ней  более  скромное  место,  осуществляя 
главным образом представительские и церемониальные функции. 
Глава  государства  избирается,  как  правило,  парламентским 
путем,  т.е.  либо  парламентом,  либо  особой  коллегией, 
создаваемой  на  основе  парламента.  К  парламентским 
республикам  относятся  Италия,  ФРГ,  Индия,  Турция,  Израиль  и 
др. 

Выделяют  также  "смешанную"  или 

полупрезидентскую 

республику

.  Эта  форма  правления  стремится  сочетать  сильную 

президентскую  власть  с  эффективным  контролем  парламента  за 
деятельностью  правительства.  Она  не  имеет  таких  устойчивых 
типичных черт, как парламентская и президентская республики и 
в  различных  странах  существенно  отличается  в  ту  или  иную 
сторону.  Ее  главная  отличительная  черта  –  двойная 
ответственность 

правительства 

перед 

президентом 

и 

парламентом.  Смешанная  республика  существует  сегодня  в 
Австрии, Финляндии, Франции, Болгарии, Польше и ряде других 
стран. 

Что касается Беларуси и других республик бывшего СССР, 

то  очевиден  отказ  этих  стран  от  модели  республики  советского 
типа  и  поиски  наиболее  приемлемых  вариантов  формы 
правления.  В  государствах  Прибалтики  сложились  элементы 
парламентской  республики,  что  во  многом  определяется 
довоенными  традициям  и  влиянием  западноевропейской 
политической культуры. В  России, Республике  Беларусь, других 
странах СНГ устанавливается режим республики президентского 


background image

 

 

115 

 

типа  (собственно  президентской  или  полупрезидентской).  При 
этом  высказывается  мнение,  что  для  государств,  находящихся  в 
кризисном  состоянии,  предпочтительнее  сильная  президентская 
власть.  Однако  эта  точка  зрения  не  является  общепризнанной. 
Споры  и  дискуссии  в  пользу  парламентской  или  президентской 
республики  скорее  всего  разрешит  практика  политической 
жизни.  Априорного  предпочтения  какой-либо  форме  правления 
дать  невозможно.  Все  зависит  от  особенностей  исторического 
развития  страны,  устоявшихся  традиций  и  обычаев,  конкретной 
политической ситуации. 

Форма государственного устройства. Унитарное государство 

Форма 

государственного 

устройства

 

раскрывает 

территориально-организационную 

структуру 

государства, 

характер  взаимоотношений  центральных,  региональных  и 
местных властей. Основные формы государственного устройства 
в  современном  мире  –  это  унитарное  (простое)  государство, 
федерация и конфедерация (сложные государства). 

Унитарное государство

 – это единое, простое государство, 

состоящее  из  административно-территориальных  единиц,  не 
обладающих  собственной  государственностью.  Унитарное 
государство  имеет  единую  Конституцию,  единую  правовую 
систему,  единую  систему  высших  органов  власти  и  управления, 
единое гражданство. 

Унитарными  государствами  являются  Франция,  Швеция, 

Дания,  Турция,  Эстония,  Беларусь  и  многие  другие  страны. 
Подавляющее  большинство  унитарных  государств  имеет 
мононациональное  население,  но  есть  и  исключения  –  Испания, 
Китай,  Вьетнам.  В  рамках  унитарных  государств  возможна 
административная  и  национальная  автономия  для  некоторых