ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2019
Просмотров: 9038
Скачиваний: 6
111
системы. Поскольку сравнительный анализ политических
режимов был дан в предыдущем разделе, остановимся здесь на
знакомстве с формами правления и государственного устройства.
Под
формой правления
понимается организация
верховной государственной власти, структура и порядок
взаимоотношений
высших
государственных
органов,
должностных лиц и граждан. Различают две основные формы
государственного правления: монархию и республику
.
Монархия
Монархия
(от греч. monarhia – единовластие) – это форма
правления, при которой власть полностью или частично
сосредоточена в руках единоличного главы государства –
монарха (короля, императора, шаха, царя и т.п.). Власть монарха,
как правило, передается
по наследству и считается
непроизводной от какой-либо другой власти, органа или
избирателя. Глава государства занимает пост на определенный
срок и не несет юридической ответственности за свои действия.
Существуют неограниченные (абсолютные) и ограниченные
(конституционные)
монархии.
Абсолютная
монархия
характеризуется всевластием главы государства. Монарх
выступает единственным носителем суверенитета, обладает
широкими полномочиями в законодательной, исполнительной и
судебной сферах. Дух этой формы правления ярко выражен в
знаменитой фразе Людовика XIV "Государство – это я".
Неограниченная монархия типична для рабовладельческого и
феодального общества. В настоящее время практически не
встречается, за исключением нескольких стран – Саудовской
Аравии, Катара, Омана.
Отличительной
особенностью
конституционной
монархии
является ограничение власти монарха парламентом. В
112
зависимости от степени такого ограничения выделяют
дуалистическую (двойственную) и парламентскую монархии.
При дуалистической монархии (Иордания, Кувейт, Марокко)
полномочия
главы
государства
ограничены
в
сфере
законодательства, но достаточно широки в сфере исполнительной
власти. Монарх вправе назначать правительство, которое
ответственно перед ним.
При
парламентской монархии
власть главы государства
практически не распространяется на сферу законодательства и
значительно ограничена в сфере исполнительной власти.
Правительство формируется парламентским большинством и
подотчетно парламенту, а не монарху. Тем самым "монарх
царствует,
но
не
правит".
Сегодня
конституционная
парламентская монархия имеет место в Великобритании,
Швеции, Дании, Испании, Бельгии, Японии и др. странах.
Республика
(лат respublica от res – дело и publicus –
общественный) – это форма правления, при которой глава
государства является выборным и сменяемым, а его власть
считается производной от избирателей или представительного
органа. Республиканская форма правления была известна еще
рабовладельческому и феодальному обществам, но наибольшее
развитие и распространение получила в эпоху капитализма.
Выделяют три основных разновидности республики –
президентскую,
парламентскую
и
смешанную
(полупрезидентскую).
Президентская республика
Президентская республика
характеризуется значительной
ролью президента в системе государственных органов. Президент
является одновременно и главой государства, и главой
исполнительной власти. Он избирается независимо от парламента
113
либо прямым голосованием избирателей, либо коллегией
выборщиков. Президент сам формирует правительство, которое
ответственно перед ним, а не перед парламентом. Члены
правительства обычно назначаются из состава партии,
победившей на президентских выборах, в результате чего
возможно несовпадение партийного состава правительства и
парламентского большинства.
Отличительной чертой президентской республики является
жесткое разделение законодательной и исполнительной ветвей
власти. Парламент не может вынести вотум недоверия
правительству, но и президент не вправе распустить парламент.
Отношения между парламентом и президентом основываются на
системе сдержек и противовесов, взаимозависимости. Парламент
может ограничивать действия президента с помощью законов и
через утверждение бюджета. Президент обычно обладает правом
отлагательного вето на решения парламента и правом
законодательной инициативы.
Классический пример президентской республики –
Соединенные Штаты Америки, где и была впервые введена эта
форма правления. В странах Западной Европы президентская
республика не получила распространения, но она преобладает в
странах Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Венесуэла,
Боливия и др.). Здесь, так же, как и в ряде стран Азии и Африки с
длительными авторитарными традициями, эта форма правления
нередко предстает в виде "суперпрезидентской" республики.
Парламентская республика
В
парламентской республике
правительство формируется
на парламентской основе и ответственно перед парламентом.
Парламент может выразить вотум недоверия правительству, что
влечет за собой отставку правительства либо роспуск парламента
114
и проведение досрочных выборов. В большинстве стран с
парламентской формой правления членство в правительстве
совместимо с сохранением депутатского мандата. Глава
правительства (премьер-министр, канцлер) реально является
первым лицом в политической иерархии. Президент же
фактически занимает в ней более скромное место, осуществляя
главным образом представительские и церемониальные функции.
Глава государства избирается, как правило, парламентским
путем, т.е. либо парламентом, либо особой коллегией,
создаваемой на основе парламента. К парламентским
республикам относятся Италия, ФРГ, Индия, Турция, Израиль и
др.
Выделяют также "смешанную" или
полупрезидентскую
республику
. Эта форма правления стремится сочетать сильную
президентскую власть с эффективным контролем парламента за
деятельностью правительства. Она не имеет таких устойчивых
типичных черт, как парламентская и президентская республики и
в различных странах существенно отличается в ту или иную
сторону. Ее главная отличительная черта – двойная
ответственность
правительства
перед
президентом
и
парламентом. Смешанная республика существует сегодня в
Австрии, Финляндии, Франции, Болгарии, Польше и ряде других
стран.
Что касается Беларуси и других республик бывшего СССР,
то очевиден отказ этих стран от модели республики советского
типа и поиски наиболее приемлемых вариантов формы
правления. В государствах Прибалтики сложились элементы
парламентской республики, что во многом определяется
довоенными традициям и влиянием западноевропейской
политической культуры. В России, Республике Беларусь, других
странах СНГ устанавливается режим республики президентского
115
типа (собственно президентской или полупрезидентской). При
этом высказывается мнение, что для государств, находящихся в
кризисном состоянии, предпочтительнее сильная президентская
власть. Однако эта точка зрения не является общепризнанной.
Споры и дискуссии в пользу парламентской или президентской
республики скорее всего разрешит практика политической
жизни. Априорного предпочтения какой-либо форме правления
дать невозможно. Все зависит от особенностей исторического
развития страны, устоявшихся традиций и обычаев, конкретной
политической ситуации.
Форма государственного устройства. Унитарное государство
Форма
государственного
устройства
раскрывает
территориально-организационную
структуру
государства,
характер взаимоотношений центральных, региональных и
местных властей. Основные формы государственного устройства
в современном мире – это унитарное (простое) государство,
федерация и конфедерация (сложные государства).
Унитарное государство
– это единое, простое государство,
состоящее из административно-территориальных единиц, не
обладающих собственной государственностью. Унитарное
государство имеет единую Конституцию, единую правовую
систему, единую систему высших органов власти и управления,
единое гражданство.
Унитарными государствами являются Франция, Швеция,
Дания, Турция, Эстония, Беларусь и многие другие страны.
Подавляющее большинство унитарных государств имеет
мононациональное население, но есть и исключения – Испания,
Китай, Вьетнам. В рамках унитарных государств возможна
административная и национальная автономия для некоторых