Файл: Politologia_Kurs_lektsy_Reshetnikov_2005.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2019

Просмотров: 9051

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

161 

 

выходят  на  поле  политической  активности.  Далее  в  системе 
Патнэма следуют массы обычных граждан, единственным видом 
воздействия  которых  на  национальную  политику  является 
волеизъявление  в  кабинах  для  голосования.  И,  наконец,  на 
нижней  позиции  находятся  индивиды,  которые  иногда  по 
собственному  выбору,  а  иногда  в  результате  государственной 
политики являются объектами, а не действующими фигурами. 

Из  приведенной  выше  схемы  стратификации  социума 

можно заключить, что, бесспорно, относятся к элите две верхних 
страты,  –  именно  они  представляют  собой  сплоченную  группу 
людей,  которые  вершат  все  важнейшие  дела  государства  и 
общества. 

Плюралистический подход 

Основными  представителями 

плюралистического  подхода

 

являются  американский  исследователь  Роберт  Даль  и 
австрийский  ученый  Йозеф  Шумпетер.  По  их  мнению,  ресурсы 
политической власти, а именно деньги, престиж, доступ к СМИ и 
др., распределены в обществе настолько широко, что ни у одной 
группы  не  может  быть  влияния,  претендующего  на  звание 
монопольного.  Более  того,  существует  огромное  количество 
учреждений,  обладающих  властью  в  той  или  иной  сфере 
(культуры, обороны, науки и т.д.), а также различных по уровню 
полномочий 

(общенациональные, 

региональные, 

муниципальные), 

вследствие 

чего 

определить 

самую 

влиятельную  группу  фактически  невозможно.  Даль  определял 
плюрализм  как  “вид  режима  управления  государством,  при 
котором  власть  и  руководство  общественными  делами 
распределены  среди  множества  организаций  и  ассоциаций, 
которые  являются  достаточно  автономными  друг  относительно 
друга, а во многих случаях – и относительно правительственных 


background image

 

 

162 

 

структур”.  Политика  в  этой  связи  является  результатом 
комплексного политического торга, бесчисленных компромиссов 
и  постоянно  изменяющихся  альянсов.  Плюралисты  не 
утверждают,  что  все  упомянутые  выше  ресурсы  распределены 
поровну,  но  они  верят  в  то,  что  ресурсы  в  достаточной  мере 
раздроблены  между  различными  группами,  поэтому  все  или 
почти  все  интересы  могут  оказывать  влияние  на  результат 
политики  любого  уровня.  При  этом  конкуренция  влиятельных 
групп  предполагает  борьбу  между  ними  за  последователей  и 
сторонников,  что  влечёт  за  собой  стремление  каждой  из  этих 
групп  отреагировать  на  потребности  своих  приверженцев. 
Данное  явление,  по  мнению  плюралистов,  обеспечивает 
представительство интересов почти всех граждан, вовлеченных в 
политику.  Но  вместе  с  тем,  по  мнению  большинства 
плюралистов, такая борьба интересов  существует в основном  на 
локальном  уровне.  Что  же  касается  наиболее  важных 
политических решений (общенационального масштаба), то здесь 
плюралисты  соглашаются  с  элитистами  в  том,  что  эти  решения 
принимаются  небольшой  группой,  достаточно  стабильной  по 
своему 

составу, 

обладающей 

большим 

экономическим 

потенциалом. 

Инструментально-функциональный подход 

Признавая  значительный  вклад,  который  сделали  как 

элитисты, так и плюралисты в исследовании структуры общества 
и механизмов социального взаимодействия, ряд учёных отмечает 
и  слабые  стороны  данных  моделей.  Самое  общее  возражение  в 
адрес  плюрализма  опирается  на  очевидное  неравенство  среди 
влиятельных  групп,  результат  соревнования  которых  во  многих 
случаях 

определяется 

соответствующими 

финансовыми 

ресурсами.  Так  же  вызывает  сомнение  наличие  одинаковой 


background image

 

 

163 

 

возможности  отстаивать  свои  интересы  у  лидеров  групп  и 
рядовых членов. Элитистские концепции обычно критикуются за 
то,  что  в  их  рамках  нельзя  выработать  механизм  дальнейшего 
развития демократических ценностей. 

Как  отмечалось  выше,  классическая  теория  элит,  и, 

соответственно,  элитистский  и  плюралистический  подходы 
выдвигают  критерием  принадлежности  к  элите  количество 
имеющихся  в  наличии  значимых  в  конкретном  обществе 
ресурсов.  В  последние  десятилетия  в  политической  науке  все 
большее 

распространение 

приобретает 

инструментально-

функциональный подход к исследованию элит, не привязанный к 
трудному в исследовании институту взаимоотношений на основе 
обладания  социально  значимыми  ресурсами.  Сторонники 
инструментально-функционального 

подхода 

фокусируют 

внимание  на  статусе  и  функциях  личности  в  социальных 
процессах,  а  также  на  уровне  возможности  влиять  на  принятие 
решений. В соответствие с данной трактовкой, 

элита

 –  это круг 

людей, которые, занимая значимые должности в государственных 
и  частных  организациях  (в  правительственных  структурах, 
экономическом  секторе,  в  партиях,  профсоюзах,  в  военной 
администрации, 

религиозных 

организациях, 

в 

системе 

образования, культуры, СМИ и т.д.), достаточно влиятельны для 
того,  чтобы  от  них  зависело  принятие  решений  и  национальная 
политика. 

Данный 

подход 

предполагает 

выделение 

политической,  экономической,  культурной,  СМИ  и  др.  элит. 
Политическую  элиту,  к  примеру,  составляют  высшие  и  средние 
эшелоны  исполнительной  власти,  парламентский  корпус, 
руководители 

влиятельных 

политических 

партий 

и 

общественных  движений,  экономическую  –  собственники  и 
руководители  крупных  предприятий,  банкиры,  и  т.д.  в  других 
сферах.  Таким  образом,  налицо  удобство  инструментально-


background image

 

 

164 

 

функционального подхода для структурирования элитного слоя в 
различных сферах его активности. 

§

2. Рекрутирование элит 

Рекрутирование

  является  одним  из  наиболее  важных 

механизмов  функционирования  политической  системы,  в  ходе 
которого  происходит  выявление  и  заполнение  политически 
значимых  позиций.  Важной  сущностной  характеристикой 
рекрутирования  является  то,  что  данный  процесс  обеспечивает 
преемственность элиты, а также дальнейший отбор и назначения 
на  специфические  элитные  позиции.  По  мнению  американских 
исследователей 

Г.Алмонда 

и 

Дж.Коулмэна, 

"функция 

политического рекрутирования  проявляется в  тех  случаях, когда 
исчерпывается функция общей политической социализации" [70, 
с.31].  Другими  словами,  осуществляется  целенаправленный 
отбор тех индивидов, которые уже накопили определенный опыт 
деятельности  в  социальной  сфере,  являясь  активными 
представителями 

конкретных 

субкультур: 

религиозной 

общности, этнического сообщества, класса и др. Обобщая данные 
тезисы,  Х.Джэкоб  обозначил  рекрутирование  как  "процесс, 
благодаря  которому  индивиды,  обладающие  соответствующими 
личностными  качествами  и  занимающие  специфические 
социальные  позиции,  делегируются  для  занятия  политических 
должностей" [94, с.708]. 

На  наш  взгляд,  базовыми  постулатами  для  приведенного 

определения, являются следующие положения: 

1.

 

характерные  черты  индивида  (а  также  индивидуальные 

ожидания и мнения, касающиеся политики) рождают мотивацию 
данного индивида на приобретение властных должностей; 

2.

 

существует  тенденция  к  объединению  указанной 

мотивации со специфическими социальными позициями; 


background image

 

 

165 

 

3.

 

социальные позиции, кроме стимулирования мотиваций, 

предполагают  и  наличие  ресурсов  (как,  например,  известность, 
политический  капитал,  престиж  и  др.),  важных  для 
индивидуального поиска политической должности. 

С  позиций  теории  элит,  рекрутирование  является 

центральной  функцией  любой  политической  системы  и,  как 
следствие,  индикатором  ценностей,  значимых  для  завоевания 
элитной  позиции  в  конкретном  обществе,  а  также  основной 
составляющей картины распределения политического влияния. В 
рамках  классического  элитизма  презюмируется  определяющее 
значение  рекрутирования  для  обеспечения  сохранения  властных 
позиций  элитной группой:  "Сила  элиты во многом определяется 
ее  способностью  устанавливать  границы  для  допуска  в  круг 
политически  влиятельных  людей,  границы,  которые  могут 
включать  согласованность  стандартов  богатства,  социальной 
базы,  достижений  в  сфере  образования,  а  также  постижение 
интересов элиты и ее идеологии" [110, с.31-32]. 

Процесс  рекрутирования  элиты  в  любом  государстве  и 

характер 

сложившихся 

общественных 

отношений 

взаимозависимы. 

В 

качестве 

зависимого 

механизма 

рекрутирование 

отражает 

интегрирующие 

компоненты 

социально-политических  процессов,  сложившиеся  в  обществе 
противоречия,  степень  представительности  системы,  критерии 
социальной  стратификации,  а  также  структурные  изменения  в 
системе политических ролей. С другой стороны, как независимый 
фактор,  модель  рекрутирования  элиты  безусловно  влияет  на 
определение  ключевых  направлений  политической  стратегии 
государства, в том числе, детерминирует порядок политического 
участия и приобретения политических должностей, обеспечивает 
стабильность всей системы.