ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2019
Просмотров: 9023
Скачиваний: 6
241
большинство. Демократическое большинство, не ограниченное
ничем, тоже может стать деспотом, считали либералы. Поэтому в
демократии
должен
существовать
центр
сопротивления
демократии, т.е. выборному деспотизму большинства. Права
меньшинства должны быть гарантированы. По сути дела,
либералы отстаивали право на политическую оппозицию.
В духовной сфере либерализм склонялся к терпимости и
компромиссу. Свобода мнения и слова для либерала важнейший
принцип жизнедеятельности.
Либерализм сыграл огромную роль в разрушении
идеологических ценностей традиционного общества. Он
утвердил новый демократический символ веры:
-
индивидуализм
, который видит основную задачу общества
и государства в обеспечении каждому индивиду возможностей
для развития его способностей;
-
свобода
, которая должна обеспечиваться в рамках закона в
максимально возможных пределах для каждого индивида;
-
равенство
, как утверждение того, что все люди равны от
природы и имеют равные права и возможности;
-
братство
, понимаемое как сотрудничество людей в
создании благополучного общества и отказ от использования
своей свободы во зло другим.
Либеральный реформизм
Идеология
классического
либерализма
начала
видоизменяться в XIX веке. Либерализм эволюционировал в
сторону либерального реформизма. Одним из первых среди
идеологов
либерализма,
увидевшим
необходимость
и
перспективность этой стратегии, был Дж.Ст.Милль (1806-1877
гг.), который уже в середине XIX века указывал на
необходимость гибкой социальной политики, направленной на
242
сглаживание тех неровностей, которыми судьба несправедливо
наделила человечество, но в рамках ныне существующего
общественного порядка.
Под сомнение был поставлен и принцип невмешательства
государства в сферу рыночной экономики. Государственное
регулирование экономики и реформы стали рассматриваться как
необходимое условие совершенствования общества и разрешение
его противоречий.
Тенденция развития буржуазного реформизма становится
заметной с 70-х годов XIX века. Реформами в области
избирательной
системы,
взимания
подоходного
налога,
развитием антитрестовского и трудового законодательства
отмечен этот период в США, Англии, Франции, Германии.
Вмешательство государства в экономику усилилось в годы
первой мировой войны и особенно во время мирового кризиса
(1929-1933 гг.).
Огромные вклад в формирование доктрины либерального
реформизма внес английский экономист Дж.Кейнс (1883-
1946 гг.). Его программа, сформулированная под воздействием
мирового экономического кризиса, включала в себя активное
вмешательство государства в социально-экономическую сферу, в
частности, всемерное увеличение расходов государства,
расширение общественных работ, инфляционную и цикличную
налоговую политику, цикличное балансирование бюджета,
достижение баланса "спроса" и "полной занятости" и др. Свое
политическое воплощение либеральный реформизм по Кейнсу
получил в "новом курсе" президента Ф.Д.Рузвельта, благодаря
чему США вышли из экономического кризиса и успешно
осуществили глубокую экономическую перестройку общества.
"Звездный час" либерального реформизма в США
приходится на 60-е годы XX века, на период правления
243
администраций Дж.Кеннеди и Л.Джонсона. Идеологами
либерального
реформизма
была
выдвинута
концепция
"государства благосостояния", которая отражала новую роль
государства в социальной сфере западных стран. Социальная
политика в капиталистических странах стала важнейшей сферой
деятельности государства, ассигнования на социальные нужды
выросли
в
гигантских
размерах.
Оптимистическая
целеустремленность идеологов и политиков была связана с
успехами научно-технической революции и экономическим
ростом. Казалось, что наступила эра технических ответов на
социальные вопросы, и экономический рост при рациональной
социальной политике решит, наконец, социальные вопросы и
покончит с бедностью.
Социальный либерализм действительно сумел разрешить
многие вопросы, связанные с образованием, медицинским
обслуживанием, социальным страхованием, занятостью, правами
меньшинства, расширением участия граждан в политическом
процессе. Но безработица и бедность остались, хотя в размерах,
не сравнимых с XIX веком. Социальный либерализм породил и
новые проблемы. Разрастание государственных общественных
политик приводило к росту бюрократических структур и
бюрократизации политики. Увеличение социальных программ
породило своеобразную "революцию растущих притязаний" и
граждане стали смотреть на государство как на орган, который
должен им обеспечить все права, в том числе и социальные, во
все возрастающих размерах. Возникли и многие другие
проблемы, требовавшие новых идеологических подходов в 80-е
годы XX века.
Несмотря
на
существенные
отличия,
либеральный
реформизм не порвал идеологической связи с классическим
либерализмом. Мостом между старым и новым либерализмом
244
стала приверженность индивидуальной свободе, социальному
прогрессу, политическому плюрализму и демократии. Только
теперь достижение всего этого признавалось невозможным без
государственного вмешательства, так как только государство,
являясь, с точки зрения либералов, органом надклассовым,
способно выступить беспристрастным посредником между
социальными интересами и действовать ради общего блага и во
имя свободы каждого.
Заслуга либеральной идеологии в том, что она утверждала
индивидуально-личностное начало бытия. Эта идеология сумела
донести в качестве универсальных, общецивилизованных по
своей сути ценностей – демократию, свободу и самоценность
человеческого "Я". Либерализм изменил политическую практику
и политический язык, привил новую правовую культуру, новое
правосознание, служил делу создания гражданского общества и
правового государства.
Таким образом, либеральная идеология представляет собой
достаточно цельную теоретическую конструкцию, имеющую ряд
признаков. В экономике – это обоснование экономической
свободы и права собственности, в социальных отношениях –
равенство возможностей, в политике – защита представительной,
плюралистической демократии, в духовной жизни – свобода
мысли и слова, в религии – антиклерикализм, в морали –
индивидуализм. Современный либерализм является выразителем
интересов среднего класса. Как идеология современный
либерализм, подобно классическому либерализму, выступает за
динамичное, ориентированное на социальный прогресс общество,
в котором личностный фактор, личные заслуги и результаты
находились бы на первом плане. Эта идеология требует от
личности максимальной реализации своих способностей,
желания брать на себя ответственность за собственную судьбу, не
245
рассчитывая на благотворительность и гарантии государства-
покровителя.
Социалистическая идеология
Социалистическая идеология
имеет длительную историю.
Однако термин "социализм" впервые появился в общественной
литературе только в 30-е годы XIX века. Литературное авторство
приписывается французскому теоретику Пьеру Леру, который в
1834 году написал статью "Об индивидуализме и социализме".
Идеи, которые позже стали называть социалистическими,
появились в XVI веке. Они отражали стихийный протест
эксплуатируемых слоев периода первоначального накопления
капитала. Эти теории об идеальном общественном строе,
который
соответствует
природе
человека,
устраняет
эксплуатацию, поднимает благосостояние низшего класса и
ликвидирует
частную
собственность,
стали
называть
утопическим социализмом. Его основоположниками являются
англичанин Томас Мор (1478-1535 гг.), автор книги "Утопия" и
итальянец Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.), написавший
"Город Солнца". Они считали, что именно общественная
собственность создает условия для справедливого распределения,
равенства, благополучия и социального мира. Социальное
равенство рассматривалось как высшее благо и для личности и
для общества.
На протяжении XVII-XIX вв. много теоретиков пытались
открыть формулу идеального общества, так как капитализм,
создав мир, переполненный богатством, все-таки изобиловал и
нищетой. Наибольший вклад в разработку социалистических
концепций утопической направленности внесли французы А.
Сен-Симон (1760-1825 гг.), Шарль Фурье (1772-1837 гг.) и
англичанин Роберт Оуэн (1771-1858 гг.). Их воззрения