Файл: Politologia_Kurs_lektsy_Reshetnikov_2005.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2019

Просмотров: 9023

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

241 

 

большинство.  Демократическое  большинство,  не  ограниченное 
ничем, тоже может стать деспотом, считали либералы. Поэтому в 
демократии 

должен 

существовать 

центр 

сопротивления 

демократии,  т.е.  выборному  деспотизму  большинства.  Права 
меньшинства  должны  быть  гарантированы.  По  сути  дела, 
либералы отстаивали право на политическую оппозицию. 

В  духовной  сфере  либерализм  склонялся  к  терпимости  и 

компромиссу. Свобода мнения и слова для либерала важнейший 
принцип жизнедеятельности. 

Либерализм  сыграл  огромную  роль  в  разрушении 

идеологических  ценностей  традиционного  общества.  Он 
утвердил новый демократический символ веры: 

индивидуализм

, который видит основную задачу общества 

и  государства  в  обеспечении  каждому  индивиду  возможностей 
для развития его способностей; 

свобода

, которая должна обеспечиваться в рамках закона в 

максимально возможных пределах для каждого индивида; 

равенство

, как утверждение того, что все  люди  равны от 

природы и имеют равные права и возможности; 

братство

,  понимаемое  как  сотрудничество  людей  в 

создании  благополучного  общества  и  отказ  от  использования 
своей свободы во зло другим. 

Либеральный реформизм 

Идеология 

классического 

либерализма 

начала 

видоизменяться  в  XIX  веке.  Либерализм  эволюционировал  в 
сторону  либерального  реформизма.  Одним  из  первых  среди 
идеологов 

либерализма, 

увидевшим 

необходимость 

и 

перспективность  этой  стратегии,  был  Дж.Ст.Милль  (1806-1877 
гг.),  который  уже  в  середине  XIX  века  указывал  на 
необходимость  гибкой  социальной  политики,  направленной  на 


background image

 

 

242 

 

сглаживание  тех  неровностей,  которыми  судьба  несправедливо 
наделила  человечество,  но  в  рамках  ныне  существующего 
общественного порядка. 

Под  сомнение  был  поставлен  и  принцип  невмешательства 

государства  в  сферу  рыночной  экономики.  Государственное 
регулирование экономики и реформы стали рассматриваться как 
необходимое условие совершенствования общества и разрешение 
его противоречий. 

Тенденция  развития  буржуазного  реформизма  становится 

заметной  с  70-х  годов  XIX  века.  Реформами  в  области 
избирательной 

системы, 

взимания 

подоходного 

налога, 

развитием  антитрестовского  и  трудового  законодательства 
отмечен  этот  период  в  США,  Англии,  Франции,  Германии. 
Вмешательство  государства  в  экономику  усилилось  в  годы 
первой  мировой  войны  и  особенно  во  время  мирового  кризиса 
(1929-1933 гг.). 

Огромные  вклад  в  формирование  доктрины  либерального 

реформизма  внес  английский  экономист  Дж.Кейнс  (1883-
1946 гг.).  Его  программа,  сформулированная  под  воздействием 
мирового  экономического  кризиса,  включала  в  себя  активное 
вмешательство государства в социально-экономическую сферу, в 
частности,  всемерное  увеличение  расходов  государства, 
расширение  общественных  работ,  инфляционную  и  цикличную 
налоговую  политику,  цикличное  балансирование  бюджета, 
достижение  баланса  "спроса"  и  "полной  занятости"  и  др.  Свое 
политическое  воплощение  либеральный  реформизм  по  Кейнсу 
получил  в  "новом  курсе"  президента  Ф.Д.Рузвельта,  благодаря 
чему  США  вышли  из  экономического  кризиса  и  успешно 
осуществили глубокую экономическую перестройку общества. 

"Звездный  час"  либерального  реформизма  в  США 

приходится  на  60-е  годы  XX  века,  на  период  правления 


background image

 

 

243 

 

администраций  Дж.Кеннеди  и  Л.Джонсона.  Идеологами 
либерального 

реформизма 

была 

выдвинута 

концепция 

"государства  благосостояния",  которая  отражала  новую  роль 
государства  в  социальной  сфере  западных  стран.  Социальная 
политика  в  капиталистических странах  стала важнейшей сферой 
деятельности  государства,  ассигнования  на  социальные  нужды 
выросли 

в 

гигантских 

размерах. 

Оптимистическая 

целеустремленность  идеологов  и  политиков  была  связана  с 
успехами  научно-технической  революции  и  экономическим 
ростом.  Казалось,  что  наступила  эра  технических  ответов  на 
социальные  вопросы,  и  экономический  рост  при  рациональной 
социальной  политике  решит,  наконец,  социальные  вопросы  и 
покончит с бедностью. 

Социальный  либерализм  действительно  сумел  разрешить 

многие  вопросы,  связанные  с  образованием,  медицинским 
обслуживанием, социальным страхованием, занятостью, правами 
меньшинства,  расширением  участия  граждан  в  политическом 
процессе.  Но  безработица  и  бедность  остались,  хотя  в  размерах, 
не  сравнимых  с  XIX  веком.  Социальный  либерализм  породил  и 
новые  проблемы.  Разрастание  государственных  общественных 
политик  приводило  к  росту  бюрократических  структур  и 
бюрократизации  политики.  Увеличение  социальных  программ 
породило  своеобразную  "революцию  растущих  притязаний"  и 
граждане  стали  смотреть  на  государство  как  на  орган,  который 
должен  им  обеспечить  все  права,  в  том  числе  и  социальные,  во 
все  возрастающих  размерах.  Возникли  и  многие  другие 
проблемы,  требовавшие  новых  идеологических  подходов  в  80-е 
годы XX века. 

Несмотря 

на 

существенные 

отличия, 

либеральный 

реформизм  не  порвал  идеологической  связи  с  классическим 
либерализмом.  Мостом  между  старым  и  новым  либерализмом 


background image

 

 

244 

 

стала  приверженность  индивидуальной  свободе,  социальному 
прогрессу,  политическому  плюрализму  и  демократии.  Только 
теперь  достижение  всего  этого  признавалось  невозможным  без 
государственного  вмешательства,  так  как  только  государство, 
являясь,  с  точки  зрения  либералов,  органом  надклассовым, 
способно  выступить  беспристрастным  посредником  между 
социальными  интересами  и  действовать  ради  общего  блага  и  во 
имя свободы каждого. 

Заслуга  либеральной  идеологии  в  том,  что  она  утверждала 

индивидуально-личностное  начало  бытия.  Эта  идеология  сумела 
донести  в  качестве  универсальных,  общецивилизованных  по 
своей  сути  ценностей  –  демократию,  свободу  и  самоценность 
человеческого "Я". Либерализм изменил политическую практику 
и  политический  язык,  привил  новую  правовую  культуру,  новое 
правосознание,  служил  делу  создания  гражданского  общества  и 
правового государства. 

Таким  образом,  либеральная  идеология  представляет  собой 

достаточно цельную теоретическую конструкцию, имеющую ряд 
признаков.  В  экономике  –  это  обоснование  экономической 
свободы  и  права  собственности,  в  социальных  отношениях  – 
равенство возможностей, в политике – защита представительной, 
плюралистической  демократии,  в  духовной  жизни  –  свобода 
мысли  и  слова,  в  религии  –  антиклерикализм,  в  морали  – 
индивидуализм. Современный либерализм является выразителем 
интересов  среднего  класса.  Как  идеология  современный 
либерализм,  подобно  классическому  либерализму,  выступает  за 
динамичное, ориентированное на социальный прогресс общество, 
в  котором  личностный  фактор,  личные  заслуги  и  результаты 
находились  бы  на  первом  плане.  Эта  идеология  требует  от 
личности  максимальной  реализации  своих  способностей, 
желания брать на себя ответственность за собственную судьбу, не 


background image

 

 

245 

 

рассчитывая  на  благотворительность  и  гарантии  государства-
покровителя. 

Социалистическая идеология 

Социалистическая  идеология

  имеет  длительную  историю. 

Однако  термин  "социализм"  впервые  появился  в  общественной 
литературе только в 30-е годы XIX века. Литературное авторство 
приписывается  французскому  теоретику  Пьеру  Леру,  который  в 
1834 году написал статью "Об индивидуализме и социализме". 

Идеи,  которые  позже  стали  называть  социалистическими, 

появились  в  XVI  веке.  Они  отражали  стихийный  протест 
эксплуатируемых  слоев  периода  первоначального  накопления 
капитала.  Эти  теории  об  идеальном  общественном  строе, 
который 

соответствует 

природе 

человека, 

устраняет 

эксплуатацию,  поднимает  благосостояние  низшего  класса  и 
ликвидирует 

частную 

собственность, 

стали 

называть 

утопическим  социализмом.  Его  основоположниками  являются 
англичанин  Томас  Мор  (1478-1535  гг.),  автор  книги  "Утопия"  и 
итальянец  Томмазо  Кампанелла  (1568-1639 гг.),  написавший 
"Город  Солнца".  Они  считали,  что  именно  общественная 
собственность создает условия для справедливого распределения, 
равенства,  благополучия  и  социального  мира.  Социальное 
равенство  рассматривалось  как  высшее  благо  и  для  личности  и 
для общества. 

На  протяжении  XVII-XIX  вв.  много  теоретиков  пытались 

открыть  формулу  идеального  общества,  так  как  капитализм, 
создав  мир,  переполненный  богатством,  все-таки  изобиловал  и 
нищетой.  Наибольший  вклад  в  разработку  социалистических 
концепций  утопической  направленности  внесли  французы  А. 
Сен-Симон  (1760-1825  гг.),  Шарль  Фурье  (1772-1837  гг.)  и 
англичанин  Роберт  Оуэн  (1771-1858  гг.).  Их  воззрения