ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2019
Просмотров: 9019
Скачиваний: 6
251
смены правительства мирными средствами, гарантия прав
личности и меньшинства, существование независимой судебной
системы, основанной на верховенстве закона. Демократия в
интерпретации социал-демократов представляется в качестве
абсолютной ценности, имеющей надклассовый характер.
Выступая за "чистую" демократию, социал-демократы понимают
государство как верховный социальный институт, в рамках
которого регулируются и примиряются противостоящие
социальные интересы. Государство выступает в качестве
главного органа общественных изменений и прогрессивного
развития.
Давая обоснование
экономической демократии
, социал-
демократы подчеркивали в своих официальных документах, что
выступают за общественную собственность, но в рамках
смешанной экономики. Частная собственность доступна в
определенных секторах экономики. Многообразие форм
собственности должно работать на эффективность производства.
Коллективная собственность не является просто самоцелью, а
должна служить инструментом повышения благосостояния
общества.
Приоритет в своей экономической стратегии социал-
демократы отдают рыночным отношениям. Государство, в свою
очередь,
должно
регулировать
рынок:
не
допускать
доминирования на нем только большого бизнеса, добиваться,
чтобы технологии использовались на благо всего общества.
Другими словами, международная социал-демократия признала
принцип: "Конкуренция – насколько возможно, планирование –
насколько необходимо".
Достижения экономической демократии увязываются и с
развитием "соучастия" представителей трудящихся в управлении
капиталистическими
фирмами,
а
также
с
развитием
252
"самоуправления". В целом экономическая сфера должна
отличаться четко выраженной социальной направленностью и
быть подконтрольна обществу, но без утраты эффективности,
присущей рыночной экономике.
Термином
"
социальная
демократия
"
обозначается
качественная сторона образа жизни людей, которая комплексно
характеризует степень социальной свободы человека, условия и
содержание его трудовой деятельности, доступность системы
образования и духовных ценностей, состояние окружающей
среды, бытовые условия. Борьба за социальную демократию –
это, прежде всего, борьба за более высокое качество жизни.
Социал-демократы в западных странах, находясь у власти
или оказывая влияние на власть, во многом содействовали
демократизации общества, расширению и закреплению прав и
свобод трудящихся. Их реальная политика была близка практике
либерального реформизма, но отличалась большей социальной
направленностью и борьбой за социальную справедливость.
Укрепление позиций социал-демократов связано и с тем,
что авторитарный коммунизм оказался путем, усеянным
огромными жертвами и вымощенным экономическими и
социальными неудачами. Социал-демократия продолжает искать
равновесие между свободой и социальной справедливостью и
стремится к социальному государству, в котором устранена
опасность буйного расцвета бюрократии, перспективное
планирование не связывает общество по рукам и ногам и личная
ответственность всех членов общества ставится на первый план.
Социалистическая идеология и в революционной, и в
реформистской модификации оказывала и оказывает серьезное
влияние на людей труда, особенно тех, кто работает по найму.
Влияние этой идеологии обусловлено тем, что она нацелена на
справедливое общество, без эксплуатации, с равным социальным
253
статусом граждан. Социализм впервые связал возможность
осуществления
высоких
гуманистических
идеалов
с
необходимостью отменить частную собственность и уничтожить
эксплуататорское государство.
В идеологическом отношении главное противостояние
XX века – борьба либеральных и социалистических идей. Крах
Восточного блока социалистических государств заставил
социалистическую идеологию перейти к обороне. Но социализм,
понимаемый как гуманное, демократическое общество, по-
прежнему остается "открытым вопросом", интеллектуальной и
практической
задачей,
решения
которой
сторонники
социалистической идеологии пока не имеют.
Общей тенденцией развития социалистической идеологии в
конце XX столетия является либерализация социализма, хотя
сохраняют влияние и радикальные формы – коммунизм и
необольшевизм.
Консерватизм
Консерватизм возник в конце XVIII века как реакция на
французское Просвещение и Великую французскую революцию.
Консервативная идеология была ответом на вызов либерализма и
радикализма. Поскольку консерватизм возникает именно как
противопоставление либеральным воззрениям на природу
человека, свободу, равенство и братство, то его не считают
самостоятельной,
"чистой"
идеологией.
Консерватизм
трактуется как эпифеномен либерализма, т.е. явление,
сопутствующее либерализму, придаток либерализма. Подобное
рождение консерватизма не помешало ему превратиться в
достаточно стройную систему взглядов, которая претерпела
значительную эволюцию, адаптируясь к современному миру.
254
Интеллектуальная
консервативная
традиция
была
разработана англичанином Э.Берком (1729-1797 гг.), французами
Ж. де Местром (1754-1821 гг.). Л. де Бональдом (1754-1840 гг.).
Они стали основоположниками традиционного консервативного
направления, которое отличалось неприятием нигилистического
характера французской революции XVIII века, буржуазной
демократии и индивидуальной свободы. "Отцы-основатели"
политической идеологии консерватизма выражали интересы
аристократии, тех слоев, которых капитализм лишал устойчивого
социального состояния и сословных привилегий.
Оптимистическому взгляду либералов на природу человека,
разум и воля которого в состоянии преобразовать общество на
началах свободы, консерваторы противопоставили идею об
изначальном несовершенстве человеческой природы, в силу чего
прекрасные проекты радикального переустройства общества
обречены
на
неудачу,
поскольку
нарушают
веками
установленный порядок. Подлинной "природе" человека, считали
консерваторы, вообще чуждо понятие "свобода". Смысл имеют
только конкретно-исторические свободы, добытые предками,
проверенные традициями и принимаемые как историческое
наследие.
Важнейшим принципом консервативной идеологии является
нравственный
абсолютизм
,
признание
существования
незыблемых
нравственных
идеалов
и
ценностей.
Эти
нравственные
идеалы
и
ценности
личности
должны
формироваться
всеми
способами
общественного
и
государственного воздействия и обуздывать "греховную"
природу человека. Политика в этом смысле тоже не может быть
свободной от морали.
Другим важнейшим принципом консерватизма является
традиционализм
. Традиционные начала – это, по мнению
255
теоретиков консерватизма, фундамент любого здорового
общества. Общественные реформы должны опираться на
созданные всеми прежними поколениями духовные традиции и
ценности. Э.Берк считал, что в любом обществе складывается
солидарность поколений. Каждый политический деятель,
принимающий решения, должен делать это ответственно не
только перед своими современниками, но и предками, и
потомками. Конструктивному рационализму либералов Э.Берк
демонстративно противопоставлял апологию "предрассудков".
Именно в "обычных предрассудках", в традиции аккумулируется
мудрость, унаследованная от предков, отражается коллективный
разум, в том числе и политический.
Традиционализм консервативной идеологии теснейшим
образом связан с политическим реализмом. Консерватизму чужд
доктринерский подход. Политическая практика, как считают
консерваторы, не должна опираться на голые теоретические
схемы. Реформы, которые проводятся в обществе, должны быть
рассчитаны не на абстрактного человека, а на реальных людей из
плоти и крови, образ жизни которых, устоявшиеся привычки
нельзя внезапно изменить без больших несчастий. Консерватизм
возвращал политической мысли чувство историчности, отстаивал
в бурное революционное время непрерывность исторического
развития и сохранение полезных частей "старого общественного
здания", вместо изобретения абстрактных конструкций на
"чистом листе" революционной истории.
Консерватизм, особенно современный, позитивно относится
к идее равенства людей перед богом. Равенство существует в
области морали и добродетели, возможно даже политическое
равенство. Но все формы консервативной идеологии не
приемлют социального равенства, являются антиэгалитарными.
Никакое общество немыслимо без иерархии и, следовательно,