Файл: Politologia_Kurs_lektsy_Reshetnikov_2005.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2019

Просмотров: 9019

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

251 

 

смены  правительства  мирными  средствами,  гарантия  прав 
личности  и  меньшинства,  существование  независимой  судебной 
системы,  основанной  на  верховенстве  закона.  Демократия  в 
интерпретации  социал-демократов  представляется  в  качестве 
абсолютной  ценности,  имеющей  надклассовый  характер. 
Выступая за "чистую" демократию, социал-демократы понимают 
государство  как  верховный  социальный  институт,  в  рамках 
которого  регулируются  и  примиряются  противостоящие 
социальные  интересы.  Государство  выступает  в  качестве 
главного  органа  общественных  изменений  и  прогрессивного 
развития. 

Давая  обоснование 

экономической  демократии

,  социал-

демократы  подчеркивали  в  своих  официальных  документах,  что 
выступают  за  общественную  собственность,  но  в  рамках 
смешанной  экономики.  Частная  собственность  доступна  в 
определенных  секторах  экономики.  Многообразие  форм 
собственности должно работать на эффективность производства. 
Коллективная  собственность  не  является  просто  самоцелью,  а 
должна  служить  инструментом  повышения  благосостояния 
общества. 

Приоритет  в  своей  экономической  стратегии  социал-

демократы  отдают  рыночным  отношениям.  Государство,  в  свою 
очередь, 

должно 

регулировать 

рынок: 

не 

допускать 

доминирования  на  нем  только  большого  бизнеса,  добиваться, 
чтобы  технологии  использовались  на  благо  всего  общества. 
Другими  словами,  международная  социал-демократия  признала 
принцип:  "Конкуренция  –  насколько  возможно,  планирование  – 
насколько необходимо". 

Достижения  экономической  демократии  увязываются  и  с 

развитием "соучастия" представителей трудящихся в управлении 
капиталистическими 

фирмами, 

а 

также 

с 

развитием 


background image

 

 

252 

 

"самоуправления".  В  целом  экономическая  сфера  должна 
отличаться  четко  выраженной  социальной  направленностью  и 
быть  подконтрольна  обществу,  но  без  утраты  эффективности, 
присущей рыночной экономике. 

Термином 

"

социальная 

демократия

обозначается 

качественная  сторона  образа  жизни  людей,  которая  комплексно 
характеризует  степень  социальной  свободы  человека,  условия  и 
содержание  его  трудовой  деятельности,  доступность  системы 
образования  и  духовных  ценностей,  состояние  окружающей 
среды,  бытовые  условия.  Борьба  за  социальную  демократию  – 
это, прежде всего, борьба за более высокое качество жизни. 

Социал-демократы  в  западных  странах,  находясь  у  власти 

или  оказывая  влияние  на  власть,  во  многом  содействовали 
демократизации  общества,  расширению  и  закреплению  прав  и 
свобод трудящихся. Их реальная политика была близка практике 
либерального  реформизма,  но  отличалась  большей  социальной 
направленностью и борьбой за социальную справедливость. 

Укрепление  позиций  социал-демократов  связано  и  с  тем, 

что  авторитарный  коммунизм  оказался  путем,  усеянным 
огромными  жертвами  и  вымощенным  экономическими  и 
социальными неудачами. Социал-демократия продолжает искать 
равновесие  между  свободой  и  социальной  справедливостью  и 
стремится  к  социальному  государству,  в  котором  устранена 
опасность  буйного  расцвета  бюрократии,  перспективное 
планирование не связывает общество по рукам и ногам и личная 
ответственность всех членов общества ставится на первый план. 

Социалистическая  идеология  и  в  революционной,  и  в 

реформистской  модификации  оказывала  и  оказывает  серьезное 
влияние  на  людей  труда,  особенно  тех,  кто  работает  по  найму. 
Влияние  этой  идеологии  обусловлено  тем,  что  она  нацелена  на 
справедливое общество, без эксплуатации, с равным социальным 


background image

 

 

253 

 

статусом  граждан.  Социализм  впервые  связал  возможность 
осуществления 

высоких 

гуманистических 

идеалов 

с 

необходимостью отменить частную собственность и уничтожить 
эксплуататорское государство. 

В  идеологическом  отношении  главное  противостояние  

XX  века  –  борьба  либеральных  и  социалистических  идей.  Крах 
Восточного  блока  социалистических  государств  заставил 
социалистическую идеологию перейти к обороне. Но социализм, 
понимаемый  как  гуманное,  демократическое  общество,  по-
прежнему  остается  "открытым  вопросом",  интеллектуальной  и 
практической 

задачей, 

решения 

которой 

сторонники 

социалистической идеологии пока не имеют. 

Общей тенденцией развития социалистической идеологии в 

конце  XX  столетия  является  либерализация  социализма,  хотя 
сохраняют  влияние  и  радикальные  формы  –  коммунизм  и 
необольшевизм. 

Консерватизм 

Консерватизм  возник  в  конце  XVIII  века  как  реакция  на 

французское Просвещение и Великую французскую революцию. 
Консервативная идеология была ответом на вызов либерализма и 
радикализма.  Поскольку  консерватизм  возникает  именно  как 
противопоставление  либеральным  воззрениям  на  природу 
человека,  свободу,  равенство  и  братство,  то  его  не  считают 
самостоятельной, 

"чистой" 

идеологией. 

Консерватизм

 

трактуется  как  эпифеномен  либерализма,  т.е.  явление, 
сопутствующее  либерализму,  придаток  либерализма.  Подобное 
рождение  консерватизма  не  помешало  ему  превратиться  в 
достаточно  стройную  систему  взглядов,  которая  претерпела 
значительную эволюцию, адаптируясь к современному миру. 


background image

 

 

254 

 

Интеллектуальная 

консервативная 

традиция 

была 

разработана англичанином Э.Берком (1729-1797 гг.), французами  
Ж. де  Местром (1754-1821 гг.). Л. де  Бональдом (1754-1840 гг.). 
Они  стали  основоположниками  традиционного  консервативного 
направления,  которое  отличалось  неприятием  нигилистического 
характера  французской  революции  XVIII  века,  буржуазной 
демократии  и  индивидуальной  свободы.  "Отцы-основатели" 
политической  идеологии  консерватизма  выражали  интересы 
аристократии, тех слоев, которых капитализм лишал устойчивого 
социального состояния и сословных привилегий. 

Оптимистическому взгляду либералов на природу человека, 

разум  и  воля  которого  в  состоянии  преобразовать  общество  на 
началах  свободы,  консерваторы  противопоставили  идею  об 
изначальном несовершенстве человеческой природы, в силу чего 
прекрасные  проекты  радикального  переустройства  общества 
обречены 

на 

неудачу, 

поскольку 

нарушают 

веками 

установленный порядок. Подлинной "природе" человека, считали 
консерваторы,  вообще  чуждо  понятие  "свобода".  Смысл  имеют 
только  конкретно-исторические  свободы,  добытые  предками, 
проверенные  традициями  и  принимаемые  как  историческое 
наследие. 

Важнейшим принципом консервативной идеологии является 

нравственный 

абсолютизм

признание 

существования 

незыблемых 

нравственных 

идеалов 

и 

ценностей. 

Эти 

нравственные 

идеалы 

и 

ценности 

личности 

должны 

формироваться 

всеми 

способами 

общественного 

и 

государственного  воздействия  и  обуздывать  "греховную" 
природу человека. Политика в этом смысле тоже не может быть 
свободной от морали. 

Другим  важнейшим  принципом  консерватизма  является 

традиционализм

.  Традиционные  начала  –  это,  по  мнению 


background image

 

 

255 

 

теоретиков  консерватизма,  фундамент  любого  здорового 
общества.  Общественные  реформы  должны  опираться  на 
созданные  всеми  прежними  поколениями  духовные  традиции  и 
ценности.  Э.Берк  считал,  что  в  любом  обществе  складывается 
солидарность  поколений.  Каждый  политический  деятель, 
принимающий  решения,  должен  делать  это  ответственно  не 
только  перед  своими  современниками,  но  и  предками,  и 
потомками.  Конструктивному  рационализму  либералов  Э.Берк 
демонстративно  противопоставлял  апологию  "предрассудков". 
Именно в "обычных предрассудках", в традиции аккумулируется 
мудрость,  унаследованная  от  предков,  отражается  коллективный 
разум, в том числе и политический. 

Традиционализм  консервативной  идеологии  теснейшим 

образом связан с политическим реализмом. Консерватизму чужд 
доктринерский  подход.  Политическая  практика,  как  считают 
консерваторы,  не  должна  опираться  на  голые  теоретические 
схемы.  Реформы,  которые  проводятся  в  обществе,  должны  быть 
рассчитаны не на абстрактного человека, а на реальных людей из 
плоти  и  крови,  образ  жизни  которых,  устоявшиеся  привычки 
нельзя внезапно изменить без больших несчастий. Консерватизм 
возвращал политической мысли чувство историчности, отстаивал 
в  бурное  революционное  время  непрерывность  исторического 
развития и сохранение полезных  частей "старого общественного 
здания",  вместо  изобретения  абстрактных  конструкций  на 
"чистом листе" революционной истории. 

Консерватизм, особенно современный, позитивно относится 

к  идее  равенства  людей  перед  богом.  Равенство  существует  в 
области  морали  и  добродетели,  возможно  даже  политическое 
равенство.  Но  все  формы  консервативной  идеологии  не 
приемлют  социального  равенства,  являются  антиэгалитарными. 
Никакое  общество  немыслимо  без  иерархии  и,  следовательно,