Файл: Politologia_Kurs_lektsy_Reshetnikov_2005.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2019

Просмотров: 9017

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

246 

 

формировались  под  воздействием  Великой  Французской 
революции  и  бурного  развития  промышленного  капитала. 
Взгляды 

теоретиков 

утопического 

социализма 

весьма 

значительно  расходились  между  собой  по  многим  вопросам,  но 
все  они  считали,  что  в  обществе  уже  есть  условия  для 
немедленной  реформы  строя  на  справедливых  условиях,  чтобы 
покончить  с  неравенством,  бедностью  и  пороками.  Инициатива 
преобразований  должна  идти  сверху  от  имущих,  которые 
обязаны  помочь  бедным  и  сделать  всех  счастливее. 
Социалистическая 

идеология 

целеустремленно 

защищала 

интересы  трудящихся,  социальный  прогресс  и  верила  в 
прекрасное будущее человечества. 

В этот период возникает и крайнее проявление социализма – 

коммунистическая  идеология. 

Коммунистическая  идеология

 

была  более  последовательной  в  стремлении  преобразовать 
общество  на  основе  равенства  посредством  установления 
общественной собственности на средства производства, а иногда 
и на предметы потребления. 

Теоретики  утопического  социализма  сформулировали 

основные  принципы  организации  будущего  справедливого 
общества: от каждого по его способностям, каждой способности 
по ее делам, всестороннего и гармонического развития личности, 
ликвидации различий между городом и деревней, разнообразия и 
смены  физического  и  духовного  труда,  свободного  развития 
каждого  как  условия  свободного  развития  всех.  Социалисты-
утописты  считали,  что  либо  все  люди  должны  быть  счастливы, 
либо  никто.  Социалистический  строй  должен  предоставлять 
реальную  возможность  быть  счастливым  каждому.  Идеология 
социалистов  начала  XIX  века  была  проникнута  эмоционально-
образным представлением о будущем и напоминала социальную 
поэзию. 


background image

 

 

247 

 

Представители утопического социализма и коммунизма по-

разному  относились  к  методам  реализации  своих  идей.  Сен-
Симон  и  Фурье  считали,  что  главный  путь  –  реформы,  и  святое 
дело  бедных  –  это  и  дело  богатых.  Другие,  например,  Мабли, 
Мелье, Бабеф – призывали трудящихся к революции. 

Марксизм как идеология пролетариата 

В  40-е  годы  XIX  века  возникает 

марксизм

  как 

теоретическое  выражение  пролетарского  движения.  К.Маркс 
(1818-1883 гг.) 

и 

Ф.Энгельс 

(1820-1895 

гг.) 

создали 

философскую,  экономическую  и  социально-политическую 
теорию,  которая  оказала  огромное  влияние  на  историю 
человечества  второй  половины  XIX  и  XX  веков.  Марксизм  и 
коммунистическая идеология стали синонимами. 

Коммунистическое  общество  в  марксистском  понимании  – 

это  не  открытая  идеальная  модель  счастливого  строя,  а 
закономерный результат прогресса цивилизации. Капитализм сам 
создает  предпосылки  для  социальной  революции,  ликвидации 
частной  собственности  и  перехода  к  социализму.  Главное 
противоречие,  которое  взрывает  капитализм  изнутри  –  это 
противоречие 

между 

общественным 

характером 

труда, 

сформированным  промышленностью  и  рынком,  и  частной 
собственностью  на  средства  производства.  Капитализм,  как 
считали марксисты, создает и своего социального могильщика  – 
пролетариат. 

Освобождение 

пролетариата 

– 

лейтмотив 

социальной  революции.  Но,  освобождая  себя,  пролетариат 
освобождает  и  всех  трудящихся  от  любых  форм  эксплуатации. 
Достижение  социализма  возможно  лишь  в  результате 
исторического 

творчества 

пролетариата, 

совершения 

пролетарской 

революции 

и 

установления 

диктатуры 

пролетариата.  Лозунг  "Пролетарии  всех  стран,  соединяйтесь!" 


background image

 

 

248 

 

стал  мобилизующим  призывом  в  борьбе  с  эксплуататорами. 
Марксизм  как  идеология  превратил  социализм  в  борьбу 
миллионов, на многие десятилетия эта идеология стала духовным 
оружием эксплуатируемых и угнетенных. 

Развитие  коммунистической  формации  проходит,  считали 

Маркс и Энгельс, ряд этапов: переходный период, первая фаза и 
высшая  фаза.  Это  длительный  процесс  преобразования  жизни 
общества  на  подлинно  гуманистических  началах,  когда  человек 
становится  высшим  существом  для  человека. 

Коммунизм

  в 

своем высшем развитии – это общество свободных сознательных 
тружеников,  где  установится  общественное  самоуправление,  а 
государство  отомрет,  где  не  будет  классов,  и  социальное 
равенство  достигнет  воплощения  в  принципе  "От  каждого  по 
способностям,  каждому  –  по  потребностям".  В  марксистской 
трактовке  коммунизма  есть  движение  к  безграничному  расцвету 
личности в условиях свободы от эксплуатации. Коммунизм - это 
начало подлинной истории человечества. 

Революционный пафос марксизма нашел свое воплощение в 

теории  и  практике  ленинизма,  который  стал  теоретической 
основой пролетарской революции в России и социалистического 
строительства в СССР. 

Несмотря  на  серьезные  поражения,  вызванные  распадом 

Советского 

Союза, 

ликвидацией 

Восточного 

блока 

социалистических 

государств, 

ортодоксальный 

марксизм 

сохраняет  значительное  влияние  на  отдельные  социальные 
группы 

в 

постсоветском 

обществе. 

Это 

обусловлено 

притягательностью  идей  социального  равенства,  справедливости 
и  социальных  гарантий  со  стороны  государства  на  труд, 
бесплатное образование, медицинское обслуживание, жилье. 

Одновременно 

с 

революционным 

направлением 

в 

социалистической  мысли  формировалось  и  другое  направление, 


background image

 

 

249 

 

которое 

тоже 

опиралось 

на 

марксизм, 

но 

пыталось 

приспособиться  к  новым  историческим  реалиям  не  путем 
форсированной  революционности,  а  путем  социальных  реформ. 
В  XX  веке  это  направление  стало  называться  социал-
демократическим в противовес коммунистическому. 

Демократический социализм 

Идеология 

современной 

социал-демократии 

своими 

корнями  восходит  к  реформистскому  течению  во  II 
Интернационале 

(1889-1914 

гг.), 

представленному 

Э.Бернштейном,  Вандервельде,  Фольмаром,  Жоресом  и  др.,  к 
воззрениям 

теоретиков 

Рабочего 

Социалистического 

Интернационала,  существовавшего  в  межвоенный  период, 
концепциям  либерального  реформизма,  среди  которых  особое 
место принадлежит кейнсианству. 

Особенностью  идеологии  социал-демократов  является 

реформизм, 

обоснование 

политики 

регулирования 

и 

перераспределения доходов в эффективно работающей рыночной 
экономике.  Один  из  крупнейших  теоретиков  II  Интернационала 
Э.Бернштейн  отрицал  неизбежность  крушения  капитализма  и 
всякую  связь  наступления  социализма  с  этим  крушением. 
Социализм  не  сводится  к  замене  частной  собственности 
общественной, считал Бернштейн. Путь к социализму – это поиск 
новых  "товарищеских  форм  производства"  в  условиях  мирного 
развития  капиталистической  экономики  и  политической 
демократии.  "Конечная  цель  –  ничто,  движение  –  все"  –  таким 
стал лозунг реформистского социализма. 

Современная  концепция  "демократического  социализма"  в 

основных  своих  чертах  была  создана  в  50-е  годы  в  результате 
принятия 

Декларации 

принципов 

Социалистического 

Интернационала 

на 

международной 

конференции 


background image

 

 

250 

 

социалистических партий во Франкфурте-на-Майне в  1951 году. 
"

Демократический 

социализм

", 

согласно 

программным 

документам социал-демократии, – это путь, который отличается и 
от  капитализма,  и  от  "реального  социализма".  Капитализм,  по 
мнению  социал-демократов, развил огромные  производительные 
силы,  однако  поставил  права  собственности  над  правами 
человека.  Коммунисты  же  там,  где  они  пришли  к  власти, 
уничтожили  свободу,  создали  новое  классовое  общество  и 
неэффективную  экономику,  основанную  на  принудительном 
труде. 

Социал-демократы  одинаковое  значение  придают  как 

принципу  личной  свободы,  так  и  принципам  солидарности  и 
справедливости. 

Традиционная 

формула: 

"Социализм 

обобществление  +  плановая  экономика",  по  мнению  теоретиков 
социал-демократии,  должна  быть  окончательно  отброшена. 
Критерий  различия  между  капитализмом  и  социализмом 
заключается  не  в  принципах  организации  экономики,  а  в  том 
положении, которое человек занимает в обществе, в его свободе, 
праве на участие в принятии решений, значимых для государства, 
возможности реализовать себя в различных сферах общественной 
жизни. 

Составными 

частями 

концепции 

"демократического 

социализма" 

являются 

политическая, 

экономическая 

и 

социальная демократия. 

Идея 

политической  демократии

 

основывается  на 

принципах  свободы  и  равенства.  Социал-демократы  признают 
возможность  существования  различных  форм  демократии, 
однако  в  любом  случае  основополагающими  требованиями 
политической  демократии  должны  быть:  наличие  свободных 
выборов,  предоставление  гражданам  действительного  выбора 
между различными политическими альтернативами, возможность