ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2019
Просмотров: 9017
Скачиваний: 6
246
формировались под воздействием Великой Французской
революции и бурного развития промышленного капитала.
Взгляды
теоретиков
утопического
социализма
весьма
значительно расходились между собой по многим вопросам, но
все они считали, что в обществе уже есть условия для
немедленной реформы строя на справедливых условиях, чтобы
покончить с неравенством, бедностью и пороками. Инициатива
преобразований должна идти сверху от имущих, которые
обязаны помочь бедным и сделать всех счастливее.
Социалистическая
идеология
целеустремленно
защищала
интересы трудящихся, социальный прогресс и верила в
прекрасное будущее человечества.
В этот период возникает и крайнее проявление социализма –
коммунистическая идеология.
Коммунистическая идеология
была более последовательной в стремлении преобразовать
общество на основе равенства посредством установления
общественной собственности на средства производства, а иногда
и на предметы потребления.
Теоретики утопического социализма сформулировали
основные принципы организации будущего справедливого
общества: от каждого по его способностям, каждой способности
по ее делам, всестороннего и гармонического развития личности,
ликвидации различий между городом и деревней, разнообразия и
смены физического и духовного труда, свободного развития
каждого как условия свободного развития всех. Социалисты-
утописты считали, что либо все люди должны быть счастливы,
либо никто. Социалистический строй должен предоставлять
реальную возможность быть счастливым каждому. Идеология
социалистов начала XIX века была проникнута эмоционально-
образным представлением о будущем и напоминала социальную
поэзию.
247
Представители утопического социализма и коммунизма по-
разному относились к методам реализации своих идей. Сен-
Симон и Фурье считали, что главный путь – реформы, и святое
дело бедных – это и дело богатых. Другие, например, Мабли,
Мелье, Бабеф – призывали трудящихся к революции.
Марксизм как идеология пролетариата
В 40-е годы XIX века возникает
марксизм
как
теоретическое выражение пролетарского движения. К.Маркс
(1818-1883 гг.)
и
Ф.Энгельс
(1820-1895
гг.)
создали
философскую, экономическую и социально-политическую
теорию, которая оказала огромное влияние на историю
человечества второй половины XIX и XX веков. Марксизм и
коммунистическая идеология стали синонимами.
Коммунистическое общество в марксистском понимании –
это не открытая идеальная модель счастливого строя, а
закономерный результат прогресса цивилизации. Капитализм сам
создает предпосылки для социальной революции, ликвидации
частной собственности и перехода к социализму. Главное
противоречие, которое взрывает капитализм изнутри – это
противоречие
между
общественным
характером
труда,
сформированным промышленностью и рынком, и частной
собственностью на средства производства. Капитализм, как
считали марксисты, создает и своего социального могильщика –
пролетариат.
Освобождение
пролетариата
–
лейтмотив
социальной революции. Но, освобождая себя, пролетариат
освобождает и всех трудящихся от любых форм эксплуатации.
Достижение социализма возможно лишь в результате
исторического
творчества
пролетариата,
совершения
пролетарской
революции
и
установления
диктатуры
пролетариата. Лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!"
248
стал мобилизующим призывом в борьбе с эксплуататорами.
Марксизм как идеология превратил социализм в борьбу
миллионов, на многие десятилетия эта идеология стала духовным
оружием эксплуатируемых и угнетенных.
Развитие коммунистической формации проходит, считали
Маркс и Энгельс, ряд этапов: переходный период, первая фаза и
высшая фаза. Это длительный процесс преобразования жизни
общества на подлинно гуманистических началах, когда человек
становится высшим существом для человека.
Коммунизм
в
своем высшем развитии – это общество свободных сознательных
тружеников, где установится общественное самоуправление, а
государство отомрет, где не будет классов, и социальное
равенство достигнет воплощения в принципе "От каждого по
способностям, каждому – по потребностям". В марксистской
трактовке коммунизма есть движение к безграничному расцвету
личности в условиях свободы от эксплуатации. Коммунизм - это
начало подлинной истории человечества.
Революционный пафос марксизма нашел свое воплощение в
теории и практике ленинизма, который стал теоретической
основой пролетарской революции в России и социалистического
строительства в СССР.
Несмотря на серьезные поражения, вызванные распадом
Советского
Союза,
ликвидацией
Восточного
блока
социалистических
государств,
ортодоксальный
марксизм
сохраняет значительное влияние на отдельные социальные
группы
в
постсоветском
обществе.
Это
обусловлено
притягательностью идей социального равенства, справедливости
и социальных гарантий со стороны государства на труд,
бесплатное образование, медицинское обслуживание, жилье.
Одновременно
с
революционным
направлением
в
социалистической мысли формировалось и другое направление,
249
которое
тоже
опиралось
на
марксизм,
но
пыталось
приспособиться к новым историческим реалиям не путем
форсированной революционности, а путем социальных реформ.
В XX веке это направление стало называться социал-
демократическим в противовес коммунистическому.
Демократический социализм
Идеология
современной
социал-демократии
своими
корнями восходит к реформистскому течению во II
Интернационале
(1889-1914
гг.),
представленному
Э.Бернштейном, Вандервельде, Фольмаром, Жоресом и др., к
воззрениям
теоретиков
Рабочего
Социалистического
Интернационала, существовавшего в межвоенный период,
концепциям либерального реформизма, среди которых особое
место принадлежит кейнсианству.
Особенностью идеологии социал-демократов является
реформизм,
обоснование
политики
регулирования
и
перераспределения доходов в эффективно работающей рыночной
экономике. Один из крупнейших теоретиков II Интернационала
Э.Бернштейн отрицал неизбежность крушения капитализма и
всякую связь наступления социализма с этим крушением.
Социализм не сводится к замене частной собственности
общественной, считал Бернштейн. Путь к социализму – это поиск
новых "товарищеских форм производства" в условиях мирного
развития капиталистической экономики и политической
демократии. "Конечная цель – ничто, движение – все" – таким
стал лозунг реформистского социализма.
Современная концепция "демократического социализма" в
основных своих чертах была создана в 50-е годы в результате
принятия
Декларации
принципов
Социалистического
Интернационала
на
международной
конференции
250
социалистических партий во Франкфурте-на-Майне в 1951 году.
"
Демократический
социализм
",
согласно
программным
документам социал-демократии, – это путь, который отличается и
от капитализма, и от "реального социализма". Капитализм, по
мнению социал-демократов, развил огромные производительные
силы, однако поставил права собственности над правами
человека. Коммунисты же там, где они пришли к власти,
уничтожили свободу, создали новое классовое общество и
неэффективную экономику, основанную на принудительном
труде.
Социал-демократы одинаковое значение придают как
принципу личной свободы, так и принципам солидарности и
справедливости.
Традиционная
формула:
"Социализм
=
обобществление + плановая экономика", по мнению теоретиков
социал-демократии, должна быть окончательно отброшена.
Критерий различия между капитализмом и социализмом
заключается не в принципах организации экономики, а в том
положении, которое человек занимает в обществе, в его свободе,
праве на участие в принятии решений, значимых для государства,
возможности реализовать себя в различных сферах общественной
жизни.
Составными
частями
концепции
"демократического
социализма"
являются
политическая,
экономическая
и
социальная демократия.
Идея
политической демократии
основывается на
принципах свободы и равенства. Социал-демократы признают
возможность существования различных форм демократии,
однако в любом случае основополагающими требованиями
политической демократии должны быть: наличие свободных
выборов, предоставление гражданам действительного выбора
между различными политическими альтернативами, возможность