ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2019
Просмотров: 9004
Скачиваний: 6
296
внутренняя.
Международное
сообщество
имеет
свою
собственную
децентрализованную
структуру,
составными
элементами которой являются суверенные государства. В
конечном счете, политические действия на международной арене
опираются в большей мере не на нормативные акты,
подчиняющие отдельные личности данной государственной
власти, а на совместную деятельность людей и их
сотрудничество.
Специфические и базовые черты внешней политики
Можно выделить некоторые специфические и базовые
черты внешней политики. Одной из ее важнейших черт является
выработка
и
реализация
целей
внешнеполитической
деятельности.
Конечно,
формулирование
программ
и
организация политических действий всегда обусловлены
конкретной ситуацией на международной арене. Например,
успехи советской внешней политики времен перестройки во
многом связаны с провозглашенным принципом деидеологизации
внешней политики.
Одной из черт, характеризующих внешнеполитическую
деятельность государства, как уже отмечалось, является
способность этого государства поддерживать политическую
стабильность на должном уровне внутри государства.
Взаимосвязи и взаимозависимости внутренней и внешней
политики распространяются практически на все сферы
общественной жизни, будь то экономика, культура, наука.
Поэтому очевидна и обратная связь воздействия внутренней
политики на внешнюю. Эффективная внешняя политика
способна активно влиять на реализацию целей внутренней
политики. Внутренняя политика каждого государства не только
определяет направления, но и обеспечивает средства реализации
297
внешней политики. Последняя не только служит целям
внутренней политики, но и осуществляет ее корректировку в
соответствии с международным условиями. Следует помнить при
этом, что первенство внутренней политики над внешней является
следствием примата внутренних функций государства над его
внешними функциями.
Сущность внешнеполитической деятельности государства
нельзя рассматривать в отрыве от характера международных
отношений. Особенности характера международных отношений,
в которых осуществляется внешнеполитическая деятельность
государств, могут выглядеть следующим образом.
Международные отношения
охватывают весьма широкую,
а поэтому трудную для понимания область явлений и процессов,
полное познание которых, теоретическое упорядочение и анализ
их взаимосвязей при нынешнем состоянии знаний и
несовершенстве научного аппарата почти невозможны.
В международной жизни – в отличие от других проявлений
общественной жизни – нет центрального ядра власти и
управления, а наличествует полицентризм и полииерархия, в
рамках которой весьма большую роль играют стихийные
процессы и субъективные факторы. Какие-либо закономерности
или повторяемость трудноуловимы.
У исследователя международных отношений нет полного
доступа к широкой и объективной информации, особенно в
области политической и стратегической, в которых большую
роль играют соображения безопасности и тайна дипломатии.
В международной жизни – в отличие от внутренней жизни
государств – выступает перевес гетерогенных факторов над
факторами
объединяющими,
что
в
итоге
затрудняет
систематическое описание и обобщение международных явлений
298
и процессов и выяснение причинно-следственной деятельности
государств.
В сфере действий факторов (действующих единиц)
международных отношений очень большую роль играют
одновременность многих интеракций (взаимодействий) и
случайные события, что, вместе взятое, затрудняет анализ и
оценку целевых действий и предвидение их последствий.
Виды внешней политики
Реализация внутренних функций государства приобретает
различные
форма
в
зависимости
от
складывающихся
обстоятельств на международной арене. Можно выделить
некоторые виды внешней политики, характерные для тех или
иных государств в современных условиях.
Одним из таких видов является
пассивная внешняя
политика
, которая присуща экономически слабым государствам,
вынужденным
приспосабливаться
к
международной
конъюнктуре.
Агрессивная внешняя политика
заключается в
формировании собственной внутренней политики и в стремлении
приспособить (посредством внешней политики) или принудить к
изменениям во внутренней и внешней политике другие
государства.
Активная внешняя политика
заключается в
интенсивных поисках равновесия между внутренней и внешней
политикой.
Консервативная внешняя политика
заключается в
активной или даже агрессивной охране достигнутого ранее
равновесия между внутренней и внешней политикой. Такая
политика характерна для некоторых бывших супердержав. В
качестве примера можно привести действия Великобритании в
ответ на аргентинское вторжение в 1984 г. на Фолькленды-
Мальвины.
299
Внешняя
политика
призвана
регулировать
взаимоотношения между государствами и народами, курс того
или иного государства, его представителей на международной
арене,
направленный
на
достижение
национально-
государственных интересов. Для определения сущности
внешнеполитического курса любой страны крайне необходим
учет господствующих внутренних социальных отношений.
Будучи "перенесенными" на международную арену в лице
государства,
они
становятся
государственной
внешней
политикой, направленной на сохранение и упрочение данной
структуры общественных отношений и форм собственности.
Любое государство стремится к тому, чтобы превратить свою
международную политику в важный инструмент укрепления
своих позиций и достижения своих классовых целей. В основе
внешней политики любого цивилизованного государства лежат
национальные интересы. Внешняя политика тем самым выражает
национальные интересы на международной арене, избирает
адекватные средства и методы их реализации.
Основными субъектами внешней политики являются:
Государство, его институты, а также политические
лидеры и главы государств. Государству принадлежит
определяющая роль в формировании внешнеполитического
курса.
Неправительственные организации, так называемая
"народная дипломатия", которая включает деятельность как
политических партий и движений, так и неполитических
объединений и союзов.
Успех внешней политики зависит от объективности и
реальности отражения насущных общественных интересов, а
также от адекватно выработанных средств и методов реализации
этих интересов и достижения поставленных целей.
300
Цели внешней политики
Сущность внешней политики определяется целями, которые
она ставит перед собой, и средствами их достижения, что зависит
от многих обстоятельств: социально-политического устройства
государства, формы правления, политического режима, уровня
социально-экономического развития, участия в международных
организациях и, прежде всего, военно-политических блоках,
политической динамики государства, уровня политической
культуры и т.д. Основными целями внешней политики
государства можно назвать: повышение материального и
духовного уровня жизни населения, экономического и
политического
могущества
государства,
обеспечение
безопасности государства, его национального суверенитета и
территориальной целостности, недопустимость вмешательства во
внутренние дела извне, повышение престижа и роли государства
в
международных
отношениях,
защита
определенных
политических и экономических позиций во внешнем мире. Все
перечисленные цели тесно взаимосвязаны между собой.
Успешная
реализация
каждой
из
них
способствует
благоприятным условиям реализации всех остальных.
Цели внешней политики весьма разнообразны. Их
формулирование и разработка обусловлены различными
обстоятельствами: социально-политическим устройством страны,
формами правления, уровнем развития экономики, союзами с
другими государствами. Можно выделить следующую группу
целей
внешнеполитической
деятельности
современных
государств. Это - обеспечение национальной безопасности,
возрастание экономического и политического могущества
государства, укрепление его международных позиций.
Укрепление национальной безопасности – одна из
важнейших задач государства. В периоды наибольшей угрозы