ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2019
Просмотров: 9006
Скачиваний: 6
291
Отношения конкретной международно-политической
ситуации
могут быть довольно разнообразными, но всегда носят
конкретно-исторический характер. Они включают в себя
различные типы отношений и могут втягивать в свою сферу
несколько государств, заинтересованных в том или ином
разрешении сложившейся ситуации. По мере преодоления
данной ситуации распадаются и сложившиеся отношения.
По горизонтали – групповые уровни
:
Групповые
(коалиционные,
межкоалиционные)
отношения
. Они реализуются через взаимоотношения групп
государств, международных организаций и т.д.
Двусторонние
отношения
.
Это
наиболее
распространенная форма международных отношений между
государствами и организациями.
Для каждого из этих уровней в системе международных
отношений характерно наличие общих черт и специфических
различий,
которые
подчиняются
общим
и
частным
закономерностям. Здесь целесообразно выделить отношения
внутри одного уровня и отношения между различными уровнями
по вертикали и по горизонтали, накладывая их друг на друга.
Для
уяснения
сущности
системы
международных
отношений огромное значение имеет определение субъектов
международных отношений, к которым относятся классы и
другие социальные группы, государства и государственные
объединения,
политические
партии,
неправительственные
международные
организации.
Главное
значение
имеет
государство как фактор, определяющий все остальные элементы
системы, т.к. оно обладает полнотой и универсальностью
политической власти и материальных возможностей, а в его
руках сосредоточен экономический и научно-технический
потенциал, военная сила и другие рычаги воздействия.
292
Другие субъекты системы международных отношений
имеют меньшую значимость для изменения сущности этой
системы. Они скорее играют второстепенную (вспомогательную)
роль. Но при определенных условиях могут оказывать и
решающее значение на всю систему.
Виды международных отношений
И, наконец, для полного представления о системе
международных отношений необходимо выделить виды
международных отношений. Международные отношения носят
объективный характер. В соответствии с этим выделяют
следующие виды международных отношений, каждый из
которых имеет свою структуру, функции, свой процесс развития:
Политические
– играют главенствующую роль, т.к.
преломляют, синтезируют, детерминируют все другие виды
отношений. Политические отношения находят свое выражение в
реальной политической деятельности элементов политической
системы, прежде всего государства. Они гарантируют
безопасность и создают условия для развития всех остальных
отношений, т.к. в концентрированном виде выражают классовые
интересы, что и определяет их главенствующее положение.
Экономические и научно-технические
. В современных
условиях эти два вида международных отношений практически
неотделимы, и, кроме этого, не могут существовать в отрыве от
политических отношений. Внешняя политика направлена, как
правило, на защиту экономических отношений, которые влияют
на формирование мирового рынка, международного разделения
труда. Состояние экономических отношений во многом
определяется
уровнем
развития
производства
и
производительных сил государств, различными моделями
экономики, наличием природных ресурсов и другими секторами.
293
Идеологические
отношения
–
относительно
самостоятельная часть политических отношений. Роль и значение
идеологических отношений изменяется в зависимости от
изменения роли идеологи в обществе. Но характерна общая
тенденция – к возрастанию роли идеологии, а следовательно, и
идеологических отношений.
Международно-правовые отношения
– предполагают
регулирование взаимоотношений участников международного
общения правовыми нормами и правилами, о которых эти
участники договорились. Международно-правовой механизм
позволяет участникам защитить свои интересы, развивать
взаимоотношения, предотвращать конфликты, решать спорные
вопросы, поддерживать мир и безопасность в интересах всех
народов.
Международно-правовые
отношения
носят
универсальный
характер
и
основываются
на
системе
общепризнанных принципов. Кроме общепризнанных норм,
регулирующих
все
виды
международных
отношений,
существуют и специфические нормы, которые регулируют их
специальные направления (дипломатическое право, морское
торговое право, международный арбитраж, суд и т.д.).
Военно-стратегические отношения
, к которым относится
обширная сфера специфических общественных, международных
отношений, так или иначе связанных с прямым или
опосредованным созданием, наращиванием, перераспределением
военной силы.
Создание ядерного оружия радикально изменило характер,
масштабы и интенсивность военно-политических отношений
государств: союзнические, конфронтационные, кооперационно-
конфронтационные.
Культурные отношения
, в основе которых лежат процессы
интернационализации
общественной
жизни,
294
взаимопроникновения
и
обогащения
культур,
систем
образования, бурное развитие средств массовой информации. В
большинстве своем основное значение в их развитии имеют
неправительственные организации.
Все виды международных отношений могут существовать в
различных формах, которые весьма разнообразны:
политические:
правовые,
дипломатические,
организационные и т.д.;
экономические: финансовые, торговые, кооперативные
и т.д.;
идеологические: соглашения, декларации, диверсии,
психологическая война и т.д.;
военно-стратегические: блоки, союзы и т.д.;
культурные: гастроли артистов, обмен информацией,
выставки и т.д.
Система
международных
отношений
находится
в
постоянном развитии и совершенствовании, появляются новые
виды, уровни отношений, их формы наполняются новым
содержанием. Международные отношения находят свое реальное
воплощение во внешнеполитической деятельности государств,
партий и т.д.
§
2. Понятие и сущность внешней политики государств
По своему содержанию политика представляет собой
общественное отношение, прежде всего, по поводу власти.
Политика проявляется через деятельность институтов и
учреждений государственной власти, науку и искусство
политического маневрирования, его методы и средства,
политическую идеологию, включающую разработку целей, задач
и принципов политики. В научной литературе проводится
различие
между
терминами
"внешняя
политика"
и
295
"международные отношения". Последние рассматриваются как
более широкое понятие, включающее не только политические, но
и иные связи между субъектами международных отношений.
В истории общественных отношений внешняя политика
появилась практически одновременно с возникновением
государств. Внешнюю политику государства можно определить
как область его деятельности, прежде всего его руководящих
органов в сфере международных отношений в целях оказания
направленного влияния на иных участников международных
отношений.
Внешняя политика
является неотъемлемой составной
частью государственной политики, детерминируя действия
государства в сфере внутренней политики. Иногда она является
просто функцией внутренней политики. Каждое государство
осуществляет тот или иной курс внешней политики.
Необходимость внешней политики вытекает из того факта, что
внутренняя политика не обеспечивает в полной мере потребности
и интересы данного общества. В этом смысле внешняя политика
является продолжением и дополнением внутренней политики,
выполняя вспомогательные функции по отношению к
внутренним политическим процессам. Особенности внешней
политики не следует абсолютизировать. Внутренние и внешние
функции политики тесно взаимосвязаны. Одна и та же проблема
часто содержит в себе и внутренний аспект, и международный.
Отсутствие демократии во внутренней политике с течением
времени может привести к тому, что и внешняя политика станет
функцией внутренней политики. Каждый политический режим
стоит перед необходимостью осуществлять внешнеполитический
курс, который бы обслуживал потребности внутренней политики.
Необходимо
помнить,
что
внешняя
политика
осуществляется в иных общественных условиях, нежели