ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2019
Просмотров: 6529
Скачиваний: 11
46
элитой. Любая демократия, будучи представительной, выдвигает
лидеров из гущи народа, которые стремятся не к его пользе, а к
собственной выгоде. Поэтому судьбы элиты, биографии
избранных, а не большинства, являются двигателями истории.
Вариантом
элитной
теории
являлась
концепция
«олигархии»,
разработанная
немецким
политологом
и
социологом
Р. Михельсом
(1876-1936). В своем главном труде
«Социология политических партий в условиях демократии»
(1911) он пытался доказать невозможность осуществления
принципов демократии в реальной политической жизни. По
мнению Михельса, «господствующий класс» сталкивается с
необходимостью организации масс для участия в политическом
процессе. Однако сам «принцип организации» приводит к
бюрократизации массовых политических структур. Михельс
сформулировал «железный закон олигархических тенденций»,
согласно которому демократия неизбежно превращается в
олигархию.
Идеи Р. Михельса получили дальнейшее развитие в трудах
русского ученого (между прочим, уроженца Гродненской
губернии, Бельского уезда)
М.Я. Острогорского
(1854-1919).
Рассматривая возникновение и деятельность политических
партий в Европе, Острогорский пришел к выводу, что их
образование явилось следствием реализации демократических
тенденций в обществе. В любой массовой политической партии
власть со временем концентрируется в руках небольшой группы
людей, что неизбежно ведет к бюрократизации Постоянство
состава и профессионализм ведут к унификации мышления.
Недемократические тенденции внутри политических партий
создают определенную угрозу не только для деятельности самой
партии,
но
и
для
функционирования
демократических
политических институтов (парламента, выборов и т.д.). Чтобы
этого избежать, необходимо заменить постоянно действующие
партии свободными объединениями граждан для достижения
какой-либо одной цели.
Р. Михельс совместно с М.Я. Острогорским являются
основоположниками политической социологии.
Английский экономист
Р. Кейнс
(1883-1946) является
основоположником
теории
«государства
всеобщего
47
благоденствия». Эта теория гласит, что государственно-
монополистическое
регулирование
экономики
ведет
к
преодолению «социальных язв» и классовых антагонизмов,
присущих раннему этапу развития капитализма. Создание
смешанной
экономики,
активная
регулирующая
роль
государства, политика социальных услуг – все это ведет к
созданию «государства всеобщего благоденствия», которое
теряет свой классовый характер, становится орудием управления
трудящихся.
В
последние
десятилетия
широкое
распространение
получили технократические теории. Возникновение доктрины
технократии связывают с именем
Дж. Барнхема
(Джеймса
Бернхема) (1905-1987),
Д. Белла
(постиндустриальное общество),
Зб. Бжезинского
(технотронное общество),
О. Тоффлера
(информационное общество). Возникновение теорий связано с
усилением влияния на политику науки и техники, резким
возрастанием участия научно-технических специалистов в
государственном управлении. Это приводит к «революции» в
политической власти и государственном управлении, так как
власть от капиталистов переходит к управляющим (менеджерам).
Как следствие этого, техник и чиновник соединяются в одном
лице, образуя новую социально-политическую систему –
технократию.
На рубеже 50-60 гг. ХХ в., в разгар противостояния двух
противоположных общественных систем – социализма и
капитализма, возникает
«теория конвергенции
». Ее авторы
Дж.
Гэлбрейт, Р. Арон, П.Сорокин
утверждали, что две системы в
условиях научно-технической революции все более будут
утрачивать различия и постепенно, заимствуя друг у друга
положительные черты и преодолевая свои отрицательные
стороны, станут сближаться и даже сольются в некотором едином
постиндустриальном обществе.
Таким
образом,
технократические
идеи
все
более
перерастают рамки социальной доктрины и вплавляются в другие
ведущие теории.
48
7. Этапы эволюции общественно-политической мысли
Беларуси
В истории развития политической мысли Беларуси можно
выделить следующие этапы:
зарождение политической мысли в древней Беларуси (период
раннего средневековья, XI-XIII вв.);
политические идеи эпохи Возрождения и Реформации (XVI в.);
политические
воззрения
периода
контрреформации
и
феодально-католической реакции (конец XVI – середина
XVIII в.);
политическая мысль эпохи Просвещения;
революционно-демократические идеи XIX в.;
политическая мысль начала ХХ в.;
современный этап развития политических идей в Беларуси.
В XI-XIII вв. политическая мысль Беларуси развивалась под
влиянием византийской политико-правовой культуры, ставила
своей
целью
теоретическое
обоснование
абсолютной
политической
власти.
Первые
письменные
памятники
политического
характера
древней
Беларуси
посвящались
утверждению христианской религии и укреплению феодальной
власти. Значительную роль в распространении письменности и
просвещения сыграла
Ефросиния Полоцкая
(ок. 1120-1173). Это
протест против братоубийственных усобиц, отстаивание идеи
единства восточнославянских княжеств перед лицом внешней
угрозы. Выдающимся деятелем древнебелорусской культуры
этого периода был
Кирилл Туровский
(1130-1182). Его
произведения проникнуты идеями гуманизма, патриотизма,
сильной централизованной власти, которая покончила бы с
междоусобными войнами удельных княжеств.
Эпоха Возрождения и Реформации – своеобразный золотой
век в истории белорусской культуры. Одна из особенностей
белорусского Возрождения состояла в том, что гуманизм и
реформация
переплетались
между
собой
и
развивались
одновременно. Одним из самых ярких представителей этого
периода явился
Франциск Скорина
(ок. 1490-1551). Скорина
выступал как сторонник справедливости, юридической свободы и
равенства всех людей, он осуждал гнет, деспотизм и своеволие
49
феодалов. В его работах уже просматривались положения
естественного права, развитые позже Г. Гроцием, Т. Гоббсом и
другими мыслителями Нового времени. Идеи ученого оказали
влияние на содержание I Статута ВКЛ (1529). Современник A.
Скорины
Николай Гусовский
(около 1470-1533) являлся
выразителем передовых общественно-политических взглядов
того времени, популяризатором истории и культуры Беларуси. В
его поэме «Песнь о зубре» (1522) звучит призыв к единению
разных по вере и культуре европейских народов, идея
патриотизма и антивоенный пафос.
В
эпоху
Реформации
значительное
влияние
имел
кальвинизм, крупнейшими идеологами которого были
Андрей
Волан
(1530-1610) и
Лев Сапега
(1557-1633). Следуя за
Аристотелем, Волан выделял правильные и неправильные формы
правления государством, но в отличие от него осуждал лишь
тиранию, а демократию отождествлял с политией. Волан
выступал за равенство всех сословий перед законом, считал, что
законы являются гарантией свободы, а правопорядок в стране
зависит, в первую очередь, от мудрой и справедливой власти.
Идея правового государства нашла отражение в III Статуте ВКЛ
1588 г., составителем которого был Лев Сапега. Он подчеркивал,
что всякая власть неизбежно выродится в тиранию, если она не
будет опираться на право и ограничивать свою деятельность
законами.
В 60-е гг. XVI в. из реформационного движения выделилось
радикальное направление – арианство
,
или антитринитаризм.
Крупнейшим идеологом этого направления был
Сымон Будный
(1530-1593). В работе «О светской власти» он резко критикует
существующий государственный строй, требует ограничения
магнатского своеволия, равенства всех сословий перед законом.
Василий Тяпинский
(около 1540-1604)
выступал в защиту
белорусского народа, его культуры от феодально-католической
реакции, резко критиковал духовенство за то, что оно не
содействовало распространению просвещения среди народа.
Основной целью человека считал служение Родине, подчеркивал
историческое единство славян.
Политическая мысль эпохи
контрреформации
нашла
отражение в работах первого ректора Виленской иезуитской
50
академии
Петра Скарги
, который являлся убежденным
сторонником абсолютной монархии. При этом требовал
подчинения светской власти церковной, а короля Папе Римскому.
Особое место в общественно-политической мысли этого
периода занимала проблема освобождения Беларуси от польского
гнета и объединения ее с Россией. Видными представителями
этого движения являлись –
Афанасий Филиппович
и
С
С
и
и
м
м
е
е
о
о
н
н
Полоцкий.
Филиппович решительно выступал за объединение
Беларуси и Украины с Россией, резко критиковал произвол
светских и духовных феодалов. Цель Полоцкого - установление в
обществе «вечного мира», достижение всеобщего благосостояния
без расколов и мятежей.
С
середины
XVIII
в.
на
белорусских
землях
распространяется идеология просветительства (реформирование
общественно-политического устройства Речи Посполитой с
учетом опыта западноевропейских стран). 3 мая 1791 г.
принимается Конституция – одна из первых в мире. Однако
реализация этих идей в общественно-политической жизни страны
была невозможной вследствие слабости заинтересованных
социальных сил. Представители – Мартин Почебут-Одленицкий,
Тадеуш Костюшко, Якуб Ясинский и другие.
Автором наиболее полной и основательной программы
преобразования общественно-политического строя, решения
национальных и социальных вопросов был выдающийся
политический мыслитель, руководитель восстания 1863-1864 гг. в
Беларуси и Литве
Кастусь Калиновский
(1838-1864). Свои идеи
революционного демократизма он изложил на страницах
нелегальной газеты «Мужыцкая правда».
Кастусь Калиновский
был
сторонником идеи парламентаризма, а его политическим
идеалом являлась демократическая республика.
С революционно-демократическим этапом политической
мысли
Беларуси
связана
деятельность
и
программа
революционно-демократической группы «Гомон», созданной
студентами-белорусами в Петербурге в 80-е гг. ХІХ в. Они
теоретически обосновали существование белорусской нации,
право
белорусов
на
самоопределение;
социальное
и
национальное освобождение белорусского народа они связывали
с победой народной революции в России, передачей власти в