ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2019
Просмотров: 6525
Скачиваний: 11
41
С субъективной стороны, государство является духовным
сообществом,
все
члены
которого
проникнуты
духом
патриотизма и сознанием национального единства. Основанием
такого государства Гегель считал народный дух в форме религии.
В учении о внешнем государственном праве Гегель
подвергал критике кантовскую идею вечного мира. Проводя
идею необходимости соблюдения договоров, Гегель в то же
время оправдывал возможность решения споров международного
характера путём войны. К этому он добавлял, что война очищает
народный дух нации.
Политические
идеалы
Гегеля
отражали
стремление
немецкой
буржуазии
к компромиссу
с
дворянством
и
установлению буржуазного политического строя в Германии
путём медленных, постепенных реформ сверху (прусский путь).
5. Марксистская политическая мысль
Возникновение марксистского учения о государстве связано
с именами его основоположников – К. Маркса (1818-1883) и Ф.
Энгельса
(1820-1895),
а
также
их
последователей
–
Г.В. Плеханова (1856-1918), В.И. Ленина (1870-1924), А. Грамши
(1891-1937) и др.
К. Маркс
, создав учение об общественно-экономических
формациях, интерпретировал всемирно-исторический процесс
как последовательную смену одной общественно-экономической
формации другой (известная марксистская 5-членка). В основе
формации, по Марксу, лежит способ производства материальных
благ, который определяющим образом влияет на форму
политической
власти.
В
основе
способа
производства
материальных благ лежит форма собственности – частная или
общественная. Частная собственность порождает классы, между
которыми
складываются
антагонистические
противоречия,
состояние классовой борьбы. Классовая борьба является
движущей силой истории. Государство, по Марксу, является
аппаратом насилия, господства одного класса над другим.
Развитие
капиталистических
отношений
приводит
к
концентрации капиталов в руках буржуазии и все большей
пролетаризации населения. Пролетариат является исторически
прогрессивным классом в отличие от буржуа, которые живут за
42
счет эксплуатации наемного труда. Историческая миссия
пролетариата состоит в том, чтобы уничтожить буржуазное
господство – диктатуру буржуазии – и взять власть в свои руки,
образуя
диктатуру
пролетариата.
Выражая
интересы
большинства общества, диктатура пролетариата преобразует
частную собственность в общественную, ликвидирует тем самым
эксплуатацию человека человеком.
Маркс разработал учение о двух фазах коммунистической
формации – социализме и коммунизме – и отмирании
государства в будущем коммунистическом обществе.
Среди
многочисленных
работ
К.
Маркса
отметим
«Манифест
коммунистической
партии»,
«Восемнадцатое
брюмера Луи Бонапарта», «Капитал», «Классовая борьба во
Франции», «Немецкая идеология».
В.И. Ленин
– не только теоретик, но и практик
марксистского направления политологии, вождь первого в мире
пролетарского государства, автор многочисленных работ по
проблеме политической организации пролетариата в ходе
строительства
социалистического
государства.
В
своей
важнейшей работе «Государство и революция» Ленин развивал
учение о диктатуре пролетариата, которая должна опираться на
союз рабочего класса и крестьянства с целью разрушения
буржуазных отношений и создания социалистических. Он
сформулировал также основные задачи диктатуры пролетариата
– уничтожение частной собственности на средства производства,
учреждение государственного, социалистического распределения
материальных благ по труду, а не по капиталу, обеспечение
равенства
и
социальной
справедливости.
Диктатура
пролетариата, по Ленину, должна создать более высокий тип
демократии – демократию для трудящихся, которая в то же время
предполагала
«изъятие
из
демократии»
эксплуататорских
классов, применение по отношению к ним революционного
насилия, подавления, включая экспроприацию собственности,
лишение избирательных прав и т.п. Конкретная форма этой
диктатуры в России – власть Советов, которые должны были
соединить законодательную и исполнительную власти, быть
органами
власти
самого
народа,
осуществляемой
под
руководством
Коммунистической
партии.
После
прихода
43
последней к власти именно политическая доктрина В.И. Ленина
стала государственной идеологией и в качестве таковой осталась
на протяжении семи десятилетий.
О марксизме можно и должно говорить, анализируя его
лишь конкретно-исторически, с учетом тех условий, в которых он
зарождался, утверждался и применялся в общественной практике
различных стран. Только при таком условии становятся понятны
как его сильные, так и слабые стороны.
Среди идей К.Маркса, сохраняющих свое значение и
сегодня, можно выделить следующие:
понимание политических отношений как разновидности
социальных отношений, трактовка власти как социального
явления;
объяснение сущности политики и всей духовной жизни,
исходя из их обусловленности социально-экономическими
отношениями в обществе и одновременно как относительно
самостоятельной сферы жизни общества;
противоречивость
политической
власти,
государства
в
классовом обществе;
высокая оценка значения теоретических знаний, духовной
зрелости общества: «Теория становится материальной силой,
когда она овладевает массами» [см. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,
изд. 2-ое Т. 1, с. 428].
Идея
Маркса
о
закономерностях
связей
и
взаимообусловленности общественных явлений, выведенный им
закон соответствия характера производственных отношений
уровню развития производительных сил, разработанная им
теория прибавочной стоимости оказали огромное влияние на
развитие общественно-политической мысли. В современных
условиях они составляют основу концепции структурно-
функционального анализа.
Однако сегодня многие положения марксизма подвергаются
критическому
пересмотру.
Он
объявляется
экономикоцентризмом (А.С. Панарин) однолинейной теорией
прогресса (Г. Шахназаров) и т.д. С высот современного знания
понятно, что при всей значимости марксизм не сумел преодолеть
определённых
элементов
утопизма.
Парадоксально,
но
44
утопичность ряда положений марксизма проистекала из того, что
они отражали реальности своего времени.
Отсюда вовсе не следует, что марксизм-ленинизм сегодня
утратил свою ценность. Надо объективно оценивать как его
несомненные достоинства (теоретические концепции), так и его
слабые стороны (идеологические построения). Идеологи социал-
демократической партии Германии (СДПГ) Г. Вуте и Х. Юнкер
пишут по этому поводу: «Существенные элементы творения
Маркса входят в настоящее время в состав современного
социально-научного
знания.
И
кто
пытается
объяснить
современные общественные явления и общество в целом без
Маркса, тот невежда. Но кто пытается объяснить общество
только на основе Маркса, тот тоже является таковым» [см. Драма
обновления. М. 1990, с. 118].
6. Политические теории ХХ века
Существенный вклад в становление политической науки
ХХ в. внесли ученые М. Вебер, Э. Дюркгейм, В. Парето, Г.
Моска, Р. Михельс.
Немецкий социолог
М. Вебер
(1864-1920) в своих работах
«Хозяйство и общество», «Политика как призвание и профессия»,
«Протестантская этика и дух капитализма» и другие исследовал
политику с позиций «понимающей социологии».
В его учении центральное место занимала проблема
бюрократии, тесно связанная с вопросом о политической власти.
Бюрократия рассматривалась им как «инструмент власти»,
который обеспечивает упорядоченное существование общества.
Исследуя феномен бюрократии, Вебер пришел к заключению о
всеобщем характере этого явления. Бюрократизация, по Веберу,
развивалась в различных обществах и укоренялась не только в
сфере политики, но и экономики и др. областях социальной
жизни. Считая неизбежным и необходимым существование
бюрократии, Вебер в то же время отмечал опасность тотальной
бюрократизации общества. Во избежание таковой он обосновал
теорию
плебисцитарной
демократии,
согласно
которой
харизматический лидер, избранный плебисцитом (прямым
голосованием) всего народа, дополняет силу парламентской
демократии.
45
Характеризуя феномен власти, Вебер выделяет три
идеальных типа господства: традиционный, опирающийся на
ритуал, на устойчивый стереотип управления; харизматический,
ориентированный на сверхъестественные свойства вождя;
легальный или рациональный – опирающийся на закон, который
признается как властью, так и подданными. Государственная
власть, по Веберу, основана на насилии и готовности подданных
подчиняться этому насилию. Признание насилия законным и
оправданным получает у Вебера название легитимности.
Французский
социолог
Э.
Дюркгейм
(1858-1917)
истолковывал
государство
как
«коллективный
разум»,
надклассовый орган, обеспечивающий безопасность общества.
Вместе с тем, он предостерегал от чрезмерного преувеличения
функций государства. Противовесом ему, по Дюркгейму,
являются группы и ассоциации, ограничивающие политическую
власть государства.
Итальянские ученые
В. Парето
(1848-1923) и
Г. Моска
(1856-1941) разработали теорию элит, в которой исследуются
природа, каналы и способы циркуляции элит, приводится их
типологизация. Так, В. Парето принадлежит введение в оборот
термина «элита». Политическую жизнь он рассматривал как
борьбу
и
смену
элит.
Парето
разработал
критерии
принадлежности к элите, предложил систему баллов. Группа,
получившая наивысшие оценки, определялась им в качестве
избранного класса, или элиты. Общество в целом, по Парето,
состоит из элиты (правящей и неправящей, господствующей и
потенциальной) и низшего, неизбранного класса. Возникновение
и существование правящей элиты он объяснял, главным образом,
психологическими свойствами людей. Парето подчеркивал
мысль о неустойчивости правящей элиты, постоянной борьбе
входящих в нее групп, о процессе непрерывного изменения
господствующего класса, ведущей к постоянной циркуляции
элит.
Г. Моска подчеркивал, что элита всегда малочисленна. Она
монополизирует политическую власть, на основе чего становится
привилегированным
классом;
пользуется
выгодами
материального и духовного характера. Свободу человечества он
связывал не с последовательной демократией, а с компетентной