ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2019
Просмотров: 6534
Скачиваний: 11
61
интересах всего общества, а также различных социальных
общностей;
придание
общественным,
политическим
отношениям
определенной направленности в соответствии с всеобщими
целями или целями господствующих социальных групп;
организация и поддержание устойчивого функционирования и
развития определенной общественной системы;
осуществление легитимного принуждения в предусмотренных
общественными нормами случаях.
Политическая власть подразделяется на
государственную
и
общественную
.
Государственная
власть
обеспечивается
соответствующими политическими институтами (парламент,
правительство, судебная система и т.д.), органами правопорядка
(полиция, армия, прокуратура и т.д.), а также юридической базой.
Общественная власть формируется структурами, общественными
организациями,
независимыми
средствами
информации,
общественным мнением.
В Республике Беларусь, начиная с середины ХХ в.,
существует легитимная и сильная политическая власть с четким
горизонтальным и вертикальным разделением.
Горизонтальное
деление
– это разделение политической
власти на законодательную (в лице парламента – Национального
собрания Республики Беларусь) и исполнительную (в лице
правительства – Совета Министров) – они осуществляют
практическое управление страной; а также судебную власть,
представленную органами правосудия (в лице Конституционного
суда и всей системы судопроизводства).
Вертикальное деление
власти означает разграничение
функций между различными уровнями государственной власти.
В Беларуси помимо высших органов власти существуют
областные и местные (региональные) органы власти. Общение
между ними происходит на законодательной основе, что дает
возможность эффективно и с минимальными затратами решать
стоящие перед обществом задачи.
Президент
Республики
Беларусь,
являясь
главой
государства, гарантом Конституции Республики Беларусь,
выступает
гарантом
функционирования
всех
ветвей
62
политической власти.
4. Основания, уровни и ресурсы власти
Важнейшими факторами, определяющими содержание и
механизмы власти, являются ее основания и ресурсы.
«Основания власти» и «ресурсы власти» понятия близкие, но не
совпадающие
полностью.
Под
«
основаниями
власти»
политологи понимают фундамент, на котором базируются
источники власти.
«Ресурсы власти»
– это реальные и потенциальные
средства, которые используются для укрепления самой власти и
ее оснований.
Таким образом, если основания власти – это ее база,
фундамент, то ресурсы власти – ее потенциал и технологии.
Ресурсы бывают самыми разнообразными, в принципе,
любые предметы, вещи, свойства могут стать основой
подчиняющегося воздействия. Например, физическая сила, ум,
важная информация, организация. Однако не все возможные
средства воздействия на объект являются ресурсами власти,
поскольку многие из них не контролируются субъектом и не
доступны ему. Вещи становятся ресурсами власти только в
отношении определенных объектов.
В соответствии со сферами жизнедеятельности можно
выделить следующие основания и ресурсы власти.
Экономические
основания
власти
характеризуются
господствующей формой собственности, объемом валового
национального продукта, природными ресурсами, золотым
запасом, устойчивостью национальной валюты, внедрением в
экономику научно-технических достижений. К экономическим
ресурсам относятся активная инвестиционная и научно-
техническая политика, налоговая и таможенная политика,
внешнеэкономическая
деятельность
государства.
Наиболее
универсальным экономическим ресурсом были и остаются
деньги. Без них в современном обществе нельзя ни овладеть
властью, ни успешно ею распоряжаться.
Социальные
основания власти – социальные группы и слои,
на
которые
власть
опирается.
Социальные
ресурсы
–
образование,
медицинское
обслуживание,
социальное
63
обеспечение, должности – т.е. главные рычаги, при помощи
которых
власть
способна
изменять
социальный
статус
индивидов, обеспечивая их поддержку существующего режима.
Юридические
основания власти – совокупность законов, на
основании которых сформирована власть и опирается в
практической деятельности. Юридические ресурсы – инструкции,
указы, постановления правительства, постановления судебных и
исполнительных органов.
Административно-силовые
основания
–
совокупность
властных учреждений, обеспечивающих наиболее важные
функции
жизнедеятельности,
внутренней
и
внешней
безопасности государства, а также их аппарат.
Административно-
силовые ресурсы – армия, полиция, службы безопасности, суд и
прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями,
снаряжением и техникой.
Культурно-информационные
основания власти включают в
себя систему организаций, сохраняющих культурный потенциал
страны, СМИ, Интернет. Культурно-информационные ресурсы
включают духовные ценности, знания, информацию, которые
благодаря новейшим технологиям становятся приоритетной
ценностью.
Демографические
ресурсы
– это многонациональный ресурс,
который производит другие ресурсы.
Поощрительные
ресурсы – материальные и социальные
блага,
с
помощью
которых
власть
«подкармливает»
определенные слои населения и политиков.
Нормативные
ресурсы
–
средства
воздействия
на
ценностные ориентации и морально-этические нормы объектов
власти.
По широте распространения выделяют следующие
уровни
власти:
мегауровень
охватывает международные организации, такие
как ООН, НАТО, ЕС;
макроуровень
включает центральные органы государства;
мезауровень
–
областные,
районные
организации,
подчиненные центру;
микроуровень
– власть в малых группах.
64
Главным признаком политической власти, по отношению к
другим ее разновидностям, выступает то, что она призвана
востребовать
все
многообразие
ресурсов,
не
только
принудительных и правовых, но и экономических, социальных,
культурно-информационных, демографических и других.
5. Политическая легитимность и ее типы. Легитимность и
эффективность политической власти
Любая власть для осуществления своих функций нуждается
в
стабильности.
К
основным
условиям
стабильности
политической власти относятся: господство, легитимность власти
и ее эффективность.
Политическое господство
представляет собой форму
организации власти в обществе. Это, по определению М.Вебера,
высокая вероятность того, что приказы будут, безусловно,
исполняться
большинством
управляемых.
Политическое
господство предполагает наличие трех
условий
:
1)
институциализации
властных отношений, то есть
появления у власти устойчивых институтов, устанавливающих
такой порядок, который одним дает право принимать решения,
отдавать приказы, запрещать или разрешать, а других обязывает
повиноваться;
2)
структуризации
власти,
четкое
распределение
полномочий и компетенций между различными институтами
власти;
3)
консолидации
власти, отсутствие между институтами
власти серьезных противоречий и конфликтов, взаимодействие
между ними на принципах партнерства и сотрудничества.
Ценностное отношение к власти, то есть отношение с
позиций
господствующей
политической
культуры,
норм
нравственности, менталитета населения, отражается в понятии
«легитимность власти».
Термин легитимность (legitime) означает «законность», или
«узаконенность». Однако легитимность – явление политическое,
а не юридическое.
Легитимность власти
– это признание и
принятие той или иной формы власти как законной, то есть
правильной, надлежащей, справедливой со стороны большинства
управляемых. Именно согласие большинства с властью дает ей
65
возможность править и управлять людьми.
Всякая
власть
стремится
к
своей
легитимизации.
Легитимизация
– это процедура общественного признания
какого-либо
института,
действия,
события
или
лица.
Легитимизация сочетается с противоположным ей процессом
делегитимизации
– утраты властью общественного кредита
доверия, лишения ее поддержки. Показателями степени
легитимности власти выступают:
результаты выборов;
социологические
рейтинги
электорального
поведения,
доверия и др.;
уровень принуждения в обществе;
степень проявления гражданского неповиновения;
массовость демонстраций в поддержку власти (оппозиции);
наличие попыток смещения правительства.
В зависимости от мотивации добровольного подчинения
М. Вебер выделил три «идеальных», чистых типа легитимного
господства (в реальности они смешаны между собой в тех или
иных
пропорциях):
традиционный,
харизматический
и
рационально-легальный.
Традиционное
господство
характерно
для
власти,
основанной
на
силе
традиции,
на
привычке,
обычае
повиноваться. Этот тип господства опирается на веру подданных
в то, что власть является законной в силу того, что она
существовала всегда. В качестве примеров традиционной
легитимности можно привести монархические режимы в таких
странах, как Саудовская Аравия, Оман, Кувейт, Непал, Бруней с
их наследственно-династическим принципом передачи трона.
Харизматическое господство
основано на вере подданных в
исключительные качества, чудесный дар, то есть харизму вождя
(правителя),
в
его
святость,
величие,
всемогущество,
непогрешимость. В отличие от традиционного господства,
харизматическое предполагает перемены, инновации, иногда
радикальные. К харизматическим лидерам Вебер относил
революционных вождей, государственных деятелей, спасающих
свои государства от кризисов, религиозных пророков и т.п.
Харизма – это исключительно персональное качество, которое в