ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2019
Просмотров: 6535
Скачиваний: 11
66
отличие от королевского титула, по наследству не передается.
Рационально-легальное господство
– это власть права и
процедуры. Мотивом подчинения населения власти является
правильно
понятый
людьми
свой
собственный
интерес
(рациональность), побуждающий их избирать правительство в
соответствии с общепризнанными демократическими правилами
и
процедурами
(легальность).
Как
само
существование
правительства, так и сфера его полномочий зависят от строгого
соблюдения установленных людьми юридических норм.
Свою легитимность власть стремится зафиксировать с
помощью
законов,
оформить
юридически.
Юридическое
оформление власти обозначается термином
легальность
власти,
то есть закрепление в правовых актах происхождения власти, ее
полномочий и методов действий.
Для власти ее законный статус дает дополнительные
гарантии правления и возможность международного признания.
Для общества также появляется возможность действовать в
пространстве четко сформулированных правил, однако такая
возможность может быть реализована при условии, что все
стороны,
прежде
всего,
власть,
будут
придерживаться
установленных законов, которые отвечают установкам и
потребностям общества.
Существует не только ценностное, но и инструментальное
отношение к власти, когда управляемые оценивают ее с точки
зрения того, что она дает или может дать людям. Такое
инструментальное отношение между гражданами и властью
характеризуется понятием эффективность власти.
Эффективность власти
- это ее результативность, степень
выполнения ею своих функций в политической системе и в
обществе, реализации ожиданий граждан и, прежде всего,
влиятельных слоев, элит. Как показывает историческая практика,
власть
часто
оказывается
экономически
и
социально
неэффективной.
Для
измерения
эффективности
государственной власти
используются вполне конкретные
показатели
:
демографические
(соотношение
между
смертностью
и
рождаемостью в стране, средняя продолжительность жизни
67
мужчин и женщин, показатели здоровья населения, состояние
экологии и др.);
уровень материального благосостояния (ВВП на душу
населения,
реальная
заработная
плата,
минимальный
потребительский бюджет, прожиточный минимум, паритет
покупательной способности и др.);
уровень физической безопасности граждан (количественные
показатели
и
структура
преступности,
процент
раскрываемости преступлений и др.);
уровень образования населения (доступность образования,
количество
учебных
заведений,
уровень
грамотности,
количество специалистов с высшим и средним специальным
образованием и др.);
занятость населения (уровень безработицы, создание рабочих
мест и др.);
уровень налогов (количество, величина налогов и т. д.);
величина управленческого аппарата (количество чиновников
на душу населения, расходы на содержание управленческого
аппарата и др.);
степень конфликтности в обществе.
В случае серьезной утраты властью своего ресурса и резким
снижением большей части показателей эффективности мы
наблюдаем явление, которое обозначается как кризис власти, или
неспособность власти осуществлять свои управленческие
функции.
В переходных обществах легитимность является куда более
важным
фактором
стабильности
власти,
нежели
ее
эффективность. Политическим лидерам многое прощается, если
проводимая ими политика соответствует культуре и менталитету
населения.
68
ТЕМА 4. Политическая система общества
1. Политическая система общества: сущность и структура
Политическая система возникает в процессе деления
общества на классы с появлением государства. Термин
«политическая система» был введен в политологию в 50-60-е гг.
XX в.
Политическая система общества
– это совокупность
политических
институтов
и
организаций,
политической
идеологии, нравственных и правовых норм, общественного
мнения, политической культуры и других элементов, с помощью
которых осуществляется политическая власть в обществе.
Сущность политической системы заключается в регламентации
поведения
людей.
Эта
регламентация
осуществляется
посредством политической власти. В современных политических
системах в регламентации поведения людей наблюдается
тенденция перехода от отношений господства и подчинения к
отношениям социального партнерства.
Среди
политических
институтов,
оказывающих
существенное влияние на политический процесс и политическое
воздействие на общество, следует выделить государство и
политические партии. Это собственно политические институты.
К ним примыкают не собственно политические институты - это
различного рода общественные объединения и организации,
профессиональные и творческие союзы и др. Центральным
институтом власти в обществе является государство.
В состав политической системы входят также политические
отношения, которые отражают связи, возникающие по поводу
политической власти.
Политические нормы и принципы составляют нормативную
основу общественной жизни. Нормы регулируют политические
отношения, придавая им упорядоченность и направленность на
стабильность политической системы.
Политическое
сознание
и
политическая
культура
формируют представления, ценностные ориентации и установки
участников политической жизни, их эмоции и предрассудки,
оказывают сильнейшее влияние на их поведение и все
политическое развитие. Политические настроения масс крайне
69
важно учитывать в процессе руководства и управления
обществом.
Под
структурой
политической системы принято понимать
ее внутреннее устройство, расположение и взаимосвязь ее
элементов.
Основным
элементом
политической
системы
общества, ее ядром является
государство
. Политическая система
состоит
из
четырех
основных
элементов:
политических
институтов, взаимоотношений между ними; политических норм,
политического сознания, политической культуры; политической
деятельности,
политического
процесса.
Иными
словами,
политическая система состоит из подсистем: институциональной,
нормативно-культурной, функциональной и субстанциональной.
2. Функции политической системы
Жизнедеятельность политической системы проявляется в
процессе выполнения своих функций. Наиболее всесторонним
подходом к рассмотрению
функций политической системы
является подход американских политологов Г.Алмонда и
Д.Пауэлла. В работе «Сравнительная политика» все функции
политической системы Алмонд и Пауэлл разделили на три
уровня.
I. Функции системы:
Политическая социализация
направлена на поддержку
преемственности политической структуры и политической
культуры, приобщение граждан к ценностям и нормам
системы, обучение их основным приемам и навыкам
политического поведения.
Политическое рекрутирование
обеспечивает пополнение
рядов профессионалов-управленцев и политической элиты, а
также мобилизацию граждан на участие в политическом
процессе.
Функция
политической
коммуникации
обеспечивает
деятельность прямых и обратных связей системы, обмен
информацией между гражданами и структурами.
II. Функции процесса:
Артикуляция интересов
– это процесс, в ходе которого
отдельные граждане и группы предъявляют требования и
70
выражают поддержку тем, кто принимает политические
решения.
Агрегация интересов
представляет собой их сосредоточение,
отбор, сортировку и обобщение, систематизацию; выработку
содержательных программ для принятия политических
решений.
Определение политического курса
является деятельностью,
направленной на принятие правил «политической игры», по
которым действуют все основные акторы системы. Выработка
политики – задача законодательных и исполнительных
органов власти.
Осуществление политического курса
связано с реализацией
принятых политических решений на основе действующих
правил. Осуществление политики - задача исполнительных
органов власти и бюрократии.
Вынесение судебных решений
служит для коррекции
политического
курса,
определения
его
соответствия
введенным правилам и соответствия их самих более
фундаментальным ценностям и
нормам
системы. За
выполнение данной функции несут ответственность судебные
органы власти.
III. Функции политического курса:
Экстрактивная
функция
(извлечения)
обеспечивает
привлечение людских, материальных, информационных и
других ресурсов, необходимых для работы системы. Главным
образом она связана с налоговой политикой.
Дистрибутивная функция (распределение)
– способность
распределять предметы, услуги, почести, статусные позиции,
возможности между политическими акторами.
Регулятивная
функция
выражается
в
способности
контролировать поведение индивидов и групп на основе
сочетания убеждения и принуждения для обеспечения
законопослушания.
Символическая функция
– способность отстаивать ценности
общества внутри системы и во внешнем мире.
Уровень развития политической системы определяется
степенью дифференциации, автономии и секуляризации ее