ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2019

Просмотров: 6535

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

66 

отличие от королевского титула, по наследству не передается.  

Рационально-легальное  господство

  –  это  власть  права  и 

процедуры.  Мотивом  подчинения  населения  власти  является 
правильно 

понятый 

людьми 

свой 

собственный 

интерес 

(рациональность),  побуждающий  их  избирать  правительство  в 
соответствии  с  общепризнанными  демократическими  правилами 
и 

процедурами 

(легальность). 

Как 

само 

существование 

правительства,  так  и  сфера  его  полномочий  зависят  от  строгого 
соблюдения установленных людьми юридических норм.  

Свою  легитимность  власть  стремится  зафиксировать  с 

помощью 

законов, 

оформить 

юридически. 

Юридическое 

оформление  власти  обозначается  термином 

легальность

  власти, 

то  есть  закрепление  в  правовых  актах  происхождения  власти,  ее 
полномочий и методов действий.  

Для  власти  ее  законный  статус  дает  дополнительные 

гарантии  правления  и  возможность  международного  признания. 
Для  общества  также  появляется  возможность  действовать  в 
пространстве  четко  сформулированных  правил,  однако  такая 
возможность  может  быть  реализована  при  условии,  что  все 
стороны, 

прежде 

всего, 

власть, 

будут 

придерживаться 

установленных  законов,  которые  отвечают  установкам  и 
потребностям общества.  

Существует  не  только  ценностное,  но  и  инструментальное 

отношение  к  власти,  когда  управляемые  оценивают  ее  с  точки 
зрения  того,  что  она  дает  или  может  дать  людям.  Такое 
инструментальное  отношение  между  гражданами  и  властью 
характеризуется понятием эффективность власти. 

Эффективность власти

 - это ее результативность, степень 

выполнения  ею  своих  функций  в  политической  системе  и  в 
обществе,  реализации  ожиданий  граждан  и,  прежде  всего, 
влиятельных слоев, элит. Как показывает историческая практика, 
власть 

часто 

оказывается 

экономически 

и 

социально 

неэффективной. 

Для 

измерения 

эффективности 

государственной  власти

  используются  вполне  конкретные 

показатели

:  

 

демографические 

(соотношение 

между 

смертностью 

и 

рождаемостью  в  стране,  средняя  продолжительность  жизни 


background image

 

67 

мужчин  и  женщин,  показатели  здоровья  населения,  состояние 
экологии и др.); 

 

уровень  материального  благосостояния  (ВВП  на  душу 
населения, 

реальная 

заработная 

плата, 

минимальный 

потребительский  бюджет,  прожиточный  минимум,  паритет 
покупательной способности и др.); 

 

уровень  физической  безопасности  граждан  (количественные 
показатели 

и 

структура 

преступности, 

процент 

раскрываемости преступлений и др.); 

 

уровень  образования  населения  (доступность  образования, 
количество 

учебных 

заведений, 

уровень 

грамотности, 

количество  специалистов  с  высшим  и  средним  специальным 
образованием и др.); 

 

занятость  населения  (уровень  безработицы,  создание  рабочих 
мест и др.); 

 

уровень налогов (количество, величина налогов и т. д.); 

 

величина  управленческого  аппарата  (количество  чиновников 
на  душу  населения,  расходы  на  содержание  управленческого 
аппарата и др.); 

 

степень конфликтности в обществе. 

В случае серьезной утраты властью своего ресурса и резким 

снижением  большей  части  показателей  эффективности  мы 
наблюдаем явление, которое обозначается как кризис власти, или 
неспособность  власти  осуществлять  свои  управленческие 
функции. 

В переходных обществах легитимность является куда более 

важным 

фактором 

стабильности 

власти, 

нежели 

ее 

эффективность.  Политическим  лидерам  многое  прощается,  если 
проводимая ими политика соответствует культуре и менталитету 
населения. 

 


background image

 

68 

ТЕМА 4. Политическая система общества 

1. Политическая система общества: сущность и структура 

Политическая  система  возникает  в  процессе  деления 

общества  на  классы  с  появлением  государства.  Термин 
«политическая  система»  был  введен  в  политологию  в  50-60-е  гг. 
XX  в.

  Политическая  система  общества 

–  это  совокупность 

политических 

институтов 

и 

организаций, 

политической 

идеологии,  нравственных  и  правовых  норм,  общественного 
мнения, политической культуры и других элементов, с помощью 
которых  осуществляется  политическая  власть  в  обществе.

 

Сущность  политической  системы  заключается  в  регламентации 
поведения 

людей. 

Эта 

регламентация 

осуществляется 

посредством политической власти. В современных политических 
системах  в  регламентации  поведения  людей  наблюдается 
тенденция  перехода  от  отношений  господства  и  подчинения  к 
отношениям социального партнерства. 

Среди 

политических 

институтов, 

оказывающих 

существенное  влияние  на  политический  процесс  и  политическое 
воздействие  на  общество,  следует  выделить  государство  и 
политические  партии.  Это  собственно  политические  институты. 
К  ним  примыкают  не  собственно  политические  институты  -  это 
различного  рода  общественные  объединения  и  организации, 
профессиональные  и  творческие  союзы  и  др.  Центральным 
институтом власти в обществе является государство. 

В состав политической системы входят также политические 

отношения,  которые  отражают  связи,  возникающие  по  поводу 
политической власти. 

Политические нормы и принципы составляют нормативную 

основу  общественной  жизни.  Нормы  регулируют  политические 
отношения,  придавая  им  упорядоченность  и  направленность  на 
стабильность политической системы. 

Политическое 

сознание 

и 

политическая 

культура 

формируют  представления,  ценностные  ориентации  и  установки 
участников  политической  жизни,  их  эмоции  и  предрассудки, 
оказывают  сильнейшее  влияние  на  их  поведение  и  все 
политическое  развитие.  Политические  настроения  масс  крайне 


background image

 

69 

важно  учитывать  в  процессе  руководства  и  управления 
обществом.  

Под 

структурой

  политической  системы  принято  понимать 

ее  внутреннее  устройство,  расположение  и  взаимосвязь  ее 
элементов. 

Основным 

элементом

 

политической 

системы 

общества, ее ядром является 

государство

. Политическая система 

состоит 

из 

четырех 

основных 

элементов: 

политических 

институтов,  взаимоотношений  между  ними;  политических  норм, 
политического  сознания,  политической  культуры;  политической 
деятельности, 

политического 

процесса. 

Иными 

словами, 

политическая система состоит из подсистем: институциональной, 
нормативно-культурной, функциональной и субстанциональной. 

 

2. Функции политической системы 

Жизнедеятельность  политической  системы  проявляется  в 

процессе  выполнения  своих  функций.  Наиболее  всесторонним 
подходом  к  рассмотрению

 

функций  политической  системы 

является  подход  американских  политологов  Г.Алмонда  и 
Д.Пауэлла.  В  работе  «Сравнительная  политика»  все  функции 
политической  системы  Алмонд  и  Пауэлл  разделили  на  три 
уровня. 

I. Функции системы: 

 

Политическая  социализация

  направлена  на  поддержку 

преемственности  политической  структуры  и  политической 
культуры,  приобщение  граждан  к  ценностям  и  нормам 
системы,  обучение  их  основным  приемам  и  навыкам 
политического поведения. 

 

Политическое  рекрутирование

  обеспечивает  пополнение 

рядов  профессионалов-управленцев  и  политической  элиты,  а 
также  мобилизацию  граждан  на  участие  в  политическом 
процессе. 

 

Функция 

политической 

коммуникации 

обеспечивает 

деятельность  прямых  и  обратных  связей  системы,  обмен 
информацией между гражданами и структурами. 

II. Функции процесса: 

 

Артикуляция  интересов 

–  это  процесс,  в  ходе  которого 

отдельные  граждане  и  группы  предъявляют  требования  и 


background image

 

70 

выражают  поддержку  тем,  кто  принимает  политические 
решения.  

 

Агрегация  интересов

  представляет  собой  их  сосредоточение, 

отбор,  сортировку  и  обобщение,  систематизацию;  выработку 
содержательных  программ  для  принятия  политических 
решений.  

 

Определение  политического  курса 

является  деятельностью, 

направленной  на  принятие  правил  «политической  игры»,  по 
которым действуют все основные акторы системы. Выработка 
политики  –  задача  законодательных  и  исполнительных 
органов власти.  

 

Осуществление  политического  курса 

связано  с  реализацией 

принятых  политических  решений  на  основе  действующих 
правил.  Осуществление  политики  -  задача  исполнительных 
органов власти и бюрократии.  

 

Вынесение  судебных  решений 

служит  для  коррекции 

политического 

курса, 

определения 

его 

соответствия 

введенным  правилам  и  соответствия  их  самих  более 
фундаментальным  ценностям  и 

нормам 

системы.  За 

выполнение данной функции несут ответственность судебные 
органы власти. 

III. Функции политического курса:  

 

Экстрактивная 

функция 

(извлечения)

 

обеспечивает 

привлечение  людских,  материальных,  информационных  и 
других  ресурсов,  необходимых  для  работы  системы.  Главным 
образом она связана с налоговой политикой. 

 

Дистрибутивная  функция  (распределение)

  –  способность 

распределять  предметы,  услуги,  почести,  статусные  позиции, 
возможности между политическими акторами.  

 

Регулятивная 

функция

 

выражается 

в 

способности 

контролировать  поведение  индивидов  и  групп  на  основе 
сочетания  убеждения  и  принуждения  для  обеспечения 
законопослушания. 

 

Символическая  функция

  –  способность  отстаивать  ценности 

общества внутри системы и во внешнем мире. 

Уровень  развития  политической  системы  определяется 

степенью  дифференциации,  автономии  и  секуляризации  ее