ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2019
Просмотров: 6543
Скачиваний: 11
136
предконфликтная стадия затягивается настолько, что забывается
первопричина столкновения.
Характерной особенностью каждого конфликта в момент
его зарождения является наличие объекта, обладание которым
связано с противоборством потребностей двух субъектов,
втягиваемых
в
конфликт.
Этот
объект
должен
быть
принципиально неделим или казаться таковым в глазах
соперников. Этот неделимый объект выступает в качестве
причины конфликта. Наличие и размеры причины должны быть
хотя
бы
частично
осознаны
его
участниками
или
противоборствующими сторонами.
Предконфликтная стадия
– это период, в который
конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем
решиться на агрессивные действия или отступать. К ресурсам
относятся материальные ценности, информация, власть, связи,
престиж. В то же время происходит консолидация сил
противоборствующих сторон, поиск сторонников и оформление
групп, участвующих в конфликте. Первоначально каждая из
конфликтующих сторон ищет пути достижения целей без
силового воздействия на соперника. Когда все попытки достичь
желаемого оказываются тщетными, начинается поиск тех, кто
мешает удовлетворению потребностей и против кого следует
применять агрессивные действия. Данная стадия называется
идентификацией
.
В
рамках
предконфликтной
стадии
каждая
из
противоборствующих сторон формирует одну или несколько
стратегий. Причем применяется та из них, которая в наибольшей
степени соответствует ситуации. Под стратегией понимается
видение ситуации участниками конфликта, формирование цели
по отношению к противоборствующей стороне, и выбор способа
воздействия на противника.
Непосредственно конфликт – эта стадия характеризуется
наличием
инцидента
, т.е. действий, направленных на изменение
поведения соперников. Это активная деятельная часть конфликта.
Следовательно, весь конфликт складывается из конфликтной
ситуации, формирующейся на предконфликтной стадии, и
инцидента.
Действия, составляющие инцидент, как правило, разделяют
137
на две группы. К первой группе относятся действия соперников
конфликта, носящие открытый характер. Это могут быть
словесные прения, экономические санкции и т.п. Такие действия
легко идентифицируются как конфликтные, агрессивные,
враждебные. Они ясны и предсказуемы.
Ко второй группе относятся скрытые действия соперников в
конфликте. В ходе конфликтов противники чаще всего пытаются
замаскировать
свои
действия,
запутать,
обмануть
соперничающую сторону. Эта завуалированная, но чрезвычайно
активная борьба преследует цель навязать сопернику невыгодный
ему образ действий и одновременно выявить его стратегию.
Характерным
моментом
на
этапе
непосредственно
конфликта
является
наличие
критической
точки
,
при
достижении которой конфликтные взаимодействия между
противоборствующими сторонами достигают максимальной
остроты и силы. После прохождения критической точки число
конфликтных взаимодействий, их острота и сила снижаются и
дальше конфликт идет по нисходящей к своему разрешению, или
к новому всплеску сил противостояния, новому подъему, к новой
критической точке.
И последний этап –
разрешение конфликта
. Внешним
признаком разрешения конфликта может служить завершение
инцидента.
Это
означает,
что
между
конфликтующими
сторонами
прекращается
конфликтное
взаимодействие.
Устранение,
прекращение
инцидента,
необходимое,
но
недостаточное условие погашения конфликта. Разрешение
конфликта возможно лишь при изменении конфликтной
ситуации. Это изменение может принимать разные формы. Но
наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации,
позволяющим погасить конфликт, считается устранение причины
конфликта. Разрешение конфликта также возможно путем
изменения требований одной из сторон: соперник идет на
уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте. В любом
случае
непременно
происходит
изменение
конфликтной
ситуации.
Политический
конфликт
–
это
столкновение,
противоборство
политических
субъектов,
обусловленное
противоположностью их политических интересов, ценностей и
138
взглядов.
Различают три основных типа политических конфликтов:
Конфликты интересов
. Конфликты такого рода преобладают
в экономически развитых странах, устойчивых государствах.
Политической нормой здесь является «торг» по поводу делёжа
экономического «пирога». Этот тип конфликта наиболее легко
поддаётся урегулированию, так как здесь всегда можно найти
компромиссное решение.
Конфликты ценностей
характерны для развивающихся
государств с неустойчивым государственным строем. Они
требуют больше усилий по урегулированию, поскольку
компромисс труднодостижим, если вообще возможен.
Конфликты идентификации
. Характерны для обществ, в
которых
происходит
отождествление
субъектом
себя
с
определённой группой (этнической, религиозной, языковой), а не
с обществом и государством в целом. Этот конфликт возникает в
условиях расовой, этнической и языковой противоположности.
Наличие в обществе предпосылок для конфликтов не
тождественно конфликтному состоянию. Конфликты становятся
реальностью после стадии своего вызревания.
Состояние отношений между двумя или большим числом
социальных субъектов, при котором открытое столкновение
между ними не только возможно, но и становится практически
неизбежным, называется
конфликтной ситуацией
.
3. Политический кризис
Для
характеристики
конфликтов,
затрагивающих
государство как основной институт политической системы, в
политологии используется понятие политический кризис.
Политический кризис
– это состояние политической
системы общества, выражающееся в углублении и обострении
имеющихся конфликтов, в резком усилении политической
напряжённости.
Выделяют внешнеполитические и внутриполитические
кризисы:
правительственный, парламентский, конституцион-
ный и др.
Правительственный
кризис
выражается
в
потере
139
правительством авторитета, в невыполнении его распоряжений
исполнительной властью, утрате контроля над ситуацией.
Разрешается перестановками в правительстве или его отставкой в
полном составе.
Парламентский кризис
– такое изменение соотношения сил
в органах законодательной власти, когда парламент оказывается
не в состоянии принимать решения или его решения расходятся с
волей большинства граждан страны. Результат – роспуск
парламента и назначение новых выборов.
Конституционный
кризис
означает
фактическое
прекращение действия Основного Закона из-за утраты его
легитимности.
Внешнеполитический
(международный) кризис связан с
расстройством системы отношений государства с одним или
несколькими другими государствами в результате усиления
противоречий между ними и угрозы их перерастания в открытый
конфликт.
Общенациональный кризис
– поворотный момент в развитии
социально-политического процесса, не обязательно ведущий к
смене элиты или господствующей социальной группы.
В политической практике существуют различные пути
урегулирования политических конфликтов. Все их можно свести
к следующим:
отрицание, замалчивание конфликтов;
применение репрессивных мер по отношению к одной или всем
конфликтующим сторонам;
осуществление реформ, призванных частично устранить
предпосылки, приведшие к открытому столкновению;
попытки коренного разрешения конфликтов путем устранения
их непосредственных причин.
Первые два метода весьма часто употребляются, особенно
на
ранних
стадиях
развития
конфликта.
Наиболее
предпочтительным методом является достижение компромисса
между конфликтующими сторонами. Если же отношения сторон
имеют радикально конфликтный характер, тогда требуются меры
по коренному устранению причин напряжения.
140
ТЕМА 12. Представительство и выборы
1. Роль и место выборов в политической системе общества
Участие граждан в формировании институтов политической
системы обеспечивается с помощью выборов. Выборы – это
способ существования демократии, способ смены политических
элит, передачи власти мирным путем через волеизъявление
народа. Круг лиц, пользующихся избирательными правами,
составляют электорат (от лат. elector – избиратель).
Выборы
представляют
собой
форму
реализации
избирательных прав граждан путем участия в избирательной
кампании, выражения воли народа, которая должна быть основой
государственной власти.
Институт выборов активно используется не только при
формировании органов государства, местного самоуправления,
но и руководящих органов политических партий, общественных
объединений. Значит, понятие «выборы» выражает форму
реализации избирательных прав, способ формирования органов
публичной власти.
В
функциях
выборов в масштабах государства отражаются
основные направления их влияния на общество и политические
институты. Отмечая большое разнообразие функций, выделим
следующие:
формирование органов публичной власти;
выражение
и
представительство
интересов
различных
социальных групп и слоев населения, электората;
включение граждан в политический процесс в качестве его
субъекта, что для большинства граждан является единственной
формой реального участия в политике;
легитимация власти как признание гражданами ее законности
и права управлять, а также согласие подчиняться;
формирование политической элиты, т.е. приведение к власти (с
максимальной
вероятностью)
лучших
представителей
общества;
контроль за институтами власти и воздействие на содержание
политического курса.
Организация и проведение выборов, участие граждан в них