ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2019

Просмотров: 6547

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

126 

связана  не  с  уровнем  их  демократизации,  а  с  их  прочностью  и 
организованностью, 

гарантирующими 

приспособление 

к 

постоянно  меняющимся  социальным  целям.  Только  жесткий 
авторитарный  режим,  контролирующий  порядок  в  обществе, 
может обеспечить в целом процесс политической модернизации.  

Таким  образом,  если  либералы  акцентируют  внимание  на 

наличии возможностей для населения постоянно влиять на власть 
имущих,  то  консерваторы  –  на  обеспечении  политического 
порядка с помощью централизованных институтов власти. 

Политическая  модернизация,  как  модернизация  вообще,  в 

процессе 

своего 

осуществления 

наталкивается 

на 

свои 

препятствия  и  ловушки.  Наиболее  типичными  из  них  являются: 
националистическая 

политика, 

приводящая 

к 

автаркии; 

крайности  технократизма,  игнорирующего  социальные  нужды 
общества,  и  популизма,  приносящего  в  жертву  социальной 
политике 

эффективность 

экономического 

развития; 

неспособность 

или 

нежелание 

политической 

власти 

распространять  импульс  модернизации  и  ее  плоды  с  элитарного 
на  массовый  уровень;  неглубокое,  поверхностное,  механическое 
восприятие  современных  политических  ценностей  и  норм  при 
фактическом 

доминировании 

традиционной 

политической 

культуры. 

В  середине  XIX  века  французский  учёный  и  общественный 

деятель  Алексис  де  Токвиль  сформулировал  «золотой  закон» 
политического развития, который гласит: «самый быстрый путь к 
свободе ведёт к наихудшей форме рабства». Токвиль полагал, что 
для страны, где не развиты традиции демократии и свободы, нет 
ничего  опаснее,  чем  слишком  быстрые  реформы  и  изменения. 
Как  правило,  в  таких  случаях  процесс  модернизации  может 
выйти  из-под  контроля,  так  как  народу  не  хватает  времени 
освоить  новшества  новой  системы,  а  изменения    не  успевают 
институционализироваться  и  закрепиться.  В  этих  условиях 
участие  масс  в  политике  обгоняет  развитие  политических 
институтов 

общества. 

Бурный 

поток, 

направленный 

на 

разрушение 

старой 

системы,  не 

удаётся 

остановить 

и 

регулировать.  Нарастающая  поляризация  общества,  отсутствие 
устойчивого политического центра и социальных сил, стоящих за 
ним, не способствуют тому, чтобы ввести начавшееся движение в 


background image

 

127 

разумные  демократические  рамки.  В  результате  этот  процесс 
неминуемо ведёт к охлократии, к самой худшей форме тирании – 
тирании черни. Токвиль предупреждал, что результатом быстрой 
демократизации  и  завоевания  свобод  может  быть  установление 
ещё  более  жёсткой  формы  тирании,  которая  приходит  на  смену 
охлократии. 

В  этой  связи  следует  отметить,  что  ни  в  одной  стране 

переход 

от 

традиционной 

абсолютистско-монархической 

системы  к  демократии  не  был  безболезненным.  В  этом 
отношении  больше  повезло  Великобритании,  странам  северной 
Европы,  Голландии,  в  которых  процесс  утверждения  основных 
демократических  ценностей  происходил  в  течение  нескольких 
столетий. 

 

2. Переход от тоталитаризма к демократии. Транзитология 

Транзитология  – 

раздел  политической  науки,  изучающей 

политические  процессы  в  странах,  осуществляющих  переход  от 
тоталитарных 

и 

авторитарных 

политических 

систем 

к 

демократической.  Транзитология  тесно  связана  с  теорией 
политической  модернизации.  Разница  состоит  в  том,  что  если 
теория 

политической 

модернизации 

ориентируется 

на 

проблематику развивающихся стран «третьего мира», то в центре 
внимания  транзитологии  находятся  политические  процессы  в 
таких  государствах,  где  основные  структуры  современного 
общества  уже  сложились.  Причем  в  ряде  стран  речь  идет  о 
повторной  демократизации.  Впервые  проблемы  демократизации 
стран,  уже  имевших  опыт  существования    демократических 
режимов,  встали  в  годы  после  Второй  мировой  войны  в  связи  с 
необходимостью преодоления наследия тоталитарных режимов в 
Германии  и  Италии,  авторитаризма    и  милитаризма  в  Японии. 
Позднее схожие проблемы возникли в странах Южной Европы – 
в  Испании,  Португалии  и  Греции.  Одновременно  подобные 
изменения  переживали  страны  Латинской  Америки,  где  военные 
диктатуры  стали  уступать  место  демократически  избранным 
правительствам. 

Интерес  к  проблемам  перехода  от  различных  форм 

тоталитаризма  и  авторитаризма  к  демократии  резко  возрос  в  70-
90-е  гг.  ХХ  века.  Это  связано  с  процессами  политической 


background image

 

128 

модернизации  в  Португалии,  Испании,  Греции,  странах 
Восточной  Европы  и  бывшего  СССР.  В  это  время  политологами 
разрабатывается теория перехода от авторитаризма к демократии 
(«теория редемократизации»). 

В 

современной 

политологии 

выделяют 

следующие 

основные пути перехода к демократии: 

 

эволюционный

 («трансформация» - Испания); 

 

революционный

  («замена»  или  крах  старого  режима  – 

Португалия); 

 

военные завоевания

 – Германия, Япония. 

Главный  авторитет  в  области  теории  перехода  от 

авторитаризма  к  демократии  С.Хантингтон  выделяет  три 
основные модели: 

 

Классическая 

линейная 

модель

 

демократизации 

(Великобритания, 

Швеция) 

предусматривает 

постепенное 

ограничение 

монархической 

власти 

и, 

соответственно, 

расширение  прав  граждан  –  первоначально  гражданских 
(личных), затем политических и, наконец, социальных. 

 

Циклическая  модель

  (страны  Латинской  Америки  и  Африки) 

предполагает  чередование  демократических  и  авторитарных 
форм  правления  при  формально  позитивном  отношении 
политической  элиты  к  демократии.  В  этом  случае  избранные 
народом  правители  либо  свергаются  военными,  либо  сами 
узурпируют 

власть. 

Данная 

модель 

свидетельствует 

о 

недостаточной  зрелости  внутренних  предпосылок  демократии, 
неукорененности ее принципов в политической культуре. 

 

Диалектическая  модель

  (имела  место  в  Италии,  Германии,  а 

также 

Испании, 

Португалии, 

Греции) 

характеризуется 

нестабильностью  переходных  политических  режимов,  но  здесь 
переход  к  демократии  осуществляется  в  условиях  достаточно 
созревших 

внутренних 

предпосылок 

(индустриализация, 

многочисленный 

средний 

класс, 

достаточно 

высокий 

образовательный  уровень  граждан),  что  приводит  к  довольно 
быстрому  и  внезапному  краху  авторитарных  режимов  и 
постепенному  (после  череды  смен)  установлению  стабильной 
жизнеспособной демократии. 

Кризис  авторитарного  режима  и  его  либерализация  могут 


background image

 

129 

быть вызваны причинами внутри- и внешнеполитического плана. 
К  внутриполитическим  причинам  относится  прежде  всего 
несовершенство 

института 

преемственности, 

так 

как 

авторитаризм  как  система  строится  на  авторитете  одного 
человека  –  диктатора,  лидера  военной  хунты  или  правящей 
партии. Слабость институтов государственной власти становится 
очевидной после смерти диктатора. 

Сложности  консолидации  демократии  связаны  и  с  тем,  что 

демократические  механизмы  начинают  действовать  в  обществе, 
где  сохранились  прежние  группы  интересов  и  часть  общества, 
приверженная  авторитаризму  или  удовлетворенная  прежними 
структурами.  Перед  демократией  встает  проблема  учета  этих 
интересов  в  процессе  замены  авторитарных  структур.  В 
политологии это связано с двумя моделями решения проблемы – 
«дилемма палача» и «проблема преторианства». 

Установление  демократии  связано  с  двумя  основными 

процессами  –  формированием  конкурентной  партийной  системы 
и 

институционализацией 

демократических 

механизмов 

государственной  власти.  Инструментами  влияния  на  форму 
партийной  системы  выступает  избирательный  закон.  В  свою 
очередь,  в  процессе  институционализации  демократической 
власти  один  из  основных  вопросов  –  вопрос  о  соотношении 
законодательной  и  исполнительной  власти  в  том  смысле,  что 
исполнительные  органы  должны  обладать  значительной  (но  не 
чрезмерной) 

независимостью, 

чтобы 

избежать 

опасности 

возврата 

к 

авторитаризму. 

В 

процессе 

становления 

и 

консолидации  демократии  большое  значение  имеет  процедура 
разработки и принятия Конституции. 

Однако самое главное состоит в том, чтобы убедить массы в 

эффективности  демократии  до  того,  как  наступит  массовое 
разочарование. С этой целью осуществляются реформы, которые: 

 

не требуют больших затрат; 

 

создают больше сторонников, чем противников демократии; 

 

дают быстрый эффект. 

Следует  отметить,  что  зрелая  демократия  возникает  не 

сразу, 

а 

через 

одно-два 

поколения, 

когда 

происходят 

существенные изменения в политической культуре и развитие по 


background image

 

130 

демократическому пути приобретает силу традиции. 

 

3. 

«Третья 

волна 

демократизации» 

и 

теории 

демократического транзита 

Политическая  концепция  «третьей  волны»  демократизации 

была  разработана  не  без  очевидного  влияния  книги  известного 
американского  футуролога  Олвина  Тоффлера  «Третья  волна», 
вышедшей  в  1980  году  и  ставшей,  по  мнению  многих 
исследователей, 

международным 

бестселлером. 

Согласно 

разработанной  Тоффлером  «социальной  теории  волнового 
гребня»,  третья  по  счету  гигантская  волна  окажет  огромное 
воздействие  на  все  стороны  жизни  общества  под  влиянием 
электронной  и  информационной  революции.  Среди  ученых-
исследователей  «Третьей  волны»  особо  следует  выделить 
Сэмуэля 

Хантингтона, 

директора 

центра 

стратегических 

исследований Гарвардского  университета в США, который в его 
статье  «Демократическая  третья волна»  (1991г.)  и  книге  «Третья 
волна.  Демократизация  в  конце  ХХ  столетия»  (1991г.) 
сформулировал  основные  предпосылки  перехода  к  «Третьей 
волне» демократизации. Они следующие: 

 

Переход  к  демократии  в  различных  странах  трактуется  как 

закономерный  глобальный  процесс,  который  означает,  что  ни 
одна  страна,  даже  та,  где  демократические  институты 
отсутствуют,  не  может  не  испытывать  влияния  общего 
демократического  движения  в  мире.  Третья  волна  также 
охватывает  сферу  международных  отношений,  наполняет  их 
демократическим содержанием. 

 

Демократия  рассматривается  как  самоценность  и  ее 

установление  не  связывается  ни  с  прагматическими,  ни  с 
инструментальными  целями.  И  хотя  демократический  строй 
решает 

экономические 

и 

социальные 

задачи, 

все-таки 

демократию  следует  рассматривать  не  как  предпочтительную 
форму жизнеустройства, а как потребность саму по себе. 

 

Обосновывается  идея  плюралистичности  всевозможных 

форм демократического устройства, что предполагает как защиту 
и 

совершенствование 

европейского 

либерализма, 

так 

и 

формирование  толерантности  к  иным  формам  демократического