Файл: Талстая. Экалагічная медыцына. Электронны канспект лекцый.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2019
Просмотров: 8907
Скачиваний: 2
96
фактор
развития
стрессовой
ситуации
-
изменения
,
сокращающие
время
отдыха
и
релакса
-
ции
.
Причины
стресса
на
работе
:
перегрузка
или
слишком
малая
нагрузка
;
конфликт
ро
-
лей
в
результате
предъявления
противоречивых
требований
;
неопределённость
ролей
;
неин
-
тересная
работа
;
вредные
факторы
производства
;
личностные
факторы
.
Существует
такое
понятие
как
стресс
бизнесменов
-
менеджеров
,
или
"
белых
воротничков
".
Причиной
того
,
что
любые
изменения
в
жизни
вызывают
стресс
состоит
,
в
первую
очередь
,
в
том
,
что
они
часто
разрушают
привычный
и
удобный
порядок
жизни
,
предлагая
взамен
новые
неизвестные
ситуации
.
Человек
–
существо
,
неохотно
расстающееся
со
своими
стереотипами
.
Даже
соблю
-
дение
диеты
или
изменение
распорядка
дня
,
могут
вызвать
стрессовое
состояние
.
Есть
люди
,
которые
теряют
равновесие
уже
при
одной
мысли
,
что
что
-
то
может
быть
по
другому
.
Существует
шкала
стрессоров
Холмса
и
Рея
,
составленная
на
основании
многолетних
наблюдений
.
Согласно
этой
шкале
наибольшее
количество
стрессоров
связано
с
семьёй
,
за
-
тем
–
с
работой
.
Шкала
начинается
смертью
партнёра
по
браку
(100
баллов
).
Далее
идут
развод
(73
балла
),
тюремное
заключение
или
смерть
члена
семьи
(63),
серьёзное
заболевание
(53),
брак
(50),
потеря
работы
(47),
уход
на
пенсию
(45),
перемена
состояния
здоровья
членов
семьи
(44),
беременность
(40).
И
только
после
этого
наступает
очередь
типичного
стресса
,
связанного
с
работой
:
адаптация
к
новому
месту
работы
(39).
Пусковым
механизмом
психологического
стресса
является
оценка
ситуации
,
как
уг
-
рожающей
.
В
ответ
на
оценку
ситуации
,
как
представляющей
угрозу
развивается
комплекс
психофизиологических
и
биохимических
реакций
,
относящихся
к
реакциям
«
борьба
-
бегство
».
Реакция
борьба
-
бегство
»
запускает
такие
эмоции
,
как
,
гнев
или
страх
,
которые
био
-
логически
оправданны
и
полезны
.
Эти
эмоции
подготавливают
организм
для
схватки
или
спасения
бегством
.
В
кровь
выбрасывается
адреналин
,
заставляющий
сердце
биться
быст
-
рее
.
Одновременно
повышается
артериальное
давление
,
учащается
дыхание
,
перераспре
-
деляется
кроваток
.
Это
максимально
обеспечивает
мышцы
кислородом
и
питательными
веществами
для
развития
максимального
мышечного
усилия
,
чтобы
посильнее
ударить
или
поскорее
убежать
.
Результатом
неиспользованных
механизмов
реакции
«
борьба
-
бегство
»
являются
жа
-
лобы
на
«
сердце
,
на
"
гипертонию
".
В
мышцах
же
,
как
след
неотреагированных
эмоций
,
образуются
участки
"
застывшего
"
напряжения
-
болезненные
уплотнения
.
Они
были
описа
-
ны
еще
великим
режиссером
,
великим
знатоком
эмоций
К
.
С
.
Станиславским
как
"
мышечные
зажимы
".
Эти
болезненные
уплотнения
в
мышцах
,
в
зависимости
от
их
расположения
,
в
свою
очередь
,
могут
рефлекторно
влиять
на
внутренние
органы
,
имитируя
их
расстройства
-
на
-
рушения
ритма
сердца
,
загрудинные
боли
,
изжогу
.
Эти
же
"
мышечные
зажимы
"
влияют
еще
и
на
настроение
,
вызывая
тоску
,
тревогу
,
или
раздражительность
.
Факторы
внешней
среды
-
жара
,
влажность
,
беспорядок
,
шум
,
толпа
-
увеличивают
чувство
внутреннего
напряжения
,
снижают
психическую
устойчивость
и
поэтому
также
спо
-
собствуют
возникновению
стресса
.
Известны
исследования
,
которые
подтвердили
существо
-
вание
связи
между
продолжительной
жарой
и
увеличением
числа
фактов
насилия
.
Люди
,
ра
-
ботающие
на
шумных
производствах
или
живущие
вблизи
аэропортов
,
постоянно
пребыва
-
ют
в
состоянии
напряжения
,
в
отличие
от
тех
,
кто
обладает
счастливой
возможностью
жить
и
работать
в
более
тихих
и
спокойных
местах
.
Горожане
гораздо
чаще
жалуются
на
появление
симптомов
стрессового
состояния
,
чем
сельские
жители
.
Любопытно
,
что
не
только
люди
,
но
и
животные
тяжело
переносят
раздражающие
факторы
внешней
среды
.
Например
,
лабораторные
крысы
,
живущие
в
переполненных
клет
-
ках
,
проявляют
признаки
стрессового
состояния
:
в
отличие
от
своих
товарок
,
обитающих
в
свободных
вольерах
,
одни
крысы
более
агрессивны
,
другие
-
наоборот
,
замкнуты
.
97
Человек
имеет
тенденцию
овладевать
такими
реакциями
,
такими
формами
поведения
,
которые
позволяют
достигать
оптимального
уровня
общей
стимуляции
.
Этот
уровень
инди
-
видуален
для
каждого
человека
.
Если
человек
не
овладел
такими
реакциями
и
формами
поведения
,
у
него
развивается
психологическое
перенапряжение
.
Длительное
психическое
напряжение
может
быть
не
только
от
переизбытка
эмоций
,
но
и
от
их
недостатка
.
Психологическое
перенапряжение
может
продолжаться
многие
годы
,
в
результате
чего
организм
изнашивается
,
ухудшается
психическое
и
физическое
состояние
.
Люди
к
этому
состоянию
настолько
привыкают
,
что
даже
и
не
замечают
,
так
как
душевная
дисгармония
и
неважное
самочувствие
становятся
привычными
.
Признаки
психологического
стресса
:
•
Физиологические
:
утомление
,
затяжные
головные
и
неопределённые
боли
(
в
спине
,
в
шее
,
суставах
),
мигрень
,
сердцебиение
,
ощущение
тяжести
в
груди
и
в
области
серд
-
ца
,
поверхностное
частое
дыхание
,
гипервентиляция
,
тошнота
,
рвота
,
повышенная
потливость
(
ладоней
,
стоп
),
сухость
кожных
покровов
,
судороги
,
обмороки
,
запор
или
диарея
,
колики
,
метеоризм
,
изжога
,
сухость
во
рту
,
учащённое
мочеиспускание
,
скрежет
зубами
,
тремор
рук
,
жевательные
движения
челюстей
,
пятна
на
коже
(
осо
-
бенно
на
шее
и
верхней
части
груди
),
пониженное
давление
,
сжатые
кулаки
или
че
-
люсти
,
быстрое
увеличение
или
потеря
веса
,
плохие
сны
или
кошмары
,
потеря
чувст
-
вительности
;
•
Эмоциональные
:
раздражительность
,
чатые
вспашки
гнева
;
беспокойство
,
ощущение
нервозности
,
боязливости
,
тревоги
;
подозрительность
;
мрачное
настроение
,
депрес
-
сия
;
большая
суетливость
;
ощущение
напряжения
;
истощённость
,
отсутствие
энтузи
-
азма
;
отчуждённость
;
потеря
уверенности
в
себе
,
нерешительность
,
снижение
само
-
оценки
;
отсутствие
заинтересованности
;
неудовлетворённость
работой
и
жизнью
;
•
Интеллектуальные
:
ослабление
памяти
,
потеря
концентрации
,
лёгкая
отвлекаемость
,
мысли
часто
улетучиваются
,
рассеянность
;
импульсивность
мышления
,
поспешные
решения
;
постоянные
негативные
мысли
;
нарушение
суждения
;
•
П
оведенческие
:
дерганее
волос
,
грызение
ногтей
,
очень
быстрая
речь
,
может
быть
прерывистой
,
постукивание
,
покачивание
ногами
;
потеря
аппетита
или
переедание
,
может
быть
ощущение
постоянного
недоедания
;
дрожание
голоса
,
нарушение
речи
;
низкая
продуктивность
,
работоспособность
;
утрата
интереса
к
сексу
или
сверхсексу
-
альность
;
плохое
распределение
времени
,
слишком
большая
занятость
,
чтобы
отды
-
хать
,
доделывание
работы
дома
;
плохие
вождение
,
координация
→
ДТП
,
травмы
на
работе
;
частое
попадание
в
неприятности
;
антисоциальное
поведение
;
избегание
под
-
держивающих
,
дружеских
отношений
,
участившиеся
споры
с
друзьями
и
домочадца
-
ми
,
увеличение
проблем
в
семье
;
более
интенсивное
курение
или
употребление
алко
-
голя
,
транквиллизаторов
(
или
начало
их
употребления
);
•
Нарушение
состояния
здоровья
:
частые
простудные
заболевания
,
грипп
,
другие
ин
-
фекции
;
боли
в
спине
,
груди
;
обострение
хронической
патологии
,
рецидивы
;
стомати
-
ты
/
заболевания
челюстей
;
подверженность
аллергии
,
различные
сыпи
;
нервные
тики
,
неврозы
;
психозы
;
нарушение
менструального
цикла
,
выкидыши
,
преждевременные
роды
,
спортивные
травмы
.
C
тресс
снижает
способность
иммунной
системы
противостоять
болезням
и
уменьша
-
ет
эффективность
функционирования
различных
внутренних
органов
.
В
частности
,
недавние
исследования
подтвердили
,
что
при
разводах
или
смерти
супруга
(
супруги
)
у
людей
резко
ухудшалась
работа
иммунной
системы
.
Научные
исследования
показали
,
что
две
трети
людей
,
которые
жалуются
на
боль
в
глазах
из
-
за
необходимости
постоянно
смотреть
в
монитор
компьютера
,
на
самом
деле
про
-
сто
испытывают
постоянный
стресс
на
работе
.
По
медицинской
статистике
дети
,
впервые
поступившие
в
ясли
или
сад
,
заболевают
ОРЗ
на
5–7-
й
день
.
И
дело
здесь
не
в
том
,
что
за
ребенком
плохо
смотрят
–
это
нормальная
98
реакция
ослабленного
нервными
переживаниями
организма
.
Избежать
«
синдрома
детского
сада
»
очень
трудно
,
но
возможно
,
если
к
этому
готовиться
заранее
и
соблюдать
определён
-
ные
правила
.
Профилактика
и
лечение
психологического
стресса
:
•
на
уровне
мышления
(
когнитивная
ПТ
,
осознание
стрессора
),
на
уровне
эмоций
(
ког
-
нитивно
-
эмоциональная
терапия
,
гештальттерапия
;
принятие
ситуации
;
положитель
-
ные
эмоции
–
музыка
,
природа
,
хобби
и
т
.
д
);
•
на
уровне
поведения
(
изменение
неконструктивного
поведения
;
смена
рабо
-
ты
/
учёбы
);
•
на
физиологическом
уровне
(
мышечная
релаксация
,
дыхательная
гимнастика
,
опти
-
мальная
двигательная
активность
,
работа
в
саду
,
огороде
;
сбалансированное
полно
-
ценное
питание
;
витаминно
-
минеральные
комплексы
;
аппаратная
физиотерапия
(
аэ
-
роионотерапия
,
электросон
,
бальнеотерапия
);
медикаментозное
лечение
(
препараты
γ
-
и
оксимаслянной
кислот
,
β
-
блокаторы
,
транквиллизаторы
и
антидепрессанты
,
ста
-
билизаторы
мембран
,
антиоксидантный
комплекс
).
Психические
аспекты
нарушения
адаптации
.
Стрессор
–
экологический
фактор
,
угрожающий
безопасности
человека
.
В
жизни
че
-
ловек
сталкивается
с
различными
стрессорами
:
факторами
окружающей
среды
(
физические
,
такие
как
холод
,
жара
и
т
.
д
.;
химические
,
такие
,
как
токсины
,
психологические
,
социальные
,
философские
(
например
смысл
или
цель
жизни
).
К
психологическим
стрессорам
относятся
:
внешние
требования
и
давления
,
семья
,
личные
проблемы
,
социальные
,
экологические
,
фи
-
нансовые
,
работа
,
учёба
.
Организм
реагирует
развитием
однотипной
реакцией
не
зависимо
от
вида
стрессора
.
Наблюдается
последовательное
проявление
стресса
:
нейроэндокринный
уровень
→
висцеральный
→
психический
→
поведенческий
.
На
каждом
из
уровней
развития
стресс
-
реакции
могут
наблюдаться
патологические
проявления
,
в
том
числе
имеющие
чёт
-
кую
клиническую
картину
.
Психосоциальные
стрессоры
могут
отличаться
:
•
тяжестью
,
интенсивностью
(
от
относительно
лёгких
,
таких
как
смена
жительства
,
до
катастрофически
тяжёлых
,
таких
,
как
разорение
,
смерть
близких
);
•
остротой
(
быть
внезапным
или
растянутым
на
месяцы
и
годы
);
•
быть
единственным
и
множественным
,
однократным
или
периодическим
;
•
ограничиваться
одним
человеком
,
затрагивать
несколько
лиц
(
например
,
семью
),
це
-
лые
социальные
,
этнические
,
религиозные
группы
или
целые
страны
(
войны
,
револю
-
ции
,
социальные
или
расовые
конфликты
,
стихийные
бедствия
),
•
быть
экстраординарными
или
типовыми
,
общечеловеческими
(
например
,
стресс
во
время
биографических
кризисов
-
уход
из
родительской
семьи
,
уход
из
дома
взросло
-
го
ребёнка
,
перемена
или
потеря
работы
,
выход
на
пенсию
и
т
.
д
.).
Как
показали
работы
физиолога
Г
.
И
.
Косицкого
,
развитие
психологического
на
-
пряжения
проходит
через
ряд
этапов
:
1.
Стадия
мобилизации
,
сопровождающаяся
повышением
внимания
,
активностью
.
Силы
расходуются
экономно
,
целесообразно
.
Нагрузки
,
даже
частые
,
протекающие
на
этой
стадии
,
приводят
к
тренировке
организма
,
повышению
его
стрессоустойчивости
.
2.
Фаза
"
стенической
отрицательной
эмоции
"
развивается
в
случае
,
ели
проблему
решить
не
удается
.
Возникает
избыток
стенических
отрицательных
эмоций
,
носящих
,
активно
-
действенный
характер
:
ярость
,
гнев
,
агрессия
("
внутри
все
кипит
").
Ресурсы
орга
-
низма
расходуются
неэкономно
.
В
данной
ситуации
в
попытке
добиться
цели
любой
це
-
ной
все
ставится
на
карту
.
Повторные
нагрузки
,
воздействующие
в
этой
стадии
,
приводят
к
истощению
организма
.
3.
При
невозможности
разрешения
ситуации
развивается
фаза
"
астенической
отри
-
цательной
эмоции
"
,
т
.
е
.
эмоций
,
носящих
астенический
,
пассивно
-
бессильный
,
упадочниче
-
99
ский
характер
.
Человеком
овладевают
тоска
,
отчаяние
,
неверие
в
возможность
выхода
из
тяжелой
ситуации
.
4.
Психологическая
дезадаптация
.
Психологическая
дезадаптация
способствует
переходу
имеющихся
заболеваний
из
стадии
начальных
,
преимущественно
обратимых
нарушений
в
стадию
стойких
,
органи
-
ческих
.
При
психологической
дезадаптации
наблюдается
также
обострение
хронической
па
-
тологии
.
В
зависимости
от
характеристики
стрессора
может
развиться
то
или
иное
психическое
расстройство
.
В
МКБ
9
и
МКБ
10
в
разделе
«
Классификация
психических
и
поведенческих
расстройств
»
имеется
раздел
,
посвящённый
реакции
на
тяжёлый
стресс
и
нарушениям
адап
-
тации
(F 43).
В
нём
имеются
следующие
пункты
:
П
. 309 –
острая
реакция
на
стресс
.
П
. 309 –
адаптационные
(
приспособительные
)
реакции
:
•
Кратковременная
депрессивная
реакция
;
•
Затяжная
депрессивная
реакция
(
до
2-
х
лет
);
•
С
преобладанием
расстройств
других
эмоций
;
•
С
преобладанием
нарушений
поведения
;
•
Со
смешанным
нарушением
эмоций
и
поведения
;
•
Другие
нарушения
адаптации
;
•
Другие
ее
непсихотические
нарушения
в
рамках
острой
реакции
на
стресс
.
Кроме
того
,
существует
раздел
F 4 –
невроз
,
связанный
со
стрессом
и
соматофорные
расстройства
.
Острая
реакция
на
стресс
.
Представляет
собой
группу
тяжёлых
,
хотя
и
кратковременных
и
обратимых
,
психиче
-
ских
расстройств
.
Возникает
как
непосредственный
ответ
на
психосоциальные
стрессоры
чрезвычайной
силы
и
интенсивности
:
землетрясения
,
пожары
,
боевые
действия
,
транспорт
-
ные
аварии
,
внезапная
смерть
кого
-
либо
из
близких
.
В
некоторых
случаях
стрессор
для
мно
-
гих
людей
не
выходит
за
пределы
ежедневных
взаимоотношений
,
но
для
больного
представ
-
ляют
тяжёлую
психическую
травму
(
например
ссора
ребёнка
с
родителями
).
Симптомы
острой
реакции
на
стресс
проявляются
сразу
после
психологической
тав
-
мы
.
Они
проявляются
:
•
Либо
панической
тревогой
,
страхом
,
неупорядоченным
психомоторным
воз
-
буждением
с
бесцельными
метаниями
,
бегством
(
фуга
),
либо
обездвиженно
-
стью
(
аффектогенный
ступор
);
•
Вегетативными
признаками
тревоги
;
•
Резким
сужением
сознания
(
больной
не
узнаёт
окружающих
и
не
ориентирует
-
ся
во
внешней
обстановке
).
Такое
состояние
длить
от
нескольких
минут
до
2-3
часов
,
максимум
2-3
суток
.
Данные
расстройства
полностью
обратимы
,
но
требуют
немедленной
помощи
.
До
выхода
из
болез
-
ненного
состояния
и
прояснения
сознания
больной
нуждается
в
постоянном
наблюдении
.
При
необходимости
пациент
иммобилизируется
,
ему
вводятся
внутримышечно
нейролепти
-
ки
с
выраженным
седативным
действием
–
аминазин
(
хлорпромазин
)
или
галоперидол
,
либо
транквилизаторы
в
высоких
дозах
(
диазепам
)
однократно
.
Расстройства
адаптации
(
адаптационные
расстройства
)
.
Психосоциальный
стрессор
здесь
не
столь
интенсивен
,
но
растянут
во
времени
.
Это
может
быть
затяжной
конфликт
в
семье
,
развод
с
разделом
имущества
,
тяжёлая
соматическая
болезнь
с
тяжёлы
прогнозом
,
госпитализация
,
предстоящее
обследование
или
хирургическая
операция
,
потеря
прежнего
социального
положения
или
прежних
доходов
,
невозможность
достичь
намеченных
жизненных
или
профессиональных
целей
и
т
.
д
.
У
взрослых
стрессор
чаще
всего
связан
с
брачными
,
финансовыми
,
социальными
проблемами
,
а
также
с
сомати
-
чеким
здоровьем
.
У
подростков
это
чаще
всего
проблемы
взаимоотношения
с
родителями
,
сверстниками
и
школой
.
100
Болезненные
симптомы
возникают
постепенно
в
течение
1
месяца
после
события
.
и
также
постепенно
исчезают
.
Обычная
продолжительность
2-3
месяца
,
максимальная
–
до
6
месяцев
.
Исключение
составляет
пролонгированная
депрессивная
реакция
,
которая
может
длиться
до
двух
лет
.
Адаптационные
расстройства
широко
распространены
.
Эта
патология
составляет
25 %
всех
психических
расстройств
,
встречающих
в
работе
врача
общей
практики
.
Среди
женщин
данная
патология
встречается
в
2
раза
чаще
,
чеи
среди
мужчин
.
Среди
больных
преобладают
одинокие
,
разведенные
,
лица
с
невысоким
социальным
и
экономическим
положением
.
Кратковременная
депрессивная
реакция
проявляется
в
виде
не
резко
сниженного
на
-
строения
,
чувства
бессилия
,
снижения
уверенности
в
себе
,
замедленности
мышления
и
дру
-
гой
мягкой
депрессивной
симптоматики
.
Пролонгированная
депрессивная
реакция
имеет
сходные
проявления
,
но
длится
до
двух
лет
.
Обычно
она
связана
с
затяжной
стрессовой
ситуацией
.
Смешанная
тревожная
и
депрессивная
реакция
(
СДТР
)
имеет
признаки
как
депрес
-
сивной
,
так
и
тревожной
симптоматики
в
виде
двигательного
беспокойства
,
мышечной
ско
-
ванности
,
вегетативной
гиперреактивности
и
т
.
д
.
Распространённость
СДТР
–
около
5 %,
со
-
отношение
женщин
и
мужчин
– 2:1.
При
адаптационном
расстройстве
с
преобладанием
нарушения
других
эмоций
наряду
с
признаками
тревоги
и
депрессии
наблюдаются
раздражительность
,
гневливость
.
У
детей
,
оказавшихся
в
состоянии
стресса
,
иммет
место
регрессивное
поведение
в
виде
энуреза
,
соса
-
ния
пальцев
,
грызения
ногтей
и
т
.
д
.
Адаптационное
расстройство
с
преобладанием
нарушений
поведения
характерно
для
подросткового
возраста
.
Оно
проявляется
поступками
,
которые
нарушают
принятые
в
обще
-
стве
нормы
–
злоупотребление
алкоголем
,
прогулы
в
школе
,
бессмысленный
вандализм
,
аг
-
рессия
и
т
.
д
.
Диагноз
расстройства
адаптации
ставиться
после
исключения
всех
других
диагнозов
.
Для
постановки
диагноза
«
расстройство
адаптации
»
необходимо
заметное
нарушение
соци
-
ального
и
профессионального
функционирования
больного
.
Чаще
всего
при
расстройствах
адаптации
наблюдаются
признаки
тревоги
.
Каждый
человек
почти
каждый
день
испытывает
разные
варианты
этого
чувства
.
Тревога
может
быть
непатологической
и
наблюдаться
у
психически
и
соматически
здорового
человека
.
Это
неяс
-
ное
размытое
ощущение
надвигающейся
или
вероятной
опасности
и
угрозы
.
При
этом
чело
-
век
не
даёт
себе
отчёта
,
чего
он
конкретно
опасается
.
Совершенно
«
нормальной
»
является
тревога
студента
перед
экзаменом
,
спортсмена
перед
стартом
,
больного
перед
хирургической
операцией
.
Близкой
эмоцией
к
тревоге
является
страх
.
Отличие
его
в
том
,
что
опасность
уже
оп
-
ределённая
(
даже
если
она
только
в
воображении
)
и
характер
опасности
совершенно
ясен
.
Народная
мудрость
описывает
состояние
тревоги
и
страха
не
только
как
душевное
,
но
и
как
телесное
чувство
: «
душа
ушла
в
пятки
», «
от
страха
под
ложечкой
свело
», «
дрожит
как
осиновый
лист
», «
внутри
всё
колотится
»
и
т
.
д
.
Как
тревога
,
так
и
страх
всегда
сопровождаются
множеством
вегетативных
проявле
-
ний
:
•
сердцебиение
;
•
потливость
(
чаще
потные
ладони
);
•
тремор
;
•
сухость
во
рту
;
•
подташнивание
;
•
неприятные
ощущения
в
области
живота
;
•
учащённое
мочеиспускание
;
•
затруднение
в
дыхании
,
чувство
удушья
;
•
боль
или
дискомфорт
в
груди
;