ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2019
Просмотров: 2696
Скачиваний: 1
депозиты
D,
т
.
е
. Ms=
С
+ D.
Наличность
(
банкноты
и
монеты
)
создает
Центральный
(
Национальный
)
банк
.
Наличность
,
покинувшая
этот
банк
и
поступившая
в
экономику
,
распределяется
в
дальнейшем
по
двум
направлениям
:
-
одна
ее
часть
оседает
в
кассах
домашних
хозяйств
и
фирм
,
—
другая
часть
наличности
поступает
в
коммерческие
банки
в
виде
депозитов
.
Несколько
сложнее
обстоят
дела
с
определением
спроса
на
деньги
.
Различают
два
вида
спроса
на
деньги
:
а
)
операционный
,
или
спрос
на
деньги
для
совершения
сделок
;
б
)
спекулятивный
,
или
спрос
на
деньги
со
стороныактивов
.
Операционный
спрос
на
деньги
связан
с
обслуживанием
торговых
и
платежных
операций
.
Спрос
на
деньги
со
стороны
активов
отражает
не
стремление
людей
купить
товары
,
услуги
или
факторы
произ
-
Количество
предложенных
и
требуемых
денег
(
млд
.
руб
.)
Рис
. 11.1.
Денежный
рынок
водства
,
а
желание
повыгодней
разместить
свои
сбережения
.
Поэтому
в
экономической
науке
его
именуют
спекулятивным
спросом
.
Графически
денежный
рынок
можно
представить
,
как
показано
на
рис
.
11.1,
где
&
я
—
предложение
денег
(
изображено
в
виде
вертикальной
прямой
,
поскольку
предполагается
,
что
финансово
-
кредитные
институты
снабжают
экономику
некоторым
определенным
объемом
денег
,
не
зависящим
от
величины
номинальной
ставки
процента
), Dm —
наклонная
прямая
спроса
денег
.
11.3.
Сущность
кредитных
отношений
.
Кредитная
система
Общеэкономической
причиной
существования
кредита
и
кредитных
отношений
являются
товарно
-
денежные
отношения
.
Кредитные
отношения
не
возникают
в
процессе
производства
,
они
лишь
опосредствуют
этот
процесс
в
той
или
иной
форме
.
Объективной
основой
функционирования
кредита
выступает
движение
стоимости
в
сфере
товарного
обмена
.
В
силу
общественного
разделения
труда
каждому
субъекту
хозяйствования
присущ
свой
,
индивидуальный
характер
кругооборота
и
оборота
производственных
фондов
.
Так
,
например
,
на
предприятиях
пищевой
промышленности
кругооборот
фондов
совершается
быстро
,
за
короткое
время
происходит
смена
одной
формы
стоимости
10
Ставка
процента
другой
.
В
то
же
время
на
предприятиях
тяжелого
машиностроения
кругооборот
фондов
совершается
за
более
длительный
промежуток
времени
.
В
результате
первые
в
меньшей
мере
,
чем
вторые
,
испытывают
потребность
в
оборотных
средствах
,
а
часто
располагают
и
свободными
денежными
ресурсами
.
Аналогичные
процессы
прилива
и
отлива
характерны
для
движения
денежных
средств
акционерных
обществ
,
частных
фирм
,
предпринимателей
.
Временно
свободными
могут
быть
денежные
средства
населения
,
государства
,
бюджетных
организаций
,
собственные
средства
кредитных
учреждений
.
В
то
же
время
и
у
них
на
определенном
этапе
может
возникать
потребность
в
дополнительных
денежных
ресурсах
.
Эти
противоречия
между
временно
свободными
ресурсами
у
одних
субъектов
хозяйствования
и
потребностью
в
них
у
других
таких
же
субъектов
разрешаются
с
помощью
кредита
и
кредитных
отношений
.
КРЕДИТ
—
это
система
экономических
отношений
,
связанных
с
аккумуляцией
временно
свободных
экономических
ресурсов
и
предоставлением
их
во
временное
пользование
на
условиях
возвратности
,
срочности
и
платности
.
Кредитные
отношения
предполагают
наличие
двух
сторон
сделки
—
кредитора
и
заемщика
.
КРЕДИТОР
—
это
субъект
кредитного
отношения
,
предоставляющий
средства
во
временное
пользование
.
ЗАЕМЩИК
—
субъект
кредитного
отношения
,
получающий
ссуду
.
КРЕДИТНАЯ
СИСТЕМА
—
это
совокупность
кредитных
отношений
и
обслуживающих
их
кредитных
учреждений
той
или
иной
страны
.
Кредитная
система
включает
в
себя
два
звена
:
банковскую
систему
,
парабанковскую
(
околобанковскую
)
систему
.
Основным
критерием
выделения
этих
звеньев
в
рамках
кредитной
системы
является
их
функциональная
специализация
.
Вся
совокупность
банков
в
национальной
экономике
образует
банковскую
систему
страны
.
В
настоящее
время
практически
во
всех
странах
с
развитой
рыночной
экономикой
банковская
система
имеет
два
уровня
.
Первыйуровень
банковской
системы
представлен
Центральным
(
Национальным
)
или
иным
банком
,
выполняющим
функцию
эмиссионного
центра
страны
.
Второй
уровень
образуют
коммерческие
банки
(
частные
и
государственные
).
Парабанковская
система
включает
в
себя
специализированные
кредитно
-
финансовые
институты
,
которые
ориентируются
либо
на
обслуживание
специфической
клиентуры
,
либо
на
осуществление
одного
-
двух
видов
услуг
.
К
ним
относятся
:
-
лизинговые
компании
-
аренда
,
имущественный
наем
;
факторинговые
фирмы
,
занимающиеся
торгово
-
комиссионными
операциями
,
связанными
с
уступкой
поставщиком
другому
лицу
(
фактору
)
подлежащих
оплате
плательщиком
(
покупателем
)
долговых
требований
(
платежных
документов
за
поставленные
товары
или
выполненные
работы
и
услуги
)
и
передачей
фактору
права
получения
платежа
по
ним
;
ломбарды
,
представляющие
собой
кредитные
учреждения
,
выдающие
ссуды
под
залог
движимого
имущества
;
инвестиционные
компании
(
фонды
)
—
разновидность
кредитно
-
финансовых
учреждений
,
занимающихся
аккумуляцией
денежных
сбережений
мелких
инвесторов
,
которые
используются
в
качестве
внешнего
источника
финансирования
акционерных
компаний
;
финансовые
компании
,
привлекающие
денежные
средства
путем
выпуска
краткосрочных
коммерческих
векселей
,
акций
,
облигаций
или
заимствующие
средства
у
банков
с
целью
их
дальнейшего
инвестирования
-
и
другие
кредитно
-
финансовые
институты
.
Тема
12.
ФИНАНСОВЫЙ
СЕКТОР
ЭКОНОМИКИ
И
ОСНОВЫ
ЕГО
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
12.1.
Понятие
финансов
и
их
функции
.
Финансовая
система
В
повседневном
обиходе
финансы
отождествляют
с
деньгами
.
Однако
финансы
-
это
не
деньги
и
не
вещи
.
В
экономической
науке
под
ФИНАНСАМИ
понимают
систему
экономических
отношений
,
связанных
с
образованием
,
распределением
и
использованием
фондов
денежных
средств
.
Термин
"
финансы
"
означает
платеж
,
доход
.
Совокупность
финансовых
учреждений
,
законов
,
правил
и
норм
,
регулирующих
финансовую
деятельность
и
финансовые
отношения
государства
,
называют
ФИНАНСОВОЙ
СИСТЕМОЙ
.
Основными
принципами
построения
финансовой
системы
являются
:
—
принцип
демократического
централизма
.
Суть
его
состоит
в
праве
высшей
государственной
власти
мобилизовывать
и
использовать
значительную
часть
финансовых
средств
национальной
экономики
;
—
принцип
функционального
назначения
звеньев
финансов
.
Он
предполагает
распределение
функций
по
управлению
финансами
между
отдельными
звеньями
финансовой
системы
;
—
принцип
единства
финансовой
системы
.
Управление
всеми
звеньями
финансов
базируется
на
единых
законодательных
и
нормативных
актах
.
Финансовые
отношения
складываются
между
:
государством
,
с
одной
стороны
,
и
юридическими
и
физическими
лицами
,
с
другой
стороны
;
физическими
и
юридическими
лицами
;
юридическими
лицами
;
отдельными
государствами
.
Звеньями
финансовой
системы
являются
:
бюджеты
различных
уровней
,
начиная
с
Госбюджета
и
кончая
бюджетом
сельского
(
поселкового
)
совета
;
фонды
социального
,
имущественного
и
личного
страхования
;
валютные
резер
-
вы
государства
;
денежные
фонды
фирм
,
организаций
и
других
коммерческих
и
некоммерческих
структур
;
прочие
специальные
денежные
фонды
.
В
общем
виде
выделяют
финансы
:
хозяйственных
субъектов
(
фирм
,
организаций
и
т
.
д
.);
населения
;
государства
.
Финансы
выполняют
ряд
функций
,
основными
из
которых
являются
:
а
)
создание
материальной
основы
существования
самого
государства
.
Привлечение
средств
осуществляется
при
помощи
налогов
,
займов
и
денежной
эмиссии
.
При
особых
обстоятельствах
для
преодоления
кризисных
явлений
го
-
сударство
может
воспользоваться
национальным
богатством
(
например
,
продать
часть
золотого
запаса
,
предметов
искусства
и
др
.);
б
)
распределительная
.
С
помощью
финансов
осуществляется
распределение
и
перераспределение
валового
внутреннего
продукта
и
национального
дохода
между
классамии
социальными
группами
,
между
различными
сферами
общественного
производства
,
отраслями
материальной
и
нематериальной
сферы
;
в
)
регулирующая
.
Эта
функция
проявляется
в
том
,
что
финансы
становятся
важнейшим
инструментом
регулирования
микро
-
и
макроэкономических
пропорций
в
общественном
хозяйстве
.
Финансовая
политика
становится
частью
экономической
политики
государства
;
г
)
контрольная
.
Порядок
образования
,
распределения
ииспользования
денежных
фондов
регламентируется
соответствующими
правилами
и
нормами
,
что
дает
возможность
контролировать
их
движение
.
12.2.
Госбюджет
,
его
структура
и
функции
ГОСБЮДЖЕТ
представляет
собой
централизованный
денежный
фонд
государства
,
образуемый
для
материального
обеспечения
государственных
функций
.
Бюджет
как
сводный
финансовый
план
государства
рассматривается
законодательным
органом
страны
и
после
его
утверждения
принимает
силу
юридического
закона
.
Бюджетное
устройство
,
под
которым
понимаются
организация
и
принципы
построения
бюджетной
системы
,
определяется
государственным
устройством
.
В
унитарном
(
едином
)
государстве
бюджетная
система
состоит
из
двух
звеньев
:
госбюджета
и
бюджетов
местных
органов
власти
.
В
федеративном
государстве
бюджетная
система
включает
еще
одно
промежуточное
звено
-
бюджеты
членов
федерации
.
Госбюджет
как
сводный
финансовый
план
государства
состоит
из
двух
взаимосвязанных
частей
—
доходной
и
расходной
.
В
доходной
части
показываются
источники
поступления
средств
в
бюджет
,
в
расходной
—
направление
их
использования
.
Основными
доходными
статьями
госбюджета
являются
:
акцизы
,
налоги
на
добавленную
стоимость
,
на
прибыль
,
на
недвижимость
,
на
топливо
;
доходы
от
внешнеэкономической
деятельности
;
плата
за
землю
;
доходы
от
размещения
Государственного
займа
и
другие
поступления
.
Рас
-
ходы
бюджета
группируются
в
несколько
крупных
расходных
статей
:
расходы
на
финансирование
общественного
хозяйства
;
финансирование
социально
-
культурных
учреждений
и
мероприятий
;
содержание
органов
государственной
власти
и
управления
;
расходы
на
оборону
;
прочие
расходы
.
Расходы
бюджета
носят
целевой
и
безвозвратный
характер
.
Безвозвратное
предоставление
государственных
средств
из
бюджета
на
целевое
использование
называется
бюджетным
финансированием
.
Совокупность
государственного
бюджета
и
соответствующих
ему
организаций
и
учреждений
составляет
бюджетную
систему
страны
.
Структура
бюджетной
системы
страны
зависит
,
прежде
всего
,
от
ее
государственного
уст
-
ройства
.
Государства
с
унитарным
устройством
имеют
двухуровневую
структуру
-
государственный
и
местные
бюджеты
.
В
федеративных
государствах
она
трехуровневая
:
государственный
,
региональные
(
субъектов
федерации
или
штатов
)
и
местные
бюджеты
.
Следует
заметить
,
что
в
странах
с
развитыми
рыночными
отношениями
размеры
бюджета
стараются
удерживать
в
минимально
-
необходимых
границах
,
позволяющих
государству
решать
те
задачи
,
которые
не
способен
решить
рынок
,
и
не
больше
.
12.3.
Сущность
и
принципы
налогообложения
.
Налоговая
система
НАЛОГИ
—
это
обязательные
сборы
с
юридических
и
физических
лиц
,
проводимые
государством
на
основе
государственного
законодательства
.
Они
выражают
обязанность
юридических
и
физических
лиц
участвовать
в
фор
-
мировании
финансовых
ресурсов
государства
.
Совокупность
налогов
,
методы
и
принципы
их
построения
образуют
НАЛОГОВУЮ
СИСТЕМУ
.
В
основу
построения
налоговой
системы
Республики
Беларусь
положены
принципы
налогообложения
,
выработанные
налоговой
практикой
других
стран
.
К
ним
относятся
:
однократность
обложения
;
оптимальное
сочетание
прямых
и
косвенных
налогов
;
четкая
классификация
налогов
,
взимаемых
на
территории
страны
;
обоснование
и
точное
распределение
налоговых
доходов
между
бюджетами
разных
уровней
;
стабильность
ставок
налога
в
течение
довольно
длительного
периода
и
простота
исчисления
платежа
.
Налоговое
законодательство
Республики
Беларусь
включает
в
себя
:
Налоговый
Кодекс
;
Декреты
,
Указы
и
распоряжения
Президента
РБ
;
Постановления
Правительства
РБ
;
Нормативные
правовые
акты
республиканских
органов
государственного
управления
,
органов
местного
управления
и
самоуправления
.
Законодательные
акты
государства
устанавливают
конкретные
методы
построения
и
взимания
налогов
,
т
.
е
.
определяют
конкретные
элементы
налогов
.
К
последним
относят
:
а
)
субъект
налога
—
это
лицо
,
которое
по
закону
должно
платить
налог
;
б
)
носитель
налога
—
это
лицо
,
которое
фактическиуплачивает
налог
;
в
)
объект
налога
—
это
доход
или
имущество
,
с
которого
начисляется
налог
;
г
)
ставка
налога
—
это
величина
налоговых
начисле
-
ний
на
единицу
объекта
налога
.
Налоги
классифицируют
:
а
)
по
способу
их
взимания
:
прямые
и
косвенные
.
ПРЯМЫЕ
налоги
взимаются
непосредственно
с
дохода
или
имущества
11