ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2019
Просмотров: 4010
Скачиваний: 2
Лекция №1.
Введение в курс «История медицины»
П л а н
1.
История медицины как наука и предмет преподавания.
2.
Цели и задачи предмета история медицины.
3.
Методологические исследования и методы исследования.
4. Медицинская символика различных времен и народов.
5.
Связь предмета история медицины с другими науками.
1.
История медицины как наука и предмет преподавания.
Медицина (в переводе с латинского языка – лечу, исцеляю) – система
научных знаний и практическая деятельность, направленные на сохранение
и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней.
История медицина как наука изучает закономерности становления и
развития медицинских знаний и практических приемов оказания врачебной
помощи на протяжении всей истории развития человечества. Характер и
содержание медицинских представлений, медицинской деятельности на
различных этапах развития медицины определяется господствующим
мировоззрением, состоянием культуры, экономики, естествознания, техники.
Преподавание предмета истории медицины основано на цивилизационном
подходе, который дает возможность выявить воздействие на эволюцию
медицины формирующих центров – «Восток» и «Запад», получить целостное
представление о развитии медицины в России, определить ее место во
всемирной истории медицины и принять ее достижения как часть развития
общества. Врачебная деятельность народов мира проходила на фоне общего
исторического развития общества, формируясь по законам, единым для
всякой науки. Великие открытия в медицине находились в неразрывной
связи с достижениями в философии, естествознании, искусстве и точных
науках.
1. Изучение истории Медицины способствует формированию и развитию
логики врачебного мышления. Это особый образ восприятия, анализа и
обобщения увиденного и услышанного. Врач должен увидеть симптомы:
изменение цвета кожи, мочи, температуры, поведенческие реакции: зрачки и
на основном поставить диагноз – лечение от простого созерцания – к
абстрактному мышлению, к практике.
2. Знание истории медицины дает возможность представить
современную медицину, как итог длительного процесса развития, и что это
развитие продолжается и в настоящее время.
3. Понимание роли личностей в истории медицины. Изучение
медицины является следствием изучения научно-практического наследия
выдающихся деятелей медицины на протяжении ее исторического развития.
2.
Цели и задачи предмета история медицины.
Цели преподавания дисциплины:
1.
Развитие историко-медицинского цивилизационного процесса.
2.
Приобретение основ методов исторического исследования.
3.
Формирование мировоззрения.
4.
Повышение общекультурного потенциала будущих специалистов.
Задачи курса «История медицины»:
1.
Проследить общие закономерности всемирно-исторического процесса
становления и развития врачевания и медицины с древнейших времен до
нашего времени.
2.
Раскрыть достижения каждой эпохи в области медицины в процессе
поступательного развития духовной культуры человечества.
3.
Показать взаимодействие и единство интернациональных факторов в
формировании медицинской науки и практики в различных регионах
земного шара.
4.
Рассмотреть историю врачебной этики в различных странах мира.
В результате изучения дисциплины студент должен знать и уметь:
1.
Условия возникновения медицины.
2.
Главные этапы ее эволюции; тенденции и направления прогресса в
медицине.
3.
Современное состояние и проблемы в медицине в цивилизационном
контексте.
4.
Применять метод исторического познания при изучении медицины.
5.
Находить взаимосвязь развития медицины и естествознания.
Основные методики и приемы изложения и усвоения курса истории
медицины включают в себя:
1. Проблемное изложение теоретического лекционного материала с использо
ванием видеоряда.
2.
Дискуссионное осмысление вопросов семинаров.
3.
Индивидуальные и групповые консультации.
4.
Оперативный контроль и самоконтроль знаний.
5.
Собеседования по темам, вынесенным на самостоятельное изучение.
6.
Написание и защита сообщений, рефератов и курсовых работ.
7.
Выполнение индивидуальных заданий.
8.
Итоговый контроль в форме зачета и экзамена.
Формы обучения:
Формами обучения являются лекции и семинарские занятия, которые по
содержанию соответствуют профилю специальности. В основе лекционного
материала курса лежит идея о том, что история медицины устанавливает
«связь времен», что настоящее медицины совершается на основе ее
прошлого, воздействие которого ощущается постоянно. На семинарских
занятиях более углубленно изучаются отдельные вопросы истории
медицины, определяются сходства и различия уровня развития медицины
различных регионов. Особое внимание мы будем уделять историко-
медицинским проблемам России.
3.
Методологические исследования и методы исследования.
Всякое знание, если оно претендует быть научным, и определяется, как наука
имеет три составляющие: 1/ предмет или объект изучения, 2/ методы
исследования, 3/ теоретические обобщения.
I.
Объект изучения:
а) система научных знаний о строении и функциях человеческого организма
б) совокупность медицинских знаний о здоровье и патологии, т.е. болезни.
в) система медицинских знаний о способах сохранения и укрепления здоровья.
г) совокупность практических приемов, применяемых для диагностики,
предупреждения и лечения заболеваний.
Таким образом, объектом изучения истории медицины является изучение
медицинских знаний и умений в связи с общим историческим процессом
развития общества.
II.
Методы исследования истории медицины.
Важнейшее значение имеет вопрос об источниках изучения истории
медицины. История медицины является частью всемирного исторического
процесса, как и любая другая наука, связана со смежными науками, а потому
использует методы исторической науки. С возникновением письменности
такими источниками являются рукописи, печатные произведения врачей,
общих историков, государственных и военных деятелей, философов, а также
архивные материалы. Для древних периодов, охватывающих тысячелетия
основными источниками изучения являются раскопки, данные археологии и
палеоантропологии, палеопатологии и палеоботаники, палеопсихологии и
этнологии (этнографии).
Палеопатология –
изучает патологические изменения тканей
первобытного человека, точнее, останков его скелета. А также позволила
определить среднюю продолжительность жизни первобытного человека: она не
превышала 30 лет, до 50 и более доживали крайне редко. Палеонтология
развеяла миф о том, что первобытный человек был абсолютно здоров. Болезни
существовали еще в первобытном обществе и в любую эпоху истории
человечества.
Этнология
– изучает врачевание в апополитейных первобытных
обществах и в более поздних синполитейных первобытных обществ.
Археологические находки:
основными источниками и вещественными
доказательствами первобытной истории являются орудия труда, остатки
поселений, в том числе имеющих медицинское , санитарно-гигиеническое
значение, погребения и останки человека, предметы быта, первые
хирургические инструменты.
- Бани (Россия)
- Термы (Древний Рим, Древняя Греция, фригидариум, терпидариум)
- Библиотеки, залы, стадионы
- Водопроводы (Новгород, Рим, Гелиаполис -Турция, Жирона - Испания)
- Медицинский инструментарий
- Протезы зубные – более 4500 лет назад (вблизи мумии Египетского фа
раона Хефреса обнаружен деревянный зубной протез).
Одним из древнейших памятников – базальтовый столб с законами