ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2019
Просмотров: 4003
Скачиваний: 2
клеточного уровня морфофизиологии человека до социально-политических
и правовых норм человеческого общежития. Со второй половины XIX века
медицина в своих теоретических установках рассматривается как ветвь
биологии. Основополагающие понятия медицины – здоровье, норма,
болезнь, этиология и другие пересекаются или стыкуются с целым рядом
понятий биологии, но по своему содержанию не сводятся к ним и не
поглощаются ими. Чтобы понять реальные особенности жизнедеятельности
человека медицина не вправе пренебрегать прописными истинами биологии.
Медицина может разрабатывать методы диагностики и лечения болезней,
основанные на принципах механики (например баллистокардиография ?),
физики (электрокардиография, различные методы физиотерапии) и химии
(клинико-лабораторные анализы). История медицины неразрывно связана с
анатомией, основоположником которой был итальянский ученый и
художник Леонардо да Винчи. С физиологией, которая изучает
жизнедеятельность целого организма, его частей, систем, органов и клеток в
тесной взаимосвязи с окружающей природой. Рождение физиологии как
науки, связывают с именем Уильяма Гарвея. С гистологией (от греческого
histos – ткань, logos – учение) – наука о строении, развитии и
жизнедеятельности тканей живых организмов. Микробиология – наука о
микроорганизмах, их строение и жизнедеятельность, а также изменениях,
вызываемых ими в организмах людей, животных. Психологией и
педагогикой. Связь педагогики с медициной привела к коррекционной
педагогики как к специальной отрасли педагогического знания, предметом
которой является образование детей, имеющих приобретенные или
врожденные отклонения в развитии.
История медицины - единый всемирно-исторический процесс, который
на богатом опыте многовекового развития медицинской практики и науки
предостерегает от необоснованных, поспешных суждений, от поисков
«панацеи» в отдельных, хотя и значительных, открытиях, от преувеличения
значения частных, хотя и важных, методов лечения и диагностики. Знание
истории медицины, предостерегая от ошибок, вооружает в поисках нового, в
успешном продвижении вперед.
ЛЕКЦИЯ № 2 Медицина первобытного общества
1.
Становление человека и человеческого общества, возникновение
медицины.
2.
Врачевание в период расцвета первобытного общества.
3.
Медицина в период разложения первобытного общества.
4.
Медицина – народная, традиционная, научная.
1.
Становление
человека
и
человеческого
общества,
возникновение медицины.
Первобытная эпоха является самой продолжительной в истории
человечества. В эту эпоху происходил процесс формирования человека и
становление человеческого общества. Зарождались нравственные и
этические понятия, примитивные представления об окружающем мире,
накапливался опыт знаний и умений. Самый ранний период развития
человечества был временем становления человека и общества. Самыми
древними людьми были архантропы, появившиеся около 2 миллионов лет
назад. В отличие от австралопитеков они окончательно встали на ноги, имели
свободную конечность и более развитый мозг. Именно в этот период человек
обрел членораздельную речь, примитивное мышление и сознание. Условия
жизни в этот период были чрезвычайно суровыми, что порождало
разнообразные болезни, продолжительность жизни была очень невелика. При
раскопках антропологами были обнаружены костные останки людей живших
в различные периоды, которые несли следы туберкулеза, опухолей, травм,
рахита, сифилиса, наросты на костях и других заболеваний. Отсюда и
короткая продолжительность жизни, в первобытном стаде она не превышала
20 лет, и только один человек из 100, мог дожить до 40 лет. Основными
источниками существования были охота и собирательство съедобных
растений. Большое значение для первобытного общества стало умение
добыть огонь.
Время возникновения медицины нельзя считать окончательно
решенным. Мы не можем сомневаться, что потребность в лечении при
болезнях и травмах у первобытного человека имела место, однако не
существует достаточных оснований думать, что на первых порах
существования первобытного человеческого стада к лечению подходили
сознательно. В помощи нуждались и животные и предлюди (у животных есть
приемы «самопомощи», они зализывают раны, поедают различные травы в
зависимости от заболевания растения, щадят пораненный участок). Такими
же приемами, по-видимому, владели и предлюди, возможно даже в большем
объеме. Пока первобытный человек не отделял помощь при болезнях и
травмах от собственной жизнедеятельности, пока для него важны лишь
собственные ощущения и переживания, на первом месте стоит инстинкт
самосохранения. Но с момента, когда он приходит на помощь другому
человеку, когда помощь при болезни и травмах превращается в средство
сохранения жизни, здоровья других членов общины мы можем говорить о
формировании медицины.
2.
Врачевание в период расцвета первобытного общества.
Первые опыты врачевания основывались на наблюдении и прежде всего, были
связаны с питанием. Люди на протяжении огромного периода питались
преимущественно растениями. Об этом свидетельствует, в частности, останки
неандертальского человека (Неандертальская долина близ Дюссельдорфа).
Его зубы были очень массивными и имели стертые коронки, что
свидетельствовало о растительной пище, а стертость коронок – примесью к
пище золы и земли. Следующая ступень существования человека началась с
употреблением в пищу рыб, раков, ракушек и т.д. Устанавливалась связь
между растениями и их действием на организм: утоляет голод, горькое,
несъедобное, мочегонное, болеутоляющее, слабительное и т. д. Эти сведения
составляли основу первичных врачебных (медицинских) знаний. Очевидно,
растения были первыми лекарственными средствами:
- болеутоляющие (пасленовые)
- раздражающие (полынь)
- наркотические (мак, конопля)
- седативные (валериана).
Эти знания были результатом коллективного опыта большого сообщества
людей во многих поколениях - коллективный опыт общин.
Уменьшая зависимость человека от природы, огонь предоставил возможности
более широкого расселения, способствовал улучшению питания, позволил
отделить жир от мяса, что позволило использовать его в лечебных целях.
Появилась возможность использовать в лечебных целях солнечное тепло и
горячие источники. Изобретение лука и стрелы привело к развитию охоты.
Вместе с охотой развивалась элементарная хирургия – лечение ран,
переломов, вывихов. Накапливается опыт применения лечебных средств
животного происхождения (кровь, печень, сырое мясо). Имеются основания
считать, что неандертальский человек владел техникой вскрытия абсцессов и
других поверхностных нагноительных образований, наложение швов на
рану. С древних времен использовались силы природы (солнце, вода,
растительное масло, нарзан).
Одним из древнейших видов медицинской деятельности была помощь
при родах и уход за детьми, особенно новорожденными, лечение детских
болезней и их предупреждение. Зачатки акушерства и педиатрии раннего
возраста возникли исторически в тесной неразрывной связи. Наибольшее
внимание жизни и здоровью детей уделяли оседлые народы, жившие в
плодородных местностях и занимавшиеся земледелием. Обычай умерщвлять
детей встречался преимущественно у кочевников: охотников, скотоводов.
Восточные славяне, рано перешедшие к оседлому образу жизни, отмечали
заботливое отношение к детям и многодетность.
Толкование причин болезней.
Медицинские знания, полученные от предков, в неолите были еще
весьма ограниченными. Люди понимали свое бессилие перед грозной силой
природы, пытаясь объяснить происходящее вокруг, а также внутри себя
действием фантастических сил. Именно так возникли первые религиозные
представления, отразившиеся на методах врачевания. Вера в присутствие
взаимосвязи между человеком и определенным видом животного или
растения называется
тотемизмом
(от алгонкинского «от-отем» - его род).
Верования в период ранней родовой общины относились, прежде всего, к
зоо-тотемизму, то есть к почитанию животных. Каждый род носил имя
своего тотема. Зверю поклонялись, искали защиты от бед и болезней. (в
Индии – корова, Россия – медведь, Греция – козел).
Неизбежным следствием тотемизма стал
фетишизм
(от португ. fetico –
«амулет, талисман»), выражавшийся в обожествлении неодушевленных
предметов. Проявляясь в почитании привычных бытовых вещей, например
посуды, копье, лук, меч и т.д. Культовые предметы изготавливались
специально, получив распространение в виде амулетов и талисманов из
дерева, камня или человеческих костей.
Более поздним представлением стал
анимизм
(от лат. animus – «душа,
дух»). Одухотворение природы, вера в душу, духов, добрые и злые силы
напрямую связаны с культом умерших предков. Появления обморока,
эпилепсии, галлюцинаций представлялись первобытным людям следствием
деятельности существующего внутри человека двойника – души, которая
может временно покидать тело. Составной частью анимизма является
магия
(от греч magia – колдовство) – вера в возможность человека действовать на
других людей предметы, стихии. Среди многочисленных разновидностей
магии была и
лечебная магия –
врачевание ран и недугов, основанное на