ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2019
Просмотров: 4017
Скачиваний: 2
Решение важнейших задач – повышение качества и культуры
медицинской помощи населению страны, развитие ее специализированных
видов осуществление широких профилактических мероприятий во многом
определяется соблюдением принципов медицинской этики и деонтологии.
Этика – (
от греческого ethika, от ethos – обычай, нрав, характер) – наука об
отношениях между людьми и обязанностях, вытекающих из этих отношений.
Под медицинской этикой понимают совокупность нравственных норм
профессиональной деятельности медицинских работников. Принципы
профессиональной этики, в том числе и этики медицинской, взаимосвязаны с
социально-экономическими условиями так же, как и общие этические нормы.
В каждую историческую эпоху в соответствии с господствующей в данном
обществе классовой моралью принципы медицинской этики имели
характерные особенности – стремление облегчить страдания и помочь
больному человеку.
Деонтология
– (от греческого deon, deon [os] должное, надлежащее + logos
учение) – совокупность этических норм выполнения медработниками своих
профессиональных обязанностей. Термин «деонтология» был введен в обход
этики в начале 19 века английским философом-утилитаристом Бентамом.
Врачу принадлежит ведущая роль в осуществлении деонтологических
принципов. Имеется ввиду поведение врача , его умение вести прием,
тщательность и полнота обследования, убедительность заключения. Поэтому
деонтологических требованием к врачу является его постоянное повышение
своего мастерства. Врачебная профессия немыслима без постоянного
пополнения знаний. Все действия врача, касающиеся распознавания и
лечения, должны быть строго продуманы и научно обоснованы.
Медицинская деонтология –
часть врачебной этики изучает
следующие вопросы:
–
отношения врач-больной,
– отношения врач-родственники больного
– отношения врач-коллектив,
– отношения врача и общества,
– права и обязанности врача,
– ответственность врача перед законом,
– врачебные ошибки и врачебное преступление,
– вопрос о врачебной тайне.
Врач и больной
– ответственность за больного и его здоровье –
главная черта нравственного долга врача. Доверие к врачу одна из гарантий
успешного лечения. Деонтология медицинская требует, чтобы лечащий врач
в процессе наблюдения поддерживал моральное состояние больного, в то же
время неосторожное слово врача, его равнодушие или безответственное
отношение к больному может оказаться этиологическим фактором
ятрогенного заболевания. При всем разнообразии подходов сотрудничество
врача и больного состоит из четырех главных компонентов: поддержки,
понимания, уважения, сочувствия.
Врач и родственники больного
– вопрос о взаимоотношениях врача и
родственников больного один из наименее разработанных и наиболее
трудных разделов медицинской деонтологии. От родственников врач узнает
об условиях и особенностях развития больного, о его поведении, а в случаях
болезни – о ее проявлениях, о предполагаемых причинах. В задачу врача
входит оказывать психологическое воздействие на родственников, когда
вмешательство последних может неблагоприятно влиять на состояние
больного. Родственникам врач дает советы, делает назначения лечебного и
профилактического характера.
Врач и коллектив –
в создании оптимальной обстановки в лечебном
учреждении, высокой служебной и профессиональной дисциплины врачу
помогают медсестры. Немаловажную роль играют и санитарки. Отношения
между врачами, сестрами и младшим медперсоналом должны быть
безукоризненными и основываться на абсолютном взаимном доверии.
Непозволительно к сестрам обращаться на «ты» и делать им замечания в
присутствии больного. Недружелюбие и заносчивость руководителя,
угодливость подчиненных исключают возможность исправления ошибок и
прогресса в работе. В связи с развитием здравоохранения возникает ряд
новых вопросов, связанных с соблюдением
врачебной тайны.
Вследствие
увеличения числа лиц имеющих доступ к информации о больном (врачи
различных специальностей, регистратор, статистик, другой медперсонал и
др.) эта проблема выходит за рамки только врачебной. Кроме того,
возросшая образованность пациентов обуславливает их повышенный интерес
к диагнозам, прогнозу болезни. Необходимо учитывать оба обстоятельства,
ибо врачебная тайна предполагает неразглашение сведений о болезни не
только окружающим, но и самому больному. Врач и средний медперсонал,
которые имеют возможность знакомиться медицинской документацией
должны сохранять в тайне не только сообщенные больным сведения, но и
сам факт перенесенного больным заболевания. Нельзя упоминать фамилии
больного в научных трудах и в докладах, а также демонстрировать
фотографию больного, не маскируя его лицо. Надо беречь пациента от тех
сведений, которые могут нанести вред его психике и способностью бороться
с болезнью. Несоблюдение врачебной тайны медработником влечет за собой
меры общественного воздействия, а в особых случаях и привлечение к
уголовной ответственности. К этическим вопросам относятся также
врачебные ошибки
. Под врачебными ошибками обычно понимают
последствия добросовестного заблуждения врача без элементов халатности,
небрежности и профессионального невежества. Многие из них вязаны с
недостаточным уровнем знаний и малым опытом врача, несовершенства
методов исследования, аппаратуры и т.д. Врачебные ошибки, в том числе и
такие которые приводят к летальному исходу, предаются гласности в системе
органов здравоохранения. Такие ошибки обсуждаются на врачебных
конференциях, заседаниях научного общества врачей, лекциях в
медицинских институтах и академиях.
Для описания различных типов взаимоотношения между медицинскими
работниками и пациентами американский философ Роберт Витч выделил
четыре базовые модели: инженерную, пасторскую (патерналистическую),
коллегиальную контрактную (договорную).
1.
«Инженерная модель»
- врач относится к пациенту как к
«безличностному механизму». Задача врачевания сводится к исправлению
«поломки» механизма. Смысл врачевания сводится к манипулированию с
телом человека. Инженерная модель строится на представлении о
медицинской деятельности как о сфере прикладного применения
объективного научного знания о природных механизмах жизнедеятельности
человеческого организма. Объективное знание определяет выбор метода
лечения.
2.
«Патерналистская модель»
- отношения между врачом и пациентом
напоминают отеческое отношение родителя к ребенку или священника к
прихожанину. Оно мотивировано стремлением помочь страдающему
человеку
и
избежать
нанесения
ему
вреда. Его
моральными
характеристиками
можно
полагать
любовь
к
ближнему,
благотворительность, милосердие и справедливость.
3.
«Коллегиальная модель»
- больной в рамках этой модели предстает
как равноправный в своем взаимодействии с врачом. Для того чтобы играть
свою роль, пациент должен получить от врача достаточное количество
правдивой информации о своем состоянии здоровья, вариантах лечения,
прогнозе развития заболевания и возможных осложнениях. Пациент
становиться в состоянии, принимать участие в выработке конкретных
решений, касающихся своего лечения, по сути дела действуя, как коллега
лечащего врача.
4.
«Контрактная модель»
- пациент добровольно устанавливает
отношения с врачом на тех условиях, которые считает для себя выгодными и
возможными. Если условия не соблюдаются то пациент вправе считать для
себя договор недействительным, лишить врача тех полномочий, которые
последний получил в силу договора, и потребовать компенсации.
5.
«Модель информированного согласия»
- любое медицинское
вмешательство ( в том числе и привлечение человека в качестве испытуемого
в биомедицинском исследовании) должно как обязательное условие
включать специальную процедуру получения добровольного согласия
пациента или испытуемого на основе адекватного информирования о целях
предполагаемого вмешательства, его продолжительности, ожидаемых
положительных последствиях для пациента или испытуемого, возможных
неприятных ощущениях ( тошнота, рвота, боль, зуд т.д.), риске для жизни,
физического
или
социопсихологического
благополучия.
Выбор
альтернативного метода лечения.
Рассмотренные модели можно классифицировать как монологичные или
диалогичными.
«Монологичная модель»
- общение между врачом и пациентом
выстраивается как монолог знающего специалиста с невежественным
слушателем.
«Диалогичная модель»
- при которой взаимодействие врача и пациента
разворачивается как диалог равноправных партнеров, обсуждающих общую
проблему с разных сторон и как бы дополняющих познания друг друга.
1.
Изучение вопросов медицинской этики в Российских медицинских
факультетах ( XIX в.).
Развитие медицинской этики в России прошло тот же путь, что и в
других государствах. «Изборник Святослава» (11 век) содержит указание,
что монастыри должны давать приют не только богатым, но и бедным
больным безвозмездно. Свод юридических норм Киевской Руси «Русская