Файл: История Беларусик.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2019

Просмотров: 7541

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ НА ТЭРЫТОРЫІ БЕЛАРУСИ. ФОРМИРОВАНИЕ 
БЕЛАРУСКОГО ЭТНОСУ. СТАНОВЛЕНИЕ 1 РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ 
ОТНОШЕНИЙ (от древних времен - к второй половине XIII ст.) 
 
 
ГЛАВА 1. ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ 
 
§ 1. Заселение беларуских зямель. Формирование этнических супольнасцей 
В чем дело "этнос", какие его более важные признаки? Как происходил процесс 
формирования беларуского этносу? 
Этнос, этническое сообщество (от грэч. еіішоз - народ) - устойчивое сообщество людей, 
которая сложилась исторически на определенной территории, мои общий язык, культуру, 
быт, психологические черты и самосознание. Основные исторические формы этносу - род, 
племя, народ-насть, нация - характеризуются и определенными социально-экономичными 
особенностями. Главные признаки этносу - язык, самосознание, культура, быт, психика и 
др. - изменяются с течением времени не да существенно, как социально-экономичные 
отношения, которые соответствуют пэўнай исторической степени развития. На понятия 
"этнос" основывается значительная часть этнографической и другой ученой терминологии 
- этногенез, этноним и др. 
Одной из главных признаков этносу является этническая территория - территория 
компактного расселения определенного народа. Этническая территория - это не только 
сфера проживания, но и жизненная основа, что обусловливает специфику хозяйственных 
занятий и производственной куль-туры, живить конкретными образами духовные клады 
народа, его язык и фольклор. Язык народа является специфичным средством за-сокрытия 
и передачи его социального опыта, культурных традыцын. Через язык реализуется 
преемственность разных поколений и исторических эпох. 
Псторыя формирования беларуского этносу изучается на падста-ве сведений из разных 
наук - лингвистики, археологии, этнографии, антралалогіі, топонимики и др. 
Исследование проблемы этногенеза бело-русов появилась итогом использования 
специфичных источников, про-ведения сложных и длинных поисков, сравнения выводов 
разных наук. 
Беларусь не является прародиной человечества. Человек вылу-чыўся из животного мира 
примерно 2,6 млн годов потому. Это произошло в Африке. Мог существовать и азиатский 
центр происхождения най-древних людей. Примерно миллион годов назад люди заселили 
Средиземноморье, а затем Кавказ и юг Украины. Наиболее про-тянущийся этап 
становления и развития человека - палеолит (древний каменный век) продолжался свыше 
2 млн годов. В нижнем и среднем палеолите жили архантрапы (піцекантрапы) и 
палеаантрапы (неандэр-тальке). К началу верхнего палеолита (примерно 40 - 35 тыс. гг. 
назад) сформировался человек современного физического типа. Людей этого времени 
называют неаантрапамі или краманьѐнцамі (по названию пещеры Кро-Маньѐн в 
Франции). 
Этническую историю Беларуси условно можно разделить на два периоды. Перши -
доиндоевропейский период. Его хронологические рамки: 40 тыс. годов к н.э. -3-2 тыс. 
годов к н.э. Даіндаеўралейскі период характеризуется господством таких форм хозяйства, 
как охота, рыболовство, собирательство. Он совпадает из каменным веком, когда 
произошло заселение человекам территории современной Беларуси. 
В ученой литературы имеется несколько точек зрения насчет времени появления на 
современной беларуской территории первых людей. Одни исследователи считают, что это 
произошло 100 тыс. гадо^-потому (средний палеолит\ когда на беларуские земли пришел 
неая-дэрталец, творец мустьерской стадии палеолита, и тут продолжался процесс 
антропогенеза, формирования самого человека. Примерно 


background image

в концы среднего палеолита в основном завершилось формирование человека 
современного физического типа - неаантрапа (краманьѐнца). Вторые считают, что первые 
люди на беларуских землях появились 40 тыс. годов потому, в верхнем палеолите, во 
время существования человека разумного (Ното заріепз), когда процесс антропогенеза 
уже завершился. Почему возникла ученая полемика? 
В 1926 г. беларуский археолог К.М.Палікарповіч нашел две первые и пока единственные 
на Беларуси палеалітычныя стоянки чало-крышка - одну около в.Бердыж (Чачэрскі р-н 
Гомельской обл.), вторую - на Припяти, недалеко от Мозыря, около в.Юравічы. При 
раскопках Бердыжскай стоянки выяснилась, что культурный слой верхнего палеолита 
метрам повыше был перекрытый слоем из крэменем более архаичного вида (последний, 
возможно, был смытый и перенесенный водами из соседней более древней стоянки). 
Средь находок этого ста-ражытнага слоя Палікарповіч выделил несколько скребков, 
типичных инструментов мустьерской стадии палеолита. Кроме того, около Быхова, в 
районе Свяцілавіч и других местах Беларуси были найденный изделия из крэменю - 
скребки, которые имели мустьерский вид. Все это разрешило Палікарповічу сделать 
вывод о появлении людей на территории Беларуси в среднем палеолите (100 - 40 тыс. гг. 
потому назад). 
Однако в 60 - 90-я годы ученые-археологи (У.Д.Будзько, А.Г.Калечыц и др.) пересмотрели 
материалы по палеолита Беларуси 1 не помирились из выводами К.М.Палікарповіча. В 
шеренги работ они пришли к выводу, что находки Бердыжскай стоянки не выходят за 
рамки верхнепалеолитической культуры, потому утверждать о возможности появления 
людей на беларуских землях в среднем палеолите можно только в гипотетическом плане. 
Вместе из тем и в Бердыжы и в Юравічах найденный тьшовыя инструменты и останки 
фауны верхнего палеолита. Сегодня мы имеем несколько абса-лютных дат палеалітычных 
памятников Беларуси, получившихся методами радыекарбоннага датирования. Материалы 
из Бердыжа дали две даты - 23 и 15 тыс. годов потому. Юравіцкая стоянка дотируется 26 
тыс. годов потому. Это пока что самые ранние даты, связанные с появлением человека на 
территории Беларуси. Яны не выходят за рамки верхнего палеолита, и из их надо сегодня 
начинать историю Беларуси. 
Население в палеолите было немногим. На каждой стоянке жило в среднем па 25 человек. 
На известные нам Бердыжскую и Юравіцкую стоянки приходилась 50 жителей. Но мы не 
знаем точно, сколько было таких стоянок. Пожалуй, немного. Як считать беларуский 
историк и археолог Э.М.Загарульскі, количество верхнепалеолитического населения не 
превышала сотни человек (За-горульскіій Э.М. Начало формнровання населення 
Белорусснн. Мн., 1996. С.43). 
Условия для жизни людей были тяжелые. На полночи Беларуси ста-яв ледник, климат был 
холодный (арктический), растительность - бедная, 
характерная для арктической тундры. Чтобы выжить в надзвьгчай суровых условиях 
прыледніковай зоны, древний человек вынужденный был научиться добывать огонь, 
строить примитивное жилье, обладать способами охоты на крупных животных. Тогда на 
территории Беларуси водились мамонты, олени, дикие лошади, носороги, быки, зубры. 
Водоемы были царствам вадаплаваючых птиц. 
Раскопки Бердыжскай и Юравіцкай стоянок показали, что уже тогда существовала 
раннерадавая община. Потребление было коллективным. Осуществлялось уравнительное 
распределение продуктов охоты 1 рыболовство между членами общины. Несколько 
общин объединялись в род. В его состав входили все родственники по матери. Такой род 
назывался материнским. Род был собственникам определенной территории, вел общее 
хозяйство, имел общее имущество 
Примерно 16 тыс. годов потому произошло сильное похолодание, и человек на длинное 
время оставил территорию Беларуси. Приблизительно 10 - 8 тыс. годов к н.э. окончился 
ледниковый период. По мере таяння и отступления ледника климат делался все более 
теплым. Территория Беларуси покрывалась лесом. Переходящий из места на место, 


background image

человек постепенно двигался на полночь. Был изобретенный лук, который изменил 
характер охоты. Началось интенсивное освоение новых тэрыто-рой. Эту эпоху называют 
мезолитом (средний каменный, век, 8 -5 тыс. гг. к н.э.). 
В мезолите произошло полное заселение человекам тэрытррыі Беларуси. Один с путей 
заселения шел из юго-востока, из Русской равнины. Патомкі верхнепалеолитического 
населения заняли в основном Восточную Беларусь - Верхнее Поднепровье. Второй паток 
шел из юга по Днепру, его основное население расселилось в Средней Беларуси и 
Восточном Полесье, а часть достигла южных районов Западо-Дзвінскага бассейна и 
Панямоння. Третья миграционная волна распространилась на юго-западные районы 
Беларуси и была связана из движением населения из Южной Польши. 1 наконец, 
четвертая группа плямѐн пришла из Западной Европы через Польшу и расселилась в 
Западной Беларуси и соседней Литве. 
Как видимо, заселение территории Беларуси в мезолите осуществлялась из разных мест и 
разными группами населения, которые относились к разным этносам. Расселившись 
компактными группами, они образовали по меньшей мере четыре культурно-
исторические области. В этнических отношениях Беларусь тогда не представляло 
единство. 
На Беларуси конечно 120 мезолитических стоянок, в том числе на Полесья - 61. Общее 
количество населения складывала примерно 4,5-6 тыс. человек. Основные инструменты 
работы изготавливались из крэ-меню, дерево или кости. Для жизни и быта людей была 
характерна рядовая организация. Рядовые общины объединялись в племена. 
Соплеменники имели похожие друг к другу приемы обработки материалов, формы 
инструментов, типы построений, одежда, уставы. Потому на территории одного племені 
археологи находят одинаковые вещи, которые отображают культурное сообщество людей 
этого племені. Такую общность материальной культуры называют археологической 
культурой. 
В мезолите в долинах крупных рек Беларуси жило уже первое взрослое (автохтонное) 
население. Бывшая относительная изолированность плямѐн все почаще нарушалась. 
Появились и более сложные инструменты работы: кремниевые пластины, топоры, цѐслы, 
резцы, скребки, скобели. Помощникам человека на охоты стала собака. В хозяйстве 
значительное место занимало рыболовство. 
Каменный век завершился эпохой неолита (новый каменный век, 4-3 тыс. гг. к н.э.). 
Климат стал еще более теплым. Необъятные 
леса, щелоки, болота были приютам для разных видов животного и пту-шак. На охоты 
кроме лука стали применять ловчие ямы и ловушки. Разнообразными были способы ловли 
рыбы. Изобретательство сетей сделало рыболовство надежным источником обеспечения 
людей питанием, что привело к росту населения. По-прежнему большое место занимало 
собирательство. 
Много неолитических рядовых общин жило по обеим сторонам Днепра. В бассейне 
Припяти довольно плотно было заселена ее верховье и соседние озера, берега Стыры, 
Горыни, Ясельды, районы Наровли и Мозыря. На территории современной Беларуси 
выявлена более чем 500 поселений эпохи неолита, общее количество населения - 27 - 36 
тыс. человек. Поблизости жилья изготавливались кремниевые инструменты. Меловой крэ-
мень добывали у берегов Сожа, Беседи, Немана, Ясельды. Потому и закладывались 
шахты, что подтверждается их останками, выявленными поблизости пояс. Краснасельскі 
Волковысского района. 
В эпоху неолита появилась глиняная посуда, преимущественно вастрадонны, сделанный в 
технике ручной лепки, из оригинальными орнаментами и их размещением. По типам 
посуды и орнаментах археологи определяют отдельные неолитические культуры: 
неманскую, гребенчато-накольчатой керамики (днепро-донецкую), из типичной ямачна-
гребенчатой керамикой, верхнеднепровскую и дзяснінскую. Появилась также про-дзенне 
и ткачество, значительные успехи достигнутый в обработке дерева. По-стаянна 


background image

совершенствовались инструменты работы: топор, тесла, долото. 3 эпохи неолита дошли к 
нам некоторые художественные изделия: голова утки из кости, деревянная голова 
человека, сделанная из кости образ гадюки из головкой и оригинально переданной кожей 
и др. 
Определить этническую принадлежность древнего населения на территории Беларуси в 
палеолите, мезолите и в течение большей части неолита нет возможности. Языки этого 
населения невя-домы. Следы их не найденный. Вместе из тем даныя археологии и 
исторического языковедения, в конфиденциальности гидронимии (древних названий рек, 
озер), дают возможность определить этническую прына-лежнасць некоторых групп 
местного населения в концы каменного века. Примерно в III тысячелетия к н.э. в 
Подвинье и Поднепровье появилась финно-угорскае население, а на-крайним южным 
заха-где Папрыпяцця - небольшие группы индоевропейского населения. Начался 
постепенный переход к производственному хозяйству - земледелие и животноводства. 
Этот большой в истории человечества хозяйственный переворот получил название 
неолитической ревалюцыі. 
Второй, индоевропейский период этнической истории Беларуси начался в бронзового века 
из времени расселения на ее территории индоевропейских плямѐн (3-2 тыс. гг. к н.э. - к 
нашему времени). 
Примерно 3-2 тыс. годов к н.э. произошел демографический взрыв. На огромных 
просторах Европы - от Рейна на западе к верхней и средней Волге на востоке, от 
Причерноморья на юга к Скандинавии на полночи - расселились племена животноводов-
странников - племена индоевропейской языковой группы. 
Вопрос про происхождение индоевропейцев, причины, время и пути их большой 
миграции разно освещаются в ученой литературы. Большинство ученых исходить из 
мнения, что все народы индоевропейской семьи имеют в своей основе один народ, яки 
принята называть праіндаеўрапейцамі, а территорию, на какой они жили к миграции, - их 
прародиной. Не только праіндаеўрапейцы, но и многие когда-то могучие этносы, такие 
как хеты, кельты, скифы и другие, навсегда исчезли из исторической карты планеты. 
Существует несколько концепций прародины индоевропейцев. В прошедшем столетии 
господствовала концепция европейской прародины (Северная Германия и Южная 
Скандинавия), сформированная и обоснованная немецкими учеными под влиянием их 
пангерманскіх настроений. В более позднее время эта концепция получила расистскую 
окраску и была взята на вооружение фашистскими заправіламі Германии. Единственными 
настоящими патомкамі праіндаеўрапейцаў, без никаких прымесяў, "чистыми" арийцами 
(ариями называла себя в древности одна из восточных индоевропейских группировок) 
были объявленный германские народы. 
Однако эта концепция не давала ответов на многие вопросы. Лингвистические материалы 
показывали, что индоевропейцы из давних времен были животноводами и эту форму 
хозяйства разнесли по всему 
миру вместе со своей миграцией. В то же время археологические матэры-ялы 
свидетельствовали, что в Северной Европе животноводство распространилось позже, чем, 
например, на Балканах, что в Еўро-пе население двигалось из юга на полночь, а не 
напротив. 
Потому в концы XIX - начала XX ст. широкое распространение получило балканская 
концепция, Яна в многом давала ответы на те вопросы, на которые не отвечала концепция 
североевропейской локализации праіндаеўрапейцаў. Были предложенный и другие идеи, 
которые рассматривали в качества прародины индоевропейцев южные степи Восточной 
Европы и значительные районы Сибири, что противоречить прыня-тем в науке 
воображениям о том, что начальная область прародины этносов не должна быть большой 
(Загорульскый Э.М. Начало формнровання населення Белорусснн. С.22 - 23). 
В 70 - начала 80-х годов советскими учеными, специалистами по древним 
индоевропейским языкам В.Ивановым и Т.Гамкрэлідзе про-панавана концепция 


background image

пярэднеазіяцкай прародины праіндаеўрапейцаў. Было выяснена, что праіндаеўрапейцы 
жили на юга, средь гор. Яны знали горные ледники, скорые горные речки и горную 
растительность. Средь известных им зверей были лев и слон. Соседями 
праіндаеўрапейцаў были семитские племена и картвельские народы (предки грузин). Этим 
самым выключается як североевропейская, да и балканская зона. Прародина 
праіндаеўрапейцаў находилась в Передней Азии. Канн-цэпцыя пярэднеазіяцкай 
прародины праіндаеўралейцаў является наиболее обоснованной итогами исследований 
смежных наук (археологии, этнографии, топонимики и др.). Она изобилует сторонников 
средь специалистов разных ветвей знаний. 
В связи из перенаселенностью праіндаеўрапейскімі племенами их прародины, бурным 
развитием животноводства и земледелие, паляп-шэннем условий жизни людей, 
сокращением детской смертности, увеличением продолжительности жизни, плотности и 
количества населения, необходимостью освоения новых территорий для аднача-совага 
увеличения поголовья животного примерно 4-3 тыс. годов к н.э. началась большая 
миграция праіндаеўрапейскіх плямѐн на утюг-торах Азии и Европы. Миграция заняла 
несколько тысяч годов, и за это время изменились многие поколения людей. 
3 территории прародины праіндаеўрапейцы мигрировали на запад, восток и полночь. На 
западе они прошли Малую Азию, вышли к Эгейскому морю, заселили Балканы. Одна 
часть из их обогнуло Черное море, прошла через территорию современных Болгарии, 
Румынии, Молдавии, освоила Правобережную Украину, создав там трыпольскую куль-
туру. Это - одна с древних индоевропейских миграционных волн. 
Была попытка пройти Кавказ, где выявленный интересные культуры индоевропейцев. 
Мировой известностью пользуется Майкопскі курган (3 тыс. гг. к н.э.), где найденный 
изделия из золота и серебра. Позже, в бронзового века, произошло проникновение 
индоевропейцев на Кавказ (трыалецкая культура). 
Часть праіндаеўрапейцаў двигалась на восток через Иранской плас-кагор'е, одни вышли 
на территорию современного Китая, вторые - на Індастанскі полуостров и стали известные 
как арии. Отдельная группа индоевропейцев от Ирана оборотила на полночь в Среднюю 
Азию. Она прошла между Каспийским и Аральским мечтами, очутилась в приволжских 
степях и продолжала свое движение на запад к Днепру, в Северное Причерноморье 
(старажытнаямная культура). Этот ма-гутны миграционный паток пруд источником 
расселения индоевропейцев в Европе, в том числе и на Беларуси. 
При встрече из местным населением индоевропейцы, которые находились на более 
высокой степени социально-экономичного развития (господствовали животноводство и 
земледелие, использовался металл, в то время как местное население занималось охотой, 
рыболовством и собирательством), побеждали его и ассимилировали. Вы-ключэннем 
было население Индии и Китая. Индоевропейцы являлись изобретателями колеса и 
тележного транспорту, нужда в котором была продиктована миграцией, их подвижным 
образам жизни. Колесо колесниц делали тогда из куска дерева твердой породы, пазов-ней 
- из металла. Новым явлением стали похороны в курганах, что было связана из приходом 
в Европу животноводов и земледельцев. Индоевропейцы принесли и более высокую 
форму общественной организации - патриархат. 
Пастулова в итога миграции и смешивания из коренным населением, а также под 
воздействием разных географических условий индоевропейцы теряли свое единство и 
даже сходство и превращались в мозаику народов, их культур и молви. Некоторые 
исследователи насчитывают около 40 народов, которые появились итогом змя-шэння^ 
праіндаеўрапейцаў из местным населением. К індаеўра-пейцаў относятся народы, которые 
говорят теперь на славянских, германских, балтских, італійскіх (романских), кельтских, 
індаіранскіх, греческой, армянской и албанской языках, причем славяне, балты и 
германцы являются наиболее близкими между собой. Возможно, они развились от 
единственного предка - северной группы индоевропейцев.