ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2019
Просмотров: 4031
Скачиваний: 2
имелись помещения для лечения больных, в том числе и стационарного.
Жрецы строго следили за чистотой святилища и его посетителей. Безнадежно
больным и роженицам входить на его территорию строго воспрещалось.
Лечение обычно сопровождалось использованием приемов специально
разработанной системы внушения (священный сон). Главными средствами
врачевания в храмах были различные формы водолечения, массаж,
гимнастика, реже оказывалась хирургическая помощь.
При раскопках
обнаружены остатки хирургического и другого медицинского
инструментария: ножи, ланцеты, иглы, пинцеты, крючки для ран, костные
шприцы, зубные щипцы, долота, шпатели, зонды и пр.
В уплату за услуги больные приносили изображения исцеленных
частей своего тела сделанные из мрамора, серебра, золота. Кроме
асклепейонов, имелись
ятрейи
– лечебницы на дому у практиковавших
врачей. Большое внимание уделялось в Древней Греции личной гигиене. В
городах Древней Греции санитарное устройство стояло на высоком уровне.
О развитии гигиены в античном мире свидетельствует трактат
основоположника научной медицины Гиппократа « О воздухах, водах и
местностях». В Древней Греции держалась специальная «санитарная
полиция», которая наблюдала за строительством домов, продажей пищевых
продуктов и напитков. Для борьбы с заразными болезнями применялось
окуривание серой жилых и общественных помещений, для удаления жидких
нечистот и стоков была устроена канализация. Элементы медицины
преподавались и в палестрах, где наряду с элементарными предметами
учителя занимались хирургией (лечили раны, вывихи, переломы). Также шло
обучение в семейных школах. Каждая, из которых, имела свои лекарства и
врачебные приемы, которые передавались от отца к сыну. Опытный врач
брал за плату 2-3 учеников. Появляются врачи-профессионалы, они были
универсалами, т.е. лечили все болезни.
в) классический период (V – IV вв. до н.э.)
Под влиянием передовых философских учений древних греков —
стихийного материализма и наивной диалектики — передовые врачи
Древней Греции эпохи ее расцвета дали новые решения многих вопросов
медицины: о материальных причинах болезней, о связи их с внешней средой,
о болезни как изменяющемся явлении, проходящем в своем течении
определенные стадии, о необходимости наблюдения за ходом болезни и т. п.
Эти новые подходы к болезни и ее лечению способствовали расширению и
углублению медицинских знаний. Самым видным врачом Древней Греции
был Гиппократ.
В 5-6 веках до н.э. возникли первые светские медицинские школы
Кротонская, Книдская, Косская.
Кротонская медицинская школа
достигла своего расцвета
VI век до н.э. Ее
основные достижения можно сформулировать следующими тезисами: 1.
организм есть единство противоположностей, 2. здоровый организм есть
результат
равновесия
противоположных
сил,
3.
противоположное
излечивается противоположным. Выдающимся представителем кротонской
школы был философ и врач Алкмеон из Кротона. Он открыл перекрест
зрительных нервов и слуховой канал.
Книдская школа - одна из главных школ частной патологи.
Главное - диагностика - основоположника диагностики. На основе
подробной диагностики разработали частную патологию, и разнообразную
терапию: лекарственная терапия, диета, почечные абсцессы, удаляли почки,
трепанация ребра при выпотном плеврите.
Косская школа (584 г. до н.э.) (У - 1У вв. до н.э.). - Гиппократ Великий П.
Основа клинической медицины. Важно не название болезни, а общее
состояние больного и определение прогноза. Лечение острых лихорадочных,
местных болезней и их связи с окружающей средой (эпидемии), о водах,
воздухе и местности.
Подготовка врачей проводилась так же при лечебницах. В городах
общинах (полисах) устраивались гражданские больницы. В эти больницы
врачи назначались официально. Их труд оплачивался полисом (общиной),
общественные врачи избирались народным собранием. Правда, избрание было
возможным только, если врач сдавал экзамен. За особые заслуги врачи
награждались золотым венком. Высшим признанием было получение права
гражданства.
Наряду с общественными врачами были такие как странствующие
врачи - периодевты. Они останавливались в населенных пунктах, жили,
работали, пока в них была потребность. Потом переезжали на новое место.
Второй легендарной личностью был Гиппократ. Объяснение болезни
искал в материальных факторах, ее обуславливающих, и в изменениях этих
факторов. Гиппократ понимал болезнь как общий процесс всего организма.
Наследие Гиппократа широко и многообразно. Попробуем обобщить и
выделить главные положения:
1/ Гиппократ систематизировал и обобщил передовые медицинские взгляды
своей эпохи.
2/ Гиппократ утверждал материалистический взгляд на сущность болезни.
«Болезнь имеет естественные причины» - писал Гиппократ. Эти причины
имеют двоякое происхождение. 1)лежит в окружающей среде. 2) образе
жизни человека. Поэтому он рекомендовал врачам тщательно изучать; а/
условия жизни человека, местность, климат, а также б/ наследственность,
условия труда.
3/ Гиппократ понимал болезнь, как заболевание целостного организма. А
поэтому лечить нужно не отдельный орган, а организм в целом.
4/ Гиппократ заложил основы понятий 4-х темпераментов человека, каждый
темперамент он связывал с преобладанием одного из соков организма желтая
желчь - холера, кровь - сангвиник, слизь - флегматик, черная желчь -
меланхолик. 5/ Гиппократ разработал и предложил ряд способов и методов
диагностики и лечения ряда заболеваний.
Гиппократ большое значение лекарствоведение:
«Все обладающие известной силой вещества могут быть лекарственными»
-лечение травами, сохранением их свойств. Требовал условия для хранения
трав, использовал в лечении пион, мяту, василек, шалфей, дуб, ирис, укроп.
Сам приготавливал лекарства, обращал внимание на дозировку. Из сборника
мы знаем , что древнегреческие врачи изготовляли как простые так и сложные
лекарства. Врачи Греции применяли твердые, жидкие, мягкие и газообразные
лекарственные формы.
Имя врача и педагога Гиппократа в сознании многих людей
связывается со знаменитой клятвой, символизирующей врачебную этику.
Клятва Гиппократа отличается стремлением утвердить высокие моральные
нормы профессии. «Гиппократов сборник »посвящен не только частным
вопросам медицинской практики, но и проблемам общемедицинского
характера, относящимся к гуманистическим и моральным аспектам
врачебной деятельности, нормам поведения врачей, взаимоотношения их с
больными. Непосредственное отношение к проблемам медицинской этики
имеют пять разделы сборника «Клятва», «Закон», «О враче», «О
благоприятном поведении», «Наставления». Вместе другими работами
Сборника они дают цельное представление об обучении, о моральном
воспитании врачевателей и тех требованиях, которые предъявлялись к ним в
обществе. В процессе обучения будущий врачеватель должен воспитывать в
себе и постоянно совершенствовать «презрение к деньгам, скромность,
решительность, опрятность, знание всего того, что полезно и необходимо для
жизни, отвращение к пороку….». Врачеватель должен научиться держать в
памяти лекарства, способы их составления и правильного применения, не
теряться у постели больного, часто посещать больного, тщательно наблюдать
больного. Врачуя больного, необходимо помнить о первейшей заповеди:
«прежде всего не вредить». Обязанности врача по отношению к больному
Гиппократ сформулировал в знаменитой «Клятве». «Клятва» занимает
особое место в «Гиппократовом сборнике». Возникновение клятвы
значительно древнее времени жизни Гиппократа: согласно преданию клятва
восходит к прямым потомкам Асклепия. Она переходила в устном виде, как
семейная традиция из рода в род. Клятва Гиппократа содержит обязательства
молодого врача в отношении учителя-мастера и его потомства, запрещает
сообщение медицинских знаний людям, не принадлежащим к врачебному
сословию, сохранение врачебной тайны, запрещает действия, которые могут
причинить моральный или физический ущерб больному и его окружению. В
представлении Гиппократа идеалом врача является врач-мудрец: «Все, что
ищется в мудрости, все это есть и в медицине…». Нормы и правила
врачебной этики в Древней Греции исполнялись неукоснительно и были
неписанными законами общества, ибо как говорится в «Наставлениях», «где
любовь к людям, там и любовь к своему искусству». Античная Греция
явилась основой последующих обязательств, принимавшихся врачами
многих стран.
г) эллинистический период (30-е г. IV – 30 г. н. э.)
Заключительный период истории Древней Греции носит название
периода эллинизма (IV—I века до н. э.). После завоевательных походов
Александра Македонского (IV век до н. э.) влияние Греции распространилось
на Египет, Переднюю и Среднюю Азию.
Крупнейшим среди эллинистических центров была Александрия.
Правители Александрии — Птоломеи в связи с экономическими и военными
запросами государства покровительствовали развитию разнообразных
областей знания. Значительное развитие получила в Александрии также
медицина, главным образом анатомия и хирургия. Александрийские врачи
Герофил и Эразистрат наряду с лечебной практикой занимались
запрещавшимися прежде вскрытиями трупов и даже вивисекциями. Врачи
александрийской школы своими исследованиями способствовали
накоплению знаний по анатомии и физиологии. Особенно большой след
оставили исследования названных медиков в области изучения нервной и
сердечно-сосудистой систем. Слабой, отрицательной стороной