ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2019
Просмотров: 7756
Скачиваний: 41
ПРЕДИСЛОВИЕ
Развитие
человеческого
потенциала
,
как
необходимое
условие
прогресса
современного
общества
,
декларируемое
на
самом
высоком
уровне
власти
в
качестве
абсолютного
национального
приоритета
России
на
ближайшее
десятилетие
,
предполагает
,
в
первую
очередь
,
обеспечение
возможностей
развития
и
удовлетворения
всего
ком
-
плекса
потребностей
и
интересов
людей
.
Высокий
уровень
и
качест
-
во
жизни
,
гарантированные
образование
и
занятость
,
правовая
и
личная
безопасность
,
социальная
защищенность
обусловливают
наращивание
человеческого
капитала
.
Однако
важнейшим
фактором
,
детерминирующим
достижение
заявленных
стратегических
целей
,
является
здоровье
населения
.
Именно
комплексные
продуманные
действия
на
всех
уровнях
управления
,
ориентированные
на
сохране
-
ние
и
укрепление
индивидуального
,
и
следовательно
,
общественного
здоровья
на
основе
формирования
здорового
образа
жизни
и
повы
-
шения
доступности
и
качества
медицинской
помощи
,
способны
вне
-
сти
наибольший
вклад
в
обеспечение
устойчивого
социально
-
экономического
развития
нашей
страны
.
Вопросы
управления
здоровьем
изучают
медицинская
,
биологи
-
ческая
,
философская
,
управленческая
и
другие
науки
.
Роль
социоло
-
гии
в
осмыслении
проблем
сохранения
и
укрепления
здоровья
нации
заключается
в
комплексной
характеристике
здоровья
как
глобальной
социальной
ценности
,
исследовании
отношения
к
здоровью
на
раз
-
личных
уровнях
–
от
индивидуального
до
социетального
,
выявлении
и
обсуждении
проблем
,
связанных
со
здоровьесохранными
страте
-
гиями
,
реализуемыми
социальными
группами
,
критическом
анализе
государственной
политики
в
сфере
здоровья
.
Социологическая
ин
-
терпретация
данных
о
состоянии
здоровья
населения
,
факторах
,
его
детерминирующих
,
а
также
прогнозирование
показателей
здоровья
в
зависимости
от
социально
-
экономических
процессов
,
реализуемой
политики
–
одна
из
важнейших
актуальных
задач
современной
соци
-
альной
науки
.
6
Курс
«
Социология
здоровья
»
является
новым
для
российского
об
-
разовательного
пространства
,
кроме
того
,
социальные
аспекты
здоровья
не
так
часто
выступают
предметом
научного
исследования
в
нашей
стране
,
что
обусловливает
недостаточность
учебно
-
методического
обеспечения
дисциплины
.
Предлагаемое
учебное
пособие
призвано
от
-
части
восполнить
пробел
в
освещении
социальных
проблем
здоровья
,
здравоохранения
и
медицины
,
социальных
процессов
и
явлений
,
свя
-
занных
с
индивидуальным
и
общественным
здоровьем
.
Материал
учебного
пособия
включает
10
тем
.
Логика
изложения
строится
от
освещения
общих
проблем
здоровья
человека
,
историче
-
ского
экскурса
в
научное
изучение
общественного
здоровья
к
харак
-
теристике
особенностей
специфических
социальных
институтов
,
реализующих
функцию
сохранения
и
укрепления
здоровья
населе
-
ния
.
Значительное
внимание
авторов
сконцентрировано
на
пробле
-
мах
социальной
обусловленности
здоровья
(
темы
5, 6 «
Социальные
детерминанты
здоровья
»
и
«
Образ
жизни
и
здоровье
человека
»).
Каждая
тема
внутренне
структурирована
на
отдельные
вопросы
.
Определенную
помощь
в
освоении
материала
могут
оказать
основ
-
ные
понятия
тем
,
приведенные
вначале
.
Наиболее
важные
тезисы
,
понятия
и
определения
выделяются
в
тексте
курсивом
.
В
конце
каж
-
дого
вопроса
темы
приводится
небольшое
резюме
,
обобщающее
ос
-
новные
положения
и
проблемы
,
рассмотренные
в
тексте
.
Принципиальное
изменение
образовательного
процесса
,
обу
-
словленное
интенсивным
развитием
информационного
пространства
,
связанное
с
сокращением
аудиторной
нагрузки
,
заменой
пассивного
слушания
лекций
значительным
объемом
внеаудиторной
самостоя
-
тельной
работы
,
детерминировало
необходимость
включения
в
посо
-
бие
материала
,
направленного
на
повышение
эффективности
само
-
стоятельной
работы
студентов
.
В
конце
каждой
темы
приводятся
во
-
просы
и
упражнения
для
самопроверки
,
способствующие
не
только
успешной
оценке
степени
усвоенности
материала
,
но
и
развитию
творческого
мышления
.
Ряд
упражнений
требует
обращения
к
ресур
-
сам
сети
Интернет
,
ссылки
на
которые
также
предлагаются
после
каждой
темы
.
7
Текст
пособия
оснащен
значительным
количеством
сносок
на
используемую
и
цитируемую
литературу
.
Авторы
сочли
необходи
-
мым
как
можно
более
полно
охарактеризовать
источниковую
базу
пособия
,
поскольку
это
поможет
читателю
лучше
ориентироваться
в
дискурсивном
поле
социологии
здоровья
,
обеспечит
возможности
самостоятельной
дополнительной
проработки
интересующих
про
-
блем
.
Кроме
того
,
фамилии
иностранных
ученых
приводятся
в
ори
-
гинальном
написании
,
что
связано
с
частым
отсутствием
общеприня
-
той
транскрипции
фамилий
авторов
на
русский
язык
(
например
,
фа
-
милия
французского
врача
Guerin
в
отечественных
источниках
пи
-
шется
и
как
«
Герен
»,
и
как
«
Гуерин
»).
Это
также
призвано
облегчить
поиск
и
самостоятельную
работу
с
источниками
.
Определить
качество
освоения
материала
пособия
помогут
тес
-
товые
задания
,
структурированные
в
соответствии
с
тематической
логикой
изложения
текста
.
По
каждой
теме
предлагается
8
тестовых
вопросов
с
четырьмя
вариантами
ответов
,
из
которых
только
один
является
правильным
.
Кроме
того
,
читателю
предлагается
перечень
контрольных
вопросов
по
теме
,
сформулированных
в
традиционной
форме
.
Данный
перечень
может
служить
основой
для
разработки
ма
-
териалов
аттестации
студентов
по
курсу
«
Социология
здоровья
».
Настоящее
учебное
пособие
–
это
введение
в
проблему
,
обще
-
теоретическая
база
,
концептуальная
основа
современной
социологии
здоровья
.
Многие
проблемы
,
затронутые
в
книге
,
не
получили
долж
-
ного
развития
,
что
связано
с
ограничениями
,
обусловленными
ее
форматом
.
Читатель
имеет
возможность
,
воспользовавшись
предла
-
гаемым
списком
литературы
,
продолжить
исследование
вопросов
здоровья
в
контексте
социологического
подхода
самостоятельно
.
8
ТЕМА
1.
ЗДОРОВЬЕ
КАК
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ
КАТЕГОРИЯ
НАУЧНОГО
ЗНАНИЯ
Вопросы
для
рассмотрения
1.
Концепция
биосоциальной
природы
человека
–
отправная
точка
в
изучении
здоровья
.
2.
Подходы
к
определению
понятия
здоровья
.
Индивидуальное
и
общественное
здоровье
.
3.
История
научного
изучения
здоровья
.
Основные
понятия
:
здоровье
человека
;
концептуальная
модель
здоровья
;
индивидуальное
здоровье
;
общественное
здоровье
.
1. Êîíöåïöèÿ áèîñîöèàëüíîé ïðèðîäû ÷åëîâåêà –
îòïðàâíàÿ òî÷êà â èçó÷åíèè çäîðîâüÿ
Успешное
развитие
как
социальных
,
так
и
естественных
наук
на
современном
этапе
предполагает
опору
на
методологию
междисцип
-
линарных
связей
,
принятие
интегральной
концепции
человека
,
ори
-
ентацию
на
синтетический
подход
к
исследованию
его
природы
.
Се
-
годня
наука
исходит
из
базисного
тезиса
о
дуальной
природе
челове
-
ка
,
сочетании
и
единстве
в
детерминации
его
развития
биологиче
-
ских
и
социальных
характеристик
.
Вопрос
о
соотношении
биологических
и
социальных
факторов
при
формировании
личности
в
течение
долгого
времени
служил
аре
-
ной
ожесточенных
научных
споров
,
причем
,
как
правило
,
принима
-
лась
позиция
максимумов
в
оценке
этого
соотношения
.
Так
,
маркси
-
стско
-
ленинское
учение
о
человеке
имело
в
качестве
основного
те
-
зис
: «
человек
–
это
социальное
существо
,
и
поэтому
его
развитие
всецело
определяется
социумом
,
который
«
лепит
с
помощью
мето
-
дов
воспитания
необходимую
и
удобную
для
него
человеческую
личность
»
1
.
Другой
,
противоположной
,
но
сосуществующей
,
была
традиция
выраженного
биологизаторства
человека
,
т
.
е
.
рассмотрение
1
См
.
об
этом
:
Батуев
А
.
С
.,
Соколова
Л
.
В
.
О
соотношении
биологического
и
социального
в
человеке
//
Вопросы
психологии
. 1994.
№
1.
С
. 81-92.
9
его
как
некой
уникальной
биотехнической
машины
.
Сторонники
это
-
го
подхода
ссылаются
на
данные
современной
социобиологии
,
уси
-
ленно
развивающейся
с
1975
г
.,
когда
ее
основоположник
E. Wilson
опубликовал
книгу
«
Социобиология
.
Новый
синтез
»
1
.
Согласно
со
-
циобиологии
большинство
стереотипных
форм
человеческого
пове
-
дения
свойственно
млекопитающим
,
а
более
специфических
форм
–
поведению
приматов
.
Среди
этих
стереотипных
форм
Wilson
выде
-
ляет
взаимный
альтруизм
,
защиту
определенного
местообитания
,
агрессивность
,
следование
отработанным
эволюцией
формам
сексу
-
ального
поведения
,
непотизм
(
семейственность
),
что
в
данном
случае
означает
приверженность
не
только
родственным
,
но
и
внутрипопу
-
ляционным
образованиям
,
наконец
,
социализацию
с
помощью
отра
-
ботанных
эволюцией
способов
и
механизмов
и
др
.
2
Указанные
подходы
являются
предтечей
формирования
совре
-
менных
представлений
о
биосоциальной
природе
человека
.
Сегодня
правомерной
представляется
точка
зрения
,
согласно
которой
человек
–
это
,
прежде
всего
,
системное
целое
;
только
в
этой
целостности
прояв
-
ляется
его
уникальность
,
и
,
став
существом
социальным
,
он
во
всех
своих
проявлениях
не
лишился
присущей
ему
биологической
индиви
-
дуальности
.
Преобразование
биологического
под
воздействием
соци
-
альных
факторов
отнюдь
не
ведет
к
исчезновению
природного
начала
в
человеке
.
Человек
является
продуктом
биологической
эволюции
и
потому
сохраняет
в
себе
и
в
своей
социальной
организации
обще
-
биологические
характеристики
,
но
в
ходе
эволюционного
развития
предков
человека
сформировались
уникальные
человеческие
черты
,
по
которым
человек
качественно
отличается
от
других
живых
су
-
ществ
,
даже
от
других
высших
приматов
3
.
Человек
–
это
субъект
культурно
-
социально
-
исторической
дея
-
тельности
,
представляющий
собой
единство
биологической
и
соци
-
альной
природы
.
При
этом
под
термином
«
биосоциальное
»
необхо
-
1
Edward O. Wilson. Sociobiology: The New Synthesis. Belknap Press, 1975.
2
См
.
об
этом
:
Философия
:
учебное
пособие
для
высших
учебных
заведений
(
изд
. 6-
е
,
перераб
.
и
доп
.) /
ред
.
В
.
П
.
Кохановский
.
Ростов
н
/
Д
:
Феникс
, 2003.
С
. 206-213.
3
Олескин
А
.
В
.
Биополитика
.
Политический
потенциал
современной
биологии
.
М
.:
Научный
мир
. 2007.
10