ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2019
Просмотров: 7767
Скачиваний: 41
димо
понимать
не
механическое
соединение
этих
двух
понятий
,
а
их
диалектически
неразрывную
взаимосвязь
1
.
Парадигма
биосоциальности
природы
человека
является
ключевой
в
современном
социальном
знании
.
Так
,
социологами
признается
,
что
целостность
устойчивых
свойств
и
качеств
индивида
,
выражающаяся
в
социологии
понятием
«
личность
»,
вырастая
,
во
-
первых
,
из
системы
связей
и
отношений
групп
,
общностей
и
институтов
,
в
которые
он
был
включен
и
тех
,
в
функционировании
которых
он
в
данный
момент
уча
-
ствует
,
во
-
вторых
,
из
его
воспитания
и
интегрированности
в
определен
-
ную
культуру
,
в
-
третьих
,
из
его
пребывания
и
активности
в
определен
-
ных
макро
-
и
микро
-
социокультурных
средах
и
ситуациях
,
формируется
на
основе
биопсихологических
задатков
человека
2
.
Биологическое
никогда
не
проявляется
в
человеке
в
чисто
при
-
родном
виде
–
оно
всегда
опосредовано
социальным
.
Природно
-
биологическая
сторона
существования
человека
«
очеловечивается
»
социокультурными
факторами
.
Это
справедливо
и
в
отношении
та
-
ких
сугубо
биологических
потребностей
,
как
продолжение
рода
,
еда
,
безопасность
и
т
.
п
.
Проблема
соотношения
социального
и
биологического
в
челове
-
ке
–
это
ключ
к
пониманию
природы
и
характера
его
здоровья
,
его
болезней
,
которые
следует
трактовать
как
биосоциальные
категории
,
так
как
здоровье
и
болезни
человека
,
по
сравнению
с
животными
, –
это
новое
,
опосредованное
социальным
,
качество
.
Здоровье
является
интегрированным
показателем
состояния
че
-
ловека
.
Дуальная
обусловленность
человеческой
сущности
опреде
-
ляет
многомерность
категории
здоровья
,
позволяя
говорить
о
сома
-
тическом
(
физическом
)
и
социальном
аспектах
здоровья
.
Показа
-
тельно
,
что
комплексный
подход
к
анализу
здоровья
человека
при
-
нимается
и
современной
медициной
(
медики
выделяют
три
аспекта
здоровья
:
соматический
,
душевный
и
социальный
): «
было
бы
вуль
-
гарным
биологизаторством
упускать
из
виду
высшие
,
специфически
человеческие
аспекты
здоровья
,
особенно
если
учесть
,
что
возможна
1
Батуев
А
.
С
.,
Соколова
Л
.
В
.
Указ
.
соч
.
С
. 85.
2
Абушенко
В
.
Л
.
Социология
личности
//
Социология
:
энциклопедия
/
сост
.
А
.
А
.
Грицанов
,
В
.
Л
.
Абушенко
,
Г
.
М
.
Евелькин
,
Г
.
Н
.
Соколова
,
О
.
В
.
Терещенко
.
Мн
.:
Книжный
дом
, 2003.
11
взаимная
компенсация
одних
элементов
здоровья
другими
.
Напри
-
мер
,
недостаточное
соматическое
здоровье
может
быть
компенсиро
-
вано
хорошим
психическим
(
душевным
)
здоровьем
,
качествами
лич
-
ности
:
силой
воли
,
целеустремленностью
и
пр
.»
1
.
Здоровье
определяется
взаимодействием
биологических
и
социаль
-
ных
факторов
,
т
.
е
.
внешние
воздействия
опосредуются
особенностями
функций
организма
и
его
регуляторной
системы
.
Необходимость
учи
-
тывать
влияние
на
человека
биологических
факторов
,
прежде
всего
его
генетической
обусловленности
,
подтверждается
данными
современной
науки
.
Кроме
того
,
значительная
часть
происходящих
в
обществе
собы
-
тий
зависит
от
умственных
способностей
,
прирожденных
талантов
,
фи
-
зической
силы
,
выносливости
и
,
безусловно
,
здоровья
человека
2
.
Наконец
,
сама
природа
здоровья
двойственна
–
с
одной
стороны
,
здоровье
представляется
естественным
феноменом
,
отражающим
специфическое
состояние
данного
природой
организма
или
психики
,
но
,
с
другой
стороны
,
здоровье
–
феномен
искусственный
,
форми
-
руемый
социальными
требованиями
,
предъявляемыми
к
состоянию
и
функционированию
организма
(
психики
)
со
стороны
общества
,
т
.
е
.
социальный
артефакт
.
Таким
образом
,
обобщающей
теоретической
концепцией
в
рас
-
смотрении
природы
человека
является
концепция
его
биосоциальной
сущности
,
позволяющая
подойти
к
рассмотрению
понятия
здоровья
человека
с
двух
сторон
–
с
позиции
его
анализа
как
состояния
биоло
-
гической
системы
–
организма
и
с
позиции
его
рассмотрения
как
компонента
социальной
системы
–
общества
.
2. Ïîäõîäû ê îïðåäåëåíèþ ïîíÿòèÿ «çäîðîâüå».
Èíäèâèäóàëüíîå è îáùåñòâåííîå çäîðîâüå
Становление
здоровья
в
качестве
научной
категории
прошло
оп
-
ределенные
этапы
.
Первоначально
под
здоровьем
подразумевали
от
-
сутствие
заболевания
.
Здоровым
считали
человека
,
у
которого
нет
1
Апанасенко
Г
.
Л
.
Эволюция
биоэнергетики
и
здоровье
человека
.
СПб
.;
Петро
-
полис
, 1992.
2
Рагимова
О
.
А
.
Теоретические
основы
определения
понятия
здоровья
//
Извес
-
тия
Саратовского
университета
.
Серия
:
Философия
.
Психология
.
Педагогика
. 2009.
№
2.
С
. 46.
12
признаков
болезни
.
Подобный
подход
встречается
в
работах
антич
-
ных
авторов
–
Платона
,
Аристотеля
,
ибн
Сины
(
Авиценны
).
Дейст
-
вительно
,
между
здоровьем
и
болезнью
существует
множество
свя
-
зей
,
однако
даже
самый
больной
человек
обладает
определенным
уровнем
здоровья
(
существенно
сниженным
).
Поэтому
метод
оценки
здоровья
путем
выявления
или
исключения
заболеваний
в
настоящее
время
большинством
авторов
признан
несостоятельным
.
С
начала
XIX
в
.
исследователи
указывают
на
более
сложный
и
многогранный
характер
категории
здоровья
.
Так
, G.W.F. Hegel (
Ге
-
гель
)
подчеркивал
,
что
здоровье
есть
«
пропорциональность
между
самостью
организма
и
его
наличным
бытием
»
1
.
Из
этого
вытекает
мысль
,
что
здоровье
определяется
как
объективными
,
так
и
субъек
-
тивными
факторами
;
кроме
того
,
здоровье
,
по
мнению
Гегеля
,
есть
состояние
социального
организма
,
связанное
с
возвышением
ко
все
-
общему
,
т
.
е
.
духовному
бытию
.
Сложившаяся
благоприятная
духов
-
ная
атмосфера
в
обществе
обусловливает
здоровье
его
членов
,
обес
-
покоенных
состоянием
социальных
и
нравственных
проблем
.
В
1989
г
.
на
I
Международном
симпозиуме
в
бельгийском
Louvain-la-Neuve
была
отмечена
необходимость
глубокой
«
ревизии
»
представлений
о
здоровье
и
было
введено
понятие
«
науки
о
здоро
-
вье
»
не
как
новой
академической
дисциплины
,
а
как
междисципли
-
нарной
проблемы
с
целью
теоретической
и
практической
трансфор
-
мации
и
переориентации
научных
исследований
,
выявления
фунда
-
ментальной
природы
здоровья
,
разработки
теории
и
моделей
для
ис
-
следования
.
Кроме
того
,
были
предложены
новые
биомедицинские
концепции
,
экзистенционально
-
антропологические
и
культурологи
-
ческие
парадигмы
анализа
здоровья
человека
2
.
В
настоящее
время
в
научной
литературе
имеется
множество
оп
-
ределений
понятия
здоровья
.
Причем
одновременно
используют
не
только
разные
определения
,
но
и
различные
подходы
к
их
формули
-
1
Гегель
Г
.
В
.
Ф
.
Энциклопедия
философских
наук
:
в
3
т
. -
Философия
природы
.
М
.:
Мысль
, 1975.
Т
. 2.
С
. 558.
2
Глазачев
О
.
С
.
Современные
подходы
к
анализу
понятия
«
здоровье
»
в
аспекте
формирования
экологической
культуры
//
ЭКОЛОГИЯ
. URL: http://www.ecogeo.info/
publications/7 (
дата
обращения
: 20.02.2011).
13
ровке
.
В
работе
П
.
И
.
Калью
представлено
около
80
дефиниций
здо
-
ровья
,
предложенных
представителями
разных
научных
школ
и
на
-
правлений
1
.
Собранный
П
.
И
.
Калью
перечень
является
далеко
не
полным
,
но
,
как
справедливо
замечают
В
.
И
.
Горовая
и
Н
.
Ф
.
Петрова
,
«
даже
он
поражает
многообразием
трактовок
и
разнородностью
при
-
знаков
,
использованных
при
выявлении
сущностных
характеристик
данного
понятия
»
2
.
По
мнению
П
.
И
.
Калью
,
многообразие
определений
понятия
«
здоровье
»
может
быть
распределено
в
соответствии
с
рядом
кон
-
цептуальных
моделей
здоровья
,
основными
среди
которых
являются
:
−
медицинская
модель
здоровья
предполагает
такое
определе
-
ние
здоровья
,
которое
содержит
лишь
медицинские
признаки
и
ха
-
рактеристики
здоровья
.
Здоровьем
считают
отсутствие
болезней
,
их
симптомов
;
−
биомедицинская
модель
рассматривает
здоровье
как
отсутст
-
вие
у
человека
органических
нарушений
и
субъективных
ощущений
нездоровья
.
Внимание
акцентируется
на
природно
-
биологической
сущности
человека
,
подчеркивается
доминирующее
значение
биоло
-
гических
закономерностей
в
жизнедеятельности
человека
и
в
его
здоровье
;
−
биосоциальная
модель
в
понятие
«
здоровье
»
включает
биологи
-
ческие
и
социальные
факторы
,
которые
рассматриваются
в
единстве
,
но
при
этом
социальным
признакам
придается
приоритетное
значение
;
−
ценностно
-
социальная
модель
рассматривает
здоровье
как
ценность
,
необходимую
предпосылку
для
полноценной
жизни
,
удов
-
летворения
материальных
и
духовных
потребностей
,
участия
в
труде
и
социальной
жизни
,
в
экономической
,
научной
,
культурной
и
дру
-
гих
видах
деятельности
.
Следует
отметить
,
что
в
определении
понятия
здоровья
в
одном
случае
акцентируется
внимание
на
его
состоянии
,
в
другом
–
здоро
-
1
Калью
П
.
И
.
Сущностная
характеристика
понятия
«
здоровье
»
и
некоторые
во
-
просы
перестройки
здравоохранения
:
обзорная
информация
//
ВНИИМИ
. 1988. 69
с
.
2
Горовая
В
.
И
.,
Петрова
Н
.
В
.
Идея
системности
в
определении
понятия
здоро
-
вья
//
Философские
науки
. 2006.
№
3.
С
. 25-27.
14
вье
рассматривается
как
динамический
процесс
,
в
третьем
–
прича
-
стность
здоровья
к
какой
-
то
одной
категории
не
абсолютизируется
.
Еще
один
подход
к
типологизации
подходов
к
определению
ка
-
тегории
«
здоровье
»
предложен
в
работах
T. Faresjio
1
.
Все
сущест
-
вующие
дефиниции
,
по
мнению
ученого
,
можно
подразделить
на
три
основные
группы
:
−
биологической
направленности
,
рассматривающих
здоровье
как
категорию
функционального
состояния
организма
;
−
социальной
направленности
,
представляющих
здоровье
как
условие
эффективного
участия
в
общественной
жизни
;
−
смешанной
или
биосоциальной
направленности
,
рассматри
-
вающей
здоровье
как
общее
хорошее
самочувствие
личности
.
Анализ
существующих
определений
здоровья
позволяет
выде
-
лить
ряд
приоритетных
признаков
изучаемого
феномена
:
во
-
первых
,
здоровье
–
это
нормальная
функция
организма
на
всех
уровнях
его
организации
;
во
-
вторых
,
здоровье
характеризует
динамическое
рав
-
новесие
организма
и
его
функций
с
окружающей
средой
;
в
-
третьих
,
здоровье
определяет
способность
к
выполнению
основных
социаль
-
ных
функций
,
участие
в
социальной
деятельности
;
в
-
четвертых
,
здо
-
ровье
отражает
способность
организма
приспосабливаться
к
посто
-
янно
меняющимся
условиям
существования
в
окружающей
среде
,
способность
поддерживать
постоянство
внутренней
среды
организ
-
ма
;
в
-
пятых
,
здоровье
характеризует
оптимальное
функционирование
организма
при
отсутствии
признаков
заболевания
или
какого
-
либо
нарушения
;
в
-
шестых
,
интерпретация
здоровья
предполагает
реали
-
зацию
принципа
единства
организма
,
саморегуляции
и
уравнове
-
шенного
взаимодействия
всех
органов
.
Множественность
интерпретаций
категории
здоровья
приводит
к
значительному
разнообразию
направлений
(
подходов
)
в
изучении
указанного
феномена
(
табл
. 1).
1
Faresjio T. Social environment and health // Scand. I. Prim. Health Care. 1992.
№
2. P.105-110.
15