Файл: ИСТОРИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ. МЕДИЦИНСКАЯ ЭМБЛЕМАТИКА.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2019

Просмотров: 3145

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Какое правило медицинской этики было нарушено?

 Конфедициальности

3. Часто пациентам с низким уровнем дохода изначально в больнице назначаются лекарственные препараты менее дорогие и новые, являющиеся иногда менее эффективными или с большим количеством побочных эффектов. Понимая то, что другие лекарства пациент после выписки из больницы все равно не купит, его заранее обрекают на возможную неудачу в лечении.

Какой принцип медицинской этики нарушается?

  Справедливости

4. В детское лечебное учреждение ночью обращается взрослый мужчина, живущий по соседству, с жалобами на боли в сердце. Он говорит, что вызывал скорую помощь, но она не едет, а ему становится все хуже. Врач оказывает помощь этому мужчине, хотя по закону это не входит в его должностные обязанности.

Что определяет поступок врача?

  Милосердие

5. Говорить или не говорить правду пациенту о его заболевании – вопрос для врача сложный. Человек сильный, узнав правду, какой бы тяжелой она ни была, не сломается, будет бороться за жизнь до конца. Для слабого - правда будет тем последним ударом, который опрокинет все надежды на выздоровление и приведет к апатии. Бороться за жизнь человека, который пал духом, значительно сложнее, т.к. он не принимает деятельного участия в лечебном процессе, и часто негативно относится к любым лечебным вмешательствам. В отделении реанимации чаще приходится общаться с родными и близкими больных, т.к. сами пациенты, как правило, ввиду тяжести состояния к общению не способны.

Об исполнении или неисполнении, какого принципа идет речь?

  Правдивости

6. Больная Л., 89-ти лет, поступила в клинику с диагнозом: ” Перитонит. Мезентериальный тромбоз”. На операции установлено, что вся тонкая кишка тотально некротизирована, причиной явился мезентериальный тромбоз. Случай неоперабельный, выполнена эксплоративная лапаротомия. Больная переведена в отделение реанимации на искусственной вентиляции легких (ИВЛ), без сознания, сердечная деятельность поддерживалась инфузией кардиотонических средств. Ее медленное умирание продолжалось 7 дней, несмотря на проводимую коррекцию имеющихся нарушений гомеостаза, поддержку жизненно – важных функций. Когда сердце ее остановилось, предпринятые реанимационные мероприятия привели к восстановлению сердечной деятельности, но не надолго. Родственники, случайно ставшие свидетелями реанимации, категорично настаивали на отказе от реанимационного пособия в дальнейшем, в случае остановки сердечной деятельности. Через 30 мин сердце больной остановилось навсегда.

Какая нравственная позиция объединила врачей и родственников больной?

 Милосердие

7. В отделении трудятся сестры милосердия. Уход за больными, в отличие от обычных хирургических отделений, значительно лучше. От качественного ухода наполовину зависит, выживет ли больной после агрессивных оперативных вмешательств, перенесет ли те осложнения, которыми грозит послеоперационный период, оправится ли после критического состояния, которое привело его в реанимацию. Больной всегда чист, перестелен, накормлен, вовремя введено обезболивающее средство, несмотря на то, что сами сестры сильно устают, многие работают на 2 ставки.


Какой нравственный принцип руководит деятельностью сестёр?

Милосердие

8. У больного всегда берется письменное согласие на любое вмешательство, от переливания крови и ее компонентов, до оперативного вмешательства, если пациент находится в ясном сознании и доступен контакту. В экстренной ситуации, когда больной неадекватен или без сознания, ситуация требует немедленного принятия решения. Например, поступил пациент С., 20-ти лет, с проникающим колото-резанным ранением передней брюшной стенки, ранением печени, внутрибрюшным кровотечением, геморрагическим шоком III степени. Кровопотеря около 2-х литров. Пациент без сознания, доставлен “Скорой помощью” c улицы в 3 часа ночи, родственников нет. Больному переливается кровь, плазма, разнообразные кровезаменители. Пациент С. остался жив.

Какой принцип медицинской этики был вынужден не соблюсти врач?

  Информированного согласия

9. При каждом проведении судебно-медицинской экспертизы эксперт дает подписку, что за дачу заведомо ложного заключения он может быть привлечен к уголовной ответственности.

Какой принцип медицинской этики заложен в деятельности эксперта изначально?

  Правдивости

10. Судебно-медицинский эксперт не имеет права самостоятельно узнавать информацию от родственников умершего, не имея на то разрешения органов следствия, а зачастую исключительно через них или в их присутствии. Аналогично родственники могут разрешать интересующие их вопросы исключительно через следователя.

Какой принцип заложен в порядок деятельности эксперта?

  Конфедициальности

Вариант 6

1. Человек подает в суд на фирму с жалобой на то, что прибор, выпускаемый этой фирмой и предназначенный для контроля уровня глюкозы в крови, не позволил вовремя распознать ухудшение состояния и, как следствие, потребителю пришлось расходовать значительные средства и время на восстановление своего здоровья на прежнем уровне. В этом случае приходится решать вопрос, действительно ли потребитель пострадал, как говорит, и понес значительные убытки, или при помощи поддельных медицинских и немедицинских документов этот человек преследует какие-то свои личные цели.

Какой принцип медицинской этики заложен в такой вид деятельности судебно-медицинской экспертизы, как комиссионная экспертиза?

Справедливости

  2. В настоящий момент умершие люди, не наблюдавшиеся врачом по какому-либо хроническому заболеванию в течение последних 7-ми дней, подлежат обязательному вскрытию. На усмотрение судебно-медицинского эксперта оставлено решение вопроса о выдаче справки о причине смерти без вскрытия, если имеется какая-либо информация, позволяющая однозначно судить о причине смерти.

Какое нравственное основание имеет подобная практика?

  Милосердие

3. В стационаре находится ребенок, не требующий лечения в данный момент. Его состояние является стабильно тяжелым на протяжении всей жизни (умственная отсталость тяжелой степени). Он не говорит, не имеет двигательных навыков, не сформированы навыки опрятности. Такой ребенок по закону о психиатрической помощи является «социальным» (т.е. нуждается только в уходе, а лечение бесполезно). Однако врач, зная об этом, сознательно назначает ему лечение, т.к. мать очень просит об этом.


Каким принципом руководствуется врач, когда идет навстречу матери?

 Милосердие

4. При обследовании врач частной коммерческой поликлиники ставит женщине диагноз – сифилис. Из медицинской карты он знает, что женщина работает в системе общественного питания.

Какое правило должен нарушить врач?

 Конфедициальности

5. При осмотре ребенка с судорогами врач сообщает матери, что для точной диагностики ребенку необходимо провести МРТ головного мозга под наркозом, который вводится внутривенно. Мама отказывается, т.к. боится, что общий наркоз навредит ее ребенку. Врач начинает убеждать ее, рассказывая, что наркоз не опасен для здоровья и не ухудшает его состояния?

Какое правило медицинской этики обусловливает такую тактику врача?

 Информированного согласия

6. Ребенку с тяжелой нервной кахексией врач назначает анаболический гормон в малой дозе для увеличения мышечной массы. Этот препарат имеет побочные эффекты, о которых врач подробно рассказывает матери. Врач говорит, что, если не пролечить ребенка этим лекарством, ребенок останется слабым из-за своего истощения.

Добровольным ли было полученное согласие?

 Информированного согласия


7. Во время сбора анамнеза у матери больного ребенка врач выясняет, что этот ребенок родился от 2-й беременности 1-х срочных родов, а первая беременность у матери закончилась прерыванием беременности. При написании заключения по просьбе матери врач не указывает этого факта.

Какому этическому правилу следует врач?

  Конфедициальности


8. У ребенка с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП), задержка психо-речевого развития. Психиатр после осмотра выставляет диагноз «умственная отсталость». Однако, пользуясь шифром Международной классификации болезней, этот диагноз записывает F 71. Это важно для ребенка, потому что с диагнозом умственной отсталости от занятий с ним формально откажутся педагоги. Но ребенок нуждается в занятиях.

Мотивы, какого порядка руководят психиатром?

  Милосердие

9. Ребенок находится в стационаре с диагнозом ДЦП, тяжелая форма. Он не говорит, не ходит, не умеет играть, не интересуется окружающими.

Согласно с каким принципом врач вправе сообщить матери о диагнозе «умственная отсталость, тяжелая», а также о неблагоприятном прогнозе?

 Правдивости

10. Родители обратились к врачу с жалобами на нарастающую мышечную слабость у ребенка 5-ти лет. После обследования врач выставил диагноз: прогрессирующая мышечная дистрофия (тяжелое заболевание, приводящее к смерти, лечение его не разработано).

Согласно какому принципу медицинской этики врач должен сообщить родителям о диагнозе, прогнозе заболевания – неуклонно прогрессирующем течении, когда мышечная слабость будет нарастать, ребенок утратит способность ходить, затем перестанет сам сидеть, затем не сможет пользоваться руками?


Правдивости

  ОТВЕТЫ К СИТУАЦИОННЫМ ЗАДАЧАМ

Вариант 1

1. П, 2. Инф., 3. К, 4. Инф. 6. Инф., 6. К, 7. Инф., 8. П, 9. М+С, 10. К.

Вариант 2

1. П, 2. М, 3. К, 4. С, 5. М, 6. Инф., 7. П, 8. К, 9. М, 10. С.

Вариант 3

1.М, 2. Инф., 3. Инф., 4. Инф., 5. К+П, 6. М, 7. С, 8. М, 9. Инф., 10. П.

Вариант 4

1. П, 2. К, 3. П, 4. М, 5. К, 6. С, 7. М, 8. М+С, 9. П, 10. Инф.+П.

Вариант 5

1. Инф., 2. К, 3. С, 4. М, 5. П, 6. М, 7. М, 8. Инф., 9. П, 10. К.

Вариант 6

1. С, 2. М, 3. М, 4. К, 5. Инф., 6. Инф., 7. К, 8. М, 9. П, 10. П.

Сокращения.

Принципы:

Инф. – Информированного согласия

К - Конфиденциальности

М - Милосердия

П - Правдивости

С - Справедливости

К+П - Конфиденциальности + Правдивости

С+М - Справедливости + Милосердия

М+С - Милосердия + Справедливости

Инф.+П – Информированного согласия + Правдивости.



12. ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  1. Лисицын, Ю.П. История медицины [Текст]: учебник / Ю.П. Лисицын. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. — 400 с.

  2. Сорокина, Т.С. История медицины. [Текст] / Изд. 4-е, перераб. и доп. / Т.С. Сорокина. — М., 2005. — 584 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА


Э. Сгречча , В. Тамбоне , Биоэтика. Учебник. М., 2002 с. 21):

Петровского Б.В. Героизм, драматизм и оптимизм медицины. М. Ньюдиамед . 2001.с.57).

(Биомедицинская этика. Сб. статей под ред. Акад. В. Покровского М. 1997 с. 9-12).




















Учебное издание


Петрова Надежда Петровна


ИСТОРИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ. МЕДИЦИНСКАЯ ЭМБЛЕМАТИКА


Учебно-методическое пособие по истории медицины для студентов медицинских вузов 1 курса медико-диагностического факультета по специальности «Медико-диагностическое дело»



Редактор

Компьютерная верстка




Подписано в печать 2010

Формат 60 841/16. Бумага офсетная 65г/м2. Гарнитура «Таймс»

Усл. печ. л. 1,16. Уч.-изд. л. 1,3. Тираж 150 экз. Заказ №



Издатель и полиграфическое исполнение

Учреждение образования

«Гомельский государственный медицинский университет»

246000, г. Гомель, ул. Ланге, 5

ЛИ № 02330/0133072 от 30.04.2004






79