Файл: 3. Медицина первобытного общества.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2019

Просмотров: 2050

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Около 100 тысяч лет назад люди умирали в основном в 20 лет, из сотни людей до сорокалетнего возраста доживал только один человек. Кроманьонцы жили немного больше: из 100 человек до 40 лет доживало 12.

По мере совершенствования орудий производства, расширения различных видов продуктов питания, главным образом животного происхождения, улучшения жилищ возрастала численность населения, увеличивался средний возраст людей, улучшались их антропометрические признаки.

В течение тысячелетий люди накопили огромный опыт по предупреждению болезней. Опыт борьбы за свое существование первоначально человек накапливал с позиций стихийно-материалистического восприятия окружающего мира и происходящих в нем процессов. Все его действия основывались на понимании природы такой, какова она есть, без всяких прибавлений.

С этих же позиций у него вырабатывались представления о причинах болезней и мерах воздействия против них. Человек наблюдал появление травм после ударов орудиями труда и окружающими предметами, в результате нападения зверей, возникновение и развитие болезней от укусов змей и насекомых, после приема непригодной или необработанной пищи и др. Соответственно этим наблюдениям и, исходя из собственных ощущений, он называл болезни.

Для хирургических вмешательств использовались скребла, кремневые отщепы, двусторонне обработанные каменные рубила. Они могли использоваться для вскрытия нарывов, обработки костных отломков при откры­тых переломах, для кровопусканий.

В бронзовый век встречались ножи, которые могли использоваться для различных хирургических вмешательств.

Железные шилья и иглы могли пригодиться для прокола гнойников, сшивания рассеченных или разорванных мягких тканей человеческого тела, а зернотерки — для изготовления разнообразных лекарственных средств из зерен, кореньев, стеблей, цветов: мазей, порошков, настоев, отваров и других форм.

К середине первого тысячелетия н. э. на территории Беларуси появились более усовершенствованные ножи, пилы, шилья, иглы, долота и другие орудия, которыми, по-видимому, было наиболее удобно делать ампутации, кровопускания, трепанации, удалять инородные тела, вскрывать гнойники, обрабатывать и сшивать раны и др.

В приемах и способах оказания помощи опыт был преимущественно коллективным.

Народные врачеватели со времен первобытнообщинного строя, чтобы распознать недуги, расспрашивали больного и его родственников, тщательно осматривали его. Они различали такие болезни, как рожа, парша, перемежающая лихорадка (малярия, трасца), маточные кровотечения, бели, глисты, падучая болезнь (эпилепсия), коклюш, жаба, куриная слепота, бешенство, кровавый понос, конвульсии у детей, короста (чесотка), ломота костей (ревматизм), грыжа, зубная боль, огник (мокнущий лишай), ожог, рана, перелом кости и др. Лекари также пользовались понятиями лихорадка (от «лихо», «радеть», т. е. действовать во вред чему-то), болезнь сердца, опухоль ног, расстройство желудка, боль горла, боль живота, боль груди, головная боль, простуда, колотья в боках и груди, золотуха, колтун, желтуха и др.


Расширялся арсенал лечебных средств. В народной медицине ведущую роль играли средства растительного мира. Из собранных лекарственных средств готовились настои, отвары, порошки, мази, пластыри.

Использовались и средства животного происхождения, особенно в качестве основ для мазей, болтушек, суспензий (гусиный, куриный, говяжий, рыбий, барсучий, ежовый, медвежий, собачий жиры, мед, воск и другие ингредиенты). С лечебной целью назначались молоко, сливочное масло, сметана, свиная желчь, телячья печень, мясо, яичный белок и многие другие средства.

Проводились также водные процедуры: обтирания, гигиенические ванны в чистой воде и в воде с хвойными настоями, содой и другими веществами.

С лечебной целью люди первобытнообщинного строя применяли ил со дна рек и озер, глину, песок, принимали солнечные и воздушные ванны. Они широко назначали тепловые процедуры: ванны, ингаляции, компрессы, обертывания, паренья в бане. Но в необходимых случаях накладывали холодные водные компрессы, прикладывали к больным местам лед. Использовались также банки, горчичники и другие предметы физиотерапевтического назначения.

Итак, в народной медицине отразился богатейший опыт по сохранению здоровья и лечению болезней, приобретенный людьми в течение тысячелетий.

Таким образом, памятники материальной и духовной культуры первобытных людей, живших на территории Беларуси, свидетельствуют о том, что их медико-гигиеническая деятельность началась вместе с заселением территории, а профессиональное врачевание сложилось не позднее верхнего палеолита.

МЕДИЦИНА НАРОДНАЯ, ТРАДИЦИОННАЯ, НАУЧНАЯ (в современном мире)

В современном мире существуют три глобальных направления медицин­ской деятельности: народная медицина (правильно — народное врачевание), традиционная медицина и научная медицина.

Народное врачевание (народная медицина) — понятие включает в себя совокупность средств и приемов народного врачевания, выработанных в результате эмпирического опыта на протяжении всей истории человечества от возникновения человека (более 2 млн лет тому назад) до наших дней.

На заре человечества, в первобытную эру, врачевание было коллективным занятием всех общинников — поистине народным врачеванием.

Народная медицина — явление универ­сальное; она существовала во все периоды истории человечества, у всех народов мира.

Таблица 1. Народная, традиционная, научная медицина

Характеристика


Народное врачевание


Традиционная медицина


Научная медицина


Период развития


Более 2 млн лет


Около 3 тыс. лет


Несколько столетий


Философская основа


-


Религиозно-фи­лософское учение


Философская концепция


Истоки развития


Эмпирический опыт народа


Эмпирический опыт, народное врачевание


Народное врачевание, традиционная меди­цина, эксперименталь­ный метод


Характеристика развития


Мобильность


Стабильность


Динамичность


Распространение


Повсеместное


Локальное


Интернациональный характер


Деятели


Коллективное врачевание, знахари


Профессионалы традиционной медицины


Профессионалы-врачи


Обучение


Коллективный опыт, индиви­дуальное обу­чение


Школы традици­онной медицины


Высшие медицинские учебные заведения (университеты, институты)



Ее опыт умножался с тысячелетиями, передавался из поколения в поколе­ние, хранился в кругу посвященных, развивался одними и уничтожался другими. Она не дошла до нас во всем своем великолепии и могуществе, — многое утраче­но, уничтожено, забыто, ведь оценка народной меди­цины на протяжении столетий была неоднозначной: от преклонения до забве­ния. Народное врачевание вобрало в себя как рациональные знания и приемы (лечебные средства растительного, животного, минерального происхождения; психологическое воздействие, рукодействие, гигиенические на­выки), так и фантастические (иррациональные), возникшие как закономерный результат превратного миросозерцания могучей и непонятной природы.

Проверенные временем рациональные приемы и огромный эмпирический опыт народного врачевания стали впоследствии одним из истоков традицион­ной, а затем и научной медицины. В то же время, магические ритуалы и ирра­циональные приемы первобытного врачевания, явились предметом критиче­ской оценки, и в определенных исторических условиях служили поводом для борьбы с народным врачеванием.

Традиционная медицина - понятие более узкое, более конкретное и исто­рически более молодое. В ее основе всегда лежит стройное философское, а точнее религиозно-философское учение, в которое органически вплетается эмпирический опыт народного врачевания данного этноса. Без философской концепции, которая определяет место человека (микрокосмоса) в окру­жающем мире (макрокосмосе), не может быть традиционной медицины. И поскольку традиционная медицина развивается в русле традиции, которая стабильна, она мало меняется с течением веков и даже тысячелетий (классиче­ский пример — традиционная китайская медицина). Иными словами, тради­ционная медицина жизнеспособна там, где есть очаг и носители данной куль­туры — т.е. у себя на родине. Это не исключает возможности ее распростране­ния и в других регионах земного шара, но на родине она всегда будет эффек­тивнее и жизнеспособнее.

Время формирования систем традиционной медицины в разных странах практически всегда совпадало с периодом становления цивилизаций и госу­дарственности — временем, когда устанавливались их общественные традиции и законы, формировались религиозные представления и философские учения.

Классическими примерами традиционной медицины являются китайская, аюрведическая, тибетская традиционные системы.

И народное врачевание, и традиционная медицина являются истоками на­учной медицины.

Научная медицина теснейшим образом связана с научным эксперимен­том, в ходе которого проверяются эмпирические знания и философские идеи, создаются стройные научно (в смысле экспериментально) обоснованные кон­цепции, гипотезы, теории. Научная медицина и ее методы не являются тради­ционными, т.е. связанными с какой-либо одной культурой и ее традицией. Бо­лее того, научная медицина интернациональна по своей сути, — в наши дни ее достижения быстро становятся достоянием различных народов Земного шара. Цель естественных наук — объективное исследование природы и законов ее развития. На всех континентах земного шара это исследование идет на основе методов, которыми владеет современная наука.


Таким образом, научная медицина — нетрадиционна в историческом контексте. Сле­довательно, ее современная «альтернатива» (например, применение метода чжэнь-цзю) н может называться «нетрадиционной» медициной. Бытующее в среде непрофессионалов название «нетрадиционная» медицина (в смысле: «отличная от привычной для нас научной медицины») исторически близо­руко и, следовательно, неправомерно, — именно эти так называемые «нетра­диционные методы» чаще всего и оказываются методами традиционной ме­дицины (иглоукалывание, прижигание, массаж, гипноз, фитотерапия и многие другие).

Что же тогда имеет право называться «нетрадиционной» медициной? Прежде всего это — научная медицина; она вне какой-либо одной традиции, т.е. нетрадиционна (можно сказать: космополитична). В Китае по сей день существуют и традиционная, и нетрадиционная медицина: традиционная ки­тайская и нетрадиционная научная (главным образом, европейская) медици­на. Преподаются они в различных медицинских школах и вузах, однако на практике тесно связаны между собой.

Научное взаимодействие между народной, традиционной и научной меди­циной открывает перед человечеством широкие перспективы лечения и преду­преждения болезней методами, сообразными с природой, не нарушающими взаимодействия человека с окружающим миром.

Основные черты медицины первобытного общества.

1. Получение огня, применение металлов, изготовление посуды, обуви.

2. Становление коллективной медицины (народной).

3. Зарождение фантастических верований (тотемизм, фетишизм, анимизм).

4. Становления культовой практики врачевания.

5. Появления профессиональных служителей культа (в том числе и врачевания).

8. САМОКОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ.
Тестовый контроль.

1. В каких источниках изучения истории медицины первобытнообщинного общества используется метод сравнения аполитейных и синполитейных обществ?

1. Письменных.

2. Этнографических.+

3. Археологических.

2. Устные источники изучения истории медицины:

1. Глиняные таблички.

2. Легенды.+

3. Папирусы.

4. Монеты.

3. Сколько периодов определяется в развитии первобытного врачевания?

1. 3.+

2. 5.

3. 6.

4. В основе философского подхода к определению критериев человека и его выделения из животного мира лежит:

1. Социальная сущность человека.+

2. Антропологический подход.

3. Естественный отбор.

5. В основе антропологического подхода к определению критериев человека и его выделения из животного мира лежит:

1. Социальная сущность человека.

2. Биологическое своеобразие человека.+

3. Гоминидная триада.

6. Во времена перехода первобытного стада в первобытную родовую общину врачеванием занимались:

+― в основном женщины;

в основном мужчины;

только мужчины.

7. Обряд это:

словесная формула, имеющая якобы сверхъестественную силу;

совокупность приемов само– и взаимопомощи, которые имели место у животных, предшественников людей;


+― система условных действий, имеющих якобы сверхъестественную силу.

8. Заговор это:

совокупность приемов само– и взаимопомощи, которые имели место у животных, предшественников людей;

+― словесная формула, имеющая якобы сверхъестественную силу;

опыт и взгляды народа на охрану здоровья.

9. Предмедицина это:

вера в души, духов и всеобщее одухотворение природы;

+― совокупность приемов само– и взаимопомощи, которые имели место у животных, предшественников людей;

словесная формула, имеющая якобы сверхъестественную силу.

10. Фетишизм это:

+ — вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов;

вера в души, духов и всеобщее одухотворение природы;

вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы.

11. Анимизм это:

вера человека в существование тесной родственной связи между родом и определенным видом животного или растения;

+— вера в души, духов и всеобщее одухотворение природы;

вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов.

12. Тотемизм это:

+― вера человека в существование тесной родственной связи между родом и определенным видом животного или растения;

вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы;

вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов.

13. Народная гигиена это:

вера человека в существование тесной родственной связи между родом и определенным видом животного или растения;

совокупность приемов само– и взаимопомощи, которые имели место у животных, предшественников людей;

+— опыт и взгляды народа на охрану здоровья.

14. К источникам медицины первобытного общества относятся:

данные археологии.+

данные палеопатологии.+

данные письменных источников.+

данные этнографии. +

данные Бруклинского папируса.

15. Гоминидная триада:

1. Гипотеза полицентризма.

2. Свободная кисть с противопоставляющимся большим пальцем, спо­собная к тонким трудовым операциям. +

3. Относительно крупный высокораз­витый мозг. +

4. Прямохождение, или бипедия. +

5. Гипотеза моноцентризма.

17. В эпоху первобытного общества врачевание было:

коллективным занятием;+

ндивидуальным занятием;

18. Магия это:

вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы.

вера человека в существование тесной родственной связи между родом и определенным видом животного или растения;

совокупность приемов само– и взаимопомощи, которые имели место у животных, предшественников людей;

19. Сфера деятельности служителей культа:

  1. Сохранение и передача положительных знаний.+

  2. Толкование обычаев.+

  3. Религиозные функции.+

  4. Врачевание.+

  5. Судопроизводство. +

  6. Совершение магических обрядов.