Файл: 3. Медицина первобытного общества.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2019

Просмотров: 2047

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В эпоху ранней родовой общины врачевание было коллективным занятием широкого круга общинников. Женщины занимались им потому, что этого требовала забота о детях и других членах общины; мужчины оказывали помощь сородичам во время охоты или в борьбе с соседними коллективами. Из шкур животных изготавливали одежду и утепляли жилища.

Потребность в хирургической помощи возникла на ранних стадиях развития человечества. Охота, вооруженные столкновения между родами и племенами требовали лечения ран, переломов, вывихов.

Лечение ран проводили природными средствами, делами кровопускания, были известны инструменты для врачевания (кость, камень).

Однако эмпирические знания первобытного человека, полученные в результате практического опыта, были еще весьма ограниченными. Первобытный человек не понимал многих явлений окружавшей его природы, не мог предвидеть или объяснить причины стихийных бедствий. Его бессилие перед природой порождало фантастические (иррациональные) представления об окружающем мире. На этой почве уже в период ранней родовой общины нача­ли зарождаться первые религиозные представления, которые отразились на приемах врачевания.

Самой ранней формой подобного рода фантастических представлений был фетишизм (от порт. «fetico» — амулет, талисман) — вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов.

Позднее возник анимизм (от лат. «animus» ― воздух, дух, душа) — вера в души, духов и всеобщее одухотворение природы.

Все предметы окружающей природы представлялись раздвоенными на видимые образы и их незримые души.

Тотемизм (от алгонкинск. от–отем — его род) ― вера человека в существование тесной родственной связи между родом и определенным видом животного или растения (например, кенгуру или эвкалиптом). Его считали «отцом», «старшим братом», защитником от бед и болезней.

Магия (греч. мageia — колдовство) — вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы. Среди многочисленных разновидностей магии была и лечебная магия — врачевание ран и недугов, основанное на культовой практи­ке. Сначала культовая практика не составляла секрета: простые церемонии и ритуалы мог совершать каждый. Со временем круг лиц, способных их усвоить резко сужался, и культовые действия стали совершаться старейшинами рода или наиболее умелыми общинниками.

В дальнейшем эти представления в родовом обществе оформились в виде религии.

В период поздней родовой общины были одомашнены собака, овца, коза, бык и лошадь; изобретены керамика, прядение и ткачество, колесный транспорт и парусная лодка; освоено строительство зданий из кирпича и подземная добыча камня. К концу периода (4-е тысячелетие до н.э.) из живописи начала развиваться рисуночная письменность — пиктография, которая позднее трансформировалась в клинопись (первую в истории человечества систему письменности).


Врачевание в этот период истории человечества оставалось коллективным и развивалось в тесном взаимодействии, как с рациональными, так и с фантастическими представлениями об окружающем мире.

Результатом рационального миросозерцания были положительные знания и приемы врачевания. Например, аборигены Австралии применяли для лечения пищевых расстройств эвкалиптовую смолу, касторовое масло и луковицы орхидеи; останавливали кровотечение при помощи паутины, золы или жира игуаны; при змеиных укусах высасывали кровь и прижигали рану; при заболеваниях кожи делали промывание мочой и прикладывали местные глины.

Физические методы врачевания данного периода:

1. Паровая «баня».

2. Горячие и холодные компрессы.

3. Массаж.

4. Промывание кишечника.

Приемы оперативного лечения:

1. Обработка ран средствами, приготовленными из растений, минералов и частей животных.

2. Накладывание «шин» при переломах.

3. Использование опьяняющих и наркотических средств для обезболивания.

4. Кровопускание.

5. Применение в качестве игл изде­лий из камня, кости, рыбьей чешуи, колючки и шипы растений.

Трепанация черепа.

Первый трепанированный череп ископаемого человека на нашей планете был найден в Латинской Америке — в районе г. Куско (на территории Перу) в 1865 г. Производилась трепанация в ритуальных целях: отверстие, как правило, делалось в стереотипных зонах мозгового черепа. Возможно, первобытный человек надеялся, что через отверстие в черепе дух болезни сможет легко покинуть тело больного. Или проводилась трепанация после травматического повреждения мозгового черепа и связана с удалением костных осколков.

Для истории медицины принципиально важен сам факт успешной (пережитой) трепанации, что свидетельствует о реальности удачных опера­тивных вмешательств на мозговом черепе, которые имели место уже в перио­ды поздней родовой общины и разложения первобытного общества.

Таким образом, врачевание в эту эпоху продолжало оставаться по преимуществу коллектив­ным. Накопление эмпирических знаний отражало коллективный опыт народа.

Врачевание в период разложения первобытного общества (с 10—5-го тысячелетий до н.э.).

Основным содержанием этого процесса было зарождение частной собственности и частного хозяйства, классов и государства, поэтому этот этап истории первобытности определяется как эпоха классообразования.

Важнейшим событием в области культурного развития человечества в конце первобытной эры явилось изобретение в 4-м тысячелетии до н.э. письменности.

В этот период в области врачевания закреплялись и развивались навыки и приемы лечения недугов, расширялся круг лекарственных средств, совершенствовалось родовспоможение, изготовлялись инструменты из металла (меди, бронзы, железа) для врачевания, развивалась лечебная помощь раненым общинникам во время участившихся войн.


Оперативные методы врачевания данного периода:

  1. Ритуальное обрезание.

  2. Ампутация конечностей.

  3. Кесарево сечение.

Врачевание в первобытную эру не было примитивным для своего времени, и потому не может называться «примитивной медициной».

Болезни, существовавшие в любую эпоху истории человечества, представляли собой, с одной стороны, явление биологическое, так как развиваются они на почве человеческого организма в тесной связи с окружающей природой, а с другой — явление социальное, так как определяются конкретными условиями общественной жизни и деятельности человека.

Медицина первобытного человека имела дело только с отдельными симптомами, не знала общей картины болезни. Приемы первой помощи и примитивные хирургические вмешательства предшествовали знанию строения и функций человеческого тела. Медицина возникла из практических потребностей. Теоретические воззрения в медицине возникли из практики и позднее практики.

Однако уже на ранних ступенях развития медицины человек пытался дать ответ на вопрос о сущности болезни. Представления первобытного человека о причинах и сущности болезней возникли и развивались одновременно и в тесной связи с общим его мировоззрением. Мировоззрение первобытного человека на самых ранних стадиях было стихийно-материалистическим, реальным. Это нашло отражение в искусстве человека древнего каменного века, которое также имело реалистический характер. Человек наблюдал падение дерева, камня, ударял или испытывал сам удар палкой и причиненную этими явлениями боль и повреждения (ушиб, синяк, рану, перелом и даже смерть) связывал с реальным фактом падения дерева или камня, удара палкой и т.д. Многие понятия и термины народной речи до настоящего времени отражают древние представления народа о причинах болезней. Ощущение, производимое болезнями, народный язык сближал с ударом острого оружия: колотье, резь, ломота, стрельба. Телесные страдания люди рассматривают как следствие от удара или укола оружия: «удар», «ударило», «прострел», «прострелило», «разбит параличом», лихорадка (трясца).

Много лечебных приемов и средств, возникших в первобытнообщинном строе, сохранилось в народной медицине, которой и до настоящего времени пользуется значительное число людей.

Первые врачеватели, их социальный статус.

Вследствие накопления большого объема сведений о болезнях, лекарственных средствах и их применении при различных недугах, об эффективности лечения, о предупреждении болезней из среды соплеменников выделились представители, которые собирали, обобщали и хранили приобретенный в течение многих веков опыт, обогащали его, а затем передавали последующим поколениям. Такие врачеватели-профессионалы могли появиться лишь тогда, когда коллективный опыт, формировавшийся в период первобытного стада, уже не мог удовлетворить запросов людей в эпоху складывания и укрепления материнского рода. Вопросы врачевания были в числе первых, потребовавших разрешения и скопления знаний и навыков в руках наиболее способных членов родовых общин.


Первоначальное выделение врачевателей из среды соплеменников следует отнести ко времени перехода первобытного стада в первобытную родовую общину в процессе формирования материнского рода. Сосредоточение важнейших видов общественной деятельности в руках женщины, господство женщины в роде предопределили то обстоятельство, что и врачеванием на этой стадии человечества в основном занимались женщины. Так как поисками и собиранием растительной пищи в естественном виде занимались главным образом женщины, то они стали и первыми знатоками лекарственных растений.

В более позднее время роль женщины во врачевании нашла отзвук в письменных источниках и народных сказаниях, в которых упоминаются женщины, владевшие этим искусством: в Египте — могучая Полидамна, в Греции — русокудрая жена Агамеда, в Чехии — мудрая Каза, в Киевской Руси — Марина, лекарка Ильи Муромца.

По мере возвышения роли мужчины все чаще именно он начинает выполнять лечебные функции. Как правило, эти почетные обязанности оставляли за собой старейшины родов.

Обряды и заговоры как форма организации врачебной деятельности.

В период разложения первобытного общества становление классового неравенства вело к внутриплеменному расслоению, усилению племенной организации и, следовательно, укреплению культа племенных покровителей и религиозных представлений. Это обусловило появление профессиональных служителей культа.

Сфера деятельности служителей культа:

  1. Сохранение и передача положительных знаний.

  2. Толкование обычаев.

  3. Религиозные функции.

  4. Врачевание.

  5. Судопроизводство и т.п.

Часто основным их занятием было врачевание.

Со временем культовые обряды становились все более таинственными и непонятными большинству членов общины. Однако культо­вые обряды врачевания были явлением вторичным, — практика и эмпирический опыт, а не магия были той основой, из которой вырастали зачатки врачевания.

В наши дни в некоторых странах Азии, Америки, Африки, на островах Океании сохранились народные врачеватели — знахари. Подготовка знахарей велась (и в настоящее время ведется) индивидуально. Знания сохранялись в секрете и передавались от родителя детям или избран­ному для этих целей наиболее способному ребенку в племени.

Широко применялись заговоры и заклинания.

Заговор ― это словесная формула, имеющая якобы сверхъестественную силу.

Практической телью заговора было охранить человека от проникновения в его тела злого существа или духа, вызывающего болезнь, либо изгнать его из тела больного человека.

Отзвуки многих сторон медико-гигиенической деятельности людей эпохи первобытнообщинного строя дошли до нас в заговорах, последовательно формировавшихся под влиянием фетишизма, тотемизма, анимизма, а позднее — под влиянием церковной идеологии.


Например, заговоры на «унятие крови»: «на море — на океане (небо) сидит красная девица, швея-мастерица, держит иглу булатную, вдевает нитку шелковую, рудожелтую, зашивает раны кровавые», или: «на море-океане, на острове — на буяне девица красная шелком шила; шить не стала, руда перестала».

В них четко говорится о том, что «раны кровавые» сшивались иглами булатными и нитками шелковыми, и кровотечение останавливалось. И это хирургическое вмешательство проводила «девица красная», «швея-мастерица», т. е. женщина, обладавшая высоким мастерством. В этих заговорах слышатся отзвуки матриархата.

Как в любом другом действии народных врачевателей, дело не ограничивалось заговором, а завершалось рекомендацией.

Хотя первобытные люди при лечении болезней на первый план выдвигали заговоры, рациональные начала не только не сходили со сцены, но и укрепляли свои позиции.

Наиболее древние заговоры были основаны на вере в силу слова, но прежде всего на вере в заговорный обряд, само магическое воздействие, которые со временем отпали и забылись.

Обряд ― это система условных действий, имеющих якобы сверхъестественную силу.

К ритуальным обрядам, связанным с изгнанием духа болезни, относится и трепанация черепа.

Стремление изгнать дух болезни из тела больного породило целое направление культовой практики — шаманство, которое сочетало иррациональные ритуалы с применением рациональных средств и приемов врачевания.

Обряды проходили под открытым небом или в хижине — в святом месте. Во время обряда шаман, больной, члены племени занимали определенное место, выполняли определенные действия. Обряд сопровождался музыкой, пением, танцами. Шаман имел своеобразную форму одежды, или ее атрибуты. Шаман выступал как посредник между вселившимся духом болезни и больным. Обряд мог сопровождаться жертвоприношением.

Зарождение народной гигиены и народной медицины на территории Беларуси.

На территорию Беларуси в период ее заселения приходили люди, имевшие некоторые сведения об окружающем мире, владевшие приемами оказания помощи больным и некоторыми гигиеническими навыками.

Существенное значение в жизни первобытных людей на территории Беларуси с гигиенической точки зрения имел выбор места для селения, устройство жилищ.

Первобытные люди селились преимущественно на высоких песчаных берегах рек и озер, на верхних надпойменных террасах, прорезанных оврагами и защищенных от холодных ветров, а также вблизи мест, где росли злаки, велись охота на диких зверей и рыбная ловля.

На каждом новом историческом этапе жилища совершенствовались в гигиеническом отношении.

Существенное медико-гигиеническое значение в жизни первобытных людей имели керамические изделия. Глиняные сосуды появились на территории Беларуси в эпоху неолита. Предполагается, что им предшествовали сосуды из кожи, дерева, бересты и корзины, обмазанные глиной.