Файл: 7. Развитие физиологии и внутренней медицины в эпоху нового времени.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2019

Просмотров: 1266

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Истории болезней, которые М.Я. Мудров тщательно записывал в течение 20 с лишним лет «при постелях больных», были для него дороже самой богатой библиотеки: «Печатные книги, — писал он, — везде можно найти, истории болезней нигде. В 1812 г. все книги, составлявшие мое богатство и ученую роскошь, оставались здесь на расхищение неприятелю, но сей архив был везде со мною».

М.Я. Мудров внес также ощутимый вклад в развитие военной гигиены («Слово пользе и предметах военной гигиены...», 1809 г.), деонтологии («Слово о благочестии и нравственных качествах гиппократова врача», 1814 г.), в развитие учения о единстве и целостности организма.

Клинические школы Г.А. Захарьина и С.П. Боткина: направления исследований, достижения.

Григорий Антонович Захарьин (1829―1897 гг.) — основатель крупной клинической школы. Окончив медицинский факультет Московского университета (1852), он стал ординатором факультетской клиники у проф. А.И. Овера. Стажировался в Германии (у Р. Вирхова), Австрии (у Й. Шкоды) и Франции (у А. Труссо). По возвращении стал профессором Московского университета (с 1862 г.). Захарьин разработал оригинальный метод анамнеза — расспроса больного (греч. anamnesis — воспоминание). Описал зоны расстройства чувствительности при заболеваниях внутренних органов, которые получили название «зоны Захарьина–Геда». Его «Клинические лекции» стали классическими и неоднократно издавались в России и за рубежом. Захарьин имел славу «лучшего врача».

Сергей Петрович Боткин (1832―1889 гг.) создал крупнейшую в России научную терапевтическую школу и положил начало функциональному клинико-экспериментальному направлению в отечественной медицине.

В 1855 году С.П. Боткин окончил медицинский факультет Московского университета. Защитил докторскую диссертацию «О всасывании жира в кишках» (1860). В 28 лет стал профессором академической терапевтической клиники Петербургской Медико-хирургической академии (с 1881 г. ― Военно-медицинская академия). Соединив экспериментальную физиологию с клинической медициной, С.П. Боткин развивал клинико-экспериментальное направление. Он создал первую в России лабораторию экспериментальной медицины, которую в течение 10 лет (с 1878 г.) возглавлял И.П. Павлов.

Он впервые выявил инфекционную природу так называемый катаральной желтухи (болезнь Боткина, 1866 г.). Ему принадлежат приоритетные идеи в области физиологии и патологии сердца и сосудов, кроветворения (активная роль периферических сосудов в кровообращении; два выявленных им симптома митрального стеноза). Его «Курс клиники внутренних болезней» (1867―1875 гг.) и «Клинические лекции» (1887 г.) служили руководством для многих поколений отечественных врачей.

С.П. Боткин был первым русским врачом, назначенным лейб-медиком императорского двора. Он был председателем Общества русских врачей в Петербурге (с 1878 г.); участвовал в организации больниц и школьного санитарного надзора; под его руководством была организована бесплатная помощь неимущим петербуржцам.


Из 106 учеников С.П. Боткина 40 стали докторами медицины, многие из них возглавили ведущие клинические кафедры и лаборатории в разных городах страны.

10. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНЫХ ЦЕЛЕЙ ЗАНЯТИЯ

Темы рефератов (УИРС).

1. И.П. Павлов — выдающийся физиолог ХХ века.

2. М.Я. Мудров как основоположник отечественной внутренней медицины.

11. САМОКОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ

ТЕСТ

1. Кто является основоположником первой российской школы патофизиологов?

Варианты ответа:

а) В.В. Пашутин;

б) И.П. Павлов;

в) И.И. Мечников.

2. Кто создал теорию целлюлярной патологии?

Варианты ответа:

а) Карл Рокитанский;

б) Рудольф Вирхов.

2. Основателем чего является И.М. Сеченов?

Варианты ответа:

а) микробиологии. ;

б) кардиологии;

в) физиологической школы.

4. Что создал А.М. Филомафитский?

Варианты ответа:

а) аппараты для переливания крови;

б) маску для эфирного наркоза;

в) стетоскоп.

5. Кто является основоположник нервно-мышечной физиологии и электрофизиологии?

Варианты ответа:

а) Иоганнес Мюллер;

б) Франсуа Мажанди;

в) Клод Бернар;

г) Эмиль Дюбуа-Реймон.

6. В каком году И.П.Павлов был удостоен Нобелевской премии?

Варианты ответа:

а) в 1904 г.;

б) в 1903 г.;

в) 1906 г.

7. Основоположником какого учения является И.М. Сеченов?

Варианты ответа:

а) учения о рефлексах головного мозга;

б) научной психологии;

в) учения о высшей нервной деятельности.

8. Кто сформулировал концепцию о единстве организма и внешней среды?

Варианты ответа:

а) Н.Е. Введенский;

б) И.М. Сеченов;

в) И.П. Павлов.

9. Кто выявил условные и безусловные рефлексы?

Варианты ответа:

а) И.П. Павлов;

б) И.М. Сеченов;

в) Е.О. Мухин.

10. Кто в 1904 году был удостоен Нобелевской премии за работу по физиологии пищеварения?

Варианты ответа:

а) С.П. Боткин;

б) И.П. Павлов;

в) И.М. Сеченов.

11. Что определил Джованни Баттиста Морганьи?

Варианты ответа:

а) что каждая болезнь вызывает определенные изменения в конкретном органе (органопатология);

б) что болезнетворный процесс поражает не весь орган, а только его ткани (тканевая патология).

12. Кто предложил первый спиртовой и ртутный термометр?

Варианты ответа:

а) Даниэль Габриэль Фаренгейт;

б) Рене Антуан Реомюр;

в) Андрес Цельсий.

13. Кто предложил Перкуссию как метод обследования больного?

Варианты ответа:

а) Рене Теофил Гиацинт Лаэннек;

б) Йозеф Шкода;

в) Леопольд Ауэнбруггер.

14. С каким именем связано появление первых стетоскопов?

Варианты ответа:

а) Пьера Адольфа Пьорри;

б) Рене Теофила Гиацинта Лаэннека;

в) Леопольда Ауэнбруггера.

15. Кто является основоположником клинического преподавания и клинической медицины в России?

Варианты ответа:

а) М.Я. Мудров;

б) С.Г. Зыбелин;

в) С.П. Боткин;

г) Г.А. Захарьин.

16. Кем был разработан метод анамнеза?

Варианты ответа:

а) С.Г. Зыбелин;

б) Г.А. Захарьин;

в) С.П. Боткин.

17. Что создал С.П. Боткин?

Варианты ответа:

а) первую в России лабораторию экспериментальной медицины;


б) первую в России Госпитальную школу.

18. Кому принадлежит труд: «Слово о способе учить и учиться Медицине Практической, или деятельному Врачебному Искусству при постелях больных»?

Варианты ответа:

а) С.П. Боткину;

б) М.Я. Мудрову;

в) Г.А. Захарьину.

XIX. Первый профессор Московского университета, который читал лекции на русском языке:

1. С.Г.Зыбелин.

2. М.В.Ломоносов.

3. М.И.Шеин.

XX. Кто создал первую в России лабораторию экспериментальной медицины?:

1. Г.А.Захарьин.

2. С.П.Боткин.

3. М.Я.Мудров.

12. ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. История медицины / П. Е. Заблудовский [и др.] М.: Медицина, 1981. 325 с.

2. Лисицын Ю.П. История медицины: учебник / Ю.П.Лисиным. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. 400 с.

3. Мультановский И.П. История медицины. Изд. 2-е, перераб. и доп. /М.П.Мультановский. М.: Медицина, 1967. 272 с.

4. Сорокина Т.С. История медицины. Изд. 4-е, перераб. и доп. /Т.С.Сорокина. М., 2005. 554 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Грибанов Э.Д. Медицина в символах и эмблемах / Э.Д.Грибанов. М.: Медицина, 1990. 208 с.