Файл: 7. Развитие физиологии и внутренней медицины в эпоху нового времени.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2019
Просмотров: 1268
Скачиваний: 16
Пашутин ввел в общую патологию идеи нервизма. Ему принадлежат фундаментальные исследования по обмену веществ (учение об авитаминозе) и газообмену (учение о гипоксии), голоданию, пищеварению и деятельности желез внутренней секреции. Пашутин впервые определил патологическую физиологию как «философию медицины». Его двухтомное руководство «Лекции по общей патологии (патологической физиологии)» (1878, 1891 гг.) и «Курс общей и экспериментальной патологии (патологическая физиология)» (1902 г.) долгое время оставались основными учебниками по патологической физиологии.
Разработка вопросов физиологии дыхания, пищеварения, сердечно–сосудистой системы, нервной деятельности в трудах A.M. Филомафитского, Е.О. Мухина, И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Н.Е. Введенского.
В России создание основ материалистического направления в физиологии, прежде всего, связано с деятельностью Алексея Матвеевича Филомафитского (1807―1849 гг.) — основоположника московской физиологической школы. В 1833 году он защитил диссертацию «О дыхании птиц» на степень доктора медицины. В 1835 году А. М. Филомафитский стал профессором Московского университета, а в 1836 создал учебник «Физиология, изданная для руководства своих слушателей» первый отечественный учебник физиологии.
А.М. Филомафитский был одним из пионеров экспериментального метода в российской физиологии и медицине. Вместе с Н.И. Пироговым он разрабатывал метод внутреннего наркоза, изучал вопросы физиологии дыхания, пищеварения, переливания крови («Тракт о переливании крови», 1848 г.); создал аппараты для переливания крови, маску для эфирного наркоза и другие физиологические приборы.
Иван Михайлович Сеченов (1829―1905 гг.) — великий русский ученый, отец русской физиологии, основатель русской физиологической школы, основоположник учения о рефлексах головного мозга и научной психологии.
Рефлекторная теория является одной из основных теоретических концепций физиологии и медицины. В 1856 г. он с отличием окончил медицинский факультет Московского университета. В разные годы он заведовал кафедрами физиологии в университетах Одессы, Петербурга и Москвы. Его работы по физиологии дыхания и крови, газообмену, растворению газов в жидкостях и обмену энергии заложили основы будущей авиационной, а затем и космической физиологии.
Самой замечательной областью его исследований является физиология центральной нервной системы.
До Сеченова рефлекторный принцип применялся лишь к деятельности спинного мозга.
И.М. Сеченов впервые распространил рефлекторный принцип на деятельность головного мозга. В 1862 г. в экспериментах на лягушках, с послойной перерезкой и раздражением центров головного мозга кристалликами поваренной соли он показал, что в зрительных буграх и продолговатом мозге имеются механизмы, активно задерживающие рефлекторные движения. Таким образом, он открыл центральное (сеченовское) торможение и впервые продемонстрировал, что наряду с процессом возбуждения в центральной нервной системе существует другой активный процесс — торможение, без которого немыслима интегративная деятельность центральной нервной системы.
Продолжая эксперименты, Сеченов пришел к выводу о «родстве психических явлений с так называемыми нервными процессами, актами чисто соматическими» (по способу их рефлекторного происхождения).
Сеченов выдвинул идею о рефлекторной основе психической деятельности и впервые предложил подойти к изучению психических процессов с помощью физиологических методов.
Труд «Рефлексы головного мозга» (1863 г.).
И.М. Сеченов сформулировал также одно из важнейших материалистических положений физиологии — концепцию о единстве организма и внешней среды: «Среда, в которой существует животное, оказывается фактором, определяющим организацию. Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него».
Николай Евгеньевич Введенский (1852―1922 гг.) — внес значительный вклад в развитие физиологии возбудимых тканей и нервной системы в целом. В 1887 г. он защитил докторскую диссертацию «О соотношении между раздражением и возбуждением при тетанусе». Используя телефонный аппарат, он впервые прослушал ритмическое возбуждение в нерве (1884 г.). Изучая явления тетануса, показал способность мионеврального синапса трансформировать импульсы и на этой основе открыл явления оптимума и пессимума раздражения (1886 г.). Введенский ввел понятие лабильности и создал учение о парабиозе, которое изложено в его монографии «Возбуждение, торможение и наркоз» (1901 г.).
Иван Петрович Павлов (1849―1936 гг.) — великий русский ученый, создатель учения о высшей нервной деятельности, новатор экспериментальных методов исследования поведения животных (физиологии больших полушарий головного мозга), основатель крупнейшей физиологической школы. В 1870 г. окончил Рязанское духовное училище и Рязанскую духовную семинарию. В 1870 г. он поступил в Императорский Санкт-Петербургский университет — сначала на юридический факультет, потом перешел на физико-математический.
Павлов изучал нервы, регулирующие работу сердца. Затем, сделав заключение о возможности подобных механизмов регуляции и для других внутренних органов, заинтересовался нервной регуляцией пищеварения, и в частности, поджелудочной железы. В 1876 г. он поступил на третий курс Медико-хирургической академии (МХА). Выполнил свою диссертацию «Центробежные нервы сердца» на степень доктора медицины (1883 г.) и начал исследования по физиологии пищеварения.
В 1890 г. И. П. Павлов был избран профессором кафедры фармакологии, а с 1895 г. ― кафедры физиологии Военно-медицинской академии.
Павлов ввел в практику физиологических исследований метод хронического эксперимента, благодаря которому стало возможным изучение процессов пищеварения на целостном, практически здоровом животном.
Более того, он разработал несколько оригинальных хирургических операций для подготовки животных к хроническому эксперименту — эзофаготомии с выведением пищевода на поверхность кожи (метод мнимого кормления), операцию изолированного «малого желудочка», разного рода фистул (желудка, пищевода и слюнного протока). В результате в хроническом эксперименте Павлов изучал функции целостного организма и здорового животного, находящегося в естественных условиях.
Изучая пищеварительную секрецию и поведение животных в хроническом эксперименте, Павлов выявил рефлексы нового типа, которые формируются и закрепляются при определенных условиях окружающей среды. Он назвал их условными (1901) в отличие от уже известных прирожденных рефлексов, которые имеются от рождения у всех животных данного вида (их Павлов назвал безусловными).
В 1897 г. вышли в свет его «Лекции о работе главных пищеварительных желез».
В 1897 г. вышла в свет монография Павлова «Лекции о работе главных пищеварительных желез», в которой он обобщил свои исследования и работы своих сотрудников по физиологии пищеварения.
И.П. Павлов был удостоен Нобелевской премии в 1904 г. «за работу по физиологии пищеварения, благодаря которой было сформировано более ясное понимание жизненно важных аспектов этого вопроса».
Исследования Павлова в области физиологии пищеварения, сердечно-сосудистой системы и высших отделов центральной нервной системы являются классическими.
Ефрем Осипович Мухин (1766―1859 гг.) — анатом и физиолог, хирург, гигиенист и судебный медик.
Будучи профессором Московской Медико-хирургической академии (1795―816 гг.) и медицинского факультета Московского университета (1813―1835 гг.), Е.О. Мухин признавал ведущую роль нервной системы в жизнедеятельности организма и возникновении многих заболеваний.
Развитие внутренней медицины (терапии) в Западной Европе: термометрия (Д.Г. Фаренгейт, Р.А.Ф. Реомюр, А. Цельсий, Г. Бургав), применение перкуссии (Л. Ауэнбруггер) и аускультации (Р.Т.Г Лаэннек).
В начале XVIII в. в клиниках Европы не применялось ни одного диагностического прибора или инструментального метода обследования больного.
При постановки диагноза врач исходил из результатов опроса больного — анамнеза (лат. anantnesis — воспоминание), прощупывания пульса, осмотра больного и его выделений. Теплоту тела определяли эмпирически (приложением руки) вплоть до второй половины XIX в. (тогда как первый термометрический прибор уже был изобретен Г. Галилеем в конце XVI в., а затем модифицирован Санторио в начале XVII в.).
Термометрия. Первый надежный спиртовой (1709 г.), а позднее и ртутный (1714 г.) термометр со шкалой от 0 до 600° предложил один из выдающихся ученых своего времени — Даниэль Габриэль Фаренгейт (1686―1736 гг.), работавший в Голландии. В качестве исходных он использовал точки отсчета. Первая — 0 F определяется в сосуде со смесью льда, воды, солей аммония и морской соли. Вторая — 32 F соответствует точке таяния льда. Третья — 96 F — нормальная температура полости рта. Температура кипения по Фаренгейту 212 F — на 180° выше точки таяния льда.
Г. Бурхааве был первым врачом, применившим собственную модификацию термометра Фаренгейта для определения темперами тела больного. Термометр Фаренгейта первым вошел в клиническую практику, но большие размеры значительно затрудняли его применение.
В 1730 г. французский естествоиспытатель Рене Антуан Фершо Реомюр (1683―1757 гг.) изобрел спиртовой термометр со шкалой от 0° до 80° (0° R соответствовал температуре замерзания воды). Приняв объем спирта при 0° за 1000 условных единиц, Реомюр нагрел его до температуры кипения воды, что по его шкале соответствовало 1080 единицам объема, т.е. на 80 единиц больше первоначального объема. Вот почему температура кипения воды по Реомюру соответствует 80°.
Термометр Реомюра оказался весьма удобным, однако последнее слово в вопросе градуирования шкалы принадлежит шведскому астроному и физику Андерсу Цельсию (1701―1744). В 1742 г. он предложил стоградусную шкалу, в которой 0° С соответствовал температуре кипения воды, а 100° ― точке таяния льда. Впоследствии М. Штрёмер (Швейцария) перевернул шкалу Цельсия, сделав 0 точкой таяния льда и началом отсчета. В таком виде термометр приобрел мировую известность.
В клиническую практику термометрия входила с трудом.
Перкуссия. Как метод обследования больного перкуссия в Европе не применялась до середины XVIII в., когда венский врач Леопольд Ауэнбруггер (1722―1809 гг.) впервые предложил этот метод физического обивания больного.
Будучи сыном трактирщика, Л. Ауэнбруггер часто наблюдал, как отец определял количество вина в бочках, простукивая их стенки. Возможно, эти наблюдения навели его на мысль об использовании выстукивания для определения наличия жидкости в грудной полости. Он изучал звуки, издаваемые при простукивании грудной клетки в здоровом и больном организме. Свои клинические наблюдения он сопоставлял с данными патологоанатомических вскрытий. В 1761 году выходит его труд «Новое открытие, позволяющее на основании данных выстукивания грудной клетки человека, как принака, обнаружить скрытые в глубине грудные болезни».
При какой бы болезни ни был обнаружен неестественный звук, получаемый при выстукивании груди, он всегда будет указывать на наличие большой опасности, считал Ауэнбруггер.
Перкуссия (лат. percussio; от percutere — постукивать), так хорошо известная сегодня и с таким трудом входившая в медицинскую практику.
Посредственная аускультация. Непосредственная аускультация (лат. auscultatio — выслушивание; tnauscultare — внимательно слушать). Теофил Гиацинт Лаэннек (1782―1826 гг.) — будучи студентом Парижского университета, Лаэннек начал работу по изучению чахотки (греч. phthisis; от phthio — чахнуть, сохнуть). Патологоанатомические вскрытия умерших от этой болезни выявляли в различных органах специфические образования, которые Лаэннек назвал туберкулами (лат. tuberculum — бугорок, узелок). Они возникали и развивались без внешних признаков, а когда симптомы болезни проявлялись, спасти больного было уже не возможно. Выслушивание ухом не давало ощутимых результатов. Никаких средств прижизненной диагностики еще не было.
В 1816 возвращаясь из клиники через парк Лаэннек обратил внимание на шумную ватагу ребят, игравших вокруг бревен строительного леса. Одни дети прикладывали ухо к концу бревна, а другие с большим энтузиазмом колотили палкой по противоположному его концу: звук, усиливаясь, шел внутри дерева. Лаэннек увидел решение проблемы.
Поводом для первого применения метода посредственной аускультации при помощи бумажного стетоскопа послужила полнота 19-летней девушки. «Возраст и пол больной, — писал Лаэннек, — не позволили мне применить... непосредственную аускультацию ухом, приложенным к области сердца... Я попросил несколько листов бумаги, свернул их в тугой цилиндр, приставил один его конец к области сердца и приложил ухо к другому. Я был в равной степени и удивлен и удовлетворен, когда услышал удары сердца такие ясные и отчетливые, какими никогда не слышал их при непосредственном приложении уха к области сердца».
Первые стетоскопы (лат. stethoscopium; от греч. stethos — грудь и skopeo — смотрю, исследую) были из бумаги, потом из древа разных пород.
Труд «О посредственной аускультации или распознавании болезней легких и сердца, основанном главным образом на этом новом методе исследования». Шесть лет спустя после выхода в свет его основополагающего труда Рене Лаэннек скончался от туберкулеза — болезни, для победы над которой он сделал более чем кто-либо другой.
В России первое описание перкуссии было сделано профессором Медико-хирургической академии Ф. Уденом (1754―1823 гг.). Заслуга внедрения перкуссии и аускультации в клиническую практику принадлежит П.А. Чаруковскому (1790―1842 гг.) в Петербурге и Г.И. Сокольскому (1807―1886 гг.) в Москве.
Научная и практическая деятельность С.Г. Зыбелина,
М.Я. Мудрова.
Первым русским профессором медицинского факультета Московского униниверситета был Семен Герасимович Зыбелин (1735―1802гг.). В 1758 г. он окончил философский факультет Московского университета, несколько месяцев учился в академическом Университете при Академии наук, которым в то время руководил М. В. Ломоносов, и в 1759 г. был направлен в Лейден для получения степени доктора медицины.
В 1764 г. С.Г. Зыбелин успешно защитил докторскую диссертацию и, вернувшись в Россию в 1765 г., начал преподавание теоретической медицины (физиологии и патологии с общей терапией и диететикой). Он был первым профессором Московского университета, который начал читать лекции на русском (1768 г.), а не на латыни.
С.Г. Зыбелин сыграл заметную роль в развитии гигиены и общественной медицины, которая в то время находилась на этапе своего становления (оспопрививание, эпидемия чумы в Москве в 1771 г., борьба с детской смертностью и др.).
Крупнейшим терапевтом России первой половины XIX в. был выпускник Московского Университета (1800 г.) впоследствии его профессор патологии и терапии (1809 г.) и декан медицинского факультета Матвей Яковлевич Мудров (1776―1831гг.) Он явился основоположником клинического преподавания и клинической медицины в России. Его система клинического обследования и индивидуально подхода к больным («лечить не болезнь, а больного») принесла ему славу выдающегося терапевта первой четверти XIX в. Основные ее положения сформулированы в «Слове о способе учить и учиться Медицине Практической, или деятельному Врачебному Искусству при постелях больных» (1820 г.).