ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2019
Просмотров: 4344
Скачиваний: 6
141
признаваться
с
одинаковым
равнодушием
в
своих
как
добрых
,
так
и
дурных
поступках
, -
следствие
чувства
превосходства
,
быть
может
мнимого
».
18
Человек
-
Волк
.
Мои
воспоминания
о
Зигмунде
Фрейде
.
В
кн
.:
Человек
-
Волк
и
Зигмунд
Фрейд
.
Киев
: PORT-ROYAL, 1996.
С
.149.
19
Человек
-
Волк
.
Воспоминания
о
моем
детстве
.
В
кн
.:
Человек
-
Волк
и
Зигмунд
Фрейд
.
Киев
: PORT-ROYAL, 1996.
С
.32.
20
Впервые
в
отечественной
культуре
эта
тема
было
обыграна
в
аналитическом
ключе
писателем
Виктором
Пелевиным
в
его
культовом
тексте
«
Проблема
верволка
в
Средней
полосе
».
21
См
.
главу
«
Инфантильное
возвращение
тотема
»
в
книге
«
Тотем
и
табу
».
22
Стоит
напомнить
,
что
псевдоним
«
маленький
Ганс
»
Герберт
Граф
получил
благодаря
шумной
известности
циркового
коня
Ганса
,
способного
угадывать
мысли
и
правильно
выполнять
загаданные
желания
и
команды
.
При
этом
лошадь
просто
реагировала
на
микромоторику
и
мимику
человека
,
ожидающего
от
нее
правильного
выбора
из
предложенных
вариантов
.
Выбрав
ребенку
лошадиный
псевдоним
,
Фрейд
не
только
намекал
на
природу
его
фобии
,
не
только
был
последователен
в
звериных
кличках
своих
пациентов
(
Дорой
,
к
примеру
,
звали
его
собаку
),
но
и
намекал
на
ответственность
взрослых
людей
перед
ребенком
,
полуживотным
-
получеловеком
,
которого
они
приручили
и
который
полностью
ментально
зависим
от
их
явных
или
бессознательных
запросов
.
23
Сам
Фрейд
,
правда
,
избегал
так
отчетливо
именовать
описываемую
им
социальную
болезнь
по
причине
своей
предельной
осторожности
в
национальном
вопросе
;
нам
же
,
носителям
этого
заболевания
,
нечего
стыдиться
называть
вещи
своими
именами
.
24
В
материале
случая
есть
даже
элемент
исторического
предвидения
.
А
как
же
иначе
можно
оценить
описание
судьбы
немецкого
учителя
Карла
,
так
быстро
убедившего
Человека
-
Волка
в
том
,
что
«
Бог
есть
дерьмо
»,
а
затем
изгнанного
со
двора
?
25
Наиболее
известный
и
наиболее
классический
результат
подобного
рецидива
«
нарциссической
недостаточности
» –
движение
декабристов
. 1917
год
лишь
начался
симптоматикой
этого
традиционного
для
людей
-
волков
заболевания
.
Последующая
за
тем
кровавая
вакханалия
была
уже
не
проявлением
болезни
,
а
варварским
,
дикарским
способом
ее
лечения
(
по
принципу
: «
Нет
человека
,
нет
проблемы
»).
26
Причем
у
мазохистичности
есть
и
своя
позитивная
сторона
.
Автор
исследования
,
посвященного
судьбе
Человека
-
Волка
,
и
инициатор
издания
сборника
«
Зигмунд
Фрейд
и
Человек
-
Волк
»
Мюриел
Гардинер
заметила
в
своем
материале
«
Встречи
с
Человеком
-
Волком
(1938-1949)»,
что
«
лишения
военных
лет
улучшили
его
психическое
здоровье
».
То
же
отмечал
и
Фрейд
,
зафиксировавший
после
встречи
с
пациентом
в
1919
году
,
что
«
лишение
дома
,
собственности
и
всех
семейных
связей
…
внесли
свой
вклад
в
восстановление
его
здоровья
» (
Зигмунд
Фрейд
и
Человек
-
Волк
.
Киев
: PORT-ROYAL,
1996.
С
.287).
27
Текст
книги
«
Из
истории
одного
детского
невроза
»
позволяет
заподозрить
наличие
двусмысленности
в
самом
термине
«
психоанализ
».
Фрейду
,
с
его
комплексом
Анти
-
Мидаса
,
явно
по
душе
пришелся
пациент
,
давший
многочисленными
проявлениями
своей
анальной
продуктивности
(
даже
картины
свои
он
портил
,
чрезмерно
насыщая
их
коричневой
краской
)
повод
аналитику
продемонстрировать
глубину
своего
понимания
подобной
проблематики
.
Именно
глубинная
анальность
самого
психоанализа
,
проявляющаяся
во
всех
без
исключения
формах
его
ритуальной
самоорганизации
(
от
символики
временных
и
денежных
игр
до
пресловутой
позиции
сзади
пациента
),
позволила
ему
так
адекватно
проникнуть
в
русскую
душу
.
Пытаясь
,
как
обычно
,
при
помощи
пациента
решить
проблему
собственной
анальной
фиксации
,
Фрейд
,
рассуждая
об
анальных
истоках
подключения
людей
-
волков
к
христианской
вере
,
попытался
отмежеваться
от
них
,
демонстрируя
читателю
«
правильную
»
интерпретацию
Святого
Духа
,
символизирующего
,
якобы
,
громкое
и
надсадное
дыхание
отца
во
время
коитуса
.
Но
с
профессиональной
точки
зрения
такая
уловка
просто
несерьезна
;
слишком
уж
очевидно
142
напрашивающееся
здесь
чисто
анальное
истолкование
,
породившее
известный
каламбур
«
Пир
Духа
».
28
Разведение
двух
типов
анальной
ориентации
позволяет
пролить
свет
на
загадку
бессознательной
природы
глубинной
неприязни
,
питаемой
Западной
Европой
как
культурным
сообществом
по
отношению
к
России
,
неприязни
,
ставшей
со
времен
Н
.
Я
.
Данилевского
грустной
и
дорого
нам
обходящейся
геополитической
аксиомой
.
Анально
-
накопительный
тип
(
личности
и
культуры
)
представляет
собой
зафиксированное
кастрационными
переживаниями
переходное
образование
,
изначально
служащее
мостом
от
анальной
продуктивности
к
продуктивности
генитальной
.
Переход
этот
основан
на
принятии
и
закреплении
ряда
культурных
табу
,
концентрированным
инфантильным
выражением
которых
является
отвращение
к
собственным
экскрементам
.
Лишенец
(
а
представителя
анально
-
накопительного
типа
,
несомненно
,
является
таковым
,
будучи
лишен
простых
анальных
радостей
)
бессознательно
всегда
ненавидит
того
,
кто
,
не
приняв
на
себя
мучающих
его
запретов
,
выступает
провокатором
запретных
и
потому
сверхсильных
влечений
.
Нечто
подобное
Фрейд
описал
в
«
Неудовлетворенности
культурой
»
по
поводу
бессознательного
негативизма
,
питаемого
представителями
европейкой
культуры
к
своему
четвероногому
другу
–
собаке
.
Пожирая
свои
экскременты
,
собака
напрягает
наши
,
не
столь
уж
прочно
преодоленные
инфантильные
желания
и
становится
объектом
культурной
агрессии
(
по
крайней
мере
,
как
отмечал
Фрейд
,
в
языковом
пространстве
). «
Русскость
»,
рассматриваемая
как
культурное
сообщество
,
подобно
этой
собаке
.
Столетиями
соседствуя
с
западной
цивилизацией
и
культурно
питаясь
ее
объедками
,
мы
всегда
на
шаг
отстаем
от
нее
в
психоисторическом
развитии
,
самой
своей
неразвитостью
провоцируя
желание
нас
уничтожить
как
живое
напоминание
о
не
столь
давно
и
не
столь
прочно
преодоленной
собственной
неполноценности
.
Стоит
напомнить
,
что
Фрейд
успел
вскрыть
природу
еще
нескольких
векторов
культурного
отталкивания
,
потенциально
заложенных
в
пространстве
западноевропейской
цивилизации
.
Его
исследования
основ
западноевропейского
антиамериканизма
и
антисемитизма
по
сей
день
являются
преступно
мало
востребованными
шедеврами
психоанализа
филогенетических
культуральных
схем
,
конфликты
которых
определяют
,
в
конечном
счете
,
ход
мировой
истории
.
29
См
.
Мюриел
Гардинер
.
Еще
одна
встреча
с
Человеком
-
Волком
.
В
кн
.:
Человек
-
Волк
и
Зигмунд
Фрейд
.
Киев
: PORT-ROYAL, 1996.
С
.296-302.
30
Истоки
этой
своеобразной
«
русскости
»
Фрейда
носят
не
филогенетический
,
а
инфантильный
характер
,
производны
от
комплексного
воздействия
на
него
случайных
обстоятельств
родительского
влияния
.
И
тем
не
менее
данное
совпадение
позволяет
нам
с
вами
весьма
оптимистично
оценивать
шансы
распространения
в
России
именно
фрейдовского
,
классического
психоанализа
.
31
См
.
Фрейд
З
.
Анализ
фобии
пятилетнего
мальчика
.
В
кн
.:
Зигмунд
Фрейд
.
Психоаналитические
этюды
.
Минск
:
Беларусь
, 1991.
С
.369.
32
На
полном
серьезе
рассчитывая
на
принятие
своего
предложения
,
Фрейд
собирался
получить
с
русского
императора
такое
громадное
вознаграждение
,
что
всех
последующих
пациентов
имел
намерение
лечить
бесплатно
.
33
Я
имею
в
виду
исследование
Фрейдом
личности
американского
президента
Вильсона
.
См
.
Зигмунд
Фрейд
,
Уильям
Буллит
.
Томас
Вудро
Вильсон
, 28-
й
президент
США
.
Психологическое
исследование
.
М
.:
Прогресс
, 1992.
34
«…
не
вправе
ли
мы
поставить
диагноз
,
согласно
которому
многие
культуры
или
даже
целые
культурные
сообщества
(
а
возможно
,
и
все
человечество
)
сделались
«
невротическими
»...?
За
классификацией
этих
неврозов
могли
бы
последовать
терапевтические
рекомендации
.
Подобная
попытка
применения
психоанализа
к
культурному
сообществу
не
была
бы
ни
бессмысленной
,
ни
бесплодной
…
Что
же
касается
терапии
,
то
самый
приближенный
к
реальности
анализ
социального
невроза
ничем
бы
не
помог
–
кто
располагает
таким
авторитетом
,
чтобы
принудить
массу
лечиться
?
Несмотря
143
на
все
эти
затруднения
,
следует
ожидать
,
что
однажды
кто
-
нибудь
отважится
на
изучение
патологии
культурных
сообществ
» (
З
.
Фрейд
«
Неудовлетворенность
культурой
».
В
кн
.
Зигмунд
Фрейд
.
Психоанализ
.
Религия
.
Культура
.
М
.:
Ренессанс
, 1992.
С
.133).
35
В
1910
году
,
в
работе
о
Леонардо
да
Винчи
,
Фрейд
обосновал
чисто
фантазийную
природу
инфантильных
воспоминаний
и
их
производность
от
мифологических
содержаний
филогенетических
схем
,
что
открыло
дорогу
для
вторжения
в
инфантильные
ресурсы
психики
пациента
,
для
формирования
и
внедрения
в
его
память
искусственной
психоаналитической
модели
детства
.
36
Фантом
доктора
Флиса
продолжал
преследовать
Фрейда
спустя
многие
годы
после
их
разрыва
.
В
частности
,
анализируя
эмоциональный
накал
своих
отношений
со
Штекелем
,
Фрейд
отмечал
,
что
немаловажное
значение
в
их
размолвке
сыграло
то
обстоятельство
,
что
Штекеля
также
звали
Вильгельмом
.
37
В
случае
Доры
речь
,
напоминаю
,
шла
о
готовности
Фрейда
принять
на
себя
проекцию
фигур
отца
пациентки
и
господина
К
.,
ее
молодого
ухажера
,
и
о
полном
игнорировании
им
признаков
переноса
,
связанного
с
соблазненной
и
покинутой
служанкой
и
,
что
самое
важное
, -
с
госпожой
К
.,
интимной
подругой
пациентки
,
с
которой
она
вела
долгие
беседы
на
сексуальные
темы
.
38
Фрейд
,
скорее
всего
,
с
самого
начала
лечения
был
психологически
признан
пациентом
как
своеобразная
реинкарнация
этого
учителя
–
Карла
Риделя
.
Достаточно
процитировать
соответствующее
место
из
мемуаров
Сергея
Панкеева
: «
Затем
появился
австриец
г
-
н
Ридель
,
который
несколько
лет
подряд
жил
с
нами
…
У
него
были
маленькие
серые
глазки
,
несколько
приплюснутый
нос
и
острая
бородка
.
Г
-
н
Ридель
не
был
моим
учителем
,
но
,
поскольку
я
проводил
с
ним
практически
целый
день
,
вскоре
я
научился
бегло
говорить
по
-
немецки
.
Он
был
прекрасно
образованным
и
серьезным
человеком
,
и
хотя
ему
было
уже
за
сорок
,
надеялся
получить
профессорство
…
в
Венском
университете
.
Он
относился
ко
мне
скорее
как
к
своему
юному
товарищу
,
и
мы
с
ним
прекрасно
понимали
друг
друга
…» (
Человек
-
Волк
.
Воспоминания
о
моем
детстве
.
В
кн
.:
Человек
-
Волк
и
Зигмунд
Фрейд
.
Киев
: PORT-ROYAL, 1996.
С
.31).
Совпадений
слишком
много
,
чтобы
счесть
их
случайными
.
Фрейд
почувствовал
это
и
,
по
словам
Панкеева
, «
уделил
особое
внимание
тому
влиянию
,
которое
оказал
г
-
н
Ридель
на
мое
отношение
к
религии
»
(
там
же
,
с
.32).
Он
желал
являться
пациенту
новым
немецкоязычным
учителем
,
рационально
снимающим
остатки
культуральных
зависимостей
.
Но
в
том
-
то
и
дело
,
что
австриец
Ридель
был
учителем
не
самого
Панкеева
,
а
его
сестры
;
именно
эту
роль
навязывал
Фрейду
пациент
,
желая
общаться
со
своей
латентной
женственностью
(
сестрой
)
при
посредничестве
психоаналитика
,
а
не
на
мучительном
языке
симптомов
.
Возможно
,
что
именно
благодаря
данному
обстоятельству
анализ
и
продлился
столь
длительное
время
.
История
г
-
на
Риделя
окончилась
его
влюбленностью
в
сестру
пациента
и
изгнанием
из
имения
.
Фрейд
был
бы
«
изгнан
»
из
интимного
мирка
души
пациента
,
если
бы
поддался
на
провокацию
отыгрывания
сестринского
оттенка
описываемого
переноса
.
Но
,
наученный
опытом
подобного
рода
«
изгнания
»,
имевшего
место
в
случае
Доры
,
доктор
Фрейд
обошел
данное
затруднение
окольными
путями
искусственных
фаллосоцентричных
интерпретаций
,
удлинив
анализ
(
а
практически
–
сделав
его
бесконечным
),
но
зато
избежав
его
разрыва
по
инициативе
пациента
.
39
Достаточно
напомнить
,
что
обе
свои
фундаментальные
работы
по
женской
психологии
– «
Женская
сексуальность
»
и
«
Женственность
» –
он
посмел
написать
только
в
1931
и
1932
годах
соответственно
.
40
Не
этим
ли
объясняется
столь
тотальный
и
долговременный
запрет
Фрейда
,
связанный
с
опубликованием
его
клинических
записей
,
столь
,
казалось
бы
,
ценных
для
последующих
поколений
психоаналитиков
?
41
Не
отсюда
ли
вытекает
наметившееся
в
последние
годы
разделение
российского
психоанализа
на
два
идеологически
несхожих
направления
?
Первое
из
них
,
западническое
,
настаивает
на
чистоте
и
неизменности
заимствования
у
иностранных
144
коллег
психоаналитической
теории
и
техники
;
тогда
как
второе
,
почвенническое
,
требует
адаптации
психоанализа
к
российской
культурной
традиции
и
к
российским
жизненным
реалиям
.
Разделяет
эти
направления
,
делает
их
альтернативными
как
раз
именно
отношение
к
«
русскости
»
как
совокупности
глубинно
-
психологических
качеств
.
Западники
считают
ее
объектом
терапии
(
или
,
по
крайней
мере
,
игнорируют
ее
специфику
),
а
почвенники
,
напротив
,
связывают
с
нею
и
только
с
нею
свои
профессиональные
и
гражданские
замыслы
.
42
Воспоминания
Человека
-
Волка
.
В
кн
.:
Человек
-
Волк
и
Зигмунд
Фрейд
.
Киев
: PORT-
ROYAL, 1996.
С
.90.
43
Брюнсвик
Р
.
М
.
Дополнение
к
статье
Фрейда
«
Из
истории
одного
детского
невроза
».
В
кн
.:
Человек
-
Волк
и
Зигмунд
Фрейд
.
Киев
: PORT-ROYAL, 1996.
С
.253.
44
«
К
введению
в
нарциссизм
» (1919).
45
«
Массовая
психология
и
анализ
человеческого
Я
» (1920).
46
«
По
ту
сторону
принципа
удовольствия
» (1921), «
Я
и
Оно
» (1923).
47
«
Почему
война
?» (1919).
Санкт
-
Петербург
–
Сухареж
–
Нарва
–
Санкт
-
Петербург
Июнь
–
август
2000
года
145
Роковая
женщина
Лу
Андреас
-
Саломе
В
.
А
.
Мазин
Тема
моего
доклада
продиктована
тем
,
что
наша
конференция
посвящена
российскому
психоанализу
и
проходит
в
Санкт
-
Петербурге
.
Мое
выступление
посвящено
Лу
Андреас
-
Саломе
,
связывающей
Санкт
-
Петербург
с
историей
психоанализа
.
Однако
я
не
историк
психоанализа
и
не
могу
вдаваться
в
подробности
ее
невероятного
жизненного
пути
,
который
начался
на
Дворцовой
площади
140
лет
назад
.
Речь
пойдет
об
отношениях
Лу
Андреас
-
Саломе
с
психоанализом
,
о
ее
роли
в
психоаналитической
теории
,
о
ее
нарциссизме
и
репутации
«
роковой
женщины
».
1.
Нарциссизм
Лу
Андреас
-
Саломе
и
Зигмунда
Фрейда
.
Вероятнее
всего
,
некоторые
идеи
Фрейда
были
известны
Саломе
еще
в
1895
г
.,
когда
вышли
в
свет
«
Исследования
истерии
».
2.
Существует
предположение
,
что
впервые
они
могли
встретиться
в
Вене
еще
весной
1895
года
.
Но
совершенно
определенно
они
встретились
в
сентябре
1911
года
на
3-
м
психоаналитическом
конгрессе
в
Веймаре
.
Примерно
через
год
, 25
октября
1912
года
Лу
Андреас
-
Саломе
приезжает
в
Вену
обучаться
психоанализу
3.
В
течение
полугода
она
посещает
лекции
Фрейда
по
субботам
в
клинике
,
а
по
средам
заседания
у
него
дома
.
Несмотря
на
то
,
что
встретились
современники
(
Саломе
моложе
Фрейда
на
пять
лет
)
и
близкие
по
духу
люди
,
их
взгляды
настолько
разнятся
,
что
,
можно
сказать
,
это
была
встреча
«
оптимистки
XIX-
го
века
с
пессимистом
века
XX-
го
» (Wilmers M.-K. 1987, p.
XII).
Их
дружба
продлится
более
25
лет
.
Свидетельством
ее
станут
:
обширная
корреспонденция
(
более
200
писем
),
дневники
Лу
Андреас
-
Саломе
(
отношения
с
Фрейдом
с
октября
1912
по
апрель
1913
г
.,
описанные
в
ее
дневнике
,
будут
опубликованы
под
названием
«
В
школе
у
Фрейда
»)
и
многочисленные
ссылки
друг
на
друга
в
различных
текстах
.
Последняя
треть
ее
жизни
отдана
психоанализу
.
Вернувшись
из
Вены
в
Геттинген
,
она
начинает
заниматься
собственной
практикой
,
хотя
сама
никогда
не
анализировалась
.
Психоанализ
становится
«
ребенком
Лу
» (Appignanesi L,
Forrester J. 1992,
р
. 257)
4.
Лу
Андреас
-
Саломе
готова
к
обретению
психоаналитического
дара
еще
до
встречи
с
Фрейдом
.
Этот
момент
в
одном
из
своих
писем
Фрейду
подчеркивает
Абрахам
.
За
несколько
месяцев
до
приезда
Саломе
в
Вену
, 29
апреля
1912
года
он
пишет
: «
Никогда
я
не
встречал
человека
,
столь
глубоко
и
тонко
понимающего
психоанализ
».
Ее
способности
к
пониманию
,
а
также
ее
возраст
(
она
ровесница
Марты
Фрейд
),
позволяют
Апиньянези
и
Форрестеру
отвести
ей
роль
«
матери
психоанализа
», «
доброй
матери
,
чей
жизнелюбивый
оптимизм
наполняет
все
ее
сочинения
,
сфокусированные
в
первую
очередь
на
женской
сексуальности
,
любви
,
вопросах
нарциссизма
и
сексуальных
различий
» (Appignanesi L, Forrester J. 1992,
р
. 241).