Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В государстве, где происходит перераспределение финансовых ресурсов из сферы материального производства в социальную сферу с целью амортизации и сглаживания экономических и социальных противоречий, важное место будет отводиться социальной функции налогов. Социальные противоречия, вызванные социальным расслоением общества, существуют всегда в силу объективных и субъективных причин. Сглаживание «острых углов», вызванных расслоением общества, может осуществляться через такой инструмент, как налоги. В этой функции налоги используются целенаправленно и с помощью них осуществляются перераспределительные процессы. Эти процессы могут привести к дополнительным налоговым изъятиям, которые могут осуществляться через увеличение налогового бремени. Это нежелательное экономическое мероприятие которое снижает эффективность перераспределения доходов между субъектами налоговых отношений. Несмотря на усиление социальной функции государства уровень бедности в стране снижается медленно. На долю 10% самых богатых приходится 3,4% общего объема денежных доходов (средний мировой показатель составляет 1%) [26, с. 16].

Такое соотношение говорит о высоком социальном расслоении в российском обществе. Децильный индекс (или как его называют коэффициент фондов – он показывает соотношение доходов 10% богатых граждан к 10% бедных) колеблется от 14 до 17 в Российской Федерации, в скандинавских странах он равен 3-4, в Центральной Европе величина этого соотношения составляет 5-7. Этот уровень (5-7) считается наиболее оптимальным. Причина несовершенства децильного коэффициента, в какой-то мере, определяется низкой реализацией социальной функции налогов. Однако на социальную функцию налогов нельзя возлагать всю ответственность социальных противоречий общества.

Для контрольной функции налогов характерна реализация налогового контроля. По мнению отдельных исследователей, контрольная функция должна отражать связь между государственным, публичными и частными финансами. Поэтому контрольная функция выполняет важную роль в повышении уровня и усилении динамики поступления налогов. И эта роль выступает весьма специфическим индикатором состояния экономики и направлений экономического развития государства. Контрольная функция налогов есть не что иное, как проявление общей контрольной функции финансов, заключающейся в количественном отображении воспроизводственных процессов через финансовые ресурсы. Надлежащее или ненадлежащее исполнение контрольной функции налогов дает сигнал о том, что необходимо внести изменения в действующую налоговую систему и проводимую налоговую политику. Следует отметить, что все функции налогов, как свойства, проявляются через налоги и раскрывают их сущностное назначение.


В научном обосновании функций налогов и в вопросе об их количестве нет единого мнения. Это, в какой-то мере, подтверждает отсутствие единства в обосновании функции налогов. Отдельные авторы считают стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственные подфункции самостоятельными функциями. Некоторые исследователи определяют социальную функцию как распределительную, понимая под этим перераспределение национального дохода общества между группами населения.

1.2. Сущность и роль налогообложения физических лиц

Налоговая система – это важный элемент рыночных отношений, который играет значительную роль в успехе экономических преобразований. В налоговую систему входят множество налогов, сборов и других платежей, которые платят физические и юридические лица.

Огромную роль при формировании доходной части бюджета страны занимают налоги, которые появились с образованием государства, они являются обязательными индивидуальными безвозмездными платежами, взимаемыми с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств на общегосударственные нужды.

О значимости налогов, и в частности налога на доходы физических лиц высказываются многие российские экономисты: Е.Е. Смирнова, Е.М. Ерченкова, В.Г. Гетьман, В.В. Шпинчевский, Е.В Федина, В.В. Новиков и многие другие.

В.В. Понкратов в своей работе «Укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов в России» пишет: «Основную массу доходных поступлений в региональные и местные бюджеты дают отнюдь не их собственные региональные и местные налоги, к коим относится налог на имущество организации, налог на игорный бизнес, транспортный налог, налог на имущество физических лиц и земельный налог – на их долю приходится лишь 13,5 % доходных поступлений. Главные поступления – это отчисления от федеральных налогов, удельный вес которых составляет 80,5 % (преимущественно, налог на прибыль и НДФЛ)».

Возникновение налогообложения физических лиц следует связывать с возникновением налогообложения как такового. Это обусловлено тем, что именно на физических лиц изначально и легло бремя первых появившихся в мире налогов, по крайней мере, в силу того, что корпоративных образований на тот момент просто не существовало.

Если говорить о роли физических лиц налогоплательщиков в формировании доходной части бюджета, нельзя не сказать о налоговой грамотности граждан, об отношении к уплате налогов и к налоговой политике в общем. К сожалению, большинство наших граждан считает за правило не платить налоги, есть даже особая категория, которые гордятся этим. В этом и есть главная беда. Многие не понимают и не хотят понимать сути института налогов. А ведь понятия «государство» и «налоги» не разделимы. Они не могут существовать друг без друга. Такова историческая действительность.


Поэтому, если говорить о физическом лице как о субъекте, мы увидим, что оно является одним из определяющих элементов в юридической конструкции рассматриваемых налогов, взимаемых с физических лиц. В XIX веке известным отечественным цивилистом Е.В. Васьковским отмечалось, что самостоятельное существование человека начинается с момента его рождения. С этого же момента он становится правоспособным лицом. Однако одного факта рождения еще не достаточно для того, чтобы родившийся стал лицом, обладать правами может только живой человек3. Соответственно нести бремя налогообложения также способны только живые люди.

Наряду с указанным выше биологическим аспектом применительно к физическим лицам следует принимать во внимание и психологический аспект. Ведь именно физические лица обладают исключительной способностью осмысленно относиться к существующему налогообложению в целом и к своим налоговым обязанностям в частности. И именно это, как правило, критическое отношение до настоящего времени является определяющим в деле проверки состоятельности той или иной налоговой системы, даже несмотря на то, что в современном действительности основная налоговая нагрузка уже стала уделом организаций. Из этого следует, что соответствующие фискальные притязания публичных субъектов в первую очередь должны соотноситься с налоговой способностью физических лиц, а также учитывать их желание либо нежелание уплачивать налоги и сборы. История же налогообложения содержит много примеров иного рода, когда такие притязания не отвечали требованиям справедливости и другим известным современной науке принципам.

В связи с этим отношение физических лиц к своим налоговым обязанностям с самого начала не было однозначным. Уже в древности широкое распространение получило такое явление как неуплата налогов. Примером одного из первых налоговых бунтов может служить ситуация в Древнем Египте, которая возникла около 1700 г. до н.э., когда восставшие крестьяне захватывали города и имения, имущество, при этом уничтожая податные списки. Позднее, уже во времена римского господства над Египтом (30 г. до н.э.), неэффективность системы сбора налогов неоднократно приводила к восстаниям египтян и отказу платить подати.

К примеру, в античном мире налоги, помимо того, что не являлись основными источниками доходов, рассматривались как нечто унизительное для свободных граждан, к ним прибегали только в том случае, когда проблему с централизацией доходов нельзя было решить как-нибудь иначе, например посредством взимания сборов с покоренных народов.


Во Франции в XVII - XVIII вв. одним из наиболее ненавистных для народа сборов стал так называемый габель - налог, включавшийся в цену соли, вся торговля которой еще в XIV в. была провозглашена королевской монополией. Это явилось причиной массового распространения контрабанды соли.

В России в XIX в. несправедливость действовавшей налоговой системы, изымающей более половины дохода крестьян, вызывала с их стороны острое противодействие, которое проявлялось в массовом отказе от уплаты налогов. Уклонение крестьян от отбывания денежных повинностей замечалось в различных губерниях. Например, как отмечалось современником, в Калужской губернии случаев сопротивления властям при взыскании окладных сборов хотя и не было, но все же отказы от платежа повинностей имели место. Подобным образом физические лица стремились отстаивать свои имущественные права, выражали свое негативное отношение к несоразмерному (не соотносящемуся с их налоговой способностью) налоговому бремени и несправедливому налогообложению. В конечном счете государствам приходилось корректировать налоговую политику и соизмерять свои фискальные притязания с налоговой способностью плательщиков - физических лиц.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что физические лица на самых ранних этапах возникновения налогообложения выступали в качестве налогообязанных лиц – субъектов налогов, чья налоговая способность и осознанное исполнение налоговых обязанностей являлись определяющими факторами первоначально при формировании общинно-племенных фондов имущества для совместного потребления, а позднее – государственных доходов.

Одной из особенностей физического лица в механизме налогообложения является то, что изначально, будучи вовлеченным в процесс формирования государственных доходов в качестве налогообязанного лица – субъекта, в отдельные периоды оно рассматривалось одновременно и в качестве предмета налогообложения, при этом объект налогообложения связывался с самим фактом его рождения и биологического существования.

На самом деле роль самосознания физического лица в уплате налогов, а соответственно, и содержании государства еще шире. Ведь физические лица, кроме того, что являются налогоплательщиками непосредственно, так же опосредовательно влияют и на уплату налогов юридическими лицами.

Именно через волеизъявление физического лица юридическое лицо не только рождается, но и осуществляет свою деятельность, в том числе и деятельность по уплате налогов. Не стоит забывать и о такой форме ведения деятельности, как индивидуальный предприниматель. Это особый статус, который присущ только физическим лицам, с помощью которого они вправе осуществлять деятельность, связанную с получением дохода. При этом доля налогов, уплачиваемых физическими лицами – индивидуальными предпринимателями, в бюджет постоянно растет.


Хотелось бы еще раз подчеркнуть: от сознания и сознательности граждан зависит очень многое. Если это сознание будет говорить о том, что не надо платить налоги, то никогда у нас не будет процветающего, цивилизованного государства.

Важно исходить из комплексного похода: постоянно совершенствовать налоговую систему, в том числе и в области налогообложения физических лиц; повышать налоговую грамотность населения; совершенствовать систему администрирования налогов с физических лиц, делая ее простой и понятной, как гражданам, так и налоговым органам.

1.3. Специфика налогообложения физических лиц

Налоги с физических лиц - неотъемлемая часть функционирования экономики любой страны. На сегодняшний день физические лица являются плательщиками большинства налогов, установленных в Российской Федерации. Потенциал налогов с физических лиц в современной налоговой системе России реализован не полностью. Они еще не стали ведущим источником формирования доходов бюджетной системы, но оказывают существенное воздействия на процессы перераспределения валового внутреннего продукта в России, влияют на регулирование имущественного расслоения населения, устранение острых социальных проблем в стране: безработицы, низкой рождаемости граждан, высокой доли граждан, получающих доходы ниже прожиточного минимума.

В связи с вышеизложенным проблема совершенствования налогообложения физических лиц, а также роли налогообложения физических лиц в формировании доходной части бюджета субъектов РФ является одной из наиболее актуальных для российской финансовой науки и практики налогообложения. Для любого уровня бюджетной системы наиболее важным является уровень собственных доходов, т.е. законодательно утвержденные налоги и сборы соответствующего уровня, поступающих как от юридических, так и физических лиц.

В региональные бюджеты в РФ налоговые поступления распределяются на основе положений Бюджетного кодекса, это в основном касается федеральных налогов, что касается региональных и местных налогов, они полностью подлежат зачислению в бюджеты субъектов РФ.

Физические лица – это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Индивидуальные предприниматели – это также физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.