Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Налоги имущественной группы занимают относительно малую долю денежных доходов населения. По итогам 9 мес. 2018 г. средняя сумма уплаченного налога на имущество физических лиц составила 0,32 % от подушевого дохода, земельный налог — 0,53 %, транспортный — 1,06 %.6 Доли земельного налога и налога на имущество физических лиц с 2016 года устойчиво растут на 0,02−0,03 п. п. в год.

Рисунок 7 – Доля среднего чека в подушевом годовом доходе

Транспортный налог, наоборот, падает относительно доходов в среднем на 0,4 п. п. (а именно: он является самым крупным в группе по абсолютной величине выплат). Это может быть связано с тем, что человек сам способен влиять на величину начислений, приобретая автомобиль большей или меньшей мощности.

В 2018 году в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации поступило 3 653 млрд. рублей налога на доходы физических лиц с ростом на 12,4% к уровню 2017 года.

Рост поступлений налога на доходы физических лиц зафиксирован во всех регионах. Наибольший рост поступлений налога на доходы физических лиц зафиксирован в следующих регионах: Республика Хакасия (+80,2%), Республика Дагестан (+30,8%), Тюменская область (+27,7%), Республика Алтай (+19,6%), Челябинская область (+18,4%), Камчатский край (+17,8%).

Наименьший рост поступлений произошел в следующих субъектах Российской Федерации: Липецкая область (+1,0%), Краснодарский край (+1,9%), Республика Мордовия (+3,8%), Владимирская область (+3,9%), Ямало-Ненецкий автономный округ (+4,7%), Ненецкий автономный округ (+6,0%).

Рисунок 8 - Помесячная динамика поступлений налога на доходы физических лиц в 2018 году в сравнении с 2017 годом, млрд. рублей

В России же налог на доходы физических лиц взимается по пропорциональной («плоской») ставке налогообложения. При этом размер данной пропорциональной ставки вовсе не зависит от размера самой налогооблагаемой базы физического лица, иными словами как богатый, так и бедный налогоплательщик отдает одинаковую часть имеющихся у них доходов (то есть 13 % от них) в качестве налога на доходы физических лиц в пользу государства. При пропорциональной системе налогообложения предельная ставка налога равна средней ставке налога. В данном случае выполняется именно горизонтальный аспект такого принципа налогообложения, как принцип справедливости, поскольку в абсолютном размере более богатый налогоплательщик уплачивает больший налог, нежели более бедный налогоплательщик. Тем самым, как таковая, платежеспособность субъекта налога, как правило, учитывается, но при этом вовсе не выполняется вертикальный аспект указанного выше принципа справедливости, поскольку в результате пропорционального налогообложения степень неравенства непосредственно между богатыми и бедными налогоплательщиками в данном случае не сокращается, а также остается все на том же уровне, что и до налогообложения физического лица.


Прогрессивные же ставки налога на доходы физических лиц построены так, что с ростом налоговой базы повышается и соответственно их размер. Наряду с этим, прогрессия данных ставок налогообложения по налогу на доходы физических лиц может быть как простой, так и сложной. Так, при простой прогрессии увеличившаяся ставка налога на доходы физических лиц используется ко всей налоговой базе, а вот при применении сложной прогрессии налоговая база разделяется на определенные части, каждая из которых непосредственно облагается своей ставкой, иными словами повышенные ставки применимы не ко всему объему налоговой базы, а лишь к той ее части, которая превышает предыдущую часть. При применении прогрессивном налогообложении средняя ставка налога увеличивается, а предельная ставка соответственно может оставаться как постоянной, так и увеличиваться в зависимости от дохода. При этом, более богатые индивидуумы отдают большую долю своего дохода непосредственно в виде налога в пользу государства, в отличие от бедных.

Таким образом, в результате применения прогрессивной системы налогообложения доходов физических лиц, как мы видим, реализуется принцип вертикальной справедливости.

2.3. Основные пути совершенствования налогообложения физических лиц в России

Одним из важных направлений укрепления финансовой безопасности регионов является преобразование подоходного налогообложения физических лиц. Так, например, по объему поступлений в региональный бюджет Республики Дагестан НДФЛ занимает второе место, т.е. является важнейшим стабильным источником налоговых доходов регионального бюджета. Аналогичную роль играет НДФЛ и для доходов местных бюджетов.

Данная ситуация с небольшими поправками в большую или меньшую сторону характерна для местных бюджетов и других регионов. Рассмотрим некоторые, из широко обсуждаемых в настоящее время нововведений в систему подоходного налогообложения:

- установление элементов прогрессивности в шкале подоходного налогообложения граждан;

- переход от личного налогообложения доходов физических лиц к совместному налогообложению доходов семьи;

Большая часть ученых и экспертов, в том числе сотрудники ИСЭРТ РАН, в качестве одной из основных мер развития российской бюджетной системы рассматривают назревшую необходимость реформирования системы налогообложения доходов физических лиц путем введения прогрессивной шкалы ставок, которая успешно действует во всех странах ОЭСР, «Большой двадцатки» и БРИКС.


Научные рекомендации по возможному применению прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц базируются на необходимости решения двух назревших проблем:

- углубления действия принципа социальной справедливости налогообложения и выравнивания доходов отдельных групп россиян через грамотное перераспределение налогового бремени в налогообложении доходов физических лиц;

- стимулирования спроса на потребительские товары, производимые отечественными товаропроизводителями со стороны большей части населения, имеющего сравнительно малые доходы в результате их освобождения от налогообложения.

Переложение выпадающих доходов после налогообложения на более высокооплачиваемые слои общества обеспечило бы не только компенсацию, но и рост доходных источников поступлений в консолидированный бюджет государства. По самым ориентировочным расчетам, применение повышенной ставки в отношении только 77 сверхбогатых бизнесменов РФ способно пополнить бюджет на 2,2 трлн. руб., что позволило бы полностью решить проблему долгового кризиса регионов, а в перспективе существенно снизить уровень их дотационности и зависимости от федерального центра.

Альтернативным направлением преобразования подоходного налога граждан могут выступать идеи проектирования механизмов налогообложения доходов семьи, которые широко применяются в экономически развитых странах. Задачами реализации совместного налогообложения должно стать формирование налоговой культуры налогоплательщиков в рамках правового поля, так как в современных условиях очень распространено повсеместное уклонение от уплаты платежей и сборов. Эти явления позволяют говорить о большом числе субъектов налогообложения как о противоправных лицах в рамках закона, что препятствует развитию правового государства, так как оно формируется с развитием правового сознания и правовой культуры. Это позволит в определенной степени нивелировать негативные тенденции демографических процессов в стране, потому что предоставление права физическим лицам распределять свои средства на содержание своих детей, близкого круга пожилых родственников, возможно, обеспечит изменение механизмов функционирования социальной поддержки социально-незащищенных категорий общества.

Еще одним из предлагаемых сегодня направлений совершенствования НДФЛ является предоставление права суммирования доходов несовершеннолетних, зависимых родственников и лиц, материально незащищенных, с суммами доходов самих плательщиков налога для наилучшей реализации прав субъектов по вычетам и льготам.


В настоящее время существует ситуация, когда налоговые льготы присущи строго определенному налогоплательщику, но по ряду причин он не всегда может их реализовать, так как не существует лично у него того дохода, с которого бы осуществлялись налоговые расчеты с учетом возможности налоговых льгот и вычетов. Также, когда совокупные доходы тратятся на общие цели, целесообразно учесть действие перераспределительных механизмов, вычетов, льгот с учѐтом действительных экономических связей. Более справедливым и целесообразным представляется поэтапный механизм перехода от жестко регламентированных вычетов к вычетам с заложенной поправкой на инфляцию.

Большинством исследователей предлагается повысить размер вычетов с учетом обеспечения минимального уровня стандартов социального развития. В качестве базы не рассматривается прожиточный минимум, так как эксперты полагают, что вначале не представляется возможным одномоментно перейти к прожиточному минимуму от минимальной заработной платы. Кроме того, они полагают, что прожиточный минимум позволяет обеспечить минимально необходимый уровень обеспеченности жизнедеятельность.

В настоящее время обсуждаются предложения об изменении механизма перераспределения НДФЛ внутри консолидированного бюджета. В настоящее время большая часть НДФЛ поступает в бюджет того региона, где зарегистрирован работодатель – налоговый агент, выплачивающий доходы физическому лицу. Предлагается зачислять НДФЛ по месту жительства налогоплательщика.

Это может иметь следующие положительные результаты:

- увеличит взаимосвязь между доходными поступлениями и осуществляемыми расходными операциями бюджетов, потому что НДФЛ будет перечисляться в бюджет регионального и местного уровня, откуда граждане возвращают безвозмездные услуги и социальные блага;

- предоставление права выбора налогоплательщикам возможности уплаты налога по месту своего жительства приблизит совместное налогообложение доходов, которое применяется в экономически развитых странах;

- будет произведена унификация зачисления НДФЛ, начисленного индивидуальным предпринимателям и наемным гражданам. В настоящее время индивидуальные предприниматели зачисляют платеж по месту своей регистрации. Также, если в будущем будет произведен переход к прогрессивному налогообложению доходов граждан, то и доначисление НДФЛ будет производиться по месту регистрации;

- усовершенствуется процедура и уменьшится время возврата налоговых вычетов плательщикам налога, потому что они будут выплачиваться из единого бюджета, т. е. откуда были произведены и налоги;


- увеличится размер собственных доходных поступлений региональных и муниципальных бюджетов и усилится их независимость и самостоятельность, т.к. бюджеты провинциальных регионов терпят значительные убытки от миграции населения в крупные города, другие субъекты. Переход к зачислению НДФЛ в бюджет того региона, где фактически проживает налогоплательщик может вызвать ряд сложностей технического характера. Они связаны, прежде всего, с тем, что физическое лицо налогоплательщик в текущем учете поступающих в течение года авансовых налоговых платежей по НДФЛ фактически не фигурирует, поскольку за него их перечисляет налоговый агент. Решение этой технической проблемы возможно одним из двух способов: либо заставить работодателя регистрироваться в разных налоговых инспекциях, либо передать функции перераспределения полученного от налогового агента платежа налоговым инспекциям.

Второй вариант является более предпочтительным с учетом роста автоматизации функционирования налоговой службы. Возложение этих функций на налогового агента приведет к значительному росту его расходов на ведение налогового учета, если в организации большую долю составляют работники, привлеченные их других регионов. Еще одним актуальным направлением, требующим реформирования являются действующие элементы транспортного налога, взимаемого с физических лиц.

Обоснованной критике подвергается как существующая налоговая база, зависящая от мощности двигателя, так и отказ от целевого использования поступлений рассматриваемого налога. В настоящее время налог зачисляется в региональный бюджет и может расходоваться 345 региональными властями на любые цели в рамках действующего законодательства. Предлагается концептуально изменить подход к сущности данного налогового платежа.

В настоящее время он действует в налоговой системе РФ как имущественный налог, который платят владельцы транспортных средств вне зависимости от степени их использования.

Экономически более обоснованным представляется перевод данного налога в целевой платеж владельцев транспортных средств за пользование общественными благами в виде шоссе, а также за то, что транспортные средства являются источниками повышенной опасности и влияют на экологическую обстановку. То есть предлагается рассматривать транспортный налог как «возмездный» платеж, что позволит использовать его поступления строго по целевому назначению: на развитие дорожной сети, повышение качества дорожного покрытия, улучшение транспортной ситуации в мегаполисах, охрану окружающей среды.