Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выбор в качестве налоговой базы мощности двигателя не позволяет решить проблемы загрязнения атмосферы, а также пробок и дефицита парковочных мест в крупных городах. Наибольшие выбросы в атмосферу поступают от старых автомобилей, при том, что большой мощность двигателя обладают современные иномарки, которые в большей степени соответствуют современным экологическим нормам. В зарубежных странах при помощи транспортного налога власти регулируют транспортную ситуацию. Во многих европейских государствах, где в последнее время большое значение уделяется экологии, размер налога зависит от объема вредных выбросов.

Устанавливая налоговую базу по транспортному налогу на основании выброса углекислого газа в атмосферу, можно непосредственно влиять не только на экологическую ситуацию, но и на темпы научно-технического прогресса в области автомобилестроения, стимулируя автовладельцев к приобретению более экономичных и экологически чистых автомобилей, а автопроизводителей — к внедрению новейших разработок, позволяющих снизить негативное воздействие транспорта на окружающую среду.

Следует поддержать предложения по отмене транспортного налога, заменив выпадающие доходы увеличением ставок акцизов на горюче-смазочные материалы. Это в большей степени соответствует принципу справедливости налогообложения, т.к. размер уплаченного владельцем автомобиля налога будет напрямую связан со степенью пользования дорожной сетью и загрязнением окружающей среды. Выигрывают от такого изменения, как бюджет, так и налогоплательщики. Поступление доходов в региональные бюджеты будет осуществляться не в осенне-зимний период, а более равномерно в течение года, а также упроститься налоговое администрирование по ведению учета и сбору транспортного налога с физических лиц. Реализация предлагаемых мероприятий позволит добиться существенного увеличения доходов с физических лиц, администрируемых налоговыми органами Российской Федерации.

Современная налоговая политика России исторически формировалась под влиянием многочисленных внутренних и внешних факторов, которым на данный момент времени подвержена особенно сильно в силу складывающихся международных отношений и имеющихся внутренних проблем страны. Основными факторами, предопределяющими развитие налоговой системы страны, являются взаимодействие федеральных, региональных и местных бюджетов (внутренние факторы), а также санкции, низкие цены на нефть и иные проявления межнациональных политик (внешние факторы). На их основе Правительством РФ формируются основных направлений налоговой политики на 2019-2021 годы Правительством РФ. Аннотация: В данной статье были раскрыты существующие проблемы современного механизма взимания налога на доходы физических лиц в Российской Федерации, рассмотрены основные направления развития налоговой системы на ближайшее время. Также в рамках работы определены пути совершенствования налогообложения доходов физических лиц, которые могут послужить основой формирования эффективной и справедливой системы налогообложения физических лиц с учетом согласования всех имеющихся интересов как для государства, так и для налогоплательщиков. Ключевые слова: налог на доходы физических лиц, региональный бюджет, местный бюджет, налоговая ставка, прогрессивная шкала налогообложения


Таким образом, 02 октября 2018 года Министерством Финансов РФ была опубликована информация о планах развития налоговой политики России на ближайшие 3 года [1, с. 8]. Естественно, что одним из приоритетных направлений налоговой политики на рассматриваемый период стало проведение мер, направленных на стабилизацию кризисной ситуации в стране. Тем не менее, основополагающими целями при разработке основных направлений налоговой политики являлись – обеспечение стабильного развития российской экономики, а также, улучшение финансового положения граждан России. Относительно вопросов налогообложения физических лиц в РФ, в основных направлениях развития налоговой политики РФ на 2019-2021 годы, важное значение отводится мероприятиям по развитию НДФЛ. На основание анализа основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов в части налога на доходы физических лиц [2, с. 12] можно сделать выводы о том, что совершенствование налогообложения физических лиц в РФ связаны с уточнением вопросов расчёта сумм, которые облагаются НДФЛ (уточнение в целях налогообложения порядка пересчёта в рубли расходов на приобретение облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации, номинированных в иностранной валюте; уточнение условий предоставления налоговых вычетов в отношении опекунов недееспособных граждан и т.д.), а также, с вопросами контроля уплаты данного налога и предоставления отчётности по нему (в целях обеспечения полноты и своевременности уплаты НДФЛ: введение права самостоятельного исчисления налоговым органом НДФЛ в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации при продаже недвижимого имущества (с учётом кадастровой стоимости указанного имущества); расширение круга лиц, на которых возложены обязанности налоговых агентов в отношении доходов по операциям с ценными бумагами), т.к. правильное исчисление сумм налога на доходы физических лиц и их полная, и своевременная оплата, способствуют экономическому развитию нашей страны, ввиду того, что частично формируют бюджет государства. На протяжении нескольких последних лет вопрос о налоговых ставках НДФЛ является одним из самых обсуждаемых вопросов в России. Варианты изменений предлагаются самые разные: от освобождения от налога лиц с невысоким уровнем доходов до введения прогрессивной шкалы, предусматривающей снижение ставки для малообеспеченных лиц и её увеличение и дифференциацию для тех людей, поступления в адрес которых достигают значительных размеров. При этом предполагается, что у большей части населения доход по-прежнему будет облагаться по ставке 13 %, хотя имело место и предложение о поднятии её до 15 % [3, с. 46]. Однако, несмотря на столь высокий интерес к этой теме, никаких изменений в порядке исчисления налога на доходы пока не сделано. То есть на начало 2019 года действительны те же ставки, что и в 2018 году. И на ближайшее будущее обновления в них не запланированы. Вместе с тем ряд изменений, влияющих на исчисление этого налога, в 2019 году всё-таки начал действовать:


1. Произошло расширение перечня доходов, которые относятся к дивидендам, и доходов, получаемых в натуральной форме;

2. Был дополнен список расходов, уменьшающих доход от продажи ценных бумаг;

3. В перечень не облагаемых налогом доходов включены: полевое довольствие в сумме, не превышающей 700 руб.;

4. Уточнён состав расходов, учитываемых в качестве имущественного вычета при продаже имущества.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основной проблемой НДФЛ является его ставки, которые тормозят развитие экономики страны в целом т.к. из-за них снижается уровень жизни населения, растет социальное неравенство. И хотя с 2019 года начал действовать ряд новшеств, значительным образом влияющих на размер облагаемой этим налогом базы, никаких конкретных изменений в порядке исчисления НДФЛ пока не было сделано. Этот факт, в случае если изменений не произойдет, не позволит в полной мере осуществить планы развития налоговой политики России на ближайшие 3 года.

Основными направлениями совершенствования налоговой политики и развития налоговой системы России в настоящий момент являются:

‒ поддержка развития наукоемких технологий и человеческого капитала;

‒ совершенствование налогового механизма для предпринимателей и малых предприятий;

– реформа имущественного налогообложения;

– повышение налогов на потребление при одновременном снижении налоговой нагрузки на труд и капитал;

– оптимизация предоставления налоговых льгот;

‒ повышение качества налогового администрирования.

Для приведения в действие механизма реформ, прежде всего надо подготовить базу.

Реформы проводят люди, от их образования, правовой культуры, условий, в которых они работают, будет зависеть успешность и эффективность развития налоговой системы России.

Необходимо уделять внимание материально - технической базе налоговых органов, их работа должна быть построена таким образом, чтобы идти в ногу с научно - техническим прогрессом, образование сотрудников налоговой инспекции постоянно должно самосовершенствоваться, систему оплаты труда можно связать с результатами работы, не только с уровнем пополнения казны, но и с итогами взаимодействия с налогоплательщиками, учитывать профессионализм и компетенцию.

Уровень налоговой культуры невозможно повысить за короткий промежуток времени, нужна планомерная работа в изменении сознания налогоплательщиков, что налоги неизбежны и их надо платить. В связи с этим необходимо тесное взаимодействие налоговых структур с населением и юридическими лицами, привлечение средств массовой информации для создания образа добросовестного налогоплательщика.


Для дальнейшего совершенствования налоговой политики России, исходя из вышеизложенного, необходимо [12, с. 5]:

– проводить непрерывную работу по изменению законодательства о налогах и сборах;

‒ вместе с фискальной функцией налогов усилить регулирующую, контролирующую функции;

‒ обеспечивать наполнение доходной части бюджета не за счет увеличения налогового бремени, а за счет более эффективного администрирования;

‒ проводить работу по выведению налогоплательщиков из «тени», бороться с недобросовестными налогоплательщиками, уклоняющимися от налогов;

‒ механизм налогообложения максимально упростить, сокращать льготы, заменив их более широкой базой налогов;

‒ увеличить налогообложение сферы потребления за счет повышения таможенных пошлин и акцизов;

‒ упростить и по возможности снизить налогообложение оплаты труда;

‒ добиваться согласованности в работе органов, относящихся к данной сфере деятельности государства.

В качестве основы новой налоговой системы можно предложить следующие налоги. Одним из основных налогов, который мог бы заменить налог на доходы физических лиц, можно рассмотреть налог на расходы физических лиц с прогрессивной ставкой налогообложения. Преимущество этого налога в том, что расходы легче контролируются, чем доходы, процесс взимания существенно упростится. Налог на доходы физических лиц в последнее время носит функцию косвенного налога с фонда оплаты труда, который увеличивает расходную часть на выплату зарплаты и себестоимость продукции, работ, услуг. Замена этого налога для предприятий освободит дополнительные оборотные средства. Более того принцип налогообложения расходов справедлив в социальном плане, доходы можно как - то скрыть, а расходы нет, покупка предметов роскоши и дорогостоящие покупки должны облагаться более высокой ставкой, социально - значимые товары самой низкой или вообще не облагаться. Инвестиционный рынок не пострадает, если снять налогообложение при продаже инвестиционных продуктов.

Следующим налогом, которым можно заменить налог на прибыль, стал бы налог на обложение доходов, выводимых из оборота предприятия. Причем к ним можно относить не только дивиденды, заемные средства, размещение средств на расчетных счетах, но и слишком высокие зарплаты (пределом можно назначить превышение средней заработной платы в этой отрасли в 3 - 5 раз) и другие расходы для работников не входящие в область оплаты труда. Определение налогооблагаемой базы по данному налогу гораздо легче, чем по налогу на прибыль, нет необходимости применения льгот, и для деятельности предприятий плюсом станет накопление оборотных средств, так как в интересах собственников станет экономия непроизводительных расходов. Налог на добавленную стоимость с высокой процентной ставкой было бы целесообразнее заменить налогом с оборота со ставкой до 3 - 5 % , при этом обложению бы подлежали обороты всех юридических лиц и предпринимателей [14, с. 439].


Низкая ставка для малых предприятий с небольшими оборотами не несет большой нагрузки, крупные предприятия же выиграют с разницы между ставкой налога на добавленную стоимость 18 % и новым налогом 5 % , что позволит снизить цены на свою продукцию и повысить спрос. Основными преимуществами предложенных налогов будут отсутствие льгот, упрощенный налоговый учет, возможность вывести свои доходы и обороты из тени недобросовестным налогоплательщикам, так как ставки по предлагаемым налогам существенно ниже.

На наш взгляд, в области совершенствования налоговой политики России есть много нерешенных задач, выбор инструментов налогового воздействия, механизма их использования должен быть определен руководством страны для создания долгосрочной стратегии и устойчивого развития экономики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, по результатам проделанной работы можно сделать следующие выводы.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально - безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги выполняют следующие функции:

– фискальную, обеспечивают государство необходимыми средствами для осуществления деятельности,

– регулирующую, способствуют государственному регулированию рыночных, денежно - товарных отношений,

– контрольная, осуществление контроля за доходами физических и юридических лиц,

– распределительную, посредством налогов аккумулируются финансовые ресурсы и перераспределяются на различные государственные программы, эта функция носит ярко выраженный социальный характер.

В России действует трехуровневая налоговая система, включающая федеральные, региональные и местные налоги и сборы, данное разделение означает, в бюджеты какого уровня будут направлены поступления от этих налогов. Определены режимы налогообложения, от которых зависит, какими налогами будет облагаться юридическое лицо или предприниматель.

Налоговые реформы позволят значительно улучшить инвестиционный климат наряду с реформированием банковского сектора в целях трансформации сбережений в инвестиции, преобразование естественных монополий для возможности предоставления доступа к их услугам всем потребителям по рыночным ценам. Во-вторых, необходимо изменить систему распределения налоговых доходов между всеми уровнями бюджетной системы одновременно с реформой межбюджетных отношений и решением вопроса финансовой обеспеченности региональных бюджетов и бюджетов муниципальных образований, с учетом разграничения расходных полномочий между уровнями бюджетной системы, которые связаны с преобразованием местного самоуправления. В связи с этим важно внести соответствующие поправки, связанные с изменением сложившегося порядка закрепления налоговых доходов за территориальными образованиями в Бюджетный и Налоговый кодексы РФ.