Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В налоговой системе Российской Федерации присутствуют следующие налоги и сборы, уплачиваемые физическими лицами:

- налог на доходы физических лиц (НДФЛ),

- налог на имущество физических лиц,

- транспортный налог,

- земельный налог,

- государственная пошлина.

В российском законодательстве о налогах и сборах отсутствует какой-либо один закон, регулирующий налогообложение физических лиц. Взимание каждого из налогов регулируется специальными главами Налогового кодекса РФ. В соответствии со ст. 13–15 НК РФ перечисленные выше налоги, уплачиваемые физическими лицами, относятся соответственно к федеральным налогам и сборам, региональным налогам и местным налогам.

Налогообложение является неотъемлемой частью политики любого государства в сфере экономики. Оно выступает в качестве связующего звена между доходами граждан и организаций и государством, являясь при этом формой государственных доходов. Иными словами, налогообложение представляет собой систему налогов, возложенных на физических и юридических лиц в силу закона. Но, как и любой экономический инструмент, налогообложение имеет свою специфику как по отношению к физическим лицам, так и по отношению юридических лиц.

Особенность налогообложения физических лиц в Российской Федерации заключается в относительной простоте уплаты налогов, в отличие от юридических лиц. Тем самым, контроль в сфере налоговых отношений за физическими лицами более прост. Законодательство РФ предусматривает ряд налогов, которыми облагаются физические лица.

Среди них самыми важными являются два основных налога: налог на имущество и налог на доходы физических лиц. Особенность первого из них заключается в том, что имущество выступает объектом налоговых отношений, а не источником доходов. Уплачивается этот налог физическими лицами, которые являются собственниками имущества. В случае наличия более одного собственника налог уплачивается каждым из них, при этом сумма налога соразмерна доле в имуществе. Однако в течение нескольких последний лет не утихали дискуссии о необходимости реформировать этот налог. Это связано с тем, что подход к имущественному налогообложению устарел. Действительно, ведь инвентаризационная стоимость имущества, исходя из которой рассчитывался этот налог, представляла собой величину, не имеющую практически ничего общего с рыночной ценой недвижимости.

В связи с этим в Налоговом кодексе был введён новый налог в виде главы 32 «Налог на имущество физических лиц». Кроме того, разработана методика, по которой кадастровая стоимость теперь должна рассчитываться с помощью массовой оценки, но при этом стоимость основывается на анализе рыночных цен на похожие объекты недвижимости.


Также предусмотрены некоторые нюансы, которые призваны помочь снизить налоговую напряжённость: переход к уплате всей суммы нового налога будет постепенный, на протяжении 5 лет. Каждый налоговый период будет характеризоваться ежегодным увеличением на 20% от разницы между новым и прошлым налогом. Вид этого налога выходит на лидирующее место в сфере бюджета государства. За последнее время налоги физических лиц выступают по своей значимости наравне с налогами юридических лиц, тем самым значительно пополняя государственный бюджет.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – является прямым федеральным налогом, с полученного от физического лица дохода. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.

Доходы, в широком смысле этого слова обозначают денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой - либо деятельности за определённый период времени. Принципы определения доходов сформулированы в ст. 41 НК РФ.

Налог на доходы физических лиц имеет огромное значение для налоговой системы государства. Данный налог выполняет регулирующую, фискальную и социальную функцию налогообложения.

Объектом налогообложения земельного налога выступают земельные участки, расположенные на территории РФ, которыми владеют налогоплательщики на праве постоянного пользования, праве наследуемого владения или праве собственности.

Налоговые ставки не должны превышать 0,3% от кадастровой оценки для таких земельных участков, как:

– участки, отнесённые к жилищному фонду или предназначенные для строительства жилищ;

– участки сельскохозяйственного назначения, а также участки, предоставленные для садоводства, огородничества или личного подсобного хозяйства.

Для остальных земельных участков налоговая ставка составляет 1,5% от кадастровой стоимости. Начисляется этот налог налоговыми органами и на основании уведомления уплачивается физическими лицами.

С 2016 года были внесены изменения в Налоговый кодекс в отношении земельного налога. Теперь сумма налога определяется с учетом кадастровой стоимости имущества, а не на основании балансовой стоимости. Кадастровая стоимость была максимально приближена к рыночной стоимости. Как и налог на имущество, земельный налог будет повышаться на 20% каждый год, к 2020 году налогоплательщики смогут уплачивать его в полном размере. Данный проект начал действовать с 1 января 2016 года в 28 регионах, включая Подмосковье.


Транспортный налог является не менее важным в образовании государственного бюджета. Уплачивают его только те физические лица, чьи транспортные средства были зарегистрированы. Объектом налогообложения выступают любые транспортные средства (кроме некоторых исключений), включая водные и воздушные. Особенность транспортного налога заключается в том, что он исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляет ГИБДД.

Физические лица уплачивают налог на основе предоставленного уведомления.

Ставка налога учитывает следующие критерии:

1) тяга реактивного двигателя;

2) мощность двигателя;

3) валовая вместимость транспортного средства с расчётом на одну лошадиную силу мощности двигателя;

4) количество месяцев в году, в течение которых транспортное средство принадлежало налогоплательщику по данным ГИБДД;

5) и прочие критерии.

Таким образом, налогообложение является важным инструментарием государственного бюджета. Но политика, проводимая в сфере налогообложения физических лиц, ещё не совершенна и требует значительных доработок. Налоговая политика и система налогового администрирования имеют важнейшее значение в экономической политике государства.

Налоги на протяжении всей истории человечества были и продолжают оставаться одними из важнейших инструментов проведения государственной экономической политики. Важными элементами налоговой системы являются не только состав взимаемых налогов, выбранные объекты налогообложения, величина налоговых ставок, но и сами методы исчисления и взимания налогов. В настоящее время особую значимость для региональных и местных бюджетов имеют налоги с физических лиц.

2. Анализ современного состояния и перспективы развития налогообложения физических лиц в Российской Федерации

2.1. Характеристика налоговых доходов федерального бюджета


На протяжении длительного периода времени одной из наиболее приоритетных проблем в сфере экономики в России является выбор наиболее эффективных направлений развития налоговой системы.

Такое пристальное внимание к данному вопросу вызвано тем, что система налогообложения позволяет не только аккумулировать средства в государственный бюджет страны за счет взимания налогов и сборов с физических и юридических лиц, но и стимулировать или снижать темпы производства, вести наблюдения за деятельностью экономических субъектов, стимулировать развитие экономики, активизировать предпринимательскую деятельности за счет ослабления налогового бремени. Кроме того, используя различные налоговые ставки, меняя порядок уплаты налогов, а также применяя возможные налоговые льготы, становится возможным создать разнообразные условия для вложений в капитал, приобретения недвижимости, осуществления инвестиций в основные производственные фонды, покупки ценных бумаг и многих других операций.

Система законов и правил, регулирующих уплату налогов в той или иной отрасли, сфере хозяйства или регионе обеспечивают своеобразный «налоговый климат», на основе которого принимается решение о выборе сферы бизнеса и его последующей реализации. Становление налоговой системы происходило вместе с государством, ведь с момента его возникновения налоги выступают наиважнейшим звеном экономических отношений в обществе.

Дальнейшее развитие и преобразование государственного аппарата неизменно сопровождалось реформированием налоговой системы. На современном этапе развития общества налоги являются основным источником доходов государства, но помимо фискальной функции налоги выполняют регулирующую, контролирующую и распределительную функции. Для осуществления государством своих функций, необходимо, чтобы у государственного бюджета имелась устойчивая экономическая база. В связи с этим, возникает необходимость изъятия части денежных средств хозяйствующих субъектов, которые в последствие принимают форму бюджетных доходов.

В таблице 1 указаны показатели налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации за 2014-2018 года.

Таблица 1 - Поступления по уровням бюджета за 2014-2018 г., млрд.р.

Вид бюджета

2014

2015

2016

2017

2018

Консолидированный бюджет

12670,2

13788,3

14482,9

17197,1

17566,3

Федеральный бюджет

6214,6

6880,5

6929,1

7541,6

9792,2

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

8743

6907,8

7553,7

8179,11

7 774,1


По результатам таблицы 1 можно сделать выводы, что [25]:

1. Консолидирование бюджета повышалось с каждым годом, темп роста в 2014 г. равен 111,9%; в 2015 г.- 108,8%; в 2016 г. – 105%; в 2017 г.-100,9%, в 2018 г.- 122,9%.

2. Из года в год федеральный бюджет увеличивался.

3. Консолидированные бюджеты субъектов РФ: в 2015 г. бюджет меньше по сравнению с 2014 г. на 1835,2, в 2016 г. бюджет возрос на 645,9, в 2017г. увеличился на 625,41, в 2018 г. бюджет уменьшился на 405,01.

Рисунок 2 - Поступления по уровням бюджета за 2014-2018 г.

Более подробно рассмотрим поступления по основным видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2014-2018 гг. в таблице 2.

Таблица 2 - Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2014-2018 г., млрд. р.

Вид налогов

2014

2015

2016

2017

2018

Налог на прибыль

2372,8

2598,8

2770,2

2850,6

4954,4

НДПИ

2904,2

3226,8

2929,4

3295

3512

НДФЛ

2688,7

2806,5

3017,3

2530,5

2976,4

НДС

3711,9

2448,3

2657,4

2607,9

2847,6

Акцизы

664,9

1014,4

1293,9

1259

1262,2

Имущественные налоги

955,1

1068,4

1116,9

1034,6

1181,5

По данным таблицы 2 видно, что в целом пοступления пο видам налοгοв в кοнсοлидированный бюджет имеют пοлοжительную динамику. По налогу на добычу полезных ископаемых в 2015 г. происходит аугментация на 322,6, а в 2016 г. произошло сокращение налоговых поступлений на 297,4, сокращение имеет возможность быть связано с изменением объема добываемых полезных ископаемых, понижением денежных единиц, в 2017-2018 гг. идет приумножение налоговой ставки на 217 [25].

Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2018 - 2018 г., млрд. р. отражены на рисунке 3.

Рисунок 3 - Динамика налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2017-2018 гг. (млрд. руб.)

Налог на доходы физических лиц с 2014-2016 гг. увеличивался, на это повлиял рост заработной платы населения Российской Федерации и уменьшение теневой экономики в отрасли заработной платы, а в 2017 г. идет сокращение налога на доходы физических лиц, в 2018 г. снова налог увеличивается на 445,9. На прирост налога на прибыль за 2014-2018 гг. имели возможность воздействовать такие факторы, как наращивание экспортной выручки, или за счёт положительных курсовых разниц.