Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 2015 г. приращение на 226, в 2016г.- 171,4, в 2017 г.- 80,4, в 2018 г. – 2103,8. Налог на добавленную стоимость: 2015 г.- сократился на 1263,6; 2016 г.- возрос на 209,1; 2017 г.- снизился на 49,5; 2018 г.- увеличился на 239,7. Налог повышается за счёт увеличения объемов реализации товаров, работ, услуг. С 2014-2016 гг. идет прирост поступления от акцизов. В 2015 г- 349,5, в 2016 г.- 279,5. В 2017 г. поступление от акцизов уменьшилось на 34,9, а в 2018 г. снова увеличение на 3,2 за счёт увеличения ставок акцизов на алкоголь, табак, нефтепродукты [25].

Для более лучшего представления по поступлению налоговых платежей в Федеральный бюджет рассмотрим таблицу 3 – структуру налоговых платежей.

Таблица 3 - Структура налоговых платежей

Вид налогов

2014

2015

2016

2017

2018

Млрд.р

Уд.

вес

Млрд.р

Уд.

вес

Млрд.р

Уд.

вес

Млрд.р

Уд.

вес

Млрд.р

Уд.

вес

Всего поступило в Федеральный бюджет

6214,6

100

6880,5

100

6929,1

100

7058,6

100

7731

100

Из них:

Налог на прибыль

411,3

6,6

491,4

7,1

491

7,1

510,2

7,2

808,2

10

НДС

2181,4

35,1

2448,3

35,6

2657,4

38,4

2668,6

38

2965

38

Акцизы

520,8

8,4

527,9

7,7

632,2

9,1

631

8,9

643

8,3

НДПИ

2858

46

3160

45,9

2863,5

41,3

2944,1

42

2994

39

Остальные налоги и сборы

243,1

3,9

252,8

3,7

285,1

4,1

414,6

5,8

484,6

6,2


Представленные данные таблицы 3 непосредственно отображают структуру поступлений налогов в федеральный бюджет в динамике 2014- 2018 годов. Общее поступление денежных средств в федеральный бюджет с 2014 на 2015 год увеличилось на 665,9; 2015-2016 гг.- 48,6; 2016-2017 гг.- 129,5;2017-2018 гг.- 672,4.

Значительное повышение налоговых поступлений в 2015 по сравнению с 2014 годом составило по налогу на добавленную стоимость на 267,1 млрд.р. 2014-2015 гг.- рост налогов на прибыль составил 80,1, незначительное уменьшение было в 2016 г на 0,4, в 2017 г налог увеличился на 19,2, а в 2018 г -298 [25].

Проводя анализ поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации за 2014 - 2018 года, можно заметить — поступления в бюджет повысились. Произведя анализ по данным таблицы 4 можно сделать следующие выводы. Несмотря на то, что было в некоторых случая понижение поступлений в федеральный бюджет по налогу на прибыль и налогу на добычу полезных ископаемых общая картина поступлений показала увеличение поступлений.

Сравнивая, 2014-2018 года прослеживается динамика к увеличению общих поступлений по налогам и сборам в федеральный бюджет Российской Федерации.

В условиях экономического кризиса приходилось учитывать его негативное воздействие, работать в условиях дефицита бюджета. Налоговая политика, с одной стороны, была направлена на устранение последствий кризиса, а с другой стороны — на создание условий для восстановления положительных темпов роста экономики.

В большинстве стран с развитой экономикой главными предпосылками введения тех или иных реформ в системе налогообложения выступает стремление к её преобразованию, упрощению, увеличению эффективности и устранению различных препятствий на пути экономического роста.

В налоговой системе Российской Федерации можно выделить наиболее приоритетные направления налоговой политики, которые в большинстве своем определяются обеспечением стимулами к росту налоговых поступлений. Налоговая система, являясь одним из наиболее действенных инструментов экономической политики государства, создает предпосылки формированию доходных источников бюджетов всех уровней. Кроме того, изменяя объемы денежных средств хозяйствующих субъектов, государство оказывает существенное влияние на экономическое поведение налогоплательщиков, тем самым реализуя регулирующую функцию налогов.

Необходимость в проведении налоговых реформ прежде всего объясняется изменениями в налоговом законодательстве и по-прежнему претерпевают серьезные изменения. Также немало важную роль играет отсутствие системности и последовательности в проведении реформ, ведь реформирование налоговой системы необходимо проводить прежде всего комплексно, одновременно административными, судебными и т.п. Еще одной причиной может служить отсутствие комплексного подхода к проблеме налогообложения, т.е. не был произведен учет взаимосвязи между всеми участниками общественных отношений, которые образуются в результате установления налогов и их взимания. Такая ситуация может привести к усилению экономических и социальных противоречий, вывозу капитала за рубеж, а также развитию теневой экономики. Кроме того, важно отметить, что экономический потенциал различных субъектов России сильно отличается, следовательно, они не могут нести одинаковую налоговую нагрузку.


Основной целью налоговой реформы является формирование такой налоговой системы, которая соответствует требованиям экономического роста и финансовой стабильности. Достижение данной цели связано с решением некоторых задач. Во-первых, необходимо обеспечить минимально возможную налоговую нагрузку, т.к. налоговое бремя не должно препятствовать увеличению темпов экономического роста. Достижение этой цели в России неразрывно связано с сокращением доли ресурсов, которые перераспределяет государство или при участии государства.

Налоги применяются в качестве основополагающего инструмента перераспределения общественного богатства, следовательно, невозможно снизить доли ресурсов без сокращения налоговых изъятий. Иначе говоря, встает вопрос о понижении налоговой нагрузки на обрабатывающие отрасли, а также сферу услуг. Сокращение налогов в качестве фактора экономического роста будет иметь положительный результат только при проведении институциональных и структурных преобразований.

Таким образом, налоговая система в России нуждается в определенных преобразованиях, таких как снижение налоговой нагрузки до минимально возможного уровня, изменить систему распределения налоговых доходов между всеми уровнями бюджетной системы, усовершенствование системы взимания некоторых налогов, а также закрепление налоговых ставок в том или ином регионе в соответствии с уровнем экономического развития.

2.2. Современное состояние налогообложения физических лиц в России

Рассматривая налоги физических лиц, связанные с правом собственности на имущество, можно выделить: налог на имущество физических лиц, земельный налог, транспортный налог, налог на недвижимость. К группе прочих налогов и обязательных неналоговых платежей, которые не являются налогами, но влияют на определение налоговой базы, относятся налоговые сборы (за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, торговый сбор); госпошлина, страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.

В России полномочия по введению федеральных, региональных и местных налоговых сборов закреплены за всеми уровнями власти в соответствии с принципом федерализма и законности в установлении и изменении налогов. Перечень и механизм взимания обязательных неналоговых платежей предусмотрены в налоговом законодательстве. Исследование методических аспектов имущественных налогов важно с точки зрения как фискальной, так и регулирующей функции налогов. Они затрагивают подавляющую часть физических лиц, являющихся собственниками различного вида имущества.


Кроме того, имущественные налоги менее всего подвержены колебаниям в течение налогооблагаемого периода, что позволяет рассматривать их в качестве стабильных доходных источников бюджетов соответствующих уровней. А повышение или снижение ставок налога на имущество, предоставление льгот воздействуют как на изменение структуры личной собственности граждан, так и на имущественную дифференциацию населения. В России налог на имущество физических лиц и земельный налог являются местными налогами, а транспортный налог – региональным налогом.

По нашим оценкам, за 10 месяцев 2018 г. физические лица самостоятельно уплатили 98,7 млрд. руб. имущественных налогов.

- Средняя величина транзакции при уплате транспортного налога в 2018 г., по данным Сбербанка, составляет 4261,5 руб., по земельному налогу — 2087,41 руб., по налогу на имущество физ. лиц — 1285,48 руб.

- В среднем сумма платежа по имущественному налогу составила 0,32 % от годового денежного дохода, по земельному налогу — 0,53 %, по транспортному — 1,06 %.

- Увеличение средней суммы платежа по имущественным налогам в январе-октябре 2018 года составило 4,48 % к тому же периоду 2017 г.; прирост за 2017 год равнялся 3,58 % г/г.

- Не менее 12 млн. россиян оплачивают имущественные налоги с опозданием.

В 2018 г. впервые большинство клиентов Сбербанка при оплате имущественных налогов воспользовались Сбербанк Онлайн и устройствами самообслуживания, отказавшись от традиционного посещения отделений.

После завершения корректировки фискальной системы для бизнеса внимание перемещается на налоги физических лиц.

Согласно статистике Федеральной налоговой службы, по итогам 8 месяцев 2018 г. сборы налога на имущество физических лиц увеличились на 31,2 % г/г, поступления транспортного налога на физических лиц выросли на 5,6 % г/г, земельного налога в консолидированные бюджеты субъектов РФ - на 1,5 %.

Эти цифры, однако, мало говорят об изменении уровня налогов для каждого отдельно взятого гражданина.

Приведенные показатели складываются из двух компонентов: увеличения числа налогоплательщиков и собственно суммы налога. Именно второе и представляет собой главную оценку фискальной нагрузки. Отметим, что в указанной статистике ФНС по земельному налогу нет разбивки на юридические и физические лица, что дополнительно осложняет изучение ситуации.

Рисунок 4 - Имущественные налоги физических лиц в России

В настоящем исследовании дана оценка динамики средней суммы имущественных налогов на одного человека, очищенная от фактора изменения налоговой базы. Для этого были проанализированы платежи в пользу ФНС России, причем только по тем статьям, которые относятся к налогам на физических лиц, уплачиваемых самостоятельно.


Методологически задача была решена просто: мы рассчитали изменение совокупных выплат по отдельным налогам, а затем разделили его на изменение количества операций. Точно установить численность уникальных плательщиков при этом затруднительно, однако, в силу того что имущественные налоги начисляются раз в год, то количества транзакций достаточно для получения качественной оценки.

Подсчитанный таким образом «средний чек» по налогу на имущество физических лиц составил 1285,48 руб., по земельному налогу — 2087,41 руб., по транспортному налогу — 4261,5 руб. Оценка сделана по данным за 10 мес. 2018 г. c корректировкой на сезонность.

Средневзвешенный чек по имущественным налогам увеличился на 4,5 % за 10 мес. 2018 г. Это в целом сопоставимо с темпами инфляции и роста доходов (по оценке Росстата, в 2017 г. они увеличились на 2,43 %, а за 9 мес. 2018 г. на 4,3 % г/г, с учетом единовременной выплаты в 2017 г.).

Рисунок 5 - Средняя величина платежа по налогам имущественной группы, руб.

Данная величина отражает изменение для тех, кто делает взносы по всем трем видам налогов имущественной группы. Но граждане могут платить любую их комбинацию или не платить вообще ни одного. Очевидно, индивидуальная налоговая нагрузка в этих случаях будет изменяться по-разному. Поэтому посмотрим на отчисления постатейно.

Быстрее других растет средний платеж по налогу на имущество — на 13,4 %, за ним — земельный налог, который увеличился на 12,7 %. Прямое влияние оказывает переход на использование кадастровой стоимости в качестве базы для начислений. Транспортный налог при этом практически не изменяется. Причем именно он является самым крупным по общей сумме выплат. На него приходится 64 % от всей уплаченной суммы в нашей выборке, 29 % объема - это имущественный налог и 7% - земельный.

Рисунок 6 - Изменение средней суммы налогового платежа, % г/г

Отметим, что в 2017 году по сравнению с 2016-м сумма налоговой транзакции изменилась меньше. Усредненный прирост по итогам 12 месяцев составил 3,6 % г/г и опять же был полностью сформирован налогами на имущество и землю. Тогда они увеличились на 12,6 % и 9,8 % соответственно. Таким образом, в 2018 году средний налоговый чек в рублях растет быстрее.

В ответ подрастает и «просрочка» по имущественным налогам. Доля выплат, по которым были начислены пени и штрафы, за 10 мес. 2018 года составила 18,7 %. Это на 1,37 п. п. выше показателя 2017 г. При этом по всей совокупности налогов, уплачиваемых физическими лицами самостоятельно, т. е. и имущественных налогов, налогов на доходы и прочих взносов, доля просрочки стабильна. На протяжении последних трех лет она практически не изменяется и составляет порядка 9 %.