Файл: Понятие и значение приватизации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Синтезируя социально-экономические процессы, можно раскрыть инновацион­ные практики и традиции тех или иных явлений, происходящих в обществе. Мно­гообразие форм собственности является одним из основополагающих принципов рыночной экономики, поэтому одной из главных задач при переходе от одной эко­номической системы к другой в России было разгосударствление и приватизация собственности.

Важно понять насколько экономиче­ские последствия данных процессов по­лучили правовую оценку и выражение в социуме. Двунаправленность исследова­ния имеет целью восполнить существен­ную особенность экономического инсти­тута приватизации государственного и муниципального имущества и определить насколько данное явление имеет в праве институциональную форму и значение. Необходима обратная связь экономики и права, состоящая в изучении экономиче­ского смысла в совершенствовании регу­лирования экономики правом.

Рассматривая социально-экономиче­ское значение приватизации, необходи­мо исходить из конструкции «экономи­ко-правового института», которая смогла бы проанализировать выгоду от процесса приватизации государственного и муни­ципального имущества в виде положи­тельного эффекта - разгосударствления государственного и муниципального иму­щества, и отрицательного - в виде приме­нения санкций в случае неправомерных действий со стороны субъектов, участву­ющих в правоотношениях данного рода.

Под приватизацией государственного и муниципального имущества следует пони­мать переход государственной и муници­пальной собственности к физическим или юридическим лицам. Термин приватиза­ции был определен Законом РФ от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жи­лищного фонда в Российской Федерации»[1] и далее Федеральным законом от 21 де­кабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватиза­ции государственного и муниципального имущества»[2]. С этих законодательных актов начинается отсчет положительных и отрицательных последствий приватизиро­ванного имущества огромного количества россиян. Стоит отметить, что в 90-е годы были допущены многочисленные наруше­ния прав, особенно несовершеннолетних.

Формулируя цель приватизации - раз­государствление, в государственных до­кументах преследовались следующие за­дачи:

- обеспечить равноправие различных форм собственности;

  • демонополизировать производство;
  • урегулировать и гармонизировать до­ходы различных групп и слоев населения;
  • перераспределить доходы и имуще­ство, создать класс собственников;
  • развить фондовый рынок.

Все это достигалось различными спо­собами проведения приватизации:

  • продажа предприятий, а также акти­вов ликвидированных предприятий по конкурсу;
  • продажа предприятий на аукционе;
  • продажа долей (акций) в капитале предприятий (акционирование);
  • выкуп имущества предприятий, сдан­ных в аренду.

Сущность приватизации можно выра­зить через эффективность законодатель­ства различных и дополняющих друг друга смыслов. Во-первых, следует рас­сматривать теории и методы оценки эф­фективности законодательства о привати­зации, во-вторых, оценить эффективность реализации долгосрочных программ, по­ставленных государством. С одной сто­роны, приватизация является явлением, которое замедляет темпы расширения го­сударственного сектора экономики, с дру­гой же стороны, это передача (полная или частичная) права собственности на сред­ства производства или имущественные ценности в собственность частных лиц или организаций.

Фактически эффективность законода­тельства квалифицируется юридическими фактами, имеющими эпохальное значение для экономического развития страны.

Приватизация должна оказаться ин­струментом по повышению эффектив­ности объектов хозяйствования, а также механизмом усиления конкуренции эко­номики.

Содержанием приватизации является объем прав и обязанностей производите­лей и предприятий, которые имеют своей целью строительство рыночной экономи­ки. В связи с этим социально-экономиче­ские задачи приватизации можно сформу­лировать следующим образом:

- реализовать решения по эффективной работе предприятий;

- перенести бремя правительственных расходов на налогоплательщиков;

- отказаться от государственной моно­полии и создать условия гражданского об­щества, правового и социального государ­ства, бороться с монополиями;

- повысить инициативность населения как реальных собственников и катализа­торов развития экономики;

- увеличить доходы населения и, соот­ветственно, платежеспособность;

- привлечь работников предприятий и организаций к управлению капиталами;

- поддержать малое предприниматель­ство и т.д.

В современном мире можно выделить по крайней мере два типа приватизации, различие между которыми обусловлено наличием (отсутствием) системных пре­образований с точки зрения перехода от одной конкретной системы хозяйства к другой. Полнота осуществления постав­ленных задач в разных типах приватиза­ции, реализация управленческих решений имеет ключевое значение.


Нормы закона о приватизации должны предусматривать возможные проблемы реализации права в отношении процессов разгосударствления и варианты оценки правомерного решения проблем. Россий­ское законодательство колеблется между крайностями - от нормоустановлений од­новариантного безальтернативного испол­нения до правомочий, исполняемых в про­извольном порядке.

Определяя воздействие норм о прива­тизации на общество, следует оценить правовые, финансовые и экономические последствия для прав, интересов, эко­номических выгод и возможностей лиц, физических и юридических, а также по­следствия для органов публичной власти вследствие действия нормы[3].

Результатами приватизации с точки зрения социально-экономических послед­ствий следует выделить следующие:

  1. Массовая продажа государственной собственности по минимальным ценам.
  2. Обесценивание приватизированной собственности.
  3. Продажа имущества в отдельные руки.
  4. Отсутствие механизма защиты вла­дельцев незначительных пакетов - мино­ритарных акционеров.
  5. Уменьшение ВВП страны из-за зани­жения стоимости активов приватизиро­ванных предприятий.
  6. Недополучение федеральным бюд­жетом средств за проданное имущество из-за неверного установления цены.
  7. Фактический отказ от проведения оценки эффективности деятельности большей части предприятий.
  8. Проблемы в реализации права на приватизацию, коррупционные схемы.
  9. Создание узкой прослойки богатых собственников, усиление внутренних про­тиворечий, расслоение общества.

Вследствие вышеуказанного были созданы частные монополии, которые пришли на смену централизованному планированию. Отсутствие системно­го подхода в проведении приватизации в России, короткие сроки, установление цели как выработки рыночных механиз­мов хозяйствования привели к социаль­ной и экономической неэффективности приватизации в стране.

Результатом стали неучтенные интере­сы большинства населения, неравенство, сопровождаемое снижением доходов. В 2018 году, согласно Ро с стату, доходы со­кратились на 0,2 %, это означает, что рос­сияне в реальном выражении продолжают беднеть. Что значит в «реальном выра­жении»? Другими словами, фактический рост зарплаты или иного дохода обесце­нивается инфляцией, в результате товары и услуги дорожают быстрее. То есть но­минальная (без учета инфляции) зарплата растет, а количество и качество товаров, которые можно купить за данную сумму, падают. Зачастую зарплата не растет, и возможность покупать различные товары 9 снижается еще сильнее, поэтому прихо­дится переходить на дешевые продукты и отказываться от некоторых услуг.


Динамика падения реальных доходов с 2014 по 2018 год выглядит следующим образом:

Рис. 1. Динамика падения реальных доходов (2014 - 2018 г.).

Рис 2. Статистика по роста рельных доходов в % (2000-2018 г.).

По итогам 2018 года доходы населения находятся на уровне 2009-2010 годов. Рост относительно 1999 года чуть более, чем в 2 раза.

Рис. 3. Статистические данные Росстата (1999 – 2018 гг.).

Хотя цифры падения до уровня 2009 года выглядят достаточно драматичными сами по себе, некоторые экономисты 11 % называют слишком оптимистичным, ссы­лаясь на то, что Росстат часто завышает «бумажные» цифры.

К примеру, цифры средней зарплаты в 42 тыс.рублей по стране выглядят не со­ответствующими объективной реально­сти и не сходятся со статистикой других ведомств, равно как и официальный пока­затель инфляции в 4 % по 2018 году вызы­вает большие вопросы.

При этом в 2019 году реальные дохо­ды мало того, что продолжат падать, но и ускорят свое падение. Из-за повышения НДС до 20 % ЦБ ожидает «существенного повышения инфляции»[4].

По итогам приватизации можно от­метить, что у большинства населения не было капитала для приобретения акций предприятий по рыночным ценам, от­сутствовала социальная защищенность работников предприятий, снизился рост развития социальной инфраструктуры. В ряде случаев было намеренное разорение предприятий и, как следствие, переход акций в руки определенных слоев населе­ния.

Таким образом, благодаря приватиза­ции был преодолен дефицит товаров в стране и обеспечена конвертация рубля, однако усиления конкуренции в экономи­ке не произошло.

ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ

2.1 Приватизация как трансформация государственной или муниципальной собственности в частную собственность


Под приватизацией государственного и муниципального имущества пони­мается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Рос­сийской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образо­ваний, в собственность физических и (или) юридических лиц. Данное понятие указано в ФЗ от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и му­ниципального имущества»[5]. Гражданский кодекс РФ в статье 217 трактует похожее понятие приватизации. Положения ГК о приватизации применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное[6].

Приватизация бывает двух видов: приватизация государственной и муни­ципальной собственности и приватизация жилья. Для каждого вида приватиза­ции принят соответствующий федеральный закон, который регламентирует принципы и способы, порядок данной приватизации. Для государственного и муниципального имущества действует указанный выше закон, а для приватиза­ции жилья был принят Закон РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жи­лищного фонда в Российской Федерации».

Рассмотрим подробнее приватизацию государственной или муниципальной собственности. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмезд­ной основе, но не все юридические и физические лица могут приобрести госу­дарственное или муниципальное имущество. Законом установлены ограничения,. например для государственных и муниципальных унитарных предприятий, гос­ударственных и муниципальных учреждений; юридических лиц, в уставном ка­питале которых доля публично-правовых образований превышает 25 процентов, юридических лиц, местом регистрации которых является государство или терри­тория, не предусматривающие раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций.

Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества утверждается Правительством Российской Федерации на срок от одного года до трех лет[7]. Правительство России утвердило прогнозный план приватизации федерального имущества на 2017-2019 годы. Планом предусматривается прива­тизация находящихся в федеральной собственности акций 477 акционерных об­ществ, 298 ФГУПов, доли участия государства в десяти ООО, более тысячи объ­ектов другого имущества государственной казны. Согласно документу, поступ­ления в федеральный бюджет доходов от приватизации федерального имущества ожидаются в 2017-2019 годах в размере 5,6 миллиарда рублей ежегодно[8].