Файл: Методы психофизиологического исследования: возможности и ограничения в практике управления персоналом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Предметом психофизиологии являются механизмы и закономерности взаимодействия физиологического и психического уровней отражения.

Соотношение физических (физиологических) и психических процессов в науке получило название психофизиологическая проблема. В более широком смысле принято рассматривать психофизическую проблему — вопрос о месте психического в природе. По своей философской сути психофизиология — это проблема взаимоотношения физического и психического, мозга и сознания, тела и души.

Теоретическую и методологическую основу работы составили опубликованные научные труды отечественных и зарубежных психологов по вопросам психофизиологии. Наиболее интересно эта тема отражена в таких источниках, как «Очерки по психологии труда» Котелова Ю.В. «Очерки по физиологии движений и физиологии активности» Бернштейна Н. А. и др.

В связи с постоянным изменением характера труда, насыщением его интеллектуальным содержанием и увеличением напряженности существенными направления гуманизации и повышения надежности труда становятся психофизиологический анализ деятельности человека, оптимизация его психофизиологических состояний, решение задач профессионального отбора и профпригодности, определение и формирование индивидуально-психофизиологических качеств человека, важных для выполнения той или иной конкретной деятельности, и оптимизация неблагоприятных психических состояний.

Все это обусловило актуальность выбранной темы.

Цель: Главная цель данной работы - подробно охарактеризовать особенности профессиональной деятельности с позиций психофизиологии профессиональной деятельности.

Задачи: Данная цель определила следующие задачи исследования: определить теоретические основания применения психофизиологии для решения практических задач в психологии труда; охарактеризовать методическое обеспечение психофизиологического аспекта прикладных исследования; охарактеризовать психофизиологические компоненты работоспособности, психофизиологические детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности и психофизиологические функциональные состояния.

Объект исследования – методы психофизиологических исследований

Предмет исследования – механизмы и закономерности взаимодействия физиологического и психического уровней отражения.


1. Теоретические основы психофизиологии профессиональной деятельности

1.1 История психофизиологии профессиональной деятельности

Интерес к проблемам психофизиологии в современном понимании этого термина (как взаимодействия психического и физиологического отражения) проявляли, прежде всего, врачи и философы.

Физик и математик Г.В. Лейбниц, совмещая механистическую картину мира с представлением о психике как об уникальной сущности, выдвинул идею психофизического пар аллелизма, согласно которой (в отличие от теорий психофизического взаимодействия) душа и тело существуют и совершают свои операции независимо друг от друга, но с величайшей точностью, создающей впечатление их согласованности между собой. Они подобны паре часов, которые всегда показывают одно и то же время, хотя и работают независимо.[1]

Материалистическую интерпретацию психофизический параллелизм получил у Д. Гартли и других натуралистов. В середине XIX в., с открытием закона сохранения энергии, стало невозможным представлять сознание некой особой силой, способной произвольно изменять поведение организма. Вместе с тем дарвиновское учение требовало понимания психики как активного фактора регуляции жизненных процессов. Это привело к появлению новых вариантов концепции психофизического взаимодействия (У. Джеймс). В конце XIX — начале XX вв. получила распространение махистская трактовка психофизиологической проблемы, согласно которой душа и тело построены из одних и тех же «элементов», а поэтому речь должна идти не о реальной взаимосвязи реальных явлений, а о корреляции между «комплексами ощущений».

В противоположность различным идеалистическим концепциям диалектический материализм трактует психофизиологическую проблему, исходя из понимания психики как особого свойства высокоорганизованной материи, которое возникает в процесс взаимодействия живых существ с внешним миром и, отображая его, способно активно влиять на характер этого взаимодействия. В различных разделах психофизиологии и смежных с ней дисциплин накоплен огромный материал о многообразных формах зависимости психических актов от их физиологического субстрата и роли этих актов (как функции мозга) в организации и регуляции жизнедеятельности (учение о локализации высших психических функций, об идеомоторных актах, данные ряда разделов нейропсихологии и патопсихологии, психофармакологии, психогенетики и др.).[2]


Современное понимание психофизиологической проблемы опирается на достижения нейрофизиологии, нейрохимии, системной психофизиологии, базирующейся на теории функциональных систем П.К. Анохина.

Несмотря на то, что психофизиология профессиональной деятельности как самостоятельная научная дисциплина еще молода, ряд вопросов, рассматриваемых в ее рамках, были предметом исследований смежных дисциплин, прежде всего психологии и гигиены труда.

1.2 Предмет, задачи, основные понятия психофизиологии профессиональной деятельности

психофизиология профессиональный исследование анализ

Психофизиология профессиональной деятельности — научно-практическая дисциплина, направленная на обеспечение функциональной надежности работника, всесторонний системный анализ характеристик работающего человека и учет их «психофизиологической» составляющей с целью достижения эффективности профессиональной деятельности и безопасности труда.

На вопросе разграничения предмета и задач, решаемых психофизиологией профессиональной деятельности и смежными с ней дисциплинами, прежде всего, психологией труда, эргономикой, медициной труда, физиологией и гигиеной труда.

Специфика психофизиологии состоит в том, что научным предметом ее изучения является своего рода «граница», область соприкосновения, взаимодействия и перехода психического и физиологического отражения. Поэтому бывает очень трудно, а порой практически невозможно выделить «в чистом виде» территорию психофизиологии, не «вторгаясь» в границы, например, психологии труда или гигиены труда и эргономики.

Вышесказанное не означает, что психофизиология профессиональной деятельности не имеет своего специфического предмета исследований. Этим предметом новый являются, прежде больше всего, психофизиологические (или Часть психические) состояния магнитоэнцефалографии человека, развивающиеся в сопровождаемой процессе трудовой широком деятельности под устремление влиянием разнообразных можно факторов трудового компонентом процесса.

Задачи языком психофизиологии профессиональной психологии деятельности:[3]

1) разработка научно рекомендаций и организация бывает проведения профессионального Например психофизиологического отбора (далее — концепциях ППО). ППО основы является составной Завалова частью общего тщательно отбора и наряду с ОБРАЗОВАНИЯ профессиональным (образовательным), медицинским сохранения отбором, направлен показателями на подбор резерва лиц, которые Введение по своим скрытые профессионально важным Принимали качествам (далее — ПВК) в навыка наибольшей степени одних соответствуют требованиям общее профессиональной деятельности, или обеспечивает освоение прикладных профессии. В структуре Кибанов ПВК, оцениваемых вопросе при профотборе, переутомление выделяются психофизиологические процессы качества и свойства. нейрофизиологическими Поэтому ряд На методик, используемых в ун этой области, Психофизиология строго говоря, Федерации являются психофизиологическими;


2) исполнительных диагностика неблагоприятных Гусева психофизиологических состояний, проявления прогнозирование на психофизиологический этой основе Гц нарушений работоспособности. системы Для решения моделирование этой задачи психической осуществляются периодические главе психофизиологические обследования, исключения углубленные (расширенные) психофизиологические ЭМГ обследования по направлен показаниям (брак в работе, см аварии, ухудшение импульсной состояния здоровья, компенсации затруднения в профессиональной и развитие социальной адаптации и признаков др.);

3) психофизиологическая электрод коррекция и реабилитация.[4] охарактеризовать Это система психике психодиагностических и коррекционных прогнозирование мероприятий, направленных динамически на выявление и характеристику устранение до концепциях нозологических (не перешедших в использования болезнь) нарушений комплексной здоровья работающего сопровождается человека. Теоретической и компонентами методологической базой осуществлении развития этого разработке направления стала «Концепция "Здоровье одних здорового человека"», науке утвержденная Министерством симпатико здравоохранения Российской здоровья Федерации (приказ от 21 изучение марта 2003 г. № ИЗ «Об свойства утверждении концепции уровней охраны здоровья уровни здоровых в Российской научная Федерации»), в которой работоспособности констатируется, что «...за Предметом последние 25 — 30 лет персоналом прогрессируют социально своего зависимые и профессионально Несмотря обусловленные дефекты разнообразных здоровья населения (дизадаптивные текст синдромы, социально-экологическое внешним утомление и переутомление, Если стрессогенные заболевания).

4) Русско психофизиологическое сопровождение История обучения и подготовки активируются работников. Оно фиксировать состоит в разработке и мотивов внедрении методов и картину технических средств Введение обучения для локальном формирования системы модернизируемых компенсации недостаточно методов развитых отдельных записать профессионально важных одно качеств, для характеристику психофизиологической оптимизации наложения профессиональной подготовки, в где том числе к обзору действиям в нестандартных и электрофизиологические аварийных ситуациях. отведении Реализация этого способом направления связана с носили учетом психофизиологических понимания закономерностей формирования получил трудового навыка, групп динамики функциональных мышечных состояний в процессе психология обучения;


5) психофизиологическое Ткачук изучение ошибочных определить действий. Действенным большое направлением для первый разработки и организации прогнозирование мероприятий по натуралистов обеспечению безопасности преобладания производственных процессов неблагоприятным является психофизиологическое выполнения изучение ошибочных стилей действий работников;

6) общепсихологическую психофизиологическое обеспечение удобства формирования групп (команд, преобладания экипажей, бригад) же работников. Подготовке к показателям совместной деятельности лиц уделяется большое кандидата внимание в различных письме отраслях хозяйства, в РАБОТА частности, на свойства железнодорожном транспорте, в обусловило гражданской и военной нервных авиации, космонавтике.;

7) заболевания психофизиологическое обоснование Оно эргономических требований и исходить рекомендаций по имеют учету характеристик добавить человека, его компоненты возможностей и ограничений состоянии при разработке можно технических средств единицы деятельности и оптимальной электроэнцефалограммы внешней среды для на рабочих создающей местах специалистов сигналов модернизируемых и новых СПИСОК образцов техники. момент Эта задача живых нацелена на повышения профилактику ошибок Иванова человека, обусловленных основу неблагоприятными психофизиологическими отражающей состояниями (утомлением, стрессом), лежащие создание условий дистальнее для повышения дополняет его надежности.[5]

отражения Для всестороннего профессионализации решения поставленных симпатического задач необходимы огромный дальнейшее развитие пар методов мониторинга протекания уровня профессионального прогрессируют здоровья и психофизиологического учетом состояния работников, большую критериального аппарата утверждении для их заинтересовались оперативной оценки мотонейронов на этапах СПИСОК профессионального производственного системного цикла, разработка наблюдение программ психофизиологической и наибольшее медицинской реабилитации с показателями приоритетом использования отражает немедикаментозных средств нервных повышения адаптационных напряженности возможностей, психофизиологической материи устойчивости к неблагоприятным исследуемой условиям жизни и используемыми труда.