Файл: Методы психофизиологического исследования: возможности и ограничения в практике управления персоналом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

активностью Обычно пользуются покоя биполярным отведением, Если помещая один раскрываются электрод на стала участке кожи дать над серединой («двигательной данные точкой») мышцы, а обучения второй – на 1–2 других см дистальнее. окончательно При монополярном специалистов отведении один Филиппов электрод помещают вопросе над «двигательной точкой» психологических исследуемой мышцы, субстрата второй – над активностью ее сухожилием заинтересовались или на соответствующее какой-либо отдаленной проявляется точке (на мочке техникой уха, на необходимы грудине и т.д.). Требования к составной электродам и к их психофизический наложению такие Во же, как и Когана при наложении научная электроэнцефалографических или происхождении электроокулографических электродов.[11]

ошибочных Во время легкость покоя скелетная компьютером мускулатура всегда здравоохранения находится в состоянии низкочастотные легкого тонического механизмы напряжения, что отбор проявляется на Васильков электромиограмме (ЭМГ) в виде решены низкоамплитудных (5–30 мкВ) Хапко колебаний частотой 100 рассматриваемых Гц и более. психофизического Даже при определяется локальном отведении Требования электроактивности от наряду расслабленной мышцы частота полное отсутствие своей колебаний потенциала в болезнь отдельной двигательной Учитывая единице (мышечном волокне) базой отсутствует; обычно охарактеризована наблюдаются колебания работают частотой 6–10 Гц. другими При готовности к цикла движению, мысленному же его выполнению, физиологические при эмоциональном потребностей напряжении и других моделирование подобных случаях, т.е. в ограничений ситуациях, не изменений сопровождающихся внешненаблюдаемыми Психофизиология движениями, тоническая Физиологические ЭМГ возрастает подробно как по Выбор амплитуде, так и осуществлении по частоте. решения Например, чтение «про разделить себя» сопровождается важным увеличением ЭМГ помещая активности мышц психологического нижней губы, сигналы причем чем сопровождающие сложнее или под бессмысленнее текст, магнитоэнцефалограмму тем выраженное должна ЭМГ. При поставленных мысленном письме у Шадриков правшей усиливается схеме мышечная активность прикладных поверхностных сгибателей показателям правой руки, выявляемых на ЭМГ.

Произвольное движение сопровождается определенной последовательностью активации различных мышц: амплитуда ЭМГ одних мышц увеличивается до движения, других – в процессе движения. Амплитуда и частота ЭМГ прежде всего определяются количеством возбужденных двигательных единиц, а также степенью синхронизации развивающихся в каждой из них колебаний потенциала. Как было показано в специальных исследованиях, амплитуда ЭМГ нарастает градуально. Это, по-видимому, связано с тем, что сначала активируются обладающие большей возбудимостью двигательные единицы, а затем вместе с ними начинают активироваться и другие двигательные единицы. Общая амплитуда ЭМГ может достигать 1–2 мВ. ЭМГ становится особенно информативной в комплексе с другими показателями.[12]


2.2 Сравнительный анализ методов психофизиологических исследований в психофизиологии профессиональной деятельности

Психофизиология профессиональной деятельности опирается на общепсихологическую теорию деятельности, основанную на представлении о деятельности человека как о сложном, многомерном и многоуровневом, динамически развивающемся явлении, образующем целостную систему. Для характеристики составляющих деятельности необходимо рассмотреть соотношение мотива и цели, деятельности и действий, регулирующей роли психического отражения в планировании и осуществлении деятельности (Ломов Б.Ф., Завалова Н.Д., Пономаренко В.А.). Реализации принципов системного анализа в психологии профессий посвятили свои работы многие отечественные исследователи (Зараковский Г.М., Иванова Е.М., Климов Е.А., Пушкин В.Н., Суходольский Г.В., Шадриков В.Д.,и др.).

При анализе деятельности принимают во внимание различные уровни анализа, структурные компоненты деятельности. Рассматривая профессиональную деятельность в русле системного подхода, Шадриков В. Д. выделил семь уровней возможного анализа профессий:[13]

• генетический подход. Рассмотрение профессии в ее возникновении и развитии; исследование становления функциональной системы деятельности в ходе профессионализации личности;

• личностно-мотивационный анализ деятельности. Выявление и изучение потребностей и мотивов личности, которые могут быть реализованы в данной профессии;

• компонентно-целевой анализ. Исследование компонентного состава задач в деятельности; исследование действий как процессов; исследование результатов действий, нормативных образцов, рекордов и ошибок;

• информационный анализ. Согласно общей схеме Ломова Б.Ф. исследуются модальность и алфавит сигналов, несущих информацию в труде; измеряется объем информации; исследуются особенности процессов восприятия и переработки информации;

• структурно-функциональный анализ. Устанавливаются структура деятельности, т.е. ее связи между компонентами; значимость и «вес» этих компонентов и связей; организация деятельности во времени, сложность компонентов-задач и трудность или легкость их усвоения; требования деятельности к способностям, качествам субъекта для успешного выполнения каждого ее компонента;


• индивидуально-психологический анализ. Исследование индивидуальных стилей деятельности, способностей и компетенции;

• психофизиологический анализ. Исследование функциональных состояний, типичных для трудовой деятельности, активационных ресурсов работников в их динамике.[14]

Выбор уровней исследования определяется поставленными задачами представленные в таблице 1.

Таблица 1

Метод

Описание

Результат

ЭЭГ

Чувствительный метод исследования, он отражает малейшие изменения функции коры головного мозга и глубинных мозговых структур, обеспечивая миллисекундное временное разрешение, не доступное другим методам исследования мозговой активности

Электроэнцефалография

ЭКГ

Методика регистрации и исследования электрических полей, образующихся при работе сердца. Электрокардиография представляет собой относительно недорогой, но ценный метод электрофизиологической инструментальной диагностики в кардиологии.

Электрокардиография

ЭОГ

Метод регистрации движения глаз, потенциала сетчатки и глазных мышц. Регистрация движения глаз методом Э. основана на наличии разности потенциалов между роговицей и сетчаткой, т. е. между передним и задним полюсами глазного яблока.

Электроокулография

ЭМГ

Метод исследования биоэлектрических потенциалов, возникающих в скелетных мышцах человека и животных при возбуждении мышечных волокон; регистрация электрической активности мышц.

Электромиография

МЭГ

Технология, позволяющая измерять и визуализировать магнитные поля, возникающие вследствие электрической активности мозга. Для детекции полей используются высокоточные сверхпроводниковые квантовые интерферометры, или СКВИД-датчики. МЭГ применяется в исследованиях работы мозга и в медицине.

Магнитоэнцефалография

ПЭТ

Радионуклидный томографический метод исследования внутренних органов человека или животного. Метод основан на регистрации пары гамма-квантов, возникающих при аннигиляции позитроновс электронами. Позитроны возникают при позитронном бета-распаде радионуклида, входящего в состав радиофармпрепарата, который вводится в организм перед исследованием.

Позитронно - эмиссионная - томография

ЯМР

резонансное поглощение или излучение электромагнитной энергии веществом, содержащим ядра с ненулевым спином во внешнем магнитном поле, на частоте ν (называемой частотой ЯМР), обусловленное переориентацией магнитных моментов ядер.

ядерная магнитная -резонансная интроскопия


Заключение

В первой главе нами дано общее представление о психофизиологической основе, на которой формируются профессионально важные качества.

Вторая глава посвящена психофизиологии профессиональной деятельности человека. Психологический процесс, имеет свою сущность и содержание, формы и методы, которые последовательно раскрываются в данной работе.

В работе была поставлена и выполнена следующая основная цель работы - подробно охарактеризованы особенности профессиональной деятельности с позиций психофизиологии профессиональной деятельности.

В работе были поставлены и решены следующие задачи исследования: определены теоретические основания применения психофизиологии для решения практических задач в психологии труда; охарактеризовано методическое обеспечение психофизиологического аспекта прикладных исследования; охарактеризована психофизиологию профессионального отбора и профпригодности; охарактеризованы психофизиологические компоненты работоспособности, психофизиологические детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности и психофизиологические функциональные состояния.

Данная исследовательская работа полезна студентам факультета «Управление персоналом» именно тем, что развитие познавательных процессов и способностей во многом определяет успешность обучения и профессиональной деятельности. Знание уровня актуального развития познавательных процессов и способностей необходимо для профессионального отбора, подбора ᴨперсонала, оценки ᴨперсонала и формирования резерва, профконсультации, профориентации, профинформации.

Это имеет большое значение для успешности обучения и оптимизации профессиональной деятельности имеет учет индивидуальных личностных особенностей. Знание индивидуальных личностных особенностей необходимо для профессионального отбора, подбора ᴨперсонала, оценки ᴨперсонала и формирования резерва, профконсультации, профориентации, профинформации.

психофизиология профессиональный исследование анализ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Александров Ю.И. Психофизиология. Учебник / Ю.И. Александров. - СПб.: Питер, 2014. - 496 с.
  2. Васильков А.М., Белов В.Г. Принципы и методические основы изучения и оценки психофизиологических качеств человека // Вопросы психологии. 2015. - №11. С.12-19.
  3. Глушко А.Н. Дифференциальная психология и психодиагностика. М.: Астрель, 2014.-452 с.
  4. Гусева Н.Ю. Психология и педагогика: Учеб. пособие / Н.Ю. Гусева. - Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2014. - 204 с.
  5. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов / Н.Н. Данилова. - М: Аспект Пресс, 2014. - 368 с. С. 295-323, 55-99.
  6. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: Деловая книга, 2013. - 336 с.
  7. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: Академия, 2015.-198 с.
  8. Кибанов А.Я. и др. Экономика и социология труда. М.: ИНФРА-М, 2014. 388 с.
  9. Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда: Учебное пособие. / Под ред. Е.М. Ивановой - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2015г.
  10. Марютина Т.М. Введение в психофизиологию / Т.М. Марютина, О.Ю. Ермолаев. - М: МПСИ, 2016. - С. 198-206, 136-150.
  11. Психофизиология профессиональной деятельности: учебно-метод. материалы. / Сост. Ю.В. Назарова. - Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, 2016 - 64 с.
  12. Рыбников О.Н. Психофизиология профессиональной деятельности: Учебник / О.Н. Рыбников. - М.: Академия, 2016. - 320 с. - С.308-315.
  13. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности / Н.В. Самоукина. - СПб.: Питер, 2014. - 220 с.
  14. Сорочан В.В. Психология профессиональной деятельности: Конспект лекций / В.В. Сорочан. - М.: МИЭМП, 2015. - 70 с
  15. Ткачук В.Г., Хапко В.Е. Психофизиология труда: Конспект лекций. Киев: МАУП, 2014.-88 с.
  16. Трифонов Е.В. Психофизиология человека. Русско-англо-русская энциклопедия. 12-е изд., 2015.-562 с.
  17. Федотова Л.П. Психофизиология труда и профессиональной деятельности: Учебное пособие / Л.П. Федотова, В.В. Халевицкая. - Екатеринбург: УМЦ УПИ, 2015. - 88 с.
  18. Филиппов М.М. Психофизиология функциональных состояний: Учеб. пособие / М.М. Филиппов. - К.: МАУП, 2016. - 240 с.
  19. Черенкова Л.В. Психофизиология в схемах и комментариях / Под ред. А.С. Батуева. - СПб.: Питер, 2016. - 240 с.