Файл: «Воспитание толерантности как социально значимого личностного качества».pdf
Добавлен: 29.04.2023
Просмотров: 189
Скачиваний: 3
Содержание
1. Теоретические основы воспитания толерантности как социально значимого качества 6
1.1 Характеристика и содержание основных понятий межнационального общения 6
1.2. Средства, формы и методы воспитания толерантности 13
2. Педагогические условия воспитания толерантности 23
2.1. Аналитический обзор учебных программ по воспитанию 23
2.1. Анализ практического опыта воспитания толерантности 31
Список использованной литературы 43
Введение
Проблемы воспитания толерантности представляются весьма актуальными, поскольку из-за происходящих на постсоветском пространстве современных событий, многие учащиеся испытывают, зачастую необоснованное, неуважение к людям других национальностей.
Не секрет, что в школьных коллективах наблюдаются недоброжелательные высказывания о представителях других наций, их традициях и обычаях. Наблюдаются и неприязнь, и затаенная злоба иногда откровенная, иногда в скрытой форме, которая, несомненно, может найти выход в реальных негативных действиях по отношению к людям другой национальности, другого вероисповедания, другой культуры. Национальная кичливость зачастую приводит к конфликтным ситуациям.
В силу того, что межэтнические отношения являются чрезвычайно важным элементом социальной и политической обстановки практически в любом государстве, проблема воспитания толерантности требует серьёзного педагогического внимания.
Воспитание толерантности в школе чрезвычайно важно и в силу того, что обострение межнациональных взаимоотношений, характеризующиеся повышенной эмоциональностью, представляют серьёзную опасность именно для детей, ставя их в поле социально-психологического напряжения.
В данных условиях формирование именно эффективного общения школьников со сверстниками является социально значимым личностным качеством. Именно в общении у школьников вырабатываются коммуникативные навыки и умения, формируются знания об окружающем мире и о собственном «Я». Толерантность, в свою очередь, предполагает уважительное отношение человека к людям различных наций, их культуре, истории и, безусловно, национальному достоинству.
Следует отметить, что проблемы воспитания толерантности достаточно широко освящены не только в социологической и политологической литературе, но и в педагогических теоретических исследованиях. Среди обширного круга трудов по проблемам этнопедагогики и, этнопсихологии, вопросам этнокультурного и интернационального воспитания можно отметить работы педагогов-теоретиков Р.Т. Гарданова, Г.Н. Волкова, А.И. Доронченкова, О.Д. Мукаевой, B.C. Мухиной, Э.А. Саракуева и других.
Проблемы воспитания толерантности межнациональных отношений и межнационального общения в рамках школьного образования достаточно подробно освящены в исследованиях В.Х. Абэляна, Т.Н. Бартеневой, З.Т. Гасанова, И.А. Дадова, И.В. Жуковского и других.
По мнению специалистов, толерантность как социально значимое качество, безусловно, зависит от уровня сформированности умения соблюдать общечеловеческие нормы и мораль. В силу чего в исследованиях, связанных с формированием культуры межнационального общения в рамках воспитательной работы в школе, учеными выдвигаются ряд целей задач педагогического воздействия. В частности, такие как: ориентация на общечеловеческие нравственные ценности, воспитание уважения к людям разных национальностей, бережное отношение к социальным ценностям и веротерпимость к религиозным чувствам людей различных национальностей; формирование непримиримого отношения к проявлениям расизма и национализма, воспитание в духе людей.
Однако, в научно-методической педагогической литературе не в полной мере рассматриваются практические аспекты конкретных мероприятий по воспитанию толерантности как социально значимого качества. Поэтому этот аспект воспитательной работы нуждается в более глубоком изучении.
По мнению специалистов, проблема воспитания толерантности в практической работе в образовании остаётся всё еще мало разработанной.
Объект исследования - проблемы воспитания толерантности как личностного качества.
Предмет исследования - процесс воспитания толерантности в современной школе.
Цель работы - выявить педагогические условия воспитания толерантности как социально значимого качества.
- изучить теоретические основы воспитания толерантности как социально значимого качества;
- охарактеризовать содержание основных понятий толерантности;
- рассмотреть средства, формы и методы воспитания толерантности
- выявить педагогические условия воспитания толерантности;
- проанализировать учебные программы по воспитанию толерантности;
- изучить практический опыт воспитания толерантности.
Методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме воспитания толерантности. Изучение и анализ программ и практического опыта воспитания толерантности.
1. Теоретические основы воспитания толерантности как социально значимого качества
1.1 Характеристика и содержание основных понятий межнационального общения
Приступая к краткому обзору теоретических аспектов воспитания толерантности, представляется необходимым, прежде всего, кратко охарактеризовать основные понятия.
По сути, медицинский термин «толерантность», в последние годы получил весьма широкое распространение в психологии, социологии, политологии и других общественных науках.
В данном значении под толерантностью принято понимать «терпимость, спокойное отношение к самым различным вариантам мировоззрения, внешнего облика и поведения других людей. Даже, если самому индивиду эти специфические особенности несвойственны»[1].
Ряд авторов, в частности С. Г. Кулагина и соавторы рассматривают толерантность как «особую личностную черту, которая может быть сформирована в большей или меньшей степени соответствующим педагогическим воздействием»[2].
В.В Макаев, З. А. Малькова, Л. Л. Супруноваи другие считают, что понятие «национальная толерантность» может быть определено как неотъемлемый элемент структуры менталитета той или иной народности, специфическая черта именно национального характера, ориентирующаяся на терпимость в межнациональных отношениях[3].
Вышеприведённые определения показывают, что понятие межнациональной толерантности предполагает оптимальное видение перспективы межнациональных отношений, проявляясь в оптимальном проектировании межнациональных взаимодействий. Соответственно культура межнационального общения предполагает наличие, прежде всего, психологической предрасположенности человека к восприятию особенностей и традиций других наций, даже если они непонятны и вызывают отторжение.
Говоря о толерантности, необходимо кратко охарактеризовать понятие культуры межнационального общения.
А.И. Кравченко определяет культуру межнационального общения как частный случай проявления культуры как общественно-исторического феномена, который относится к числу фундаментальных не только в культурологии, но и в философии, социологии, политологии и т.д.[4]
Существует множество определений понятия «культура», приведём определение, предложенное в культурологическом словаре – справочнике: «Культура, есть прежде всего акт преодоления природы, выхода за границы инстинкта, сотворение того, что может надстроиться над природой»[5].
Все составляющие общей культуры прямо или опосредованно сказываются на культуре как межличностных, так и межнациональных отношений как морально-этической форме проявления внутренней общей культуры.
Народ как субъект культуры ряд авторов определяет как исторически сложившуюся качественную характеристику общности людей, которые неформализованно, но реально объединены, материальным, социальным и духовным творчеством, находясь в постоянном динамичном развитии могут быть определены как «движетель обновлениия и совершенствования общественного богатства»[6].
По мнению специалистов, ценными представляются именно те толкования культуры межнационального общения, которые содержат идею национальной толерантности[7].
Культура межнационального общения должна содержать, прежде всего, такие элементы, как тактичное отношение к национальным различиям, и этику межнационального поведения. Что, в свою очередь, предполагает формирование у человека с раннего детства чувства единой семьи народов его страны, осознания общности исторических судеб всех народов.
Ряд практикующих педагогов, в частности З.О. Кекеева, в контексте воспитания толерантности в рамках воспитательной работы в школе значительную ценность представляют знания о происхождении народов, с которые населяют страну, в особенности с теми, кто живет рядом, изучение своеобразия традиций, быта, этикета, обрядов и т.д.[8]
Однако, вся история межнационального общения и взаимодействия показывает, что путь к взаимопониманию лежит не только через знания, но и через чувства. То есть стремление не только узнать, но и увидеть, почувствовать прекрасное в национальном своеобразии.
Так, генеральный секретарь Международной ассоциации по межкультурному образованию, Питер Бателаан утверждает: «Культурное этническое, социальное разнообразие представляет собой явление, создающее проблемы для людей, поскольку их не учили, целенаправленно и планомерно, воспринимать и ценить разнообразие»[9].
Особо следует подчеркнуть, что в подходе к своеобразию культуры различных народов особое внимание должно быть уделено снятию таких негативных тенденций, как предвзятость, стремление характеризовать нравы других народов с позиции своих собственных, расценивая их, чаще всего, как «плохие», «странные», «нелепые» и т.д. Чрезвычайно важно воспитывать в учащихся желание вникнуть в социальный смысл тех или иных традиций, обычаев, нравов.
По мнению специалистов, в частности Г.Н. Волкова и соавторов, межкультурное образование и воспитание должно быть ориентировано именно на универсальные права человека, признание равноценности абсолютно всех без исключения людей. При этом достоинство человека должно рассматриваться как неприкосновенное[10].
В работа философов и психологов по межнациональным отношениям Ш. Исмаилова, Н. Махмадова, М. Джунусова, Г.Чавчавадзе и других особо подчёркивается, что в основу межкультурного образования должен быть заложен императив И. Канта: «каждый человек должен общаться со своими соседями, невзирая на их происхождение и цвет кожи так, какое поведение он ожидает от них по отношению к себе»[11].
Следует отметить, что специалисты по проблемам межкультурного образования, в частности И. Хайс, особое внимание обращают на тот факт, что межкультурное образование не является «педагогикой сочувствия», поскольку милосердие, сочувствие, жалость к представителям других национальностей, иной культуры, по сути, является формой утонченной дискриминации. Практически любые, за исключением экстремистских, отличия в действиях и мыслях других людей имеют «свою собственную ценность и право быть понятым в своих собственных определениях»[12].
Соответственно воспитание толерантности должно быть направлено на то, чтобы «единство в многообразии культур» стало одной из важнейших образовательных ценностей.
В контексте рассматриваемых в данной работе вопросов следует кратко остановиться на понятии этноидентичности, являющейся важнейшим механизмом адаптации и интеграции ребенка как в культуру большинства, так и сохранения тесной связи с родной культурой. Поскольку данный процесс способствует взаимному обогащению культур, становлению культурных ценностей.
По мнению социологов и педагогов, в основе причин нетерпимого отношения детей к культурным отличиям лежат незнание других культур, порождающие недостаточную уверенности в себе, неумение отстоять свою точку зрения, страх, дискомфорт и т.д. Поэтому любой межкультурный конфликт школьников необходимо анализировать, находить причины конфликта, стремиться к снятию культурных стереотипов.
Доказано, что особенности межэтнического восприятия обусловлены как возрастом, так и социальными условиями развития. Так, З.Т. Гасанов отмечает, что «до 6 лет дети имеют довольно размытое представление о своей национальности, но в то же время у ребенка уже в 4 года начинает формироваться отношение к человеку другой национальности»[13].