Добавлен: 29.04.2023
Просмотров: 363
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы сущности социального развития дошкольников
1.2 Особенности социального развития в дошкольном возрасте в процессе сюжетно-ролевой игры
2 Опытно-экспериментальная работа по социальному развитию дошкольников
2.1 Изучение уровня социального развития дошкольников
2.2 Содержание опытно-экспериментального исследования
2.3 Контрольная диагностика уровня социального развития дошкольников
ВВЕДЕНИЕ
Современный детский сад – постоянно и активно развивающийся организм. Каждый воспитатель ежедневно и ежечасно погружен в решение конкретных, ощутимо актуальных задач воспитания, обучения и развития. И главной целью дошкольного образования является воспитание образованного, с широким кругозором, глубоко интеллектуального, способного разумно и творчески мыслить человека.
Ребенку старшего дошкольного возраста важны активные направления, способствующие повышению жизненного тонуса, удовлетворяющие его социальные потребности, интересы. Детский сад должен обеспечить постепенное социальное развитие, углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, развитие личностных качеств ребенка.
Основными линиями процесса социального развития старших дошкольников являются преемственность стандартов дошкольного и начального школьного образования, образовательных программ, форм и методов обучения детей.
Выбор сюжетно-ролевых игр в нашей работе продиктован тем, что они содействуют успешному социальному развитию детей, усиливают познавательный интерес, облегчают сложный процесс учения. Для познавательного, творческого, оптимистичного характера занятий по социальному развитию ребенка необходимы нестандартные приемы повышения интереса к изучаемому, формы занятий, которые и реализуют сюжетно-ролевые игры.
Несмотря на большой потенциал игры в социальном развитии детей старшего дошкольного возраста в детском саду, ее использование минимизировано из-за недостаточной готовности воспитателей к игровым формам обучения.
Особенности применения сюжетно-ролевых игр как ключевого условия успешного социального развития детей старшего дошкольного возраста рассматривались в работах многих современных ученых, но, тем не менее, данная проблема на настоящий момент все еще характеризуется недостаточной степенью теоретической разработки.
Поэтому в качестве темы исследования мы определили: «Особенности социального развития дошкольников».
В качестве объекта исследования мы рассматриваем процесс социального развития дошкольников через сюжетно-ролевую игру. Предметом исследования стало социальное развитие как условие развития дошкольников.
Целью нашего исследования намечено изучение возможности применения сюжетно-ролевых игр в процессе социального развития дошкольников.
Для этого необходимо рассмотреть следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по вопросу социального развития старших дошкольников;
2. Изучить особенности социального развития в дошкольном возрасте в процессе сюжетно-ролевой игры;
3. Организовать и провести опытно-экспериментальную работу по социальному развитию дошкольников.
Степень изученности проблемы: Бабаева Т.Н., Гузман Р.Л., Козлова С.А., Куликова Т.А., Корнетов Г.Б., Погудкина И.С., Щукина Г.И. и др.
Форма проведения: самостоятельная деятельность детей, игры, организованная образовательная деятельность, работа с родителями.
Методологическую основу и теоретическую базу исследования составляют педагогические концепции, психологические, научно-методические исследования, раскрывающие природу объекта исследования.
Для решения поставленных задач использовались различные методы и приемы: изучение и анализ научной литературы по педагогике, методологии, психологии, системно-структурный подход, элементы компонентного анализа, описательный метод. Общий метод исследования – индуктивно-дедуктивный: от наблюдения определенных фактов к их обобщению, объяснению. При этом на всех этапах мы опирались на системный подход: социальное развитие дошкольников рассматривалось как элемент системы во взаимодействии и взаимосвязи с другими явлениями.
Игра является своего рода переходным, промежуточным звеном между полной зависимостью от вещей и предметных действий к свободе от реальной, воспринимаемой ситуации. Именно в этом освобождении и состоит значение игры для психического развития детей.
Гипотеза нашего исследования основывается на том, что процесс познания ребенком мира, подготовки к взрослой жизни, творческого, социального развития ребенка протекает более эффективно в ходе применения сюжетно – ролевой игры в детском саду – ввиду достаточного ее потенциала для умственного и нравственного развития ребенка, для формирования его способностей и становления личности в целом.
Для проверки главных положений гипотезы данного исследования планируется проведение опытно-экспериментальной работы, состоящей из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного. Данное исследование проведено на базе МБДОУ «Детский сад №9» муниципального образования «город Бугуруслан».
Курсовая работа состоит из следующих структурных единиц: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Во введении ставятся цели и задачи исследования, приводится структура исследования и краткий анализ использованной литературы. В заключении изложены итоги работы в обобщенном виде.
1 Теоретические основы сущности социального развития дошкольников
1.1 Исследования отечественных и зарубежных ученых по проблеме социального развития старших дошкольников
Социальная компетентность считается комплексным понятием, сформулированным в психологии, педагогике, которое находит свое отражение в воспитательной деятельности на каждом этапе развития личности. Мнения большинства ученых сходятся в том, что: чем раньше ребенок начинает формировать в себе эту компетентность, тем легче впоследствии ему найти свое место в обществе, реализоваться как полноценная личность, член человеческого общества.
Впервые социальная компетентность была отделена и получила свое развитие как термин в публикации В. Матюхиной. В рамках ее исследований, социальная компетентность приобретает значение понимания целевого назначения социальных отношений, институтов, норм, умений личности осуществлять социальные технологии[1].
Данное понятие стало абсолютно новым открытием, указавшим многим психологам, педагогам на важность ее формирования, развития. Социальная компетентность трактуется как высший уровень социальной активности личности, выражающийся в ее умениях осваивать, развивать социальную действительность, уровень освоения которой реализуется в непосредственной деятельности личности, ее поведения, характере взаимодействия с представителями общества, умениями наблюдать, созерцать, выстраивать логичные умозаключения.
Отечественные исследователи (Артемова Л.В., Бабаева Т.Н., Блогцицина Т.С., Буре Р.С., Якобсон С.Г., Михайлов Ф.Т., Вольцис К.Я. и др.) подчеркивают, что уровень развитости социальной компетентности характеризуется развитием, интеграцией психологических, социально-психологических проблем познания, представлений, логики, чувств, общепринятых в обществе, которые выражаются в непосредственной коммуникации и взаимодействии личности с окружающим миром.
Зарубежные авторы (Саймон Б., Шаффер Д., Зимбардо Ф., Ляйпе М. и др.) определяют социальную компетентность в качестве способа гармонично взаимодействовать с обществом, со своим внутренним «Я», решая разные проблемные ситуации. В первую очередь, данная компетентность раскрывается не во взаимодействии с окружающими, но в процессе разрешения конфликтных ситуаций, проблем посредством достижения социальных целей в рамках специфических ситуаций.
Проблема социального развития детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры приобретает все большую актуальность в связи с тем, что в обществе происходит активный процесс модернизации процессов образования и воспитания подрастающего поколения. Современное образование нацелено на формирование, развитие свободной личности, ее быструю адаптацию к жизни общества, разностороннее развитие способностей детей, воспитание гражданина, и осуществляется оно в рамках единого образовательного пространства посредством четкого выстраивания преемственных линий в содержании образования от одного этапа к другому.
Нельзя не согласиться с точкой зрения Е.Е. Кравцовой, считающей, что: «Если по каким-либо причинам развитие ребенка на одном из этапов было неполноценным, он не освоил свойственной для этого перехода деятельности, не получил специфических черт личности, то на следующем этапе он будет испытывать серьезные трудности, и его развитие будет идти искаженным путем»[2].
Исследователь Инга Унт считает, что социальное развитие учитывает индивидуальные особенности детей во всех формах и методах, вне зависимости от характера особенностей[3].
Главными направлениями социального развития в современных реалиях являются создание условий, обеспечивающих всестороннее развитие социальных способностей всех ребят; условий для дальнейшего социального развития школьников, обнаруживающих фундаментальные интересы, склонности, способности в ряде областей знаний.
К ключевому направлению в условиях ФГОС относится и поддержка индивидуальности и инициативы ребят. Образовательный процесс в этом случае строится за счет учета наличного уровня социального развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, гарантирующих каждому возможность достижения успеха. В этом смысле воспитателю необходимо владеть всесторонней информацией о развитии школьников, включая здоровье, уровень эмоционального, физического, когнитивного развития. Работа воспитателя заключается в процессе принятия решений, где он наблюдает за детьми, определяет – на какой стадии они находятся в наиболее существенных областях развития, и предпринимает соответствующие действия[4].
Таким образом, решение проблемы социального развития лежит в механизме согласования содержания, форм, методов традиционной системы обучения новым требованиям социума. Процесс такого становления включает в себя компоненты как физической, так и психологической адаптации.
Современный процесс обучения учитывает важнейшие тенденции социального развития личности, принципы сопровождения детей на всех этапах дошкольного образования.
Согласно новым требованиям социального развития рекомендуется планировать образовательный процесс, разбивая его на четыре этапа: сбора информации о ребенке – за счет наблюдения и регистрации получаемых данных; анализа полученной информации; определения целей и задач развития ребенка; построения индивидуальной программы действий ребенка, воспитателей, родителей.
Все эти задачи могут быть достигнуты при помощи: универсальной схемы для регистрации наблюдения работы ребят в центрах активности; карты наблюдения за детьми; формы записи эпизодов; журнала наблюдений.
В требованиях по образовательной области «Социальное развитие в рамках ФГОС ДОО» сохранена традиционная ориентация на фундаментальный характер образования, на освоение дошкольниками основополагающих понятий и идей. Вместе с тем подходы к социальному развитию претерпели существенные изменения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня, которые призваны стать более динамичными за счет вариативной составляющей, предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в игровую деятельность, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства.
Социальное развитие – своего рода философия новой системы ДОО, которая дает возможность воспитателю творить, искать, становиться в содружестве с детьми мастером своего дела, работать на хорошие результаты, формировать у дошкольников универсальные учебные действия – то есть готовить их к продолжению образования в школе, к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Личность проявляет себя, прежде всего, в деятельности, в этой связи изменения происходят в смене ведущего вида деятельности в каждом возрастном сегменте, т.е. у дошкольников – в игровой деятельности.