Добавлен: 29.04.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
2.1. Происхождение и социально-педагогическое значение игры
2.2. Возрастные особенности детей младших классов и игра
3. Психолого-педагогический аспект игры как метода воспитания
3.1 Значение игры в работе с детьми
3.2 Воспитательная и развивающая функции игры
3.3 Из опыта работы учителей по использованию игры как метода воспитания
4. Влияние игры как метода воспитания на формирование волевых качеств у младших школьников
3. Психолого-педагогический аспект игры как метода воспитания
3.1 Значение игры в работе с детьми
«Делу время – потехе час», - гласит толковая народная присказка. Дети привыкли дарить своё свободное время беззаботным забавам, развлекательным играм. Здоровый человек нуждается в активном отдыхе. Тем не менее в этом нуждаются ребята, подростки, для которых игры – это возможность показать свою творческую деятельность, свои возрастающие силы.
Свойственная ребятам желание активности нередко находит своё выражение в игре, которая заменяет чаду нужный для него труд. Неплохая игра просит от тех, кто в неё играет, разнообразного рода стараний, устремленных на достижение задачи, то есть на одоление появляющихся в ходе игры помехах. Игра учит их скоординированным действиям, к верности и, своевременности выполнения игровых целей, к ответственности перед теме, за кого они играют в какой-либо игре. В добровольном послушании правилам игры, без которых она прекращает быть организованным актом, утверждается и крепнет осознанная дисциплина играющих. В игре, часто представляющей собой субъективное или игровое состязание, вырабатываются множество волевых качеств: самостоятельность, упорство, самообладание, воля к успеху – без этого не будет побед. Именно присутствие всех этих ситуаций составляет результат продуктивной работы.
Активные игры, которые проводят на свежем воздухе, укрепляют организм ребят, формируют иммунитет. Познавательные игры обогащают кругозор детей, их мыслительную деятельность, воспитывают находчивость, сообразительность, побуждают заинтересованность к разнообразным сферам науки, техники, искусства.
Огромное значение завоевывает игра в занятиях детской группы, где время инициативности, влечение ребёнка своими собственными стараниями помочь коллективу.
3.2 Воспитательная и развивающая функции игры
Разбор психолого-педагогической литературных произведений по теории игры разрешает показать спектр её предназначений для развития и самореализации ребят в их независимых занятий, отображающих разнообразие опоясывающего мира и роскоши человеческих связей.
Направление игры исходит от требований общественной практики, от психофизиологических нужд растущего дитя редуцирования человеческой деятельности им. Функция игры - это её многообразная польза. У всякого вида игры есть своя польза. Есть игра-труд, искусство, торжество, загадка, тренинг, забава и другие. Существует игра, синтезирующая в себе много из выше перечисленного. В том или ином случае она есть лёгкое проявление многообразных тяготений ребёнка.
Воспитательные возможности игры изучены довольно глубоко. Подмечает её роль в постижении мира, в вырабатывании свойств ума, в скапливании опыта общественных эмоциональных волнений, в физическом формировании ребёнка, в получении опыта морального поведения, в воспитании рабочих навыков, навыков культуры межличностных, коммуникативных связей (дружба, партнёрство, совместимость), в развитии чувства юмора и др.
Наименуем наиболее значимые функции игры как педагогического феномена культуры:
- социокультурное предназначение игры;
- функция межнациональной коммуникации;
- функция самореализации ребёнка в игре как полигоне человеческой практики;
- коммуникативная функция игры;
- диагностическая функция игры;
- игротерапевтическая функция игры;
- функция коррекции в игре;
- развлекательная функция игры;
Проанализируем коротко эти функции.
Социокультурное предназначение игры. Игра – сложнейшее орудие социализации ребят, содержащее в себе как социально-контролируемые процессы сосредоточенного влияния на становление персоны, изучение ребятами сведений, внутренних ценностей и норм, свойственных окружению, или конкретной социальному единству, или группе ровесников так и стихийные, самопроизвольные процессы, воздействие на развитие ребят. Социальное предназначение игры возможно обозначает синтез изучения ребятами состоятельности культуры, потенций развития и вырабатывание его как личности, разрешающей ребятам действовать в качестве полного члена младшей или старшей группы. Процесс социализации ребят в игре не объединяется лишь к прямому взаимодействию индивидов, а включает все совокупность общественных отношений, вплоть до самых глубоких и опосредственных. Сошлёмся на позицию В.А. Сухомлинского: «через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка… Без сказки, без игры воображения ребёнка не может жить… в игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности”.
Игра своего рода эталон культуры, она контролируема, более глубоко показывает самобытность в людях, психологический склад народов. Национальность игры в том, что она вырабатывает стандартные навыки общественного поведения, специфичные системы ценностей, ориентиры на групповые или личные действия, соревновательность и кооперацию, формирует сходные этнические нравы, стереотипы поведения в общностях.
Так, русские люди отдают предпочтения силовым многоборья, игры, показывающие силу как некий протест против долгих традиций насилия и запрещений. Игры подают руку помощи людям разных национальностей, чтобы они хранили в себе наиболее заманчивые черты характера. В играх утверждаются и межпоколенные связи.
Функция межнациональной коммуникации. Кант считал, что всё человечество- это и есть сама коммуникабельность. Игры национальны, и в то же время международные, межнациональны, общечеловечны. Межнациональны потому, что у них единая основа, именно поэтому они сближают. Одни и те же по содержанию и правилам игры, хотя и нарекаемые по-другому у людей разных национальностей. Рождённые в разных концах планеты идентичными социально-культурными истоками и причинами. Например, прятки сформированы на инстинкте самосохранения; капканы, пятнашки – на двигательных рефлексах. Но и компромиссы, и конфликты – элементы штатской мысли и поведения детей. Игры предоставляют вероятность смоделировать разнообразные условия жизни, разыскивать выход из конфликтных ситуаций, не прибежав к насилию, учат многообразию чувств в восприятии всего живущего на Земле. В большой гамме чувствования. Ребята учатся в игре сенсибилизации, приготавливаться и «созревать» для решения разнообразных актуальных вопросов. В различных странах у детворы это реализуется почти в равной степени. Это означает, что игры хранят этнокультуры, они мировой банк бессмертных духовных ценностей. Об универсальности и общечеловеческой заданности игр заверяет тот факт, что игры той или другой национальной общности легко изучаются всем мировым сообществом.
Функция самореализации ребят в игре как полигоне человеческой практики- это одна из главных функций игры- это осуществление какого-либо плана, намерения, реализация вожделений самого ребёнка. Для ребят игра значительна, как сфера осуществления себя как личности. Собственно в этом плане ребятам существенен сам процесс игры, а не её итог, или конкурентность, или вероятность победы, или достижение какой-либо цели. Процесс игры – пространство самореализации. Игра – редкий полигон людской практики ребят, реальности как зоны использования и пробы накопленного опыта. Игра разрешает с одной стороны, выстроить и проконтролировать проект отстранения конкретных жизненных затруднений в практике ребят, с иной – обнаружить недостаточность опыта. Людская практика стабильно подключается е игровой ситуации для того, чтобы обнаружить потенциальные или уже наблюдающиеся проблемы у ребят и смоделировать их снятие. Почти во всех ребяческих играх проявлена суть непредвзятой реальности и жизненной истины. Материал для игр ребята берут только из окружающего мира. Для действительной жизни у ребят во время детства чересчур мало душевного материала, мало опыта, недостаточно сформировавшихся представлений, но он хочет жить энергично и инициативно. Игра делается его жизнью, и он в этой жизни персона свободная, независимая, живущая совершенной детской и неполной взрослой жизнью.
Коммуникативная функция игры. Игра – деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит ребят в истинный контекст, сложнейших человеческих связей. Ребятам очень нужна всеобщая мечта, коллективное желание быть вместе, опыт социальных переживаний.
Любой игровой круг (кратковременный и долговременный) – коллектив, выдающийся применительно к каждому игроку как организующее и коммуникативное начало, обладающее огромным число коммуникативных связей. Ребята в игре сближаются быстро, и каждый её участник интегрирует опыт, приобретенный от других играющих. Входя в игру коллектива (группы, команды), ребята берут на себя ряд нравственных обязательств перед компаньонами. Доля этих обязательств заложена в её правилах, доля находится вне. Коммуникативное общение ребят – существенный вопрос педагогики. Но это общение содержит в себе характерные нормы поведения: сыгранность и самостоятельность, единство интересов и личные увлечения, взаимопонимания и способность самому принимать решения, уступки и эмоциональную контактность. Жажда работать вместе, находиться среди ровесников, рождать такую общность.
Если игра есть форма общения людей (Каган), тем более детей, то вне контактов взаимодействия, взаимопонимания, взаимоуступоко, никакой игры между детьми быть не может. Игра – победа дружеского сознания.
Многие игры ребят, подростков и юношей разнятся прежде всего общим характером. Исключения бывают единичным действием и потому от поколения к поколению коллективный социальный опыт, обычаи, ценности и идеалы. Коммуникативные связи игры – свободного времени очеловечены культурой и несут ярко проявленный характер. Стало быть игра – это досуг заключающий в себе известное начало общности – диалекту общения, её вне генетические формы социальных связей, социальных ситуаций совместимости, совокупности, коммуникабельности. Общение, появляющееся в игре – досуге, обуславливает становление, формирование разнообразных действий культуры. Игры создают в ребятах и сохраняют у зрелого человека такие соблазнительные общественные черты, как обаяние, непринужденность, коммуникабельность. В игровых занятиях детей имеются безусловно истинные социальные отношения, формирующиеся между играющими.
Диагностическая функция игры. Диагностика- способность различать, процесс постановки диагноза. Диагноз – определяет не только особенности болезни, но и патологию в поведении ребят и совместно с тем в нормальном поведении. Игра располагает предсказательностью, он диагностичнее, чем всякая прочая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведёт себя в игре на максимуме проявляются физические силы, интеллект, творчество и так далее. Во-вторых, игра сама по себе особое «поле самовыражения».
Игра диагностична, и уже потому она есть «зона ближайшего развития». Так как игровая деятельность представляет произвольное, обобщённое отображение реальности и является внеутилитарной по своему характеру, она для ребят заманчива в силу ублаготворения желаемых, а не навязанных извне воздействий. Ребята сами в игре испытывают свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражаются и самоутверждают себя. Для этого им нужно знать себя. Игра побуждает их к самопознанию и в то же время образовывает условия внутренней активности. Большое число игр выстроено на интриге «Познай себя». «Проверь себя». Для учителей и воспитателей игра – легальный и наиболее благоприятный метод диагностики ребят ещё и потому, что игра – форма их поисково-экспериментального поведения.
Игротерапевтическая функция игры играет особую роль, так как осуществляется как лекарство терапии по отношению к нездоровым ребятам и детям, обладающие неклинические аномалии в здоровья. Врачевание игрой – серьёзное будущее лечебной педагогики, так как игра может быть и обязана быть применена для одоления разнообразных тягостей, появляющихся у ребят в поведении, в общении с окружающими, в учении. Ребята сами могут использовать игру как психотерапевтическое средство. К примеру, считалки, дразнилки, страшилки являются трансляторами, с другой стороны, мощным средством игротерапии. Игра даёт стимул органам в организме ребёнка и тем самым настраивает равновесие его сил. Природа намеренно дала человеку долгий период детства, чтобы играя, вырабатывать жизненно важные органы.
На данный момент времени используют игровые психотерапевтические тренинги, умышленно формирующие, уравновешиващие игры, игры руками. Для ребят у которых есть какое-либо заболевание разрабатываются «поющие кровати», куклы, которые могут делать всё, игрушки, которые искореняют проблемы здоровья. К игротерапевтической функции близко примыкает функция коррекционная.
Функция коррекции в игре. В ряду главных функций игры выступает и её психокоррегирующая функции. Психологическая коррекция- это внесение положительных модификаций, дополнений в гибкую структуру личностных показателей индивида.
Психотерапевты первыми заметели, что в игре проявляются раскрытие вероятных возможностей ребят, распознания верности формирования его психических процессов и моральных качеств. Они первыми признали игру как метод познания ребёнка и как метод коррекции психического развития, это были: Л.С. Выготский, С.Л. Рубенштейн, А.И. Захаров.