Файл: Игра как метод воспитания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.Введение

На протяжении всей человеческой истории, игра использовалась как один из важнейших методов воспитания и обучения детей.

Период, когда человек находится на стадии взросления, игре отводится особое место в обучении, так как потом она будет сопутствовать ему на протяжении всей его жизни. В следствии этого игре отводится в различных системах обучения, так как расцветает она в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Проблема игры беспокоила и беспокоит умы исследователь, таких как педагоги, психологи, социологи, философы, этнографы, искусствоведы и так далее. Деятели, которые заинтересованы в этой проблеме, ищут “свои” аспекты, но у всех одно и тоже мнение, что игра- это неотделимая часть всей культуры нашей цивилизации. Ведь именно игра всегда сопровождает человека, когда у него идёт период взросления. В этот период игры не просто интересное проведение своего досуга, но и способ имитирования взрослого мира- это помогает ребёнку найти контакт и взаимопонимание со своими сверстниками. Во время увлечённой игры, дети, сами того не замечая, переносят все повседневные мелочи и большие проблемы взрослой жизни в свой мир развлечений, тем самым формируя в себе разные, важные навыки.

Расширенное исследование проблемы нравственного и духовного воспитания детей посредством игры сделает возможным более широко постичь пути, средства и возможности воспитательной работы с дошкольниками.

Во время выполнения работы над курсовым заданием мной была выдвинута теория: если при воспитании дошкольников, ребят младших классов вводить в систему игру, то у них будут формироваться волевые навыки, самоконтроль, самоорганизация, которые потом они могут перенести в повседневную жизнь.

Для достижения назначенной цели и выдвинутой догадки были установлены подобающие задачи изучения:

1. Дать абстрактное обоснование игре как методу развития.

2. Изучить проблему образования волевых качеств в психологии особенности их формирования у детей младших классов.

3. Исследовать эксперимент работы педагогов по использованию игры в воспитательной работы с детьми младших классов.

Для решения выставленных задач применялись следующие методы проведения исследования:

  • разбор и синтез психолого-педагогической и методической литературы;
  • преподавательский опыт (констатирующий, развивающий и контрольный
  • преподавательское наблюдение;
  • соотнесение;
  • обобщение.

Теоретическая существенность работы состоит в расширении представлений о потенциалах применения игры как метода воспитания на формирование волевых качеств у детей младших классов.

Практическая существенность труда заключается в том, что регулярное применение игры в воспитательной работе позволяет вырабатывать у школьников волевые качества.

При написании этой курсовой работы меня вдохновляли: Шмакова С.А., Селиванова В.С., Михаленко Н.Я., Аникеевой Н.А. и другие педагогоги.

Работа состоит из введения, основной части, заключения, глоссария, списка литературных источников, приложения.

2. Теоретические аспекты игр

2.1. Происхождение и социально-педагогическое значение игры

Решить проблему и отгадать “загадку” возникновения игры предпринимались разными учёнными, слишком много времени было потрачено на это, но это дало свои плоды, так как гипотез о происхождении игры и её проблеме было множество.

По одной из идей проблема игры давало начало от того, что люди не знали как провести свой досуг и свободное время. Когда-то давно игры были концентрированием в общественной жизни и им придавался религиозно-политический смысл. “Боги сопутствуют игрокам”- так считали Древние Греки. Немецкий поэт, философ, теоретик искусства и драматург, профессор истории Ф.Шиллер утверждал, что в древности игры были божественны и служили идеалом по провождению свободного времени.

В СССР тоталитарный режим сильно исказил игровое и культурное богатство народа, всё началось с летних лагерей.

В педагогике игры рассматриваются как противостояния между двумя или несколькими игроками, командами. У каждой игры есть свои правила и свои призы за выигрыш. Игра используется как метод общения, обучения и формирования жизненного опыта.

Сложность состоит в том, что игр очень много, как и алгоритмов их проведения. В процессе игры: - осваивается минимодели общества, которые позднее перенесуться во взрослую жизнь

- рассматриваются возможности самих групп, коллективов — аналогов предприятий, фирм, различных типов экономических и социальных институтов в миниатюре; - приобретаются навыки коллективной работы, отрабатываются персональные характеристики обучающихся, необходимые для достижения установленных игровых целей; - накапливаются культурные обычаи, внесенные в игру участниками, педагогами, привлеченными дополнительными средствами — наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями.


Игра — одно из прекрасных явлений жизни, деятельность, как вроде бы ненужная и вместе с тем потребная. Непроизвольно чаруя и притягивая к себе как актуальное прояаление, игра оказалась крайне значительной и сложной задачей для научной мысли. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин. Л. С. Выготский и его ученики мыслят исходным, назначающим в игре то, что человек, играя, формирует себе манимую обстановку вместо истинной и действует в ней, исполняя установленную роль, согласно тем переносимым смыслам, которые он при этом придает окружающим его объектам. Д. Н. Узнадзе наблюдает в игре результат направленности ранее сформировавшихся и никак не возымевших еще применения в настоящей жизни функций действования. Опять-таки, как в теории игры от излишка сил, игра выдается как достоинство, а не как недостаток. Она показывается как продукт формирования, притом опережающего надобности практической жизни. Это замечательно, но солидный недостаток теории заключается в том, что она подвергает анализу игру как воздействия изнутри сформировавшихся функций, как отправление организма, а не занятие, рождающаяся во взаимоотношениях с окружающим нас миром. Игра оборачивается подобным образом, в формальную активность, не связанную с тем истинным содержанием, каким она как-то наружно наполняется. Подобное разъяснение «сущности» игры не может разъяснить настоящей игры в ее конкретных проявлениях. Н. К. Крупская во многих статьях сообщала о значении игры для изучения нашего мира, для морального формирования детей. «…Самодеятельная подражательная игра, которая поддерживает изучение полученных впечатлений, обладает большим смыслом, гораздо большим, чем что-либо прочее». Ту же мысль сообщает А.М. Горький; «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

По соображению Н.К. Крупской, игра подготавливает ребят к труду. Над этим размышлением работает А.С. Макаренко. Он говорит, что неплохая игра похожа на хорошую работу, их объединяет усилие мысли и пролетарное старание, удовольствие творчества, ощущение ответственности. В.А. Сухомлинский говорил, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Ш.А. Амонашвили сказал: «Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом». Большая значимость в формировании и воспитании ребенка принадлежит игре - существенному виду детской деятельности. Она является действенным средством формирования личности дошкольника, его нравственно-стеничных качеств, в игре реализуется необходимость влияния на окружение. Значительный смысл игре придавал и знаменитый Казахский учитель Ыбрай Алтынсарин. При работе учителем он применял казахские народные игры и полагал, что они приобщают детей к национальной культуре близкого народа.


2.2. Возрастные особенности детей младших классов и игра

Для того, чтобы установить уровень подготовки ребенка к восприятию поучительных игр на занятиях в начальной школе, нужно обнаружить возрастные, психолого – физиологические особенности детей младших классов.

К 6 годам дети в основном уже готовы к периодическому школьному занятиям. О них нужно говорить уже как о личности, потому что они понимают свое поведение, могут сравнивать себя с другими. К завершению дошкольного этапа образуется несколько новых психических образований:

- склонность к общественно важной работе;

- умение управлять собственными действиями;

- способность совершать несложные обобщения;

- фактическое освоение речи;

- способность организовывать взаимоотношения и совместную работу с другими людьми. 
В возрасте 6—7-лет детей ожидает первая большая перемена в жизни. Переход в школьную жизнь связан с радикальными изменениями его занятий, общения, взгляда на окружающий мир. Основным родом занятий становится учеба, изменяется уклад жизни, появляются абсолютно новые обязанности, так же меняется взгляд ребенка на окружающий его мир.

Принцип нынешних первоклассников — «демократичность» в беседах с учителями непреднамеренность действия, неспособность управлять собственным поведением в соответствии с общепризнанными мерками школьной жизни. Такое поведение естественно для новеньких, но, как замечают учителя, даже к концу 1-го класса у современных детей замечается определенное сопротивление требованиям. «Необходимо», «нельзя», «выполни до конца» — воспринимаются и осуществляются только при значительной настойчивости старших. Не сигнал ли это, что уже давным-давно нужно изменить тон в общении с ними, менять его на более мягкий, человеческие отношения? Нынешние первоклассники, по доказательствам учителей, очень выделяются среди своих ровесников, которые учились в школах десять лет назад. Выросшие в обострённых ситуаций общественных противоречий, всеобщего телевидения не для детей, нравственных падений, время, когда всё дозволено, они сформировали в себе все доброе и злое, что прячется в этих процессах. Ребята, наделённые выше нормы непонятной и ненужной информацией, конечно, стали более раскрепощено, свободно и уверенно выражать свои чувства. Случилось значительное расслоение людей. Ребята это всё хорошо осознают. Школе стало очень трудно удовлетворять их запросы. Воспитание обязано успевать за этими переменами и своевременно реорганизовываться.


В биологическом взаимоотношении маленькие дети из школ проходят отрезок времени второго округления: у детей, по сравнению с предыдущим поколением, существенно уменьшается рост и увеличивается вес; скелет придаётся окостенению и этот процесс уже не остановить. Идет усиленное формирование мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, от этого дети начинают быстро писать. Очень сильно возрастает сила мускулатуры. Абсолютно все ткани молодого организма растут на глазах.

В ранние школьные годы улучшается нервная система, ярко развиваются функции больших полушарий головного мозга, обостряются аналитическая и синтетическая функции коры. Вес мозга в ранние школьные годы почти достигают вес головного мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до одного килограмма. Стремительно формируется психика детей. Переменяется связь процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более интенсивным, но по-прежнему доминирует процесс возбуждения – дети младшего школьного возраста в очень возбудимы. Возрастает верность работы органов чувств. По сравнению с детьми, которые ещё не пошли в школу, возрастает чувствительность к цвету на 45%, суставно-мускульные чувства совершенствуются на 50%, зрительные — на 80% (А. Н. Леонтьев). Познавательная деятельность детей младшего школьно возраста главным образом находит в процессе обучения. Значительный смысл имеет и увеличение сферы общения. Быстротечное становление, множество свежих качеств, которые нужно выработать или воспитывать у школьников, диктуют педагогам жесткую целенаправленность всей учебно-воспитательной деятельности. Восприятие детей младшего школьного возраста выделяется шаткостью и неорганизованностью, но в то же время актуальностью и новизной, «созерцательной любознательностью». Младший школьник будет путать цифры 6 и 9, мягкий и твердый знаки с буквой, но в то же время с оживленной любознательностью воспринимает оцепляющую жизнь, которая изо дня в день открывает перед ним что-то новейшее. Небольшая дифференцированность восприятия, слабость анализа частично покрываются красочно проявленной эмоциональностью. Основываясь на ней, учителя с опытом понемногу приучают школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивая наблюдательность. К концу первой ступени школы восприятие ребят усложняется и усиливается, делается более лидирующим, дифференцирующим, обретает организованный нрав. Весь процесс учёбы в младших классах подчинен развитию культуры внимания. Школьная жизнь просит от детей стабильных упражнений в произвольном внимании, волевых напряжений для концентрации. Произвольное внимание вырабатываются совместно с прочими функциями и прежде всего — мотивацией учиться, ответственностью за успех в учёбе. Мыслительные процессы у ребят, которые учатся в начальной школе, вырабатываются от рациональнообразного к абстрактологическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», — напоминал преподавателям К. Д. Ушинский, требуя основываться на первых порах работы в школе на эти особенности детского мышления. Одна из главных задач школы первого периода — сформировать интеллект ребят до уровня осознания причинно-следственных связей. “В школьный возраст, ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функциями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше)”: Л. С. Выготский. Cобственно в школе интеллект ребят формируетcя так сильно, как ни в какое другой период времени. В это время особенно высока роль педагога. Изучения обнаружили, что при разной организации учебно-воспитательного процесса при трансформации содержания и методов занятия методики организации познавательных занятий можно приобрести абсолютно разнообразные характеристики мышления ребят младшего школьного возраста. Мышление ребят формируется, когда они говорят. Оживленный словарный запас сегодняшних третьеклассников насчитывает приблизительно 3500—4000 слов. Воздействие школьного обучения выражает не только в существенном обогащении словарного запаса ребят, но, конечно и в усвоении исключительно значимого умения устно и письменно излагать свои чувства. Высокую роль в познавательных занятиях школьника выступает память. Природные возможности ребёнка первой ступени весьма высоки: его мозг обладает такой плавностью, которая разрешает ему с лёгкостью решать задачи точного запоминания. Соотнесем: из 15 предложений ребёнок, который находится в детском саду запоминает 3—5, а ребёнок, который учиться в младших классах — 6—8. Память ребёнка, который учиться в школе имеет по преимуществу наглядно-образный характер. Ребёнок без ошибок запоминает яркий, красочный и интересный материал. Но все-таки дети, которые учатся в начальной школе, не могут распоряжаться своей памятью и подчинять ее задачам обучения. Больших стараний заслуживает формирование умений у ребят самоконтроля при зазубривании, умений самопроверки, знаний рациональной организации учебного труда. Становление личности младшего школьника совершается под воздействием свежих отношений со старшими (учителями) и ровесниками (одноклассниками), новых видов занятий (учения) и общения, введения в единую систему коллективов (общешкольного, классного). У него формируются элементы общественных чувств, развиваются умения коллективного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.) Ребёнок младшего школьного возраста думает о больших возможностях для вырабатывания моральных качеств личности. Этому содействуют послушность и знакомая внушаемость детей, которые учатся в школе, их наивность, устремление к подражанию, а основное- большой престиж, которым пользуется педагог. Роль младшей школы в процессе социализации личности, становления морального поведения велика. Мотивационная среда по темпам формирования немного отстает от умственной. Воля не выработана, мотивы не понимаются. Увеличенная ощутимость, способность совершенно и интенсивно испытывать преобладают над аргументами рассудка, ребёнок делает много неосмысленных поступков. В одном из опытов ученикам дали слово принести увлекательную игрушку, если они выполнят тяжелое задание и менее занимательную — легкого задания. Почти все ученики не только 1-го, но даже 4-го класса не задумавшись, избрали тяжелое задание. Они не осуществили его и им не дали никакого вознаграждения. На вопрос — о чем же вы думали? — они ответили: «Ни о чем, хотелось получить игрушку». Так отвечают даже подростки: весьма хотелось, а о результатах никто не задумывался. Отсюда следует, что в случае появления у ребят весьма сильного вожделения надлежит протянуть руку помощи и помочь ему сделать верный выбор. Крупные вопросы в гуманистическом воспитании объединены с позитивной самооценкой ребёнка. Очень существенно на ее вырабатывание воздействует переход ребят из семейства в школу. Оценка в доме, где детей превозносили, и истинная оценка его в школе, которая формируется в сопоставлении с прочими детьми, конечно, не сходятся или совмещаются, но редко. Двойственный напор тяжело вынести, из за этого ребята, избавляясь, пристает к одному берегу, и это чаще всего заниженная степень самооценки. Когда убеждения семейства и школы разойдутся - это создаст дополнительный груз на психологическое состояние ребёнка. Слабая самооценка скована с абсолютным душевным дискомфортом. Очень хорошо понял это и выразил Ж. Ж. Руссо: «гармоничная личность воспитания возможна лишь в том случае, когда ребенок свободно делает то, что хочет, а хотеть он будет того, что хочет его воспитатель». Ребята упрямы. До того времени, пока он сам не пожелает избавиться от той или прочей особенности своего поведения, почти никак нельзя добиться его перевоспитания. Из за этого первые энергичные проявления личной свободы обязаны быть устремлены на то, чтобы у ребят со временем формировалась самостоятельность. Наружное поведение ребят самым нешуточным образом парирует в его душе. Не зная как повлиять на этот мир самому, значительно обучать ребят в нелегких эпизодах не расстраиваться, не опускать голову, смотреть прямо в глаза, вести себя безмятежно и невозмутимо. Намерено беречь покой- настоящее проявление силы духа. Чем раньше возникнут аналогичные упражнения, тем выше от них прока. Влечение «опротестовывать» каждые замечания, не достигать соглашения даже с несомненным вещами, напрямик ведет ребенка к склочно-вздорному мелочному взрослому. Поэтому в начальной школе так важно учить ребят осознавать и признавать свои ошибки. Начальная школа обязана подключать своих воспитанников и воспитанниц в рационально созданную, легкую для них, плодотворную работу, смысл которой в вырабатывании общественных качеств личности ни с чем не сравнимо. Труд, который осуществляют ребята, располагает нрав самообслуживания, поддержки старшим или взрослым школьникам. Неплохие плоды приносит совмещение работы с игрой; тут наиболее показываются активность, самодеятельность, способность соревноваться самих ребят. Влечение ребёнка младших классов к сочному, особенному, вожделение узнать восхитительный мир, показать двигательную активность - все это обязано ублаготворять в рациональной, дающей пользу и удовольствие игре. Развитие младшего школьника очень сложный и противоречивый процесс. В этих годах подрастающий человек обязан весьма немало осмыслить, а поэтому необходимо предельно употреблять всякой день его существования. Основная задача этих лет- изучение мира, который окружает ребёнка: естества, человеческих связей. Усиленно вырабатываются без малого все умственные, общественные и моральные качества, многие из них уже останутся вечными на протяженности целой жизни.