Файл: Игра как метод воспитания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наблюдение за ходом деятельности ученика в естественных условиях во внеучебное время даёт убедительный материал о становлении и характерных особенностях воли учащихся, возможность собрать факты во взаимосвязи, проследить процесс формирования волевых качеств у отдельных учащихся.

Цель наблюдения: проследить, как проявляются волевые качества у испытуемых в определённых условиях.

Анализ волевого поведения человека позволяет выделить ряд волевых качеств, каждое из которых характеризует отдельные волевые проявления:

  • умение мобилизировать свои силы над выполнением поставленной задачи (самостоятельность);
  • быстрота и осознанность принятия решений (решительность);
  • умение довести игру до логического конца (настойчивость);
  • сознательное подчинение своего поведения правилам игры (дисциплинированность);
  • способность сдерживать свои чувства в ходе игры (выдержка);

Согласно методике Капустина Н.П. на этапе констатирующего и контрольного экспериментов велась карта педагогического наблюдения по проявлению волевых качеств в игровой деятельности детей.

Таблица 5.1 Карта педагогического наблюдения за проявлением качеств у испытуемых

№ П/п

Имя, ф. испыт.

Волевые качества

Средний балл

Самост.

Решит.

Настойч.

Дисциплин.

Выдержка

1

Ирина П

2

МарияА

3

Арья Ц

4

УльянаФ

5

Саша В

Оценка записывалась условным обозначением:

  • ярко проявляются - 5 баллов;
  • проявляются - 4 балла;
  • слабо проявляются - 3 балла;
  • не проявляются - 2 балла.

Средний балл выводился как средне арифметическое (сумма баллов делилась на 5). Уровни сформированности волевых черт характера определялись по следующей скале:

  • 5-4,5 баллов - высокий уровень;
  • 4,4 - 3,9 балла - хороший уровень;
  • 3,8 - 2,9 балла - средний уровень.

Организация исследования

Исследование проводилось в период с 1 сентября по 15 октября 2017 .

В опытно-экспериментальную работу входило проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.

За основу констатирующего и контрольного экспериментов были взяты игровые занятия, проведённые соответственно 20 января 2014 года (первое) и 7 февраля 2014 года (последнее).


Собственно исследование

Первоначальным этапом исследовательской деятельности было проведение констатирующего эксперимента. Время проведения 20 января 2014 года.

Цель проведения: выявить уровень сформированности волевых качеств у испытуемых 2 класса.

На этапе формирующего эксперимента проведены такие игры как "Не попадись на удочку" (см. приложение). За игровой деятельностью испытуемых велось педагогическое наблюдение. В ходе игры дети не чётко выполняли правила, были не выдержаны, не смогли самостоятельно её закончить. Результаты педагогического наблюдения отражены в таблице 5.2.

Таблица 5.2 Карта педагогического наблюдения за проявлением волевых качеств у испытуемых

№ п/п

Имя Ф. испытуемого

Волевые качества

Средний балл

Самос.

Решит.

Настойч.

Дисциплин.

Выдер.

1

Ирина П

2

2

2

2

2

2,0

2

МарияА

2

2

3

2

2

2,2

3

Арья Ц

3

3

3

2

2

2,6

4

УльянаФ

3

2

3

2

2

2,4

5

Саша В

2

2

2

2

2

2,0

Проанализировав результаты педагогического исследования можно сделать вывод, что у всех испытуемых низкий уровень сформированности волевых качеств.

Таким образом, проведённое наблюдение, показало, что у испытуемых данного класса необходимо формировать волевые черты личности. Для этого необходимо с учащимися проводить игры с правилами, с преодолением трудностей, игры, требующие проявления самостоятельности, быстроты принятия решений, выдержки, дисциплинированности.

Следующим этапом исследовательской деятельности было проведение формирующего эксперимента. Время проведения - с 22 января по 6 февраля 2014 года.

Главная задача эксперимента - создать условия для формирования волевых качеств у испытуемых.

Суть формирующего эксперимента: еженедельно (понедельник, вторник, четверг) проводились игры, направленные на формирование таких волевых качеств младших школьников как самостоятельность, решительность, настойчивость, дисциплинированность, выдержка.

При организации игр обращалось серьёзное внимание на методику их проведения.


Для проведения каждой игры проводилась следующая подготовительная работа:

  • выбор и подготовка места проведения игры;
  • обеспечение игры инвентарём;
  • придумывалось поощрение участников игры (моральное);

Любая игра объяснялась по следующей схеме:

  • название игры;
  • с какой целью проводится;
  • роль играющих и их расположение на игровой площадке;
  • знакомство с правилами игры;
  • ход игры;
  • подведение итогов игры.

Перед игрой испытуемым сообщалось обо всех сигналах, командах, которые будут применяться в игре (свисток, хлопок).

Роль водящего в игре ответственна. Медлительный и расторопный водящий не предрасполагает остальных игроков активным действиям, поэтому иногда водящий назначался руководителем игры, а в других случаях избирали играющие, но предварительно руководителям объяснялось, какими качествами должен обладать водящий. Последующие водящие выявлялись в ходе игры. Большое внимание уделялось на соблюдение правил игры.

Чтобы убедиться, понята ли испытуемым, организатор спрашивал у 1-2 играющих о её содержании и правилах, после чего начиналась игра.

В ходе игры поощрялись правильные способы индивидуальных и коллективных действий. Организатору приходилось помогать испытуемым правильно выбирать способы решения игровых действий, добиваться дисциплинированности учащихся. Обращалось внимание испытуемых на умение контролировать свои поступки, подчинять их интересам коллектива, с уважением относиться к участникам игры. Иногда организатору игры приходилось включаться в игру с испытуемым, чтобы показать умения играть. В ходе игровой деятельности они старались не нарушать правила игры, доводить начатое дело до конца, сдерживать свои чувства, в некоторых случаях проявлялась самостоятельность и решительность в своих действиях.

Чтобы не вызвать у испытуемых чувство неудовлетворения, отрицательную реакцию, окончание игры предупреждалось словами "последний водящий", "осталась 1 минута".

Большое внимание было отведено итогам игры. При подведении итогов, прежде всего, учитывалось качество выполнения игровых действий, соблюдение правил игры. Организатором оценивалось знание правил и умение их соблюдать, умение целесообразно действовать в игре. Объективный разбор игры со стороны организатора приучал испытуемых к правильной самооценке.

Педагогическое наблюдение велось в ходе игр всегда, но карта наблюдений заполнялась по каждому третьему игровому занятию. Проведены следующие подвижные игры: "Стаи Рыбок", "Смени руки", "Не подражай!", "Мяч через голову" и другие, цель которых создать условия для формирования волевых качеств у испытуемых.


Заключительным этапом исследовательской деятельности было проведение контрольного эксперимента. Время проведения - 7 февраля 2014 года.

Цель проведения: проверить. произошло ли повышение уровня сформированности волевых качеств у испытуемых, если в системе использовать игру как метод воспитания.

На этапе контрольного эксперимента проводилась игра "Сорви шапку". Результаты педагогического наблюдения занесены в таблицу 6.3.

Таблица 5.3 Карта педагогического наблюдения за проявлением волевых качеств у испытуемых

№ П/п

Имя, ф. испытуемого

Волевые качества

Средний балл

Самост.

Решит.

Настойч.

Дисциплин.

Выдержка

1

Ирина П

4

4

4

4

3

3,8

2

МарияА

4

5

5

4

4

4,4

3

Арья Ц

4

5

5

4

4

4,4

4

УльянаФ

5

4

4

4

4

4,2

5

Саша В

3

4

3

4

3

3,4

Для того, чтобы определить эффективность влияния игры как метода воспитания на формирование волевых черт характера у подростков, необходимо сравнивать результаты констатирующего и контрольного экспериментов. Для этого результаты констатирующегои контрольного экспериментов занесены в сводную таблицы (см.табл. 5.4).

Таблица 5.4 Сводная таблица результатов констатирующего и контрольного экспериментов

Имя, ф. испыт.

Волевые качества

Средний балл

Самостоят.

Решител.

Настой ч

Дисцип.

Выдержка

конс

конт

конс

конт

конс

конт

конс

конт

конс

конт

конс

конт

1

Ирина П

2

4

2

4

2

4

2

4

2

3

2,0

3,8

2

МарияА

2

4

2

5

3

5

2

4

2

4

2,2

4,4

3

Арья Ц

3

4

3

5

3

5

2

4

2

4

2,6

4,4

4

УльянаФ

3

5

2

4

3

4

2

4

2

4

2,4

4,2

5

Саша В

2

3

2

4

2

3

2

4

2

3

2,0

3,4


Результаты наблюдений отражены в гистограммах. По оси OX - имя, фамилия испытуемого, по оси OY - средний балл уровня сформированности волевых черт характера личности.

Рис. 1 Соотношение уровней сформированности волевых качеств у испытуемых

По данной гистограмме видно, что за период с 22 января по 7 февраля 2014 года уровень сформированности волевых черт характера у всех испытуемых повысился. Уровень сформированности волевых качеств повысился с низкого до среднего у Ирины П. (с 2 до 3,80); Марии А. (с 2,0 до 3,4); с низкого до хорошего у Арьи Ц. (с 2,2 до 4,4), Ульяна Ф. (с 2,6 до 4,4), Саша В. (с 2 до 4,2).

Анализ результатов исследования позволил нам сделать вывод, что при систематическом применении воспитательных игр с правилами происходит повышение уровня сформированности волевых качеств у подростков. Развиваю привычку к волевому действию, создаётся почва для волевого поведения вне игровой деятельности: дети становятся более решительными, самостоятельными, выдержанными, дисциплинированными, настойчивыми. Также эти качества проявляются и в повседневной жизни. Это приводит к развитию способности к элементарной самоорганизации, самоконтролю.

Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась: игра как метод воспитания действительно является одним из способов формирования волевых качеств у школьников.

Такой результат исследовательской работы лишь приближённ, так как для воспитания в людях волевых качеств нужно длительное время.

5. Заключение

Анализ игры как метода воспитания в данной курсовой работе позволяет нам сделать следующие выводы: Детство - это время игр, поэтому нужно воспитывать в детях разные физические качества, по средствам игры. Игры в этот период жизни ребят занимают самую важную часть . Чем младше ребята, тем сильнее игры оказывают на них положительные влияния, воспитывают моральные и физические качества. Из всего, что было написано мной выше, хотелось бы выделить то, что почти вся жизнь людей связана с игрой. Освоение окружающих их вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, - со всем этим он знакомится играя, воображая себя. Отсюда следует вывод, если мы хотим опираться в обучении и воспитании младших школьников на их природу, на их возрастные возможности, если мы хотим двигаться от близкого, понятного, доступного к более сложному и абстрактному, если хотим, чтобы дети были активны, энергичны, короче, если хотим, чтобы они оставались детьми, а не автоматами по приемке информации, мы должны чаще применять игру – этот удивительный феномен детства. Тогда игра станет тем самым ключом, с помощью которого откроются двери в мир познания. Я думаю, что сейчас полезна дать рекомендации, которые будут полезны учителям и воспитателям.