Файл: Игра как метод воспитания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Главным смыслом игры является подготовка ко взрослой жизни в обществе, эта задача решается через моделирование общественной жизни, включение ребят в эту деятельность, одоление начинающихся трудностей, которые связанны с отсутствием нужных социальных навыков и прочих способностей, или с ошибочно выработанными психическими свойствами и качествами.

Игра укрепляет приобретённые способности как внеситуативные. Переход от личной жизнедеятельности к социально-ориентированной происходит потому, что детские отношения начинаются в процессе самой деятельности и разыгрываются в связи с ней, когда один ребёнок начинает в качестве предмета потребности разбирать товарища-партнёра. Это происходит естественно, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и своих партнёров, если процесс и цель объединяют детей, создают условия согласованности действий. Механизм коррекции нужен в практике потому, что, к сожалению, большая часть детей имеет такие черты характера как непоседливость, вспыльчивость, замкнутость, агрессивность и другие негативные проявления, которые порождают несовместимость в общении, разрушают внутриколлективные отношения, важные формы воздействия в группе.

Кроме этого, в связи с социальным напряжением в обществе, конфликтными ситуациями в семье, экономическими проблемами, неожиданно стало увеличеваться количество детей с лёгкой недоразвитостью в психике, нарушениями характера, неврозами и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на грани здоровья и психической болезни (пограничные нарушения). Дети с такими нарушениями в психическом здоровье воспитываются в обыкновенных детских школах, поэтому их воспитатели обязаны обладать приёмами психопрофилактической коррекции. Отсюда следует, что коррекционные игры могут оказать помощь детям с отклоняющимся поведением, помочь им преодолеет переживания, которые мешают их естественному самочувствию и общению с ровесниками. Использование игры как средство психокоррекции необходимо чаще применять в работе не только с аномальными детьми, но и с нормальными, в играх с которыми эта функция используется слабо.

Развлекательная функция– это основная функция игры, если смотреть объективно. Развлечь – означает, во-первых, доставить удовольствие, удовлетворить стремление индивида к каким-либо потребностям, опосредованно приобретённым индивидуальным опытом; развлечь – это, во-вторых, воодушевить, пробудить интерес к чему-либо, завладеть чьими-то чувствами, мыслями, вывести индивида на занятия, которые способны охватить его целиком. Развлечение – это влечение к разнообразному. Поскольку влечение – психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную потребность субъекта, развлекательная функция игры связана с созданием комфорта, благоприятно атмосферы, то есть стабилизация личности, реализация уровней её притязаний. Влечение в играх – явление переходящее, поскольку представленные в нём потребности могут угасать, могут осознаваться, превращаясь в конкретные желания, намерения, установки к действию.


Игра – это уникальная дело, которая выводит ребят за рамки их прямого опыта, и всякое место, занимаемое им в игре, единственно. В этом плане игра – стратегически – тонко организованное культурное пространство развлечений ребёнка, в котором он идёт от развлечения к развитию. Развлечение в играх – это поиск. Игра обладает магией, способной давать пищу фантазии, выводящей на развлекательность.

Раскрепощение гармонических начал досуга идёт в двух направлениях. Первое отражает освоение ребёнком окружающего мира – игровой деятельности, её разновидностей. Второе – оценка себя, отношение к самому себе в сфере игры как таковой. На стыке этих направлений рождается самотворчество, проявлений творческих дарований детей весь ансамбль неформальных отношений, которые Карл Маркс называл сущностью человека.

Таким образом, воспитатель должен знать воспитательные и развивающие функции той или иной игры.

3.3 Из опыта работы учителей по использованию игры как метода воспитания

Одной из задач исследовательской работы являлось изучение опыта учителей по применению данного метода воспитания с подростками.

Для решения данной задачи использовался такой метод как анализ методической литературы.

В ходе анализа методической литературы выяснилось, что данный метод воспитания учителям старших классов используется хорошо.

Из опыта Лебедевой Л.Е. – воспитателя коррекционной школы-интерната «Воспитание детей в игре».

В школе коррекции игра- это сильное звено в процессе воспитания, она тренерует здоровые стороны ребят и ослабляют недостатки. С помощью игры получается одолеть застенчивость, нетвердость, пассивность. Интеллектуально малоразвитые ребята делаются веселыми, свежими, движения их более хваткими. Игры развивают ребят физически, поправляет дефициты моторики, формирует инициативность, смышленость, воображение, вырабатывает чувство дружбы, содействует объединению ребяческой группы.

В школе коррекции, где обучаются дети с патологиями в интеллектуальном и физическом развитии, эффективным методом упрочнения группы являются разнообразные виды состязаний. К примеру, проводят конкурсы на самый аккуратный класс, на лучшее выполнение трудового задания, конкурс «Ученик года» и т.д.


Иногда в классах ведутся состязания между учениками. У школьников, которые умственно отстают своих ровесников, улучшается умение сопоставлять, формируется самооценка и самоконтроль, побеждать трудности, воспитываются эстетические вкусы и трудовые навыки. На экране при проведении итогов соревнований Лебедева даёт положительную оценку детям своей группы, отмечает тех, кто хорошо трудился, учился, был самым вежливым, аккуратным, бережливым.

В первые дни, когда дети пребывают в школе, с целью сохранения их первых сил Лебедева избегала игр в шумном зале или на улице и проводила их в игровой комнате.

Большинство проблем в коррекционной школе связаны с нравами учеников, которые там воспитываются: общественных отношений, собственных качеств ребят – дружелюбия, благосклонности, воспитанием связи к труду, к обучению.

В 3-м классе проводилось открытое воспитательное занятие: игра-викторина «Цветик-семицветик».

За всё время, когда проводилось задание, ребята были не просто воспитанниками, а маленькими колдунами, которые на протяжении игры преодолевали различные препятствия и собирали лепестки за лепестками, создавая цветик-семецветик. Подобным образом, воспитательные занятия вместо скучных бесед и нравоучений можно провести в игровой занимательной форме.

На таких занятиях растёт активность детей, проявляется увлечённость. Ученик пробует себя в разнообразных ролях: участником обсуждения, участником игры, т.е. от пассивного участия детей к активному. Чтобы увлечь детей, необходимо постоянно вызывать интерес через познавательные игры, занятия, учитывать желания ребят померяться силами. Элементы обязательности необходимо включать в любые игры, конкурсы, викторины. Можно использовать загадки. Загадки обогащают память детей жемчужинами родного языка.

Детям необходима наглядность, красочность, яркость оформления. Для этой цели необходимо использовать сказочных героев, которые приходят к детям. На основе исследования опыта работы Лебедевой Л.Е можно сделать вывод, что детские игры, умело направленные воспитателем, могут стать важнейшим средством, инструментов воспитания тех качеств, которые необходимы современному школьнику.

Из опыта Бромберг И.Г. заведующая сектором «Дворца творчества юных Санкт-Петербурга» «Игровые программы».

На данный момент обретает большую популярность тематические игровые программы, их могут использовать, когда будут проводится клубные мероприятия, встречи и самостоятельные праздники, конкурсы.


В основе любой тематической программы лежит сценарий, в которой включается игры, песни, танцы, декламации. Такая подборка игр, перемежевания театральным действием, оказывает на ребят большое эмоциональное воздействие.

Опыт проведения игровых программ в Домах творчества школьников Санкт-Петербурга, школах показывает, что наиболее удачным и интересными получаются те программы, где весь игровой материал через образное решение конкретной темы. Например: «В гостях у сказки», «Хоровод друзей» и другие. Таким образом, формы проведения игровых программ могут быть самыми разнообразные: путешествия, игры, игровые КВН, викторины и другие. При выборе формы следует учитывать возраст играющих детей и место проведения игры.

И. Бромберг рекомендует учитывать следующие требования при составлении сценария и организации игровой программы:

  • игровая программа должна иметь конкретную тему, цель и задачи;
  • в основе программы должна лежать активная деятельность зрителей ребят;
  • содержание программы, подбор игр, загадок, конкурсов должны соответствовать возрасту подростков;
  • при построении программы важно соблюдать цепочку: завязка, развитие действия, кульминация, развязка-финал;
  • следует помнить о регламентации времени;
  • продумывание оформления тематической программы, заранее подобрать костюмы, реквизит.

Также И. Бромберг в своей статье предлагает памятку для ведущего игры и советы по выбору ведущего в игре:

  • ведущий выбирается с помощью считалки;
  • зная условия игры и силы своих товарищей, ребята могут выбрать ведущего сами в соответствии с его способностями;
  • можно назначить ведущего, дав пояснение «он ещё ни разу не водил», «очень часто соблюдает правила в игре» и т.д.

Проанализировав работы И. Бромберг можно сказать, что игровую программу можно отнести к одному из методов воспитания детей, так как игровая программа способствует развитию качеств личности у младших школьников таких как дружелюбие, доброжелательность, формирование к труду, к учёбе.

Это исследование показало нам, что на страницах методической литературы можно отыскать очень интересный опыт по применению игры в воспитании учеников младших классах, так же можно использовать его через много лет в практически любой деятельности.


4. Влияние игры как метода воспитания на формирование волевых качеств у младших школьников

Важным этапом исследовательской является проведение опытно-экспериментной работы.

Цель и задачи исследования

Цель исследования: выявить влияние игры как метода воспитания на формирование волевых черт характера младших школьников.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

  • разработать и провести внеклассные занятия с применением игр, направленных на формирование волевых черт характера младших школьников;
  • пронаблюдать, как будут формироваться волевые качества в игровой деятельности учащихся, для этого провести опытно экспериментальную работу;
  • сравнить полученные результаты, на основе сделать вывод о развитии волевых качеств личности у подростков;
  • подобрать систему игр для формирования у учащихся подросткового возраста таких волевых черт характера, как самостоятельность, решительность, настойчивость, дисциплинированность, выдержка.

Методы исследования.

Для проведения опытно-экспериментальной работы были определены следующие методы и методики исследования:

  • педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
  • педагогическое наблюдение;
  • сравнение;
  • методика Капустина Н.П

Педагогический эксперимент - исследовательская с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явления, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания, активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измерение результатов педагогического воздействия и взаимодействия, неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов. В зависимости от цели, которую преследует эксперимент, различают:

  • констатирующий эксперимент - устанавливает реальное состояние дел в процессе;
  • формирующий эксперимент - проводится целенаправленная его организация для определения условий (методов, форм, содержания образования) для развития личности школьника или детского коллектива;
  • контрольный эксперимент - проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы.

Под уровнем воспитанности мы понимаем степень сформированности важнейших качеств личности.

Наблюдение - это целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь изучает конкретный фактический материал.