Файл: Игра как метод воспитания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Собирайте как особую ценность любимые игры детей. Они могут сопровождать их в течение четырех классов. И в первом, и в четвертом классе вы найдете охотников играть в них. Ни учебная деятельность, ни праздник, ни поход, ни день рождения не обойдутся без любимых игр.

2. Новая хорошая игра – лучший подарок детям. Когда педагог готовиться к новому дню, он должен открыть свой «Сборник игр» и приготовить ребятам какую-нибудь новую и интересную игру, которая принесет им новые знания, умения, физические, нравственные качества, коммуникабельность и так далее, а так же радостные минуты .

3. Нельзя навязывать ребятам игру, которая по вашему мнению полезна, игра дело – добровольное. Детям должна предоставляться возможность отказываться от участия в различных играх, если они им не нравится.

4. Игра – не урок. Это не значит, что можно и не играть на уроке. Игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое – это не только методическое богатство педагога, но и общая, богатая впечатлениями работа учащихся на уроке.

5. Эмоции, которые педагог даёт детям, должны соответствовать той игре, в которую они играют.

6. Игра- средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших и не лучших качествах. Наблюдайте за этими проявлениями, размышляйте о них но не используйте полученную информацию во вред ребенку.

7. Хоть дети в младших классах довольно самостоятельны, игры для них требуют внимательного надзора педагога. Учитель должен уметь контролировать игру, наблюдать за ней. Руководство игрой есть применение педагогом с максимальной полнотой тех великих образовательно-воспитательных возможностей, которые свойственны этой поразительной деятельности ребенка. Мы надеемся, что эти рекомендации помогут так организовать игровую деятельность учащихся, чтобы сделать ее обучающей, познавательной, и естественно радостной.

6. Список литературы

1. Аникиева Н.А. Воспитание игрой [Текст]: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987.-144с.

2. Борде-Кляйн И., Арндт М., Зингер В. Удовольствие - в игре [Текст]: Сборник. - М.: Знания, 1983.-95с.

3. Исполатов А.Н. 365 игр, заданий для весёлой компании / А.Н. Исполатов. - М.: АСТ; СПб.: Сова; Владимир: ВКТ, 2009.-256с.: ил.

4. Кедрина Т.Я., Гелазония П.И. Большая книга игр и развлечений [Текст]. - М.: Просвещение, 1992.-342с.

5. Крутецкий В.А. Психология [Текст]: Учеб. для учащихся педучилищ - 2.е изд., перераб. и доп.. - М.: Просвещение, 1986.-336с.


6. Лавреньтев В.В. Значение игры в работе с детьми [Текст]// Начальная школа. - 1999. - №5.-С.84-89.

7. Лебедева Л.Е. Воспитание детей в игре. Опыт воспитателей: находки, проблема, перспективы [Текст].- ВЯТГГУ, 2003.-38с.

8. Линго Т.И. Игры, ребусы, загадки [Текст]: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия Развития: академия холдинг, 1999.-192с.

9. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Н.Ф. Прокина. Возрастная и педагогическая психология [Текст].-М.: Просвещение, 1985.-256с.

10. Минских.М.В. Игры и развлечения [Текст].-М.: Просвещение, 1985.-192с.

11. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребёнком - М.: Педагогика, 1990.-131с.

12. Пидкасистый П.И. Педагогика [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей. - М.: Педагогическое общество России, 2001.-640с.

13. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс [Текст]: Учеб. для студ. высш. учеб заведений: в 2 кн. - М.: ВЛАДОС, 2001.-Кн.2: Процесс воспитания. - 256с.: ил.

14. Психологический словарь [Текст]. - 3-е изд., доп. и перераб./Авт. - сост. Копорулина В.Н., Смирнова М.Н., Гордеева Н.О. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.-640с.

15. Погадаев Г.И. Игра, интересная для детей [Текст]// Физическая культура в школе. - 1998. - №2. - С.38-39.

16. Психология [Текст]: Учеб. /В.М. Аллахвердов, С.И. Богданова [и др.]; отв. ред. А.А. Крылов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008.-752с.

17. Петрусинский В.В. Игры - обучение, тренинг, досуг [Текст].-М.: Новая школа, 1994.-368с.

18. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания [Текст]: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000.-336с.

19. Современный словарь по педагогике [Текст]/Сост. Рапацевич Е.С. - Мн.: "Современное слово", 2001.-928с.

20. Столяренко Л.Д. Педагогика [Текст].-Ростов./Д: Феникс, 2000.-448с.

21. Спиваковский А.С. Игра - это серьёзно [Текст]. -М.: Просвещение, 1981.-146с.

22. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры [Текст].-М.: Новая школа, 1994.-240с.

23. Шмаков С.А. Игры - шутки, игры - минутки [Текст].-М.: Новая школа, 1993.-112с.

24. Шмаков С.А. Лето [Текст].-М.: Магистр, 1993.-112с.

25. Шлыков А.А. Культура - досуг - ребёнок [Текст].-М.: Прогресс, 1994.-158с.

7.Приложение

Система игр, проведённых в ходе исследовательской деятельности для формирования волевых черт характера личности младшего школьника

Для того чтобы учитель в системе формировал волевые качества характера личности ребёнка в игре, ему необходимо иметь комплекс игр. Волевые черты характера личности формируются в основном в играх с правилами. Поэтому в данной работе предлагается система игр для формирования.


"Не попадись на удочку"

Цель игры: способность формированию у учащихся волевых черт характера как самостоятельности, настойчивости, дисциплинированности, выдержки, ловкости, подвижности, внимания.

Правила игры: для игры нужна верёвка длиной 2-3 метра с привязанными на конце грузиком - мешочком с песком. Играющие образуют круг, в центре которого стоит водящий с верёвкой в руках. Он начинает раскручивать её так, чтобы она вращалась над самой землёй. Ребята перепрыгивают через верёвку. Водящий постепенно поднимает плоскость вращения верёвки выше и выше, пока кто-нибудь из участников не "попадётся на удочку", т.е. не сумеет перепрыгнуть через вращающуюся верёвку. Попавшийся выходит из игры.

Итог игры: в данной игре побеждает тот, кто ни разу не "попался на удочку".

Игра "Сорви шапку"

Цель игры: способствовать развитию волевых черт характера личности: целеустремлённость, настойчивость. дисциплинированность, решительность, ловкости учащихся, внимания.

Правила игры: состязаются две команды. Чертится круг. В круг входят игроки, у каждого из них левая рука привязана к туловищу, а на голове - шапка. Задача просто и непроста - снять шапку у противника и не позволить снять свою. За каждую снятую шапку команда получает очко.

Итог игры: награждение и поздравление команды-победительницы.

Игра "Полслова за вами"

Цель игры: способствовать развитию у учащихся волевых черт характера личности, развитию вниманию, воображения.

Правила игры: участники игры садятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова; тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например, паровоз, телефон. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро. За каждую ошибку или задержку игрок выбывает их игры.

Итог игры: поздравление победителей.

Игра "Вопросы песней"

Цель игры: способствовать развитию волевых черт характера личности, мышлению, воображению, памяти.

Правила игры: участникам необходимо разделиться на две команды. Команда справа от ведущего, посовещавшись, должна хором спеть отрывок из любой известной песни, в которой заключён какой-либо вопрос (например: "Я спросил у осени: Где моя любимая?"). Вторая команда должна за одну минуту вспомнить и пропеть хором отрывок из любой другой известной песни, в котором заключён ответ на заданный вопрос (например, в данном случае можно ответить: "Где-то на белом свете, там, где всегда мороз..."). Если первая команда принимает ответ, т вторая команда в свою очередь задаёт свой вопрос, заключённый в отрывке какой-нибудь песни. Если ответ не принимается, то команде даётся дополнительно ещё 30 секунд на поиски конкретного ответа. Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не иссякнет, т.е не сможет придумать песенного ответа.


Итог игры: поздравление победителей.

Игра "Горелка"

Цель игры: способствовать развитию волевых черт характера личности, внимания, ловкости.

Правила игры: для этой игры используют приговорку:

Косой, косой,

Не ходи босой,

А ходи обутый,

Лапочки закутай.

Если будешь ты обуд,

Волки зайца не найдут,

Не найдёт тебя медведь.

Выходи, тебе гореть!

Игру можно начинать просто по сигналу ведущего. Играющие, держась за руки, становятся парами в затылок друг другу. Впереди колонны - водящий. Как только сказана приговорка или прозвучит другая команда водящего, последняя пара разъединяет руки и бежит вперёд: один - по левую, другой - по правую сторону колонны. Задача - увернуться от водящего и успеть взяться за руки. Если водящему удаётся поймать одного из игроков, он вместе с пойманным становится первой парой колонны, а водить идёт оставшийся без пары. Если игроки сумеют перехитрить водящего и взяться за руки, то они идут в голову колонны. Водящий же начинает всё сначала.

Игра "Светофор"

Цель игры: способствовать развитию волевых черт характера личности, внимания, быстроты, ловкости.

Подготовка к игре: необходимо подготовить зал для игры, выбрать водящего с помощью считалки или по желанию учащихся.

Правила игры: на площадке чертятся две линии на расстоянии 55-60 метров друг от друга. Играющие стоят за одной линией. Водящий стоит между линиями примерно посередине спиной к играющим. Водящий называет какой-то цвет. Если у играющих этот цвет присутствует в одежде, они беспрепятственно проходят мимо ведущего за другую линию. Если такого цвета в одежде нет, то водящий может осалить перебегающего пространство между линиями игрока. Осаленный становится водящим.

Итог игры: тот, кто ни разу не водил, является победителем.

Игра "Руки-стуки"

Цель игры: способствовать развитию волевых черт характера личности, ловкости, внимания.

Правила игры: все играющие кладут руки на стол и следует за водящим, который подаёт необходимые команды, выполняют все движения, какие водящий показывает сразу после произнесения вслух команды. Скажет, к примеру, водящий: "Руки - на стол!" - и все кладут на стол ладонями вниз. Раздастся команда: "Руки - в кулак!" - все сжимают в кулак. Можно придумать сколько угодно других движений.

Время от времени водящий подаёт команду: "Руки-стуки!" - и все должны хлопнуть по крышке стола.

Те ребята, кто сделает неверное движение или же промедлить - сделает позже других, выбывает из игры.


Итог игры: побеждает оставшиеся 3-4 человека, кто ни разу не ошибся.

Игра "Стаи рыбок"

Цель игры: способствовать развитию волевых черт характера личности, ловкости, внимания.

Игроки делятся на 2 команды, и каждый игрок получает бумажную рыбку (длина 22-25 см, ширина 6-7см), привязанную на нитке хвостом вниз (длина нитки 1-1,2 метра). Ребята закрепляют конец нитки сзади на поясе так, чтобы хвост рыбки свободно касался пола. У каждой команды рыбки разного цвета. По сигналу ведущего игроки, бегая друг за другом, стараются наступить ногой на хвост рыбки "противника". Касаться ниток и рыбок не разрешается. Игрок, чью рыбку сорвали, выходит из игры. Побеждает та команда, у которой останется больше всего рыбок.

Игра "Смени руки"

Цель игры: способствовать развитию волевых черт характера личности, внимания, терпения.

Двое ребят садятся друг против друга и держат обе руки ладонями вверх. Правой рукой нужно "осалить" левую руку "противника", а левую быстро убрать, когда она может быть осалена.

Ведущий часто даёт команду: "Менять!" - это значит, что надо салить левой рукой, а правую убрать. При следующей его команде: "Менять!" - снова салят правой рукой - и так всё время руки меняются.

Для того, чтобы усложнить игру, ведущий даёт изредка команду "Не менять!", и тогда дети продолжают салить той же рукой, что и прежде.

Каждый играющий вслух считает, сколько раз ему удалось осалить "противника".

Ведущий прекращает игру одним хлопком, и, если после этого кто-либо не остановится, он теряет все свои очки (осалил - 1 очко).

Игра "Не подражай"

Цель игры: способствовать развитию волевых черт личности, ловкости, внимания, терпения.

На стол кладутся пять одинаковых предметов. Вокруг стола располагаются играющие и ведущий. У каждого игрока в правой руке карандаш.

Ведущий называет один из предметов и быстро опускает возле него карандаш, одновременно с ним возле этого же предмета должны опустить свои карандаши все играющие.

Неожиданно ведущий называет один предмет, а карандаш опускает возле другого. Играющие не должны поддаваться внушению его жеста, а опустить карандаш возле предмета, который он назвал. Те, которые ошиблись, на три хода выбывают из игры.

Темп игры постепенно возрастает и, кроме того, на столе появляются и новые предметы. Число их можно довести до 10-15 в зависимости от уровня реактивности участвующих в игре. Нужно хорошо запомнить, где какой лежит предмет, чтобы опускать карандаш одновременно с ведущим.