Файл: Формирование у старших дошкольников интереса к обучению в школе.pdf
Добавлен: 29.04.2023
Просмотров: 349
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Значение воспитания готовности к школе в детском саду.
1.2 Виды психологической готовности дошкольника к школе
1.3 Особенности воспитания интереса к школе у старших дошкольников
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Вопрос 1: уроки грамоты, счет, занятия, по содержанию и форме не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка.
Вопрос 2: несогласие ребенка на "отпуск".
Вопрос 3: учебные занятия - высказывания, описывающие распорядок дня, в который обязательно включены действия по самообразованию.
Вопрос 4: содержательная сторона подготовки к школе – освоение некоторых навыков чтения, счета, письма.
Вопрос 5: несогласие на обучение на дому.
Вопрос 6: выбор учителя.
Вопрос 7: выбор школы А.
Вопрос 8: выбор школы А.
Вопрос 9: выбор отметки.
Вопрос 1: дошкольные виды деятельности – уроки художественно-физкультурно-трудового цикла, а также внеучебные занятия: игры, еда, гуляние и т.д.
Вопрос 2: согласие на "отпуск".
Вопрос 3: дошкольные занятия: игры, гуляние, рисование, занятие по хозяйству без упоминания о каких либо учебных действиях.
Вопрос 4: формальные стороны подготовки к школе – приобретение формы, портфеля и т.д.
Вопрос 5: согласие на обучение на дому.
Вопрос 6: выбор родителей.
Вопрос 7: выбор школы Б.
Вопрос 8: выбор школы Б.
Вопрос 9: выбор игрушки или шоколадки.
Преобладание в ответах ребенка категории А, свидетельствует о том, что его внутренняя позиция имеет содержательный характер. Преобладание категории Б, говорит об ориентации ребенка на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения.
При интерпретации полученных результатов необходимо помнить, что должны оцениваться не только количественные, но и качественные показатели. К ним относятся и общее поведение ребенка в ходе тестирования, и интерес, с которым ребенок берется за каждое новое задание, и темп работы, и готовность идти на контакт с экспериментатором, и утомляемость, и пр.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Тест 1 на выявление активности интереса дошкольников к
школьному обучению.
Материалы.
5 картинок (фотографии детей)
1 картинка – изображение игры детей
2 картинка – изображение как дети рисуют
3 картинка – уборка территории (труд; ухаживают за белкой)
4 картинка – дети в школе
5 картинка – дети на физкультуре
Ребенку предлагается выбрать для него самую интересную. Потом воспитатель просит разложить картинки по степени убывающего интереса.
В тесте участвовало 10 детей (4 мальчика и 6 девочек)
Исследование: Результат:
I ребенок– 1, 3, 5, 4, 2 Из 10 человек – проявление интереса к
II ребенок – 4, 2, 5, 1, 3 школе составило:
III ребенок – 2, 4, 1, 5, 3 4 чел. – устойчивый интерес к школе
IV ребенок – 4, 1, 5, 2, 3 3 чел. – преобладает интерес к игре
V ребенок – 4, 3, 5, 1, 2 0 чел. – интерес к труду
VI ребенок – 1, 4, 3, 5, 2 2 чел. – преобладает интерес к
VII ребенок – 5, 1, 4, 3, 2 физкультуре
VIII ребенок – 5, 4, 1, 3, 2 1 чел. – интерес к изобразительной
IX ребенок – 4, 1, 5, 2, 3 деятельности
X ребенок – 1, 4, 2, 3, 5
Тест2 на выявление у детей представлений о школьных
принадлежностях.
Тест состоит из 2-х частей:
I часть – работа с карточками
II часть – рисование предметов для школы «Что я положу с собой в портфель»
Материал:
4 карточки – с изображением разных предметов, включая школьные принадлежности.
Детям предлагается выбрать и назвать предметы, которые относятся к школе, и которые он бы хотел взять с собой в портфель.
В тестировании участвовало 10 детей.
Карточки Рисование
1 реб. 5 5
2 реб. 5 2
3 реб. 5 5
4 реб. 2 5
5 реб. 5 5
6 реб. 2 5
7 реб. 5 5
8 реб. 5 5
9 реб. 5 1
10 реб. 5 5
5 баллов – перечисление всех 5 баллов – предметы в кол-ве 5
предметов 2 балла – мен
2 балла – частично 1 балл – использов. посторон.
0 баллов – не назвали предметов
8 детей – имеют полное представление 8 чел. – высокий уровень
о школьных принадлежностях представления
2 ребенка – имеют частичное 1чел. – средний уровень
представление 1чел. – низкий уровень
представления
Тест 3 «Веселый – грустный»
Для оценки эмоционального отношения к предстоящему процессу обучения в школе
На рис.1 изображены дети в различных ситуациях, связанных со школой и учением.
Дети идут в школу, а один ребенок смотрит на них из окна.
Ученик у доски, отвечает урок; рядом стоит учительница.
Дети в классе во время урока.
Ученик в школьном коридоре, разговаривает с учительницей.
Ученица в школьном вестибюле вблизи раздевалки.
Ребенок дома, готовит уроки.
На всех картинках нет лиц, вместо них – кружочки.
Попросите ребенка описать, какое, по его мнению, должно быть выражение лица – веселое или грустное – и объяснить почему. Желательно мальчикам предложить картинки с изображением мальчиков, девочкам – с изображением девочек.
Обычно дети охотно отвечают на вопросы, но если ребенок говорит: «Не знаю», то в этом случае задайте ему дополнительные вопросы: «Как ты думаешь, что здесь вообще происходит?» и т.д.
Эмоционально неблагополучными, тревожными считается ответы примерно такого содержания:
- у мальчика, который смотрит из окна, очень грустное лицо, так как он плохо учился и его наказали;
- мальчика вызвали к доске отвечать урок, а он не подготовился, не знает, что говорить, поэтому у него грустное лицо;
- у этого мальчика грустное лицо, так как учительница поставила ему двойку;
- мальчика ругают за плохое поведение, поэтому он такой грустный;
- мальчик выполняет домашнее задание, но задано очень много и он боится, что не успеет все сделать, поэтому он грустный;
- мальчик грустный, он опоздал в школу, теперь его будут ругать.
Ответы, в которых описывается веселый ребенок или серьезный, отражают позитивную настроенность и оцениваются как эмоционально благополучные.
Если ваш ребенок дает 5-6 «тревожных» ответов, то это свидетельствует о том, что он «болезненно» относится к предстоящему поступлению в школу, для него этот этап в жизни связан с сильными эмоциональными переживаниями, и их нужно «сглаживать».
Тест 4 «Познавательная потребность»
Вы хорошо знаете своего ребенка. Попробуйте выбрать ответ, который, с вашей точки зрения, больше подходит для вашего ребенка.
Вопросы Ответы Баллы
1. Как часто ваш ребенок занимается какой-нибудь умственной работой больше одного часа?
а) часто 5
б) иногда 3
в) очень редко 1
2.Что предпочтет ваш ребенок, если задан вопрос на сообразительность? а) хочет сам найти ответ 5
б) когда как 3
в) получит ответ от взрослых 1
3. Любит ли читать (слушат когда ему читают)?
а) постоянно 5
б) иногда 3
в) не любит 1
4. Насколько интересны для ребенка умственные занятия? а) очень интересны 5
б) когда как 3
в) не интересны 1
5. Часто ли задает вопросы?
а) часто 5
б) иногда 3
в) очень редко 1
Подсчитайте количество баллов по всем вопросам и вы получите ответ на вопрос: «Какова степень познавательной потребности у вашего ребенка»?
17-25 баллов – потребность выражена сильно; 12-16 баллов – умеренно; 12 баллов – слабо.
Тест 5«Кому что подходит?»
Для оценки эмоционального отношения к школе.
Предложите поиграть в такую игру: «Сейчас я буду называть пары слов, например «хороший – плохой», а ты должен сказать, кому в большей степени подходит каждое из них – школьнику или дошкольнику?»
Или второй вариант этой игры. Вы просите ребенка разложить заранее подготовленные вами карточки с написанными на них словами: одну карточку ребенок должен положить в ранец (портфель, сумку и т.д.), другую – коробку с игрушками.
Пары слов с прилагательными-антонимами:
большой – маленький, взрослый – детский, веселый – грустный, быстрый – медленный,
чистый – грязный, сладкий – горький, гладкий – колючий, больной – здоровый,
теплый – холодный, активный – пассивный, добрый – злой, смелый – трусливый,
бодрый – усталый, сильный – слабый, светлый – темный.
Общее положительное отношение к процессу обучению в школе оценивается по преобладающему количеству прилагательных с положительной эмоциональной окраской, которые ребенок относит к школьной жизни.
Например, из предложенных 15 пар прилагательных 8 и более положительно окрашенных ребенок соотнес с учебной, школьной деятельностью, что означает общее положительное отношение к школе.
Тест 6«Представь себе …»
Оценка направленности ребенка на процесс обучения в школе.
Предлагаете ребенку поиграть в такую игру: «Я буду рассказывать тебе разные истории, которые будут начинаться со слов «представь себе», а ты должен будешь заканчивать эти истории, представляя себя главным героем».
История первая
Представь себе, что тебе скажут: «Ты еще очень маленький и будет лучше, если еще один год ты походишь в детский сад или посидишь дома, а в школу потом пойдешь». Что ты ответишь?
История вторая
Представь себе, что 1 сентября все дети из вашей группы пошли в школу, а ты остался дома и тебе не нужно никуда идти, ни в детский сад, ни в школу. Чем бы ты стал заниматься? Что бы стал делать в то время, когда другие дети учатся в школе?
История третья
Представь себе, что есть две школы. В одной школе дети каждый день учатся читать, писать, считать, а в другой школе – уроки пения, рисования, танцев. Какую бы школу ты выбрал?
История четвертая
Представь себе, что можно опять выбрать школу. В одной школе нужно тихо сидеть на уроке, нельзя разговаривать, нужно выполнять задания, которые дает учительница. В другой же школе, наоборот, полная свобода: каждый делает, что он хочет – можно разговаривать на уроке, не выполнять никаких заданий, а если не нравится, можно уйти домой, и никто тебя не будет ругать. Какую бы школу ты выбрал?
История пятая
Представь себе, что у нас появилась возможность обучать тебя не в школе, а дома. То есть тебе не надо будет ходить в школу, а, наоборот, к тебе домой будет приходить учительница и учить тебя чтению, письму, математике. Что бы ты ответил на такое предложение?
История шестая
Представь себе, что ты уже ходишь в школу, и у тебя все очень хорошо получается, а учительница тебя хвалит. Однажды она предлагает вместо пятерки подарить тебе за хорошую учебу шоколадку. Что ты выберешь – шоколадку или пятерку?
Показателем сформированности «социальной позиции школьника» будут такие ответы:
1.отказ от предложения еще один год посещать детский сад или побыть дома;
2.направленность на учебную деятельность, даже если необязательно посещать школу;
3.отказ от школы, в которой дети не учатся, а только развлекаются;
4.предпочтение школы с определенными правилами;
5.ориентация на обучение в группе, в классе;
6.выбор отметки как формы оценки учебной работы.
Если положительных ответов будет больше половины - это свидетельствует о положительной мотивации к обучению в школе.
Тест7 «Мотивационная готовность»
Диагностика внутренней позиции школьника (по Т.Д. Марцинковской).
Стимульный материал. Набор вопросов, предлагающих ребенку выбор одного из вариантов поведения.
Если бы было две школы: одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая только с уроками пения, рисования и физкультуры, то в какой из них ты хотел бы учиться?
Если бы было две школы: одна с уроками и переменами, а другая только с переменами и без всяких уроков, то в какой из них ты хотел бы учиться?
Если бы было две школы: в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы сладости и игрушки, то в какой из них ты хотел бы учиться?
Если бы было две школы: в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все, что хочешь, то в какой из них ты хотел бы учиться?
Если бы было две школы: в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, то в какой из них ты хотел бы учиться?
Если бы у вас в классе заболела бы учительница и директор предложил бы ее заменить, или другой учительницей, или мамой, то кого бы ты выбрал?
Если бы мама сказала: « Ты у меня еще маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год», то согласился бы ты с таким предложением?
Если бы мама сказала: « Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу», то согласился бы ты с таким предложением?
Если бы соседский мальчик спросил тебя: « Что тебе больше всего нравится в школе?», то что бы ты ответил ему?
Инструкция. Ребенку говорят: « Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить, какой вариант ответа тебе нравится больше»