Файл: Формирование у старших дошкольников интереса к обучению в школе.pdf
Добавлен: 29.04.2023
Просмотров: 352
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Значение воспитания готовности к школе в детском саду.
1.2 Виды психологической готовности дошкольника к школе
1.3 Особенности воспитания интереса к школе у старших дошкольников
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Введение
Подготовка детей к школе является трудным и многоплановым вопросом. Перевод в школу оказывает воздействие на всю его персону и устанавливает перед ним массу свежих проблем. Изменяется точка зрения ребенка в обществе и вся система его отношений: к педагогу, членам семьи, родителям, своим обязанностям ученика, учебным предметам, тому виду занятий, которые до школы были основой его восприятия мира. Для того, чтобы дети смогли осознанно принимать на себя все эти свежие обязательства и осуществлять их, они должны быть подготовлены к ним.
Л.С. Выгодский обращал своё внимание на то, что активное вступление ребенка в новую социальную ситуацию определяется наличием у него субъективных возможностей активно откликнуться на новые задачи.
Подготовленность к школе выдвигается, с одной стороны, как производная личностного развития, с другой как один из самых значимых показателей достижений личностного становления дитя в дошкольные годы. Важнейшей проблемой является формирование у детей живого интереса и тяги к обучению в школе.
Решению этой задачи содействует общая устремленность работы детского сада на выковывании подготовленности детей к школе, а также особая работа: экскурсии в школу, беседы с педагогами. Проведенная таким образом работа формирует у детей к концу дошкольного возраста настойчивое стремление к поступлению в школу, к новому, почетному в их глазах, положению школьника.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Значение воспитания готовности к школе в детском саду.
Эффективность обучения детей в школе во многом обусловливается уровнем их подготовленности. Подготовленность к занятию в школе – главный результат формирования и обучения ребенка в детском саду и семье. Постоянное улучшение системы школьного образования, последние данные о возможных потенциалах воспитания ребенка в дошкольные годы, обострения постижения ценности детства и его важности для последующего созревания личности, социально-культурные процессы, происходящие в нынешнем обществе - все это оказывает большое воздействие на подготовку к школе.
Свойственной особенностью нашего времени является улучшение школьного образования. Основная задача детского сада заключается в том, чтобы всей системой воспитательно-образовательной работы обеспечить вырабатывание у детей подготовленности к школе. Подготовка ребят к школе предполагает, с одной стороны, такую организацию воспитательной работы в детском саду, которая обеспечивает значительный уровень общего, исчерпывающего развития дошкольников, с другой стороны, специальную подготовку ребят к усвоению тех учебных дисциплин, которые они будут постигать в начальных классах школы. В связи с этим в нынешней психолого-педагогической литературе ( А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Г.М. Лямина и др.) взгляд на подготовку к школе обусловливается как разностороннее формирование личности ребенка и анализируется в двух взаимосвязанных аспектах: как «общая психологическая подготовленность», и как «специальная подготовленность» к обучению в школе.
1. Общая подготовленность к школе – формулируется в достижении ребятами к моменту перехода в школу такого уровня умственного, нравственного, волевого, эстетического и физического развития, который формирует нужное начало для активного вступления ребят в новоиспеченные условия школьного обучения и намеренного усвоения учебного материала. Общая подготовленность характеризуется обусловленным уровнем психического вырабатывания, которого достигает дитя к моменту перехода к школьному обучению.
2. Психологическая готовность к школьному обучению содержит в себе мотивационную готовность, которая выражается в склонности ребят к обучению, в жажде быть школьниками, довольно большой уровень познавательной деятельности и мыслительных процессов, изучение ребенком элементарной учебной деятельности, установленный уровень волевого и социального воспитания. Все компоненты психологической подготовленности ребенка к школе снабжают психологические предпосылки введения ребенка в коллектив класса, сознательного, активного изучения учебного материала в школе, выполнение обширного круга школьных обязанностей. Цель исследования: Выявить эффективность специальной подготовки старших дошкольников к школе.
Предмет исследования: Процесс воспитания интереса к школе.
Объект исследования: Процесс подготовки дошкольника к школе.
Гипотеза исследования – мы предполагаем, что система занятий по ознакомлению со школой могут повысить интерес ребенка к школе.
Задачи исследования:
1. Разработать методику психолого-педагогического эксперимента.
2. Провести психолого-педагогический эксперимент на базе МАДОУ «Детский сад №7 «Солнышко» г. Кяхта с детьми подготовительной к школе группы в условиях детского сада.
3. Сделать сравнительный анализ результатов исследования.
4. Разработать рекомендации по использованию настоящей работы.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы
2. Наблюдение
3. Беседа
4. Эксперимент
1.2 Виды психологической готовности дошкольника к школе
Активное участие в подготовке детей к школьному обучению принимает психолог. Перед ним стоят важные задачи:
1. Осуществить психологическую диагностику уровня готовности детей к школе.
2. Разработать рекомендации для родителей и педагогов по повышению уровня готовности детей к школе совместно с другими специалистами ДОУ.
3. Осуществлять коррекционную и развивающую работу с детьми, имеющими проблемы в подготовке к школе.
4. Консультация родителей и педагогов по вопросам индивидуализации процесса подготовки к школе.
5. Помощь в оптимизации процесса преемственности между ДОУ и школой путем мониторинга процесса адаптации выпускников ДОУ.
В ходе диагностического обследования готовности ребенка к школьному обучению необходимо обращать внимание на следующие моменты:
– коммуникабельность ребенка (как вступает в контакт – свободно или чувствуется скованность);
– развитие речи, грамматическая правильность, богатство языка;
– воспитание инструкции к заданиям, быстрота понимания, сосредоточенность или рассеянность во время выполнения, может ли выслушать инструкцию до конца или начинает выполнят задание до ее окончания;
– темп выполнения заданий (быстрый, медленный, с остановками, с отвлечением, равномерный, скачкообразный);
– может ли ребенок работать длительно или быстро, утомляется.
Между заданиями можно делать небольшие перерывы, в ходе которых беседа по той или иной проблеме, выявленной у ребенка, позволит собрать ценную информацию о нем. Например, если ребенок с трудом вступает в контакт, сторонится взрослого, можно расспросить его о близких, друзьях, его играх и желаниях.
В настоящее время в специальной литературе предлагается множество диагностических методик, позволяющие выявить уровень готовности детей к школе. Некоторые методики позволяют изучить сразу несколько аспектов готовности. Например, методика А.Н. Бернштейна «Последовательность событий». В процессе ее проведения можно выявить не только уровень развития логического мышления, но и активного словаря, воображения и памяти.
В своей работе психолог сам определяет, какими методиками пользоваться. Критериями выбора должны стать: информативность, временная экономность, легкость в обработке и т.д.
Таким образом, психологическая подготовка детей к систематическому обучению в школе занимает одно из важнейших мест в деятельности психолога и педагога. Показатели такой готовности должны являться целевыми установками в организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Составными компонентами психологической готовности являются: личностная, нравственно-волевая, интеллектуальная, физическая сила.
I. Личностная подготовленность ребенка к школе.
Готовность этого типа, проявляется в отношении к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Как правило, дети проявляют желание идти в школу. Внешние аксессуары школьной жизни, желание сменить обстановку, но оказывается, это еще не самые главные мотивы. Очень важно чтобы школа притягивала ребенка своей главной деятельностью – обучением. И эта естественная тяга связана со свежими моментами в формировании старшего дошкольника. Ребенку становится скучным постигать этот мир так, как он делал это в детском саду, а вот быть школьником – уже совсем другое дело. Если ребенок не готов к социальной позиции ученика, то даже при присутствии у него нужного резерва умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему будет трудно в школе, ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития соотносится с личной готовностью ребенка к школе. Такие первоклассники ведут себя в школе неважно, у них начинаются проблемы с успеваемостью, общением с одноклассниками, преподавателями и другими детьми, которые проходят обучение в учебном заведении, то есть в школе.
Родители должны содействовать к вырабатыванию у детей личностных качеств, которые могли бы помочь им найти общий язык с одноклассниками, учителями и с другими детьми в школе. Умение ребенка войти социум, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться при необходимости, чувство товарищества – это те качества, которые снабжают ему безболезненное привыкание к новым социальным условиям, способствующим созданию благоприятных условий для его дальнейшего развития (А.А. Венгер).
II. Нравственно-волевая готовность ребенка к школе.
Она формулируется в достижении ребятами к концу дошкольного образования такого уровня вырабатывания нравственного поведения, воли, моральных чувств, которые позволяют им активно принимать свежий социальный взгляд и создать свои отношения с учителем и одноклассниками на нравственной основе. Содержание нравственно-волевой подготовленности к школе определяется теми требованиями к личности и поведению ребенка, которые обуславливаются позицией школьника. Ребенку потребуется в школе усиленный труд, умение делать не только, что ему хочется, но и то, что от него потребует преподаватель. Нужно сделать так, чтобы сила воли управляла своим поведением, эмоциями, вниманием и памятью ребенка. Без помощи взрослых будущему школьнику будет очень трудно справиться с такими нравственными нагрузками. В первую очередь родители должны приучать своих детей к этому качеству уже с малых лет, используя игровую форму.
Важными для становления нравственно-волевой готовности к школе являются такие черты личностного поведения старшего дошкольника, как самостоятельность, организованность и дисциплинированность.
III. Интеллектуальная готовность ребенка к обучению к школе.
Значение интеллектуальной готовности детей к школе обусловлено ведущим видом деятельности школьника – учителя. Интеллектуальная готовность к школе складывается из нескольких взаимосвязанных компонентов:
- запас знаний об окружающем мире (этот фонд знаний является той необходимой основой, на базе которой начинает строить свою работу учитель)
- знания детей, поступающих в школу должны быть дифференцированы (выделение областей действительности, т.е. живую и неживую природу, разные сферы человеческой деятельности и отношений, мир вещей и т.п.).
- качество освоения знаний детьми. Показателем качества знаний выступает степень осмысления детьми: точность и дифференцированность представлений; полнота содержания и объема элементарных понятий; способность детей к самостоятельному оперированию знаниями при решении доступных учебных и практических задач; системность, т.е. способность дошкольников отражать доступные, существенные связи и отношения между предметами и явлениями.
Компонентом интеллектуальной готовности к школе является определенный уровень развития познавательной деятельности ребенка. Как подчеркивают многие советские психологи (Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.А. Венгер), воспитание у детей дошкольного возраста любознательности, интереса к знаниям, желание учиться и выполнять школьные правила, формирование положительного отношения к школе, интереса к книге являются важной предпосылкой для создания у учащихся устойчивых учебных интересов и ответственного отношения к учебе и школе.
Единство общего уровня познавательной деятельности, познавательных интересов, способов мышления, довольно обширного резерва осмысленных, систематизированных представлений и простых понятий об окружающем мире, речи и элементарной учебной деятельности формирует у детей умственную готовность к усвоению учебного материала.
IV. Физическая готовность к школе .
Физическая готовность к школе так же имеет огромное значение для успешного обучения в школе. Она включает в себя многие компоненты. Это в первую очередь хорошее состояние здоровья ребенка, закаленность, выносливость и работоспособность организма, степень сопротивляемости организма к заболеваниям. Это гармоничное физическое и нервно-психическое развитие ребенка. Особую роль играет развитие мелкой мускулатуры кисти руки – обязательное условие успешного овладения письмом.